Всемирно известный художник Ай Вэйвэй (艾未未) выпустил клип с песней ‘Dumbass’, надеясь донести до мира ужас пребывания в “черной тюрьме”.
В апреле 2011 года Ай Вэйвэй
был похищен неизвестными агентами из аэропорта в Пекине, когда собирался вылететь в Гонконг. Противник однопартийного режима в течение 81 дня содержался в условиях "черной тюрьмы", то есть он не получал свиданий, а его местонахождение скрывалось. Ай Вэйвэй сказал журналистам, что очень хотел отразить эмоциональную травму, пережитую в тот период.
В клипе ‘Dumbass’, размещенном на его
сайте и в социальной сети Youtube, Ай Вэйвэй предстает в положении заключенного. Его заводят в тюрьму в черном капюшоне с надписью “преступник”, фотографируют и допрашивают, затем он ставит красными чернилами отпечаток пальца на протоколе и отправляется в камеру. Здесь он ест, спит и моется в душе под непрерывным надзором двоих охранников. В какой-то момент вместо него появляется резиновая кукла в нижнем белье, с которой круглосуточно “развлекаются” эти молодые люди в солдатской форме.
Этот жесткий пятиминутный ролик призван привлечь внимание к мрачному положению других материковых диссидентов, говорит художник. “В Китае множество политзаключенных, которые содержатся в еще более худших условиях, чем это было со мной, - приводит его слова AFP. - Когда я был под стражей, охранники просили меня петь для них песни - даже в таком месте у людей еще есть воображение”.
По его словам, для съемок клипа он воссоздал “с точностью до дюйма модель” того помещения, в котором его держали. Но он не ограничивается, если можно так выразиться, изображением кошмара. В кадрах мелькают крабы, обозначающие пропагандистскую болтовню о ‘гармонии’ (хэсе), и белая игрушечная лошадка (цаонима), символизирующая борьбу против цензуры.
Клип 'Dumbass' снял выдающийся австралийский кинооператор Кристофер Дойл (杜可風), наиболее известный по своей работе со знаменитым гонконгским режиссером Вон Кар-ваем (王家衛). Впрочем, в материковом Китае клип уже запрещен цензорами от господствующей идеологии. Ай Вэйвэй ничего иного и не предполагал. "Мои песни наверняка будут заблокированы. Не только мои песни, но моя фотография, мое имя - все заблокировано. Но это не проблема", - цитирует его Reuters.
К годовщине своего "
освобождения" в июне Ай Вэйвэй планирует выпустить в свет полный альбом Divina Commedia из шести песен. "Они меня били, но я не побежден. Я пою и продолжаю говорить то, что думаю", - заявил Ай Вэйвэй в интервью немецкому журналу Art. Он знает, что круглосуточный надзор лишь несколько удален: "За мной ведется беспрерывное наблюдение, мои разговоры подслушивают. Такое ощущение - будто живешь под увеличительным стеклом". Но после записи альбома в подпольной студии поехали с друзьями на площадь Тяньаньмэнь и врубили стереосистему на полную громкость, сказал он.
В интервью гамбургскому изданию Ай Вэйвэй рассказал также о своем проекте для Венецианской биеннале, презентация которого состоится на следующей неделе. Это огромная инсталляция из 887 деревянных стульев на трех ножках, доживших до наших дней со времен правления династии Цин. "Конструкция довольно сложная. В ней есть пара стабилизирующих соединений, но я старался не портить табуретки. Инсталляция должна производить впечатление чего-то летящего или падающего, кому как нравится", - цитирует его русский сайт Deutsche Welle.
Сам автор вряд ли будет присутствовать на одном из крупнейших событий всемирного арт-календаря, где должен представлять Германию. “Мне все еще не вернули мой паспорт, чиновники так и не объяснили, почему, - сообщил он журналистам. - Не уверен, что смогу поехать”.
Инсталляция Ай Вэйвэя Baby Formula (2013) выставлена в Гонконге всего на 10 дней