Правительство Китая распространяет требование обязательного употребления нормативного китайского языка в качестве языка общения на дошкольные учреждения в местах проживания этнических меньшинств. Это означает, что тибетский язык окончательно удаляется из сферы образования на весь период учебы.
В циркуляре министерства образования, выпущенном 2 августа, подчеркивается требование продвигать использование путунхуа (普通话) на дошкольном уровне. "Начиная с осеннего семестра в сентябре этого года, обучение в детских садах сельских районов и регионов компактного проживания нацменьшинств будет вестись на общенациональном устном и письменном китайском языке", излагает циркуляр русская служба Синьхуа.
Учителям детских садов в сельских районах и регионах проживания этнических меньшинств велено совершенствовать навыки общения на путунхуа, "чтобы подготовить детей дошкольного возраста к базовым навыкам общения на нем перед поступлением в школу". Для этого учителя в сельских районах и регионах проживания нацменьшинств будут "работать в паре" с учителями, а детсады "работать в паре" с детсадами из других частей Китая. В циркуляре уточняется, что назначенные шефами ханьские учителя обязаны направлять учителей из этнических районов, чтобы те "изменили ход мысли" в отношении образования на нормативном китайском и "подчинились правилам обучения дошкольных детей языку". В дошкольных учреждениях вышеуказанных районов надлежит "организовывать разнообразные мероприятия", в ходе которых дети будут как можно больше слышать путунхуа и говорить на нем, с целью привить им вкус к этому языку, чтобы они сами хотели общаться на путунхуа и просили дать им такую возможность.
Этот циркуляр министерства образования придает подобным инициативам на местах непререкаемый авторитет решений центрального правительства. Тибетский автономный район наверняка стал испытательным полигоном для проектов, направленных на исключение тибетского языка из учебного процесса, поскольку публикуются довольно подробные репортажи о соответствующих соглашениях между чиновниками округа Шигацзе и Шанхая.
С 2018 года в рамках новой программы "школ-сестер" тибетские учителя дошкольного и среднего образования отправляются на переподготовку в Шанхай. В тибетские школы командируются
отряды преподавателей старших классов, чтобы давать уроки по предметам исключительно на путунхуа. Для тибетских детей
внедрена программа "школьных напарников", по которой каждый школьник, вывезенный на учиться в спецклассе шанхайской школы, прикрепляется к ханьской семье, занимающейся идеологическим воспитанием. В уезде Гьянгцзе историю и географию Тибета преподают по учебнику,
разработанному в Шанхае с целью показать "интеграцию и родословную ханьской и тибетской культур".
Китайские чиновники в тибетских регионах заявляют, что получение образования в частных школах и монастырях - это наследие прошлого, поскольку китайская компартия обеспечила детям скотоводов и земледельцев бесплатное обучение в государственных школах.
В июне 2021-го стало известно о закрытии частных тибетских школ в уезде Сершул округа Карцзе (кит. Шицюй Ганьцзы-тибетского автономного округа провинции Сычуань) под предлогом соблюдения единообразия в использовании учебных пособий и материалов. По словам источника RFA, с конца 2020 года действовавшие в регионе Дзачукха школы без реальных оснований принуждались к закрытию, тогда как детей, которым предлагалось обучение на тибетском, требовали переводить в государственные школы.
Как сообщалось
ранее, в уезде Дарлак тибетского автономного округа Голок (кит. Голо-тибетский автономный округ провинции Цинхай) с 8 июля 2021-го закрыта частная тибетская школа "Сенгдрук Такце", в течение 23 лет дававшая образование сиротам и детям из малообеспеченных семей. Причины закрытия также не разъяснялись, хотя оно наверняка связано с обучением на тибетском языке.
1 августа по обвинению в сепаратизме арестована учительница Ринчен Ки (Rinchen Kyi), одна из наиболее долго проработавших в школе "Сенгдрук Такце". По
сведениям Tibet Watch, она была очень расстроена закрытием школы, "лишилась аппетита и две недели почти не ела"; "ее здоровье резко ухудшилось, она начала испытывать слабость", но от обращения к врачу отказывалась.
Прежде чем семья смогла что-то предпринять, чтобы улучшить состояние Ринчен Ки, в дом явилась китайская полиция и ее арестовали по обвинению в сепаратизме. Ее увезли в Синин, столицу провинции Цинхай, где два дня держали в больнице. Потом якобы отправили в другую больницу, но куда именно, в полиции скрывают. Муж, 13-летняя дочь и 78-летняя мать остаются в тревожном неведении.
Пока что в деле тибетской учительницы можно сказать лишь, что поводом для обвинения в сепаратизме, то есть в преступлении против государственного строя, стали переживания за внезапно закрытую школу, за разбросанных по государственным учреждениям учеников. Едва ли следует рассчитывать на иное отношение к учителям и родителям в любом тибетском регионе.