Россия как цивилизация

Feb 03, 2012 23:25


Нашу страну как только не определяют в плане её западности/восточности, европейскости/азиатскости, и т. п. Вопрос, конечно, увлекательный, но такого рода сомнения сильно размывают понимание самих себя, что не есть хорошо.

Поэтому я хочу высказаться по вопросу нашей «ориентации в пространстве». Тема эта необъятная, так что сейчас кратко, тезисно и по ( Read more... )

цивилизация, Россия, Русский Мир

Leave a comment

Comments 31

lastochkinainna February 3 2012, 19:30:22 UTC
Прекрасно написали.Так оно всё и есть,Россия слишком уникальна,чтобы на кого-то равняться.

Reply

vsadnick February 3 2012, 19:37:04 UTC
Спасибо Вам!
Я постарался изложить все ключевые особенности, а то поднадоели эти вечные псевдо-культурологические споры, за которыми ускользает главное - собственное лицо.

Reply

lastochkinainna February 3 2012, 19:53:25 UTC
Вам спасибо,пишите и дальше,буду ждать.

Reply

vsadnick February 3 2012, 20:01:11 UTC
Обязательно продолжу:) Рад видеть Вас в моём блоге!

Reply


rurikrok February 3 2012, 21:20:19 UTC
Отлично. Утащил себе в твиттер.
Пиши еще :)

Reply

vsadnick February 3 2012, 21:44:37 UTC
:) Постарюсь;) А ты заходи - читай;)

Reply


ext_1013185 February 4 2012, 09:20:36 UTC
Вот дочитала...и сижу горжусь Россией!

Reply

vsadnick February 4 2012, 10:01:08 UTC
Анна, это очень приятно!:)

Reply


anonymous February 4 2012, 10:26:38 UTC
Со многим согласен. Но я сделал бы акцент на антиномичности русской культуры. Генетически она, как отмечает Всадник, является частью европейской цивилизации (восточной, то бишь византийской, ее ветви). Но в то же время Россия строится в истории как особый, внешний по отношению к Европе, мир. Она - и особая часть Европы, и неЕвропа одновременно.Борис Андреевич Успенский по этому поводу пишет: «Россия осмысляет себя как пограничная территория - в частности как территория, находящаяся между Востоком и Западом: это Запад на Востоке и вместе с тем Восток на Западе. Кажется, что это - стабильная характеристика России: уже в древнейших русских хрониках Русь характеризуется как страна, которая лежит на пути «из варяг в греки», и, соответственно, древнейшее описание русских обычаев в тех же хрониках дано в остраненном описании, в перспективе потустороннего наблюдателя, где «своё» описывается как чужое и странное (имею в виду сказание о хождении на Русь апостола Андрея в «Повести временных лет»)". И далее:"Пограничный, порубежный характер ( ... )

Reply

vsadnick February 4 2012, 11:02:06 UTC
Спасибо за интересный комменатрий ( ... )

Reply

anonymous February 4 2012, 12:19:39 UTC
Вот самый трудный вопрос - в чем же заключается этот самый "третий элемент", трансцендентный как "европейскости", так и "азиатскости"?
Очевидно наша уникальность не есть просто смешение в особых пропорциях разнородных внешних ингредиентов, не есть, так сказать, "оригинальный купаж" :)
Наверное, неправильно относить Россию к "византийскому культурно-историческому типу", как это делал Леонтьев, потому что, по правде говоря, вряд ли Россия намного ближе к Византии, чем к Европе.
Совсем не годится, по-моему, видеть уникальность России во влиянии "степи", столь дорогой евразийцам.
Уникальность несводима к внешнему, не есть СУММА чего-то. Но в таком случае, можно ли ее определить? Выразить если не в логическом понятии, то хотя бы в метафоре, по-шпенглеровски?
Простой перечень черт: "стремление к сверх-усилию в борьбе с трудностями", "чувство справедливости", и, евразийски говоря, "идеократичность" - это именно перечень, это не окончательный ответ на вопрос о природе уникальности.

Reply

vsadnick February 4 2012, 12:53:40 UTC
Ну что ж, попробую ответить на Ваш вопрос ( ... )

Reply


anonymous February 4 2012, 10:34:47 UTC
И еще одно замечание в виде вопроса. "Обостренное чувство справедливости" это безусловно ли хорошо? У отдельного человека это обостренное чувство часто делает его непереносимым для окружающих. Такое чувство отличает разного рода сутяжников и правдоискателей-зануд :)
А у целого народа? Может быть, это чувство явилось одной из причин революции 17 года и последовавшего погрома исторической России (в которой, конечно, было много несправедливого)?
И, поставлю вопрос шире, всякая ли особенность национальной культуры должна приниматься нами как благо (уже потому, что она составляет уникальность национального лица)? Или же есть такие самобытные черты от которых не худо бы избавиться?

Reply

vsadnick February 4 2012, 11:08:23 UTC
Да, я специально написал "обострённое" - потому что наше чувство справедливости радикально, как перепады температур в нашей стране.
В нём есть много хорошего, ибо чувство справедливости само по себе нравственно. Но его обострённость действительно может иметь болевые черты и приводить к революциям.
Искание справедливости - это наша глубинная неизгладимая черта, и от неё можно избавиться разве что путём исторического суицида. Что, мягко говоря, нам не подходит:)

Поэтому я считаю наиболее адекватным как раз вышеупомянутый путь понимания себя (и в том числе нашего чувства справедливости) с целью понимания природы своих действий. И тогда мы сможем лучше собой управлять.

Вообще, мне иногда кажется, что по своему подчас необузданному поведению Россия - довольно молодая цивилизация. Если мы немного повзрослеем, осознав себя, хуже нам точно не будет;)

Reply


Leave a comment

Up