Кому-то может показаться, зачем нужны летающие ретро-самолёты? Ведь прикоснуться к истории можно и в авиационном музее. Но разве может сравниться что-то с ощущениями, которые испытываешь в кабине живого самолёта. Техника живет и не болеет, пока она используется. И в первую очередь это касается самолётов. Если обратиться к РЛЭ на По-2, то можно найти там примечательные рекомендации: для просушки самолёта после дождя - полётать 10 минут.
В Америке полёты DC-3 (наш Ли-2) это далеко не экзотика и даже можно научиться его пилотировать. А также полетать за второго пилота на такой машине как DC-7 (
см. видео).
Представляю вашему вниманию текст одного из членов нашей команды - Сергея Сигитова
aviator098, выпускника МАИ 2012, работающего ныне в КБ Ильющина.
Морозное воскресное утро. Мой район ещё спит, а мне уже пора вставать. Сегодня-ставшие уже традиционными для всей нашей команды работы в Мячково, на самолете Ил-14Т Пингвин. И, вместе с тем, для меня сегодня особенный день-возможность лично участвовать в запусках и гонке обоих моторов. Две недели я готовился к этому событию: изучал конструкцию и работу различных систем самолета, процедуры обращения с мотором, привыкал к расположению приборов и органов управления в кабине. Поначалу конечно многое было непонятно, кабина казалась необъятной, поражала огромным количеством незнакомых приборов. Но через некоторое время пришло понимание основных моментов и процедур. Глаза уже сами "ложились" на нужный прибор, а руки касались нужных ручек и переключателей.
Теперь, когда все тренировки позади, я с особенным настроением выдвигаюсь в сторону аэродрома. По пути еще нужно забрать Сергея
makarena, который вот уже не первый раз освещает наши работы своими замечательными фотоотчетами.
Прибываю к Сергею без опозданий, что для меня редкость в последнее время. Он встречает Ольгу, которая поможет нам с нашей рекламной компанией и мы выдвигаемся в путь.
Пробок в такое время ещё не бывает, поэтому ехать-одно удовольствие. Небо, дорога, дома, машины-всё серебрится от утреннего солнца и утопает в какой-то нереальной, почти волшебной дымке. Часто я очень жалею о том, что нет у меня под рукой фотоаппарата, чтобы сохранить и рассказать другим о той красоте, что меня окружает. А если и появляется такая возможность, то далеко не всегда результат хоть в самой малости отражает задуманное.
За каких-то полчаса неутомительного пути долетаем до Мячково. Аэродром встречает нас тишиной и спокойствием. Кажется, что и здесь ещё все спят, но это не так.. Где-то неподалеку готовят к полету "Тэшку" легендарного летчика-испытателя Ильдуса Кирамова. В небе изредка появляются воскресные утренние рейсы, прибывающие в Домодедово и Внуково. Они проходят над аэродромом снижаясь на малом газу, так, что их практически не слышно и ничто не нарушает утренней тишины.
Ребята ещё не подтянулись, застряли где-то в городе, закупая продукты, поэтому у нас образовалось ещё около часа свободного времени. Хоть и пугал нас декабрь-январь совсем не зимней погодой-в феврале таки зима дала жару. Снег валил и валил, и за прошедшую после крайнего выезда неделю нападало столько, что от нашей подъездной дороги не осталось и следа. Успешно усадив машину сразу на съезде к самолетным стоянкам, мы отправились осматривать окрестности. Неподалеку от нашей вынужденной стоянки была обнаружена вполне адекватная и очень ласковая кошка, которая путешествовала по снежным заносам совершенно не напрягаясь. А снегу там между прочим во многих местах по-колено. Утонуть-да запросто! Повертелась она вокруг нас и видимо так и не дождавшись благодарностей, которые кстати уже были на подходе к аэродрому, отправилась восвояси. Ну уж не хотите-как хотите. В нашей профессии терпение нужно колоссальное!
Тем временем окружающее пространство потихоньку прогревалось-появился легкий, еле ощутимый ветерок, дымка стала рассеиваться. Просто стоять на месте и беседовать было все же прохладно, поэтому мы отправились к лётному домику, от которого сейчас берем электричество. Он представляет из себя не самое приятное зрелище. При еще более-менее сносном внешнем виде внутри этого одноэтажного здания царит полный хаос: в коридорах и комнатах провалены полы, в некоторых местах-деформированы плиты потолков. Повсюду на полах горы старой авиационной документации: формуляры, паспорта, руководства. Эти килограммы бумаги даже после уничтожения самих бортов обладают какой-то скрытой силой. На их страницах зафиксированы тысячи моточасов, выполненные регламенты, приказы, распоряжения, отчеты... Целая аэродромная эпоха, напоминающая нам что когда-то Мячково был базой полярной авиации.
Этот домик вполне можно включить в мой список заброшенных мест, во главе которого стоит конечно же Припять. К счастью, мне не довелось там побывать, но фотографии тех мест вызывают странные эмоции. Большой брошенный город..
Вот и здесь что-то подобное, но что странно, мне не хочется уходить отсюда. Наоборот такие места притягивают, наверное потому, что есть в них что-то тайное и неразгаданное, что не оставляет равнодушным.
А вот и подъехали ребята. Наша дружная компания прибыла сегодня большим составом. И закипела работа: быстро пробили дорогу к самолетным стоянкам-все-таки работать вместе гораздо приятнее, нежели одному. Чувствуется энергия и настроерние тех людей которые рядом. И ты заряжаешься этой рабочей атмосферой, а силы и боевой настрой появляются как бы сами-собой.
Мы еще даже не открыли самолет, а я уже мысленно нахожусь в кабине-прокручиваю те действия, которые буду выполнять совсем скоро. Но перед этим с Пингвином еще предстоит повозиться. Кроме стандартных операций по сливу отстоя, подогреву масла и цилиндров необходимо еще отрегулировать агрегаты, отвечающие за состав смеси на правом моторе и законтрить большое количество соединений. Этим занимаются Андрей и Михаил, а я пока солью конденсат из топливной системы и помогу ребятам с подогревом моторов...
Но вот-все позади и мы уже в кабине, расписываем на бумаге режимы двигателя и проигрываем наши основные действия. Задачи на гонку вполне определенные: проверить только что установленный регулятор смеси правого мотора (этим занимаемся мы с Андреем) и отрегулировать оба генератора (этим займется Денис). Обговорив все нюансы и распределив обязанности на земле и в кабине приступаем к запуску. Проверка топливной системы-параметры в норме. Команда "От винта!" звучит непривычно громко и отзывается внутри. Раскрутка стартера. Андрей отсчитывает секунды: раз-два-три-четыре... И вот что-то зашевелилось внутри огромного двигателя-это раскручивается маховик. 15 секунд. Сцепление! Пошла раскрутка винта. Заливка! Магнето! Ещё заливка и.. Есть запуск правого! Мотор отзывается басовитым гулом. Это может показаться странным, но такой огромный и мощный двигатель практически не слышно в кабине - при закрытых форточках можно спокойно разговаривать не повышая голоса. По приборам контролируем давление масла. Все в норме. Штатно. Прогреваемся.
Немного прогрев правый запускаем второй-левый мотор. Его работа ощущается уже не по звуку, а как-то по-другому.. Вот идет заливка, а вот уже первые вспышки, небольшая тряска и есть запуск левого! Вывожу обороты, 800. И снова прогрев. Уже обоих моторов. Можно немного расслабится и контролируя приборы взглянуть на землю. На лицах ребят-улыбки, в глазах-радость. Значит все хорошо..и у нас сегодня все получится!
Прогрелись. Даем режим. Работает Денис, регулирует генераторы. Именно здесь, в кабине самолета, как нигде ощущается присутствие товарищей. Мы вместе делаем одно огромное общее дело и это ощущение только придает мне сил.
Через пару минут Денис докладывает об окончании работ-все отрегулировано и работоспособно. Отлично! Продолжаем!
Гоняем моторы на различных режимах, проверяем работу систем, следим за параметрами. Удивительное ощущение-осознавать то, что эта огромная сложная машина слушается тебя. Похожие эмоции я испытывал разве что в детстве, когда учился водить авто: сначала ты слабо представляешь что к чему, тренируешься, исправляешь ошибки. И вот уже автомобиль трогается под твоим управлением, слушается педалей и руля.. И сейчас ощущаешь что-то подобное. Ты привыкаешь к машине, к ее работе, звукам, вибрациям, показаниям приборов. Она рассказывает о себе, открывает свои тайны. А ты слушаешь и стараешься уловить все то, что она может тебе передать. Ты привыкаешь к машине, а она привыкает к тебе..
Тем временем пора уже останавливать моторы. Несмотря на то, что на улице жестокий минус-воздушное охлаждение дает о себе знать. Литры топлива, сгорая в огромных цилиндрах сильно разогревают двигатели, поэтому за температурой цилиндров и масла-глаз да глаз!
Прожигаем свечи-мотор ревет последние секунды. Малый газ! Бедним смесь. Еще несколько вспышек и оба винта уже стоят без движения. В кабине непривычно тихо. Выключаемся.
Радостные выходим из самолета-гонка прошла удачно! Те кто был на земле поздравляют. Благодарим в ответ: ведь если бы не они-ничего бы этого не было!
Короткий перерыв на обед и снова работаем-многое по моторам еще нужно сделать. В этих делах почти незаметно и угасает очередной воскресный день.
Сумерки, уже совсем не зимнее небо. Собираемся... А ведь скоро весна..
Дорога в Москву, пробки, мокрый снег. Завтра начало рабочей недели. И снова все мы закружимся в водовороте сумасшедшего города, решая свои дела и проблемы. А этот день останется в воспоминаниях и >отличных фотографиях, сделанных Сергеем, за что ему конечно же огромное спасибо!
ПС: Спасибо всем тем, кто занимается этим непростым и очень ответственным делом!