Фундаментальная этическая проблема, поставленная в двух вот этих записях, заслуживает медитации:
синдром Черномырдина когда дефицит интеллектуальный переходит в моральный? ***
Неплохо бы найти хорошее название.
Напрашивается "проблема Черномырдина", но ... хорошим такое название не кажется.
***
Интересно посмотреть, что говорят религиозные этические системы на сей счёт.
Ведь тема укрощения внутреннего примата разработана там весьма и весьма.
Современный православный авторитет даёт такое
разъяснение:
О власти
Яна: - Вы согласны с утверждением, что власть развращает?
- Грех властолюбия опасен и разрушителен для человека, не говоря уже о тех, кто его окружает. И если такой грех есть, то власть будет опасна.
Если же человек воспринимает власть как служение и у него есть более высокие цели, чем желание управлять другими и наживаться на власти, то он использует открывшиеся для него возможности во благо себе и окружающим. ...
Выходит, достаточно "воспринимать власть как служение" и "иметь более высокие цели" -- и мочи направо и налево, благо гарантировано?
Очевидно, ровно
так и рассуждает (коллективный) Гегемон Наших Гондуrussов, моча академию.
Так же рассуждал и эластичный Витя треть века -- но здесь мы в деталях знаем результат: и какая Наука угроблена, и что взамен он взлелеял (Крыско весь в швейцарском шоколаде).
***
Во-первых, это у нас первый случай, когда обнаруживается вот такое серьёзное зияние в
этической системе традиционной религии. Там есть, конечно, братская могила "смирения", но вырыть оттуда вышеуказанную проблему -- как и понятие когнитивной слепоты -- надо ещё суметь.
Во-вторых, само это зияние -- отличная иллюстрация для понятия когнитивной слепоты.
В-третьих, любопытная рекурсивность, напоминающая рекурсию в
определении математики:
когнитивная слепота в отношении феномена когнитивной слепоты.
Можно было и раньше заметить (= когнитивная слепота в отношении рекурсии ...).
В-четвёртых, получилась отличная пропедевтика предполагаемого развития темы
имморализм и манихейство.