[мозг] схема ругательства

Aug 20, 2014 07:45

Нам дважды доводилось упоминать механизм ругательств у многоглаголящих-они-же-сапиенсы, и некоторые дальнейшие ходы приматологической мысли приводят сюда же.

Поэтому удобно -- в качестве шажка накопления понимания -- притормозить и хорошенько разобрать механизм ругательств, тем более, что теперь можно воспользоваться приматологической схемой мозга.

***

Возьмём канонический пример из анналов элементарной приматологии [Upd: вкратце он когда-то уже обсуждался]:

Горилла Коко из легендарной когорты "говорящих" обезъян, рассердившись на некоего Майка, обозвала того "ты грязный плохой туалет!"
Кто такой Майк и что он учинил, неважно. Важно, что Майк находится в поле внимания Коко и непосредственно ассоциируется у неё с некоторой неприятностью.

Считается, что так ругнуться -- значит, проявить весьма высокий интеллект. Мы уже возражали и возразим опять (и теперь ещё покажем со схемой): ничего особо заслуживающего характеризации "высокий" тут не обнаруживается. Хотя тут речь не о комбинаторном интеллекте, но интеллект этого рода нужно отнести к тому же уровню, который мы обозначаем как интеллект-1.

Приматологическая схема ругательства



За основу взята основная приматологическая схема с некоторыми дополнениями (мы предупреждали, что в базовой схеме отражено далеко не всё).

***

Итак, по ситуации у Коко оказался сильно подожжён гуморальный центр аверзии -- красная точка. Причины на схеме не отражены. Подожжён и подожжён.

С этим центром сассоциированы нейроцепи, соответствующие всяким неприятным (=вызывающим аверзию) вещам. Показана только нейроцепь, соответствующая локвационному жесту "грязный", но там же и "плохой" и "туалет" и что-то ещё.
Видимо, нейроцепи "грязный" и "туалет" сильнее других подсветились красным центром (это может зависеть и от того, какие нейроцепи подсвечены более-менее свежими впечатлениями; возможно, Коко недавно вляпывалась в какую-то грязь etc.).
Нейроцепь "плохой" всегда -- по механизму своего формирования -- сильно привязана к центру аверзии (как у маленьких детей слово "кака").

Коко сильно возбуждена, и красный центр зажжён достаточно мощно для того, чтобы нейроцепь "грязный" могла стрельнуть даже без "информационной" подсветки с правой стороны треугольника (см. основную схему, где обсуждалась "информационная" подсветка).

Стрельнуть -- куда?
Нейроцепи стреляют в органы действия -- это общий принцип.
Мы старательно подчёркивали, что локвация -- это прежде всего действия в ряду прочих (и только во вторую очередь можно рассусоливать про сознание, интеллект etc.).

***

В поле внимания присутствует Майк.
Комплекс нейроцепей, описывающих ситуацию (эти нейроцепи "горячие"), связывает (образ) Майка с красным центром (пунктирная розовая линия).

Нейроцепь "Майк" тоже стреляет в область, управляющую органами действия/локвации.

***

Можно усматривать высокую интеллектуальность в том, что Коко употребляет универсальное местоимение "ты" вместо конкретного имени "Майк".
Но ведь и (условный) средний мозг универсально срабатывает на любой конкретный резкий звук, а средний мозг -- это самый "низ" интеллекта.

Разница в том, что в средний мозг реакция на абстракцию "резкий звук" заложена генетически, а обобщению "ты" нужно научиться -- но это только вопрос количества серого вещества; сам по себе механизм формирования подобных абстракций примитивен и есть даже у глупейших голубей (другое дело, что у них объёма серого вещества не на многое хватит).

***

Высокую интеллектуальность можно ещё усматривать в том, что Коко понимает причинно-следственную связь между Майком и неприятностью.

Однако, во-первых, видеть эту связь не так и сложно: в ситуации (включая непосредственное прошлое) Майк повязан с результатом вполне зримо.
Нужен, опять же, только достаточный объём серого вещества.

Кроме того, агрессия, исходящая из красного центра, может разрядиться на любого, "кто под руку подвернётся", -- это неотменимый факт, -- а Майк уже под рукой.

О по-настоящему чём-то высшем в плане интеллекта можно говорить в том случае, когда имеет место торможение агрессивного импульса как результат анализа ситуации ("он на самом деле не виноват" или "shit happens" etc.).

Короче, когда мы увидим, как Коко, глубоко вздохнув, медленно проговорит, "Майк, ты не прав!" -- вот тогда можно будет поговорить о высоком интеллекте.

***

Две красные стрелочки:

Одна изображает импульс зарядки "батарейки" локвации, идущий из мощно горящего гуморального центра (помним, что батарейку локвации заряжают любые эмоции).

Другая изображает отключение default-ного тормоза для локвации -- по причине распознавания сигнала-релизера -- наличия аудитории, в данном случае того же Майка.

***

Серый сегмент в кружке, обозначающем органы действия (в данном случае нас интересует только их подмножество -- органы локвации), изображает тот факт, что нужно ещё сформировать корректную фразу, то есть влить отдельные слова в некий синтаксический шаблон.
Для хранения таких шаблонов нужен субстрат -- ассоциативная область, а также нужно их там создать (и запрещать некорректные) обучением (дрессировкой, имитацией и т.п.).

Опять же -- обучение и достаточный объём серого вещества.

Анатомически этот серый сегмент есть часть неокортекса, который представлен на схеме треугольником.
Но логически он в некоторой степени похож на мозжечок, осуществляющий post-processing сигналов, направляемых в опорно-двигательный аппарат.

***

Итак, способность ругаться -- это всего лишь результат достаточного объёма серого вещества и неспецифической наученности:
в описанной схеме ругательство выскакивает, что называется, само как реакция на достаточно сильную эмоцию.

В этом смысле описанный механизм -- чисто приматический.

[Upd 2014-08-22: точнее, анаприматический; см. о различии ана- и Эпи- приматического]

О чём-то высоком в плане интеллекта можно говорить, только когда включается дополнительный контур торможения+рефлексии, налагающий узду управления на приматический механизм -- это общий принцип высших (Эпиприматических) форм интеллекта, которые мы обозначаем как Интеллект-2 или -- придавая немножко расширительный смысл фразе -- как Критика Смыслов.

intellectus, локвация, критика, интеллектус-2, ругательство, интеллектус-1, мозг

Up