Поспав в районе 4 ч мы вылетаем в Черский. Я напросился на 182 Цессну к Эдуарду Лосееву, договорившись поменяться с Олегом Нехорошевым. Олег как раз мечтал слетать на Borey и попробовать его. Да ещё и с Валерием Ивановичем Токаревым в одном экипаже!
Черский
Изначально планировали в Черском совершить промежуточную посадку, дозаправку и рвануть в Певек, но в Певеке пока нет погоды (нижний край 100м и видимость не более 1 км, при этом в облаках обледенение).
Трек перелёта из Чокурдаха в Черский.
Перелёт на 182 Цессне из Чокурдах в Черский занял 2ч 54 мин, пройденное расстояние 567 км.
У меня в Черском личный интерес. Там раньше базировались Ил-14, была основная база полярной авиации и там есть кладбище старых самолётов. Вдруг чего-нибудь углядеть получится?
Улицы Чокурдаха
Первым выдвигаюсь из гостиницы. Иду пешком по Чокурдаху, рассматривая здания и инфраструктуру. Недалеко от аэродрома тарахтит корабельный дизель.
Отсюда раздаётся гул дизеля
Это электростанция, которая снабжает электричеством весь посёлок. И только тут до меня доходит, что вот оно сердце всей инфраструктуры. Без этого генератора встанет всё... И тепло и свет, фактически жизнь людей зависит от этого двигателя. Видимо, как городской житель я никогда не задумывался даже, что в розетке может не быть электричества.
Аэропорт
А вот и аэропорт. Разговорился с руководителем компании занимающейся ремонтом ВПП. Оказываются ВПП они ещё в том году щебнем засыпали. Щебень местный, взрывают недалеко горку, дробят и возят сюда. Сейчас гарантийное обслуживание выполняют, смотрят где-какие бяки. Про возвращение бетона на ВПП пока не знает. Вроде как в следующем году должны работать на Черском - тоже ремонтировать ВПП. В разговоре, спросил где тут почтовый ящик и оказалось, что только в отделении почты, куда меня предложили подбросить. Надо отправить открытки друзьям и близким людям. Пока ездили до почты, я в машине выронил телефон. Опомнился уже залезая в самолёт. Ох, ах... где телефон. И вот этот УАЗик едет по ВПП, а потом в посёлок. Я за ним бегом... Давно так не бегал.
Красавцы Ла-8 на перроне Чокурдаха
Но вот я уже в 182 Цессне! Да, обзор в Borey получше будет.
Запустились, вылетаем.
Click to view
С Эдуардом в полёте очень спокойно, нет никакого ощущения героизма. Как будто на машине на работу.
Лосеев Эдуард
Только набрали высоту, Эдуард достал поднос, термос с чаем и бутерброды.
Click to view
Каменные столбы
Прям бизнес-класс. Летим, жуём бутерброды и разглядываем тундру. Вон посмотри, какие там каменные столбы посредине тундры стоят - показывает мне Эдуард, а ещё смотри на озёра - почему-то у них разные берега. Северный берег - высокий, а южный - низкий, переходящий в болото.
Click to view
Летим высоко - более 2000м, т.к. на этой высоте почти нет встречного ветра. Постепенно под нами небо затягивается облачностью. Идём над ней.
Одеяло из облаков
Подлетаем к Черскому, пробиваем облачность и вот перед нами открывается река Колыма и сам Черский. Ого, а что это за подводная лодка в реке?
Черский
Оказывается это островок, на котором стоит приводная станция.
ВПП в Черском
Сразу вижу, что на острове лежат фюзеляжи Ли-2, а за ВПП - Ил-14.
Стоянка в Черском
Здание аэропорта и посёлок Черский
Лежит фюзеляж Ил-14...
Северо-восточная научная станция ДВО РАН
Северо-восточная научная станция была основана в 1977 году. В настоящий момент она является одной из крупнейших исследовательских арктических станций в мире. Техническая оснащенность станции предоставляет широкие возможности для круглогодичных исследований в широком списке научных дисциплин, таких как экология, арктическая биология, мерзлотоведение, гидрология, лимнология, геофизика, атмосферная физика, изменения климата и других. Станция располагает тремя лабораториями с современным оборудованием и способна единовременно разместить до 50 человек.
ВПП в Черском
Click to view
В аэропорту Черский. Директор аэропорта Бочаров С.Н., инженер Шилов М.И., пилоты Иванов А.Д. и Лосеев Э.Н., главный редактор газеты "Колымская Правда" Курило А.Д.
А вот Borey и Ла-8 прилетели в Черский
Click to view
Click to view
В Черском нас встречают пограничники и руководство аэродрома.
Нехорошев О.А. и Токарев В.И. с пограничниками
Click to view
Знакомимся: Бочаров Сергей Николаевич - директор аэропорта, Шилов Михаил Иванович - инженер, Курило Алексей Дмитриевич - главный редактор газеты «Колымская правда». Все эти люди хорошо помнят, как летали Ил-14. Говорят, что крайний раз в небе Ил-14 видели в 1984г.
Borey в Черском встречает Михаил Иванович
Ла-8 и Borey в Черском
Суслаков Дмитрий Юрьевич - демонстрирует свой паспорт
От Ил-14 практически ничего не осталось... На стоянке стоят умирающие Ан-2 и пара Ан-26. Эх, а ведь их можно ещё вернуть в небо. Но меня очень интересуют Ил-14, лежащие недалеко от ВПП.
С вопросами про Ил-14 я пристаю к Михаилу Ивановичу. Рассказываю про наш проект восстановления Ил-14, описываю те особенности эксплуатации, с которыми мы столкнулись. Он улыбается и начинает тоже рассказывать. Как жаль, что у нас очень мало времени.
Но пока нужно устроиться на ночлег, поужинать и осмотреть сам Черский.
Ленин в Черском
Вечером в Черском дети играют на улице.
Черский - посёлок городского типа на крайнем северо-востоке Якутии, у границы с Чукоткой, в 1920 км северо-восточнее Якутска. Административный центр и крупнейший населённый пункт Нижнеколымского района. Население - 2600 чел. Черский расположен в нижнем течении Колымы, на правом берегу, у места впадения реки Пантелеихи. Административно включает порт Зелёный Мыс с посёлком, территориально обособленный в 3 км к северу, вниз по правому берегу Колымы. Район Зелёный Мыс находится всего в 7,5 км выше по течению Колымы от места, где она разделяется на Походскую и судоходную Каменную, которые очерчивают основную часть её дельты.
В XVII веке на этом месте было небольшое рыбацкое поселение. Здесь проходили отряды многих землепроходцев (Стадухин, Чюкичев, Дежнев, Захаров, Харитонов и другие).
В 1891 году в этом районе работала экспедиция под руководством Черского, которая не была закончена в связи с болезнью и кончиной Ивана Дементьевича 25 июня 1892 года (был похоронен в с. Колымское).
В дальнейшем экспедицию закончила его жена, Мавра Павловна. В окрестностях поселка были найдены останки шерстистого носорога.
В 1931 году поселение получило официальное название - Нижние Кресты.
С 1963 года - статус посёлка городского типа и название Черский. Переименован в честь геолога и географа, исследователя Сибири И. Д. Черского.
В советское время здесь находился один из пересылочных пунктов ГУЛАГа. Печально известное Кровавое озеро - место расстрела заключённых, принявших участие в восстании в 1937 году.
В разные годы здесь находился штаб высокоширотной экспедиции «Север».
Казанка на берегу р.Колыма
Вообще, у меня сложилось ощущение, что Черский это посёлок в котором всё пропитано авиацией! Правда авиацией СССР, уже ушедшей. Оказавшись здесь, ощущаешь себя вернувшимся в 50-80г прошлого столетия. Очень хочется, чтобы авиация с активными полётами сюда вернулась вновь.
Памятник Ли-2 на лыжах
Все фото Ли-2 в Черском
Памятник Ан-2
Вечером, с Олегом решили пойти посмотреть на эти остатки. Пошли через аэропорт и тут же были отловлены и выдворены с территории директором. «Так мы же на кладбище идём, за территорией аэродрома» - взмолились мы. «Не положено» - отрезал директор.
Не, ну раз я тут оказался - Ил-14 я обязан посмотреть в любом случае.
Пришлось дать приличного крюка вокруг аэродрома и потом лезть через стланик. Ох и намучились мы, продираясь сквозь эти заросли.
Олег продирается сквозь стланик.
Впереди мы увидели хвосты Ил-14
В итоге мы дошли до фюзеляжей. Лежит там 7 самолётов Ил-14 и около 50 моторов АШ-82. Но... это кладбище... Взять там уже нечего... Только в чермет и цветмет...
Все фото Ил-14 в Черском Click to view
Click to view
Уставшие и искусанные комарьём, поняв, что смотреть на эти обломки уже бессмысленно, мы продолжали любоваться красотой этого удивительного края.
Ночь в Черском
Оглавление:
Кругосветка-2018 (начало) 1 день Кругосветки - 03.07.2018: Самара-Пермь (Красный Яр - Нижнее Городище) 2 день Кругосветки - 04.07.2018: Нижнее Городище - Сосьва - Урай 3 день Кругосветки - 05.07.2018: Урай -Сургут - Тарко-Сале. 4 день Кругосветки - 06.07.2018: Тарко-Сале. 5 день Кругосветки ч.1 - 07.07.2018: Тарко-Сале - Норильск (Хатанга - Саскылах ). 5 день Кругосветки ч.2 - 07.07.2018: (Тарко-Сале - Норильск) - Хатанга - Саскылах. 6 день Кругосветки - 08.07.2018: Саскылах 7 день Кругосветки - 09.07.2018: Саскылах - Тикси 8 день Кругосветки - 10.07.2018: Тикси - Усть-Куйга - Чокурдах