Однопартийный режим Пекина продолжает непримиримую борьбу с отклонениями в мистику и религию

Dec 22, 2010 00:29

В политике Пекина имеется составляющая, которую не слишком любят упоминать в российской прессе - это непримиримая и всепроникающая борьба против “раскола”. Этот обычно религиозный термин в переводе с партийного новояза означает любые посягательства на якобы имеющееся среди простых людей внутреннее убеждение в непогрешимой мудрости компартии. Конечно же, никакого единения народа в подобном духе не существует, но борьба все равно ведется - иначе вирус сомнения может заразить саму партийную верхушку.

Как следствие, все религиозные и духовные группы либо входят в состав патриотических обществ (обеспечивающих политическую учебу против “раскола”), либо объявлены “еретическими культами” (единственный разрешенный в материковом Китае культ связан с почитанием фигурок председателя Мао). Мероприятия в рамках этой борьбы охватывают не только материковый Китай, распространяясь и на территорию иностранных государств. Чтобы не оставалось никаких сомнений, компартия в начале декабря оплатила международный симпозиум по борьбе с “деструктивными группами”, на котором выступил 21 эксперт из числа собственных пропагандистов и приглашенных деятелей антикультистского движения. Как заявил официозной China Daily директор института изучения религии Шанхайской академии общественных наук Янь Кэцзя (Yan Kejia), целью двухдневного симпозиума была разработка “глобальных контрмер” против культов с привлечением экспертов со всего света.

Впрочем, борец с “психокультами” из Москвы Александр Дворкин в числе ораторов симпозиума, прошедшего в институте изучения религии, не значился. Очевидно, на отказ в приглашении повлияла скандальная история, когда он попытался заставить российского министра юстиции выступить после австрийского пенсионера-электротехника, овладевшего секретами борьбы с “деструктивными культами” на краткосрочных курсах. Да и самому Дворкину было бы рискованно выступать с подобной трибуны (напомним, в советский период Академия общественных наук при ЦК КПСС также занималась изучением религий, обещая предоставить партийной верхушке рецепт окончательной победы в этой сфере - но увы, так ничего и не вышло). Среди выступавших упоминаются только представитель незначительной французской группы антикультистов, и никому не ведомый специалист по исправлению психики из Соединенных Штатов Дэвид Кларк (David Clark).

"Деструктивные культистские группы изучают законодательство, обходя положения, улучшают средства коммуникации и быстро развиваются", - предостерег испуганных пекинских партийцев Пьер Пикар (Pierre Picquart) из Парижского университета. Дэвид Кларк сосредоточил свой доклад на теме угрозы со стороны “Фалуньгун”, заявив, что это “типичная деструктивная группа”, продолжающая обманывать и наносить вред населению Соединенных Штатов. Но обосновать свою мысль он смог лишь тем, что это “одна из самых трудных групп, с которыми он сталкивался в своей работе”.

Говоря о борьбе с культами в материковом Китае, представитель института Е Лухуа (Ye Luhua) также указал на практику “Фалуньгун”, которая в 1999 году определена компартией как “деструктивный культ” и запрещена. Властям следует укрепить функционирование жилищных комитетов и организаций по месту жительства, в особенности с мигрантами, чтобы те могли обосноваться, а не ощущать себя потерянными - что, добавил он, “может побудить их искать поддержку от культов”.

Специфическое указание на рабочих-мигрантов свидетельствует о намерении властей ужесточить надзор за распространением религиозных взглядов в этой среде. Однако неясно, о каких именно практиках может идти речь - едва ли перебравшиеся в крупные города крестьяне, которым приходится зарабатывать на жизнь в сложных условиях, могут подвергать себя дополнительному риску, участвуя в деятельности общин, которые уголовное законодательство определяет как "зловредныe культы" (сецзяо). Разъяснение 1999 года гласит, что этот термин "относится к таким незаконным организациям, которые были уличены в использовании религии, цигун и других вещей в качестве прикрытия, скрывают свое руководство, заманивают и контролируют своих членов, обманывают людей путем навязывания и распространения мистических идей, а также угрожают обществу".

Однопартийный режим формально считает "зловредными культами" более десятка протестантских общин, включая "Хуханьпай" (呼喊派, "Глашатаи"), "Дунфан Шаньдянь" (东方闪电, "Восточная молния"), "Мэньтухуэй" (门徒会, "Конгрегация учеников"), Full Scope Church (全范围教会), "Линлинцзяо" (灵灵教), "Синьюэ цзяохуэй" (新约教会, "Церковь Нового Завета"), "Саньбань Пужэньпай" (三班仆人), "Чжушэньцзяо" (主神教,"Божественное учение"), "Бэйливан" (被立王), "Тунъицзяо" (统一教, "Церковь Объединения"), "Тяньфудэ эрню" (天父的儿女, "Семья"), "Хуанань цзяохуэй" (South China Church). За принадлежность к этим общинам или любую поддержку их деятельности, a также к одной из таких духовных школ, как "Гуаньинь Фамэнь" ("Врата Гуаньинь"), "Чжунгун" и "Фалуньгун", многие отправлены в тюрьму. Но список практик, за участие в которых следуют репрессии, непрерывно пополняется - фактически здесь царит полнейший произвол. Это с очевидностью следует из публикаций материковой прессы, которые в силу цензуры охватывают далеко не все подобные случаи.

20 апреля 2010-го в прокуратуре Бэйху (Beihu) города Чэньчжоу провинции Хунань сообщили о двух приговорах, вынесенных за принадлежность к запрещенному культу "Шицзишэнь" (实际神). 15 апреля, как заявил административный начальник прокуратуры, представившийся безликой фамилией Сяо, Чэнь Вэньбинь (Chen Wenbin) приговорен к 4 годам тюремного заключения, а Ли Цзюаньлань (Li Juanlan) к 3 годам и шести месяцам. Вина осужденных состояла исключительно в распространении религиозных материалов среди верующих: Чэнь Вэньбинь осуществлял доставку брошюр, книг и видеозаписей из провинции Гуандун в город Чэньчжоу. Ли Цзюаньлань отвечал за распространение материалов, получая от членов общины по 4-5 тысяч юаней пожертвований в месяц. Как поясняется в заметке Синьхуа, культ "Шицзишэнь" появился в 1993 году в провинции Хэйлунцзян, а в 1995-м внесен центральным правительством в список запрещенных. В материковых источниках этот культ чаще упоминается под названием "Цюаньнэншэнь" (全能神, "Бог Всемогущий"). В разделе “общественная безопасность” на сайте правительства города Цзиань можно обнаружить, что за первое полугодие 2007-го завершено расследование 8 дел, касающихся “Фалуньгун” и “Шицзишэнь”, по которым понесли наказание 9 человек, но подробности, касающиеся запрета данного учения, также не уточняются.

В августе 2010-го милиция города Сямэнь разгромила группу последователей Ошо, сославшись на обвинение в мошенничестве и распутстве. Как сообщала местная Xiamen Evening News, один из бывших членов группы донес в милицию, что лидер общины, действовавшей под названием Greenland Health Community, Чэнь Кэюн (Chen Keyong) брал за вступление в нее до 20 тысяч юаней, “оправдывал оргазм, учение о свободном сексе, а также иные половые акты типа оргий”, а также имел несколько женщин-последовательниц. Никаких подробностей относительно нынешнего местонахождения членов общины - были ли они отправлены в лагеря трудового перевоспитания или в тюрьму - пока нет.

Можно с уверенностью предположить, что в дальнейшем представители этой группы уже не будут упоминаться как члены культа - их, скорее всего, подведут под статью о “групповом распутстве”. Именно по этой статье в этом году вынесен первый приговор: 53-летний профессор информатики Ма Яохай из провинции Цзянсу 20 мая был осужден на 3-1/2 года тюрьмы. Суд округа Цинхуай (Qinghuai) в Нанкине, столице провинции, пояснил суровость приговора отказом профессора - единственного из 22 подсудимых - признать себя виновным. Еще трое проходивших по этому делу преступников были освобождены от наказания, поскольку добровольно сдались властям, тогда как остальные 18 осуждены на срок до 2-1/2 лет. "Это явно несправедливый процесс, - подчеркнул адвокат защиты Яо Юнъань (Yao Yong'an). - Он не основывается на законе. Мы можем понять стоящие за этим доводы, но не можем принять их". "Ma невиновен, поскольку эта деятельность носила частный характер и основывалась на взаимном согласии вовлеченных в нее лиц, никоим образом не нарушив общественный порядок", - заявил партийной Global Times другой адвокат защиты Сюэ Хуогэнь (Xue Huogen).

Как писала Oriental Morning Post, в 2007 году Ма Яохай создал группу чата для свингеров, объединившую более 190 человек. По заявлению милиции, с 2007 по 2009 год он организовал 35 свингерских вечеринок: 14 в своей квартире, остальные в отелях и квартирах других участников - в возрасте от 27 до 53 лет. Сам профессор принимал участие только в 18 вечеринках. В декабре 2009 года 14 мужчин и 8 женщин были арестованы в номере отеля "Я ничего плохого не сделал, - сказал Ма Яохай спутниковому каналу Phoenix за день до начала процесса 7 апреля, добавив, что даже двое сыновей выступили в его поддержку. - Не было ни принуждения, ни организации. Почему же травят именно меня?". Этот процесс привлек оказался знаковым, поскольку обвинение впервые опиралось на закон, принятый в 1997 году, в соответствии с которым партийные боссы имеют право, что называется, стоять со свечкой над постелями своих сограждан. Ма Яохай, чья семейная жизнь потерпела крах после второго развода в 2003-м, не мог изменить супруге, так его посадили “за организацию”. В постановлении суда говорится, что если три человека и более одновременно занимаются сексом в одном и том же месте, это является “публичным проявлением похоти”.

Дело вызвало бурное обсуждение в материковом интернете; юридический журнал Legal Weekly воспроизвел историю вопроса, напомнив, что обвинение в "групповом распутстве" прослеживается с 1979 года, поскольку действовавшее тогда уголовное законодательство предусматривало наказание за "хулиганство" для всякого, кто имел добрачный секс, участвовал в групповом сексе (начиная с трех человек), или танцевал с лицом противоположного пола. Киноактер 1980-х Чи Чжицян (Chi Zhiqiang), ставший позже поп-звездой с песней "Слезы за решеткой", был в 1984-м обвинен в хулиганстве и приговорен к 4 годам тюрьмы за секс по взаимному согласию с разведенной женщиной и участие в “буржуазной” вечеринке, на которой женщины и мужчины танцевали лицом к лицу. Еще более мерзкая история произошла в 1980-х в провинции Шэньси, где женщина была приговорена к смертной казни за танцы с разными мужчинами и интимные отношения.

В 1997-м подобного рода “хулиганство” было удалено из уголовного кодекса, а вместо этого появилось "групповое распутство", которое карается тюремным заключением на срок до 5 лет. Выразив надежду на расширение общественной дискуссии в связи с первым вердиктом, ссылающимся на эту формулировку, сексолог из Пекина Фан Ган (Fang Gang) сказал Global Times: "Удаление статьи о групповом распутстве - лишь вопрос времени; уверен, что лет через 20 она уйдет". Проведенный весной популярным китайским сайтом Ifeng.com опрос показал, что 70% респондентов убеждены, что Ма Яохай вообще не должен сидеть в тюрьме. Тогда как обозреватель государственного агентства Синьхуа Чжи Фэн (Zhi Feng) заявил, что материковое законодательство должно базироваться на "уважении к традиционным обычаям". "Они смешали верное и неверное, отравив атмосферу в обществе, - сказал он в интервью Reuters. - И разве можно говорить, что они никому не нанесли ущерб".

Это дело показывает, что по своим охранительным функциям китайская компартия политически идентифицируется как аналог средневековой инквизиции, которая также силой навязывала миру собственные моральные ценности и обряды, преследуя отступников внутри церковной верхушки. Тогда каноническое мировоззрение противопоставлялось традиционным верованиям, последователи которых могли населять огромные пространства. Ныне компартия, ведомая идеей глобального духовного господства, карает рядовых сограждан за ересь и распутство, а собственных членов преследует за общение с "нечестивыми", то есть с теми, кто исповедует “мистические” воззрения. Для кадровых партийцев истинной верой называется марксизм в его маоистской версии, которому противопоставляются фэншуй и другие традиционные учения, уничижительно именуемые «мумбо-юмбо».

В мае 2007 года на страницах партийного журнала Цюши ("В поисках истины") появилась грозная статья, призванная активизировать борьбу против интереса к практике фэншуй в среде чиновников. И хотя за три года утекло много партийной воды и пронеслось много ветров, осенью 2010-го вновь всплыла тема утративших веру в марксизм чиновников, которые не могут принять решения без рекомендации мастера фэншуй. Этот "предсказатель", имя которого в оригинальной статье пекинского журнала China Review не сообщается, получает большие деньги от чиновников, "указывая верный путь". К примеру, несколько лет назад к нему обратился кадровый сотрудник одного из городских поселений, попросив предсказать будущую карьеру. Эксперт древней науки вычислил, что в течение трех месяцев вероятно продвижение вверх по карьерной лестнице; это оказалось верным - чиновника назначили на весьма влиятельный пост начальника службы персонала в уезде. В сокращенном изложении англоязычной Shanghai Daily говорилось, что мастер фэншуй берет за свои услуги от 1 тысячи до 5 тысяч юаней с каждого клиента.

Если учесть, что указанная сумма для коррумпированных госчиновников совсем невелика, концепция этого разоблачительного материала сводится к требованию усилить пропагандистскую работу. И если мастера фэншуй хорошо зарабатывают, на это должны обратить внимание органы безопасности. Тем более, как сообщает партийная Global Times, фэншуй по-прежнему используется в проектах городских сооружений. В качестве примера газета ссылается на репортаж из провинции Хэбэй, появившийся 3 февраля 2010-го на страницах популярной Southern Metropolis Daily.

Впрочем, эта история берет свое начало еще в 2007 году, когда городское управление планирования построило площадь в конце проспекта 40-метровой ширины, ведущего к зданию правительства уезда Гаои (Gaoyi), чтобы установить на ней устремленный в небо истребитель. Он воздвигнут на пьедестал и отлично виден из окон кабинетов администрации. Как пояснил строительной газете China Construction News некий пенсионер из бывших чиновников, этот монумент должен напоминать взлетающий гроб, что в китайском произносится так же, как фраза «шен гуань фа цай», означающая повышение по службе и большую удачу. По его словам, когда глава правительства заболел, то обратился к мастеру фэншуй, который рекомендовал перекрыть дорогу к административному зданию, если клиент хочет обеспечить себе спокойствие и карьерные перспективы.

Репортаж акцентирует внимание не только на казенных деньгах, которые были потрачены на списанный военный самолет, но и на жалобах рядовых граждан. Опять же анонимные местные жители говорят, что из-за этого монумента "стало меньше места для пешеходов и транспорта" и замедляется движение транспорта в часы пик; "особо опасно", когда дорогу после уроков переходят школьники. В ответ на эти обвинения секретарь уездной информационной канцелярии заявил 3 февраля Global Times, что истребитель смотрит в небо “вовсе не по мистическим причинам”, что с 2007 года он используется для патриотического воспитания детей в качестве символа обороны государства. По словам чиновника, из-за недостатка средств строительство площади удалось завершить лишь наполовину.

Газета воздерживается от прямого заключения относительно того, будет ли кто-нибудь наказан за следование советам мастера фэншуй, или же по завершении монумента истребитель будет проходить по разделу «патриотического воспитания».

Так и в другой заметке, появившейся в Global Times 23 июня 2009 года, вроде бы не содержалось однозначного вывода насчет присутствия фэншуй. Газета лишь указывала, что в провинции Юньнань направлена инспекция с целью проверить подозрения по поводу стены, которая должна была улучшить показатели успеваемости в средней школе, где учащиеся два года подряд показывали слабые результаты на переводных экзаменах в школу второй ступени. По словам оставшегося анонимным учителя, внешний облик стены длиной 400 м и высотой 2 м разработал специалист по геомантии, которого нанял недавно назначенный директор школы. Одна секция стены, значительно большей высоты, украшена черепицей и двумя драконами, играющими с жемчужиной, а также живописным изображением Тяньаньмэнь. Мастер фэншуй велел также пересадить деревья перед зданием школы, чтобы позволить без помех течь потоку “мистической удачи в учебе”. Директор отрицал, что нанимал эксперта по фэншуй, заявив, что деревья требовалось перенести, чтобы расширить проезд и построить общежитие для девочек. Тем не менее чиновник из местного управления образования подчеркнул, что раз инспекция уже направлена и выяснит, что тут замешан фэншуй, то директор понесет наказание.

Если бы в подобных публикациях упоминалась только практика фэншуй, эти истории могли бы показаться отражением борьбы с растратой бюджетных средств. Однако англоязычное издание редакции рупора компартии Жэньминь жибао ясно указывает: чиновники и учителя, милиционеры и студенты подвергаются наказаниям именно за отход от “единственно верного” учения.

2 декабря 2010-го Global Times поместила коротенькую заметку, в которой обсуждается размещенный в интернете снимок: два милиционера в форме возжигают благовония в буддийском храме города Фошань провинции Гуандун. “Некоторые сетевые комментаторы заявляют, что такой акт может нанести ущерб имиджу милиции, которая должна обеспечивать безопасность в данном месте, а не почитать Будду”, пишет газета. Далее другой - совершенно анонимный, даже без ника - гражданин ссылается на нормы внутреннего распорядка для милиции общественной безопасности, где “говорится, что милиционеры не должны принимать участие в религиозных или мистических действиях”. В заключение газета указывает, что 30 ноября комментатор с ником "police security host" от имени милиции поблагодарил общественность за сигнал, сообщив, что о данном случае доложено в отдел по надзору, который проведет служебное расследование.

Не стоит сомневаться, что для некоторых российских политиков совершенно нежелательна констатация того факта, что в материковом Китае всякие отклонения от маоистской версии марксизма в религию и мистику по-прежнему считаются недопустимыми. И, как в советские времена, в историях, касающихся репрессий в связи с религией, инициатором неизменно выступает анонимный гражданин - бдительный пенсионер, любопытный фотограф, или активный борец за мораль в частной жизни граждан.


Попавшие на снимок в буддийском храме города Фошань милиционеры должны подвергнуться наказаниям за нарушение устава, пишет материковая газета.

произвол, права человека, религия, Пекин, Китай

Previous post Next post
Up