9 день Кругосветки - 11.07.2018: Чокурдах - Черский.

Jan 21, 2019 18:04








Поспав в районе 4 ч мы вылетаем в Черский. Я напросился на 182 Цессну к Эдуарду Лосееву, договорившись поменяться с Олегом Нехорошевым.  Олег как раз мечтал слетать на Borey и попробовать его.  Да ещё и с Валерием Ивановичем Токаревым в одном экипаже!





Черский



Изначально планировали в Черском совершить промежуточную посадку, дозаправку и рвануть в Певек, но в Певеке пока нет погоды (нижний край 100м и видимость не более 1 км, при этом в облаках обледенение).



Трек перелёта из Чокурдаха в Черский.

Перелёт на 182 Цессне из Чокурдах в Черский занял 2ч 54 мин, пройденное расстояние 567 км.

У меня в Черском личный интерес.  Там раньше базировались Ил-14, была основная база полярной авиации и там есть кладбище старых самолётов. Вдруг чего-нибудь углядеть получится?





Улицы Чокурдаха

Первым выдвигаюсь из гостиницы. Иду пешком по Чокурдаху, рассматривая здания и инфраструктуру.  Недалеко от аэродрома тарахтит корабельный дизель.





Отсюда раздаётся гул дизеля

Это электростанция, которая снабжает электричеством весь посёлок. И только тут до меня доходит, что вот оно сердце всей инфраструктуры.  Без этого генератора встанет всё...   И тепло и свет, фактически жизнь людей зависит от этого двигателя.  Видимо, как городской житель я никогда не задумывался даже, что в розетке может не быть электричества.





Аэропорт

А вот и аэропорт.  Разговорился с руководителем компании занимающейся ремонтом ВПП.  Оказываются ВПП они ещё в том году щебнем засыпали.  Щебень местный, взрывают недалеко горку, дробят и возят сюда.  Сейчас гарантийное обслуживание выполняют, смотрят где-какие бяки. Про возвращение бетона на ВПП пока не знает.  Вроде как в следующем году должны работать на Черском - тоже ремонтировать ВПП.  В разговоре, спросил где тут почтовый ящик и оказалось, что только в отделении почты, куда меня предложили подбросить.  Надо отправить открытки друзьям и близким людям. Пока ездили до почты, я в машине выронил телефон.   Опомнился уже залезая в самолёт.  Ох, ах... где телефон.  И вот этот УАЗик едет по ВПП, а потом в посёлок.  Я за ним бегом...   Давно так не бегал.





Красавцы Ла-8 на перроне Чокурдаха

Но вот я уже в 182 Цессне!  Да, обзор в Borey получше будет.

Запустились, вылетаем.

image Click to view



С Эдуардом в полёте очень спокойно, нет никакого ощущения героизма.  Как будто на машине на работу.





Лосеев Эдуард

Только набрали высоту, Эдуард достал поднос, термос с чаем и бутерброды.

image Click to view







Каменные столбы

Прям бизнес-класс.  Летим, жуём бутерброды и разглядываем тундру.  Вон посмотри, какие там каменные столбы посредине тундры стоят - показывает мне Эдуард, а ещё смотри на озёра - почему-то у них разные берега. Северный берег - высокий, а южный - низкий, переходящий в болото.











image Click to view



Летим высоко - более 2000м, т.к. на этой высоте почти нет встречного ветра. Постепенно под нами небо затягивается облачностью.  Идём над ней.





Одеяло из облаков

Подлетаем к Черскому, пробиваем облачность и вот перед нами открывается река Колыма и сам Черский.  Ого, а что это за подводная лодка в реке?





Черский

Оказывается это островок, на котором стоит приводная станция.





ВПП в Черском

Сразу вижу, что на острове лежат фюзеляжи Ли-2, а за ВПП - Ил-14.





Стоянка в Черском





Здание аэропорта и посёлок Черский





Лежит фюзеляж Ил-14...





Северо-восточная научная станция ДВО РАН

Северо-восточная научная станция была основана в 1977 году. В настоящий момент она является одной из крупнейших исследовательских арктических станций в мире. Техническая оснащенность станции предоставляет широкие возможности для круглогодичных исследований в широком списке научных дисциплин, таких как экология, арктическая биология, мерзлотоведение, гидрология, лимнология, геофизика, атмосферная физика, изменения климата и других. Станция располагает тремя лабораториями с современным оборудованием и способна единовременно разместить до 50 человек.





ВПП в Черском

image Click to view







В аэропорту Черский. Директор аэропорта Бочаров С.Н., инженер Шилов М.И., пилоты Иванов А.Д. и Лосеев Э.Н., главный редактор газеты "Колымская Правда" Курило А.Д.

А вот  Borey и Ла-8 прилетели в Черский

image Click to view


image Click to view



В Черском нас встречают пограничники и руководство аэродрома.





Нехорошев О.А. и Токарев В.И. с пограничниками

image Click to view



Знакомимся: Бочаров Сергей Николаевич - директор аэропорта, Шилов Михаил Иванович - инженер, Курило Алексей Дмитриевич - главный редактор газеты «Колымская правда».  Все эти люди хорошо помнят, как летали Ил-14. Говорят, что крайний раз в небе Ил-14 видели в 1984г.





Borey в Черском встречает Михаил Иванович





Ла-8 и Borey в Черском





Суслаков Дмитрий Юрьевич - демонстрирует свой паспорт

От Ил-14 практически ничего не осталось...  На стоянке стоят умирающие Ан-2 и пара Ан-26. Эх, а ведь их можно ещё вернуть в небо.   Но меня очень интересуют Ил-14, лежащие недалеко от ВПП.

С вопросами про Ил-14 я пристаю к Михаилу Ивановичу.  Рассказываю про наш проект восстановления Ил-14, описываю те особенности эксплуатации, с которыми мы столкнулись.  Он улыбается и начинает тоже рассказывать. Как жаль, что у нас очень мало времени.

Но пока нужно устроиться на ночлег, поужинать и осмотреть сам Черский.





Ленин в Черском





Вечером в Черском дети играют на улице.

Черский - посёлок городского типа на крайнем северо-востоке Якутии, у границы с Чукоткой, в 1920 км северо-восточнее Якутска. Административный центр и крупнейший населённый пункт Нижнеколымского района. Население - 2600 чел.  Черский расположен в нижнем течении Колымы, на правом берегу, у места впадения реки Пантелеихи. Административно включает порт Зелёный Мыс с посёлком, территориально обособленный в 3 км к северу, вниз по правому берегу Колымы. Район Зелёный Мыс находится всего в 7,5 км выше по течению Колымы от места, где она разделяется на Походскую и судоходную Каменную, которые очерчивают основную часть её дельты.






В XVII веке на этом месте было небольшое рыбацкое поселение. Здесь проходили отряды многих землепроходцев (Стадухин, Чюкичев, Дежнев, Захаров, Харитонов и другие).

В 1891 году в этом районе работала экспедиция под руководством Черского, которая не была закончена в связи с болезнью и кончиной Ивана Дементьевича 25 июня 1892 года (был похоронен в с. Колымское).






В дальнейшем экспедицию закончила его жена, Мавра Павловна. В окрестностях поселка были найдены останки шерстистого носорога.

В 1931 году поселение получило официальное название - Нижние Кресты.

С 1963 года - статус посёлка городского типа и название Черский. Переименован в честь геолога и географа, исследователя Сибири И. Д. Черского.






В советское время здесь находился один из пересылочных пунктов ГУЛАГа. Печально известное Кровавое озеро - место расстрела заключённых, принявших участие в восстании в 1937 году.

В разные годы здесь находился штаб высокоширотной экспедиции «Север».





Казанка на берегу р.Колыма

Вообще, у меня сложилось ощущение, что Черский это посёлок в котором всё пропитано авиацией! Правда авиацией СССР, уже ушедшей. Оказавшись здесь, ощущаешь себя вернувшимся в 50-80г прошлого столетия.  Очень хочется, чтобы авиация с активными полётами сюда вернулась вновь.





Памятник Ли-2 на лыжах

Все фото Ли-2 в Черском





Памятник Ан-2

Вечером, с Олегом решили пойти посмотреть на эти остатки. Пошли через аэропорт и тут же были отловлены и выдворены с территории директором.  «Так мы же на кладбище идём, за территорией аэродрома» - взмолились мы.  «Не положено» - отрезал директор.

Не, ну раз я тут оказался - Ил-14 я обязан посмотреть в любом случае.

Пришлось дать приличного крюка вокруг аэродрома и потом лезть через стланик.   Ох и намучились мы, продираясь сквозь эти заросли.





Олег продирается сквозь стланик.





Впереди мы увидели хвосты Ил-14

В итоге мы дошли до фюзеляжей.  Лежит там 7 самолётов Ил-14 и около 50 моторов АШ-82.  Но... это кладбище... Взять там уже нечего...  Только в чермет и цветмет...



Все фото Ил-14 в Черском

image Click to view



image Click to view



Уставшие и искусанные комарьём, поняв, что смотреть на эти обломки уже бессмысленно, мы продолжали любоваться красотой этого удивительного края.





Ночь в Черском











Оглавление:

Кругосветка-2018 (начало)

1 день Кругосветки - 03.07.2018: Самара-Пермь (Красный Яр - Нижнее Городище)

2 день Кругосветки - 04.07.2018: Нижнее Городище - Сосьва - Урай

3 день Кругосветки - 05.07.2018: Урай -Сургут - Тарко-Сале.

4 день Кругосветки - 06.07.2018: Тарко-Сале.

5 день Кругосветки ч.1 - 07.07.2018: Тарко-Сале - Норильск (Хатанга - Саскылах ).

5 день Кругосветки ч.2 - 07.07.2018: (Тарко-Сале - Норильск) - Хатанга - Саскылах.

6 день Кругосветки - 08.07.2018: Саскылах

7 день Кругосветки - 09.07.2018: Саскылах - Тикси

8 день Кругосветки - 10.07.2018: Тикси - Усть-Куйга - Чокурдах

перелёт, северваш, Колыма, Якутия, Кругосветка-2018, Черский, Ил-14, Ли-2, кладбище самолётов

Previous post Next post
Up