Скрывшийся от китайских властей тибетский монах рассказал о допросах и издевательствах

Sep 17, 2008 00:06




Тибетский монах по имени Джигме вспоминает, как едва успел закончить починку обуви, как выпрыгнувшие из микроавтобуса четыре солдата в форме забрали его. Чтобы заглушить его крики о помощи, обращенные к проходившей мимо монахине, они надели ему на голову мешок.

Когда Джигме доставили в гестхаус, находящийся в местной части вооруженной милиции Китая, начались два месяца допросов и издевательств по поводу его предполагаемого участия в начавшихся с марта выступлениях против китайского режима в тибетских регионах страны.

То, что 42-летний монах рассказал по телефону 15 сентября, является важным свидетельством, полученным из первых рук, относительно обращения с монахами и монахинями, задержанными за участие в протестах.

Причем Джигме, разместивший свой записанный по-тибетски рассказ на сайте видеообмена YouTube, участия в демонстрациях протеста, прошедших после волнений в Лхасе 14 марта, не принимал.

По словам Джигме, власти задержали его, так как подозревали в контактах с иностранной прессой и западными правозащитными организациями, поскольку именно это могло стать очевидной основой для выдвинутого против него обвинения в «нелегальном предоставлении информации» иностранцам. После задержания 21 марта он в течение двух дней подвергался допросам в гестхаусе народной вооруженной милиции в городе Сяхэ провинции Ганьсу. В этом городе находится монастырь Лабранг, в котором проживает Джигме.

Затем вместе с другими задержанными Джигме отправили в тюрьму близлежащего города Линься провинции Ганьсу с предельно суровыми, по его словам, условиями содержания. «Они требовали ответа, был ли я лидером протеста, и какие контакты имел с Далай-ламой», - рассказал Джигме по телефону Associated Press, находясь, как он выразился, в "безопасном месте" неподалеку от монастыря Лабранг. «Они подвешивали меня за руки и избивали по всему телу кулаками», - продолжил он. Подобному обращению подвергались, по его словам, и другие тибетские заключенные, членам семей которых отказывали в разрешении передать им продукты питания и теплую одежду.

Джигме дважды оказывался в больнице. Во второй раз, когда он шесть дней пролежал без сознания, очевидным образом находясь на грани жизни и смерти от внутренних повреждений, его передали семье, переправившей Джигме в другую больницу, где он после 20-дневного лечения и ухода поправился.

По его словам, он был условно освобожден по медицинским показаниям, причем его дело осталось незакрытым.

После выздоровления в конце мая Джигме вернулся в Лабранг, где он числится в высшем тантрическом колледже Гьюто Драцанг, одном из шести учебных заведений монастыря. Монахи с возмущением рассказывали о налетах милиции на их общежития, в ходе которых по подозрению в участии в мартовских беспорядках были задержаны 188 монахов. Через два дня все, кроме 9 монахов, были освобождены. Прочие, признавшиеся в том, что участвовали в протестах, вышли на свободу через несколько недель. «Они были очень возмущены тем, что их поднимали с постелей посреди ночи, комнаты подвергались обыску, пропадали вещи, и никто не давал никакого объяснения, почему все это», - сказал Джигме. Он отметил, что 5 монахов остаются в условиях задержания, а еще 20 скрываются от властей.

В Лабранге, продолжил Джигме, проводятся усиленные кампании политического внушения, в ходе которых монахов принуждают дважды в неделю посещать занятия по «патриотическому перевоспитанию», где от них требуют отказаться от всяких контактов с Далай-ламой и его сторонниками, которых пекинские власти обвиняют в разжигании весенних протестов.

По словам Джигме, еще на прошлой неделе он оставался в Лабранге, когда его комнату посетили агенты безопасности. Скрываясь, он намерен рассказывать о происходящем здесь и далее, пока его не задержат вновь. "Я не боюсь, что меня заберут, - сказал он. - Мне не о чем сожалеть. Я ни в чем не виновен".

Еще две личные истории. Еще две личные истории из уст тибетцев, бывших заключенными китайских тюрем, прозвучали в фильме “Tibet: Beyond Fear”, показанном в субботу, 13 сентября, на спутниковом телеканале Link TV, сообщает New York Times.

Монахиня Нгаванг Сангдрол (Ngawang Sangdrol) и монах по имени Багдро (Bagdro) рассказывают, что случилось с ними, когда они начали открыто выступать против китайского правительства.

Они слишком молоды, чтобы помнить о китайском вторжении в 1950-м; они вспоминают, что лишь постепенно стали узнавать о событиях современной истории Тибета, поскольку старшее поколение опасалось гонений за разговоры об этом. Все же узнав о многих фактах, они начали протестовать. Нгаванг Сангдрол оказалась в заключении в 1992 году, будучи еще несовершеннолетней; Багдро, ненамного старше ее, был заключен в тюрьму в 1988-м.

Оба в конце концов были выпущены на свободу и выступили со своими свидетельствами на Западе. Нгаванг Сангдрол и в тюрьме не переставала выступать с протестами, так что была приговорена в общем к 23 годам заключения, но в результате международной поддержки (срочную акцию за ее освобождение провела Amnesty International) неожиданно была освобождена в 2002-м. «Они сказали моей сестре, чтобы та пришла за мной. Затем они говорят, что моя сестра плачет. Моя сестра думала, что это только тело. Она думала, я скончалась», - рассказывает она в фильме на весьма несовершенном английском, который делает ее историю только убедительнее.




Тибетская монахиня Нгаванг Сангдрол в фильме "Tibet: Beyond Fear"

В китайской провинции Сычуань за участие в акции протеста арестованы 10 тибетских монахов
Более 80 тибетцев арестованы в ходе акции протеста в столице Индии
Китайская милиция стреляла в воздух при разгоне демонстрации монахов в Ганьсу
Арестованные властями китайской провинции Ганьсу тибетские школьники подверглись избиениям
Human Rights Watch призвала Китай освободить тибетских школьников

Тибет, Китай

Previous post Next post
Up