Давно не было публикаций по нашим Ил-14. Банально не успеваем: для оформления полноценного красивого поста в ЖЖ надо много времени, поэтому кратко пишем и грузим фотографии с видео на нашу страницу в Фейсбуке. Заходите на неё и отмечайте "Мне нравится". Часть информации оттуда в итоге попадет в данный дневник, но не вся. При подготовке данного материала были использованы фотографии из публикаций igor113, makarena и russos.
1 октября 2012 года - полёт Ил-14 из Мячково в Ступино
Наступила осень 2012 года. До затяжных дождей и холодов уже оставалось не так много времени. Хорошей тёплой погоды может не случиться теперь до самой весны, а зима и высокая арендная плата за стоянку «Пингвина» в Мячково могут нас сильно подкосить. Позади много работы - за лётний период самолёт был подготовлен к первому полёту - отремонтированы все агрегаты работавшие нештатно, элероны и закрылки перетянуты и заново окрашены. Остаётся выполнить ещё раз проверки всех систем, силовых установок, заправить самолёт кондиционным топливом и маслом и облетать. Все эти работы, к сожалению, прошли без публикаций в моём журнале, а предыдущий отчёт по Пингвину был про его пробное руление, которое состоялось 8 мая 2012 и описано вот тут.
Организация перелёта
Начали прорабатывать возможность официального вылета из Мячково. Отправили письмо об облёте в ОАО «МАУС», руководство аэродрома на нас сразу наложило обременение, сказав «сделаете ворота в падающем заборе - тогда попадёте на ВПП. Просто снять и поставить забор нам не интересно.» Забор на нашем пути возник, потому что Пингвин стоял на сопредельной с ВПП территории, принадлежавшей «Атран-Сервис». Делать нечего, скинулись, купили металл и вечерами в Тушино принялись изготавливать ворота. Это еще не самая сложная ситуация - после закрытия в 2004 году Росавиацией аэродрома Мячково, на нём появилось такое количество заборов, что для попадания с перрона на ВПП требовалось миновать до 7 ворот.
Меняем упавший забор на новые ворота
Попытка подать план полёта на Ил-14 окончилась безуспешно - затребовали разовое разрешение Росавиации. Проштудировав законодательство про него ничего не нашли, однако разузнали в итоге, что на практике такое разрешение есть и обращаться надо к начальнику Управления инспекции по безопасности полётов Росавиации - Мастерову Сергею Сергеевичу и в ГОСНИИ ГА.
Посоветовался со людьми, кто получал такое разовое разрешение. Их опыт меня просто убил - чтобы получить разовое разрешение на маленький самолёт было отдано 300 000 руб и потрачено полгода времени. Круто! Перед нами замаячил призрак Ржевки - аэродрома, с которого много лет безуспешно пытался вырваться Александр Поддубный на своём Ил-14 (об этом рассказ вот тут). Где от него также требовали временного разрешения. Самое интересное, Поддубный его таки получил, но сил, времени и денег затратил чрезмерно много.
Денег таких у нас нет. Быстро их не собрать… А самое главное за что? За лист бумаги формата А4, подписанный несколькими чиновниками, живущими за наши налоги? И если бы эта бумага хоть чуточку повышала бы безопасность... А получается, что тут ситуация обратная - люди вкладывают огромные деньги на получения бумаг от госорганов, вместо того, чтобы пустить их новое оборудование, обеспечивающее надёжную эксплуатацию техники.
Что делать? Оцениваем обстановку: - восстановительные работы на самолёте завершены - требуется облёт самолёта - "мариновать" самолёт на земле - тем самым убивать его Но: - получить в Росавиации добро на вылет невозможно - план на Ил-14 не проходит - зиму мы можем не перенести в Мячково, рискуя просто попасть в долговую яму из-за дорогой аренды
Объективно помешать вылету самолёта могут только три фактора: 1. неисправность матчасти 2. отсутствие погоды, подходящей для полёта 3. отсутствие экипажа Принимается решение - лететь! Однако требования к факторам касающимся безопасности полёта мы предъявляем самые высокие, поэтому заправка самолёта - только авиационным бензином! Вылет из класса «С» из Домодедовской зоны - только под управлением диспетчеров.
Оценив погоду, вылет намечаем на 1 октября 2012г, на раннее утро. Вылету предшествовали напряжённые выходные. С вечера пятницы и до вечера воскресенья мы трудились на самолёте. Про полёты на ВЖИКе пришлось забыть, т.к. нужно спасать Пингвина. Оставаясь ночевать в самолёте, мы ложились как можно плотнее друг к другу, т.к. так было теплее. Оказывается, в один ряд от левого борта до правого в Ил-14 удобно размещаются 5 человек. Как же здорово, что у нас такой большой корабль!
Своей командой мы можем выполнить многие восстановительные работы или собрать отдельные суммы, но вот покупка топлива нам уже не по карману. На первый вылет мы рассчитали количество потребного топлива с 3-х кратным запасом. По рыночным ценам стоимость такой заправки обошлась бы в сумму от 160 до 190 тысяч рублей.
К счастью, мир не без добрый людей и руководство топливной компании "Миском" подарило нам тонну авиационного бензина. Миском также предоставляла топливо для полётов ретросамолётов в Жуковском на столетии ВВС. Благодарим также Антона с аэродрома Шевлино, который одолжил нам часть топлива из собственного запаса.
Наносим логотипы Мискома на фюзеляж
Авиационный бензин именуется авгазом или 100LL (в просторечии просто "сотка"). В России не производится и завозится из-за границы. С тем, чтобы не перепутать с другими видами топлива имеет голубую окраску.
1600 литров это восемь двухсотлитровых бочек
Специальным костылем заземляется самолёт, а также заправочный пистолет - через него предстоит пролить больше полутора тонн топлива.
Для перекачки топлива собрали систему, где топливо выдавливается из бочки в бак с помощью воздуха
Доливаем минеральное масло МС-20 в маслобаки
На ОЧК есть места для вворачивания рым-болтов, а под хвостом место для установки опоры - на них идеально встают экшен-камеры, установкой который занимается Коля
Установленная на крыле камера GoPro
Снова и снова проверяем все системы, гоняем моторы.
Чтобы лететь под управлением служб УВД, полётный план подаю на « ВЖИК» (принадлежащую мне Cessna-150, на которую имеется сертификат лётной годности). План проходит! Это значит диспетчер будет нами управлять, пусть даже не зная, какой большой «ВЖИК» летит. Но будет в курсе, откуда и куда летит самолёт и в каком месте воздушного пространства он находится.
"Вжик", "Пингвин" и Юра в сравнении
День вылета
Наступает утро 1 октября. Подъем в 4:30, быстрый завтрак. Еще темно. Начинается подготовка к транспортировке самолёта на ВПП. В качестве буксировщика Димкин джип Ленд Ровер внедорожник Лендровер. Перед недавно сделанными воротами упираемся в новую проблему - самолёт не проходит по размаху, мешают выросшие деревья. Вот, что происходит с аэродромом, когда он не эксплуатируется как должен! И снова Димка нас спасает - у него в багажнике есть бензопила! Срезаем деревья и продолжаем буксировку. Работаем все слаженно. Вместе с нами Димин друг из уральского МЧС, который приехал в гости и попал на дни вылета. Горная тусовка тоже рулит - народ оттуда рукастый и работоспособный как трактор.
Вечер перед вылетом
Приготовления к буксировке на ВПП
Лендровер по имени "Серый" тащит Ил-14 "Пингвин"
Светает и мы уже на перроне
Довольный Дима
Два пальца вверх - это второму мотору запуск
И вот самолёт стоит на рулежке. Экипаж занимает свои места, запускаются моторы! К нам подруливает Бичкрафт Мушкетёр Игоря igor113. Он согласился нас сопровождать и вести кино и фотосъёмку. Помимо этого Пингвин обвешан гоупрошками со всех сторон. Мы не хотим пропустить ни одной секунды из полёта нашего Ил-14.
Диспетчера-информатора в Мячково пока ещё нет, все ещё спят. Занимаем исполнительный. Проверяем моторы, тормоза, дожидаемся подхода Игоря, который взлетел раньше.
Взлёт выполняем без закрылков. Длины ВПП достаточно. Шасси в первом полёте решено не убирать. Самолёт начинает разбегаться. И легко, очень легко отрывается от полосы. Это чудо! Сколько мы готовили этот самолёт, вначале он казался огромным китом, и даже не верилось, что он может полететь. И тут он так легко взлетел! Покачиваем крыльями, приветствуя нашу команду, провожающую нас на земле.
Короткий разбег, отрыв, выдерживание и переход в набор
Рядом шкрябает маленький Мушкетерчик
Вид из кабины Мушкетера
Взлёт с борта сопровождения
Еле сдерживаю слёзы. Я никогда ещё не был так счастлив, как в этот момент.
Управление Ил-14 очень лёгкое по крену, имеет некоторую инерцию, связанную с размерами самолёта. Самолёт быстро разгоняется 200, 220 км/ч. Чувствуется, что он легко пойдёт и 250 и 300! Прибираем обороты и выпускаем закрылки, чтобы Мушкетёр мог нас догнать. Скорость падает до 170 км/ч. На этой скорости наблюдается небольшая неустойчивость по курсу, описанная в РЛЭ. Денис поднимается с места радиста и идёт в хвост самолёта, чтобы проверить работу электрики. Все работает штатно.
Под нами проплывает Новорязанское шоссе, поток машин стремящихся в Москву, проходим над аэродромом Северка. Все спят… А мы всё дальше уходим от Москвы.
Как я много слышал, что Ил-14 уникальный и замечательный самолёт. Но теперь я ощущаю все это сам. В моих руках настоящий 2-х моторный корабль. В нём чувствуешь себя спокойно и уверенно. Как же жалко, что этих самолётов осталось так мало да и те прикованы к земле.
А вот уже и Ступино. Одним мгновением пролетел этот чудесный 40-минутный полёт.
Ступинская follow me car
На прямой, посадочные фары выпущены
Выравнивание
Касание
Шасси легко касаются бетона, впереди еще 2 км полосы. Наблюдается эффект шимми на передней стойке. Значит, надо смотреть демпферы на носовой стойке. Хоть они и были проверены и заправлены перед полётом, но только в процессе скоростной пробежки можно было понять их работоспособность. Ну ничего, отремонтируем и их!
Игорь делает еще проходик, чтобы заснять нас с воздуха
Перед сруливанием с ВПП
Машина сопровождения ожидает лайнер на РД
Сруливаем по шикарным РД
Кабина Ил-14
Салон
Заруливаем, выключаемся, из самолёта достаём стремянку, т.к. с 3-х метровой высоты прыгать на бетон не очень хочется. В Ступино нас встречает Володя и члены команды, которые не смогли приехать на вылет.
Выходим из самолёта - по лицам можно прочитать всё без слов
Сыпятся поздравления! Ура! Пингвин полетел, после почти 10 лет вынужденной стоянки.
На борту логотип Мискома - нашего топливного спонсора
А ведь причиной этой стоянки была не его техническая неисправность или не желание владельцев. Причина - отсутствие возможности легитимно эксплуатировать эти самолёты.
ГСГА, а потом и Росавиация сначала не хотела видеть эти самолёты в своём реестре, а сейчас просто невозможно на них легально летать. Но мы уверены, что сможем переубедить в этом Росавиацию! Мы постараемся полностью легитимно эксплуатировать этот самолёт. Получится или нет - об этом я буду писать и рассказывать дальше, а пока - самолёт полетел!
P.S. Вам наверное интересно, что было дальше? А дальше всё просто. Уже по пути домой мой телефон начал разрываться от звонков. Причём далеко не все звонки были с поздравлениями. Первый звонок был от сотрудника ФСО, который очень удивился, что я не собирался скрывать куда улетел самолёт и что летели мы под управлением Домодедовского диспетчера. А в Мячково, куда я вернулся за своей Волгой, нас тут же попытался арестовать некий майор МВД.
Потом стали вызывать различные службы и органы, каждая из которых просила написать объяснительную. В итоге выписали 4 штрафа на достаточно ощутимую для меня сумму, но реальную для выплаты, которые я в итоге оплатил. Росавиация выпустила отчёт, который размещен ниже.
Чтобы отметить первый полёт всем коллективом мы собрались в Тушино у себя в ангаре. Гости притащили сладостей и еды. Стол накрыли на снятом стабилизаторе, который застелили новенькими чехлами от лопастей. Алкоголя традиционно не употребляем, но шампанское немного пригубили. Притащили в ангар проектор и смотрели ролики снятые экшен-камерами и операторами во время перегона. 6 раз мы посмотрели кадры взлета и посадки с разных ракурсов и каждый раз все замолкали и следили за происходящим на экране. Ольга принесла классный торт, который и резать то было жалко.
Читаем письмо из-за рубежа с поздравлениями. Коля на лету переводит.
Полет сладкого собрата Пингвина
Фото на перроне
Вид три четверти спереди
На это мы снимали первый полёт "Пингвина"
Стихи
Впечатления члена нашей команды - Дениса n2367l, облеченные в стихотворную форму. Посвящается долгожданному перегону Ил-14 "Пингвин". Денис в этом полёте занимал место радиста. На рисунке изображены Ил-14 Пингвин и Южный экспресс, а также стоящая между ними Морава.
[Spoiler (click to open)] "Это поле в наши дни Кладбищем назвали И на нем вдвоем они Молча умирали.
Дыры в крыльях, в стеклах муть, Лопасти крестами, Был мучителен их путь И они не знали,
Отчего сидят они, Словно звери в клети, Кроме галок не нужны Никому на свете.
Но однажды, вопреки Предсказаньям мрачным, Горделивый облик их Притянул удачу:
Отыскались все же те, Что вселили душу, И, открыв сердца мечте, Подняли Илюшу!"
Ещё видео
Ил-14 взлёт и посадка с воздуха (снято с борта сопровождения)