Нашу страну как только не определяют в плане её западности/восточности, европейскости/азиатскости, и т. п. Вопрос, конечно, увлекательный, но такого рода сомнения сильно размывают понимание самих себя, что не есть хорошо.
Поэтому я хочу высказаться по вопросу нашей «ориентации в пространстве». Тема эта необъятная, так что сейчас кратко, тезисно и по
(
Read more... )
Да, Византия дала лишь духовно-культурную парадигму, дала путь противостояния с западной ветвью Европы, но, конечно же, не создала, да и не могла создать нашу суть.
Степь, в свою очередь, дала нам территориальное пространство, дала нашу мощь евразийской империи. Но не могла сформировать нашу цивилизацию: высокий культурный уровень у нас уже был.
Поэтому, как Вы верно заметили, ни то, ни другое, не есть третий элемент. Так что же он?
Начнём с того, что третий элемент это прежде всего наш дух, сформировавшийся в наших особых условиях.
Это, конечно же, и те три глубинные основы, о которых я написал. Они намного важнее, чем просто перечень. Но есть ещё кое-что.
Принимая чужие черты, мы также их и отбрасываем, раз за разом возвращаясь к своим правилам жизни. И никому не позволяем навязать нам чужие правила. Это наш "антихарактер", который позволяет нам мобилизовываться для защиты своего пути, а значит по большому счёту и всего мира. Следовательно есть и наша Миссия.
Я неоднозначно отношусь к И.Охлобыстину, но он чётко уловил эту Миссию (привожу не цитату, а основную мысль): вместо стремления к мировому господству,свойственному другим великим нациям, мы, напротив, никому не даём к этому мировому господству прийти!
Поэтому, если Вам нужно одно метафорическое слово для обозначения нашей уникальности, то я бы назвал слово "Крепость". В значении цитадель. Защищая себя, мы удерживаем мир от торжества одного человека и одной системы, стирающих личности людей и народов.
Пока есть мы, в мире есть как минимум два пути. И это уже хорошо:)
Reply
Reply
Волевое преобразование пространства, поиск справедливости и создание великих идей - это и есть позитивные черты нашей цивилизации.
Это не перечень, здесь я ещё раз отмечу этот принципиальный момент, а наши глубинные, взаимосвязанные основы.
И лишь четвёртая основа - противостояние - негативна, т.е строится через отриацние чего-то.
Но продлим метафору: Крепость ведь не пуста! Она огромна, в ней есть люди, целый мир. Поэтому, в целом, это вовсе не негативистское определение, согласитесь.
А вот по поводу логики расширения данного определения до размеров целой цивилизации отвечу: да, это нормально и даже правильно.
Ведь, к примеру, в той или иной степени самостоятельная экономическая модель тоже удерживает мир от торжества глобальной либеральной экономики. Собственная армия (особенно с ядерным потенциалом) создаёт независимый полюс силы, собственная культура (причём с нашим-то "смыслоискательным" характером!) это отдельный взгляд на мир. Список можно продолжать довольно долго. Причём всё в потенциале имеет не региональное, а всемирное значение.
Итог один - вся русская цивилизация несёт эту удерживающую черту. Это лишь ещё раз подчёркивает значение её Миссии.
П.С. Кстати определение России как государства-цивилизации во многом верно. У нас это на протяжении всей истории заметно. Так что и здесь нет никакого противоречия.
Reply
Спасибо Вам за очень интересный разговор!
Reply
Кстати, чтобы ещё раз пояснить мою мысль в контексте нашего сегодняшнего разговора, отмечу идейные выражения глубинных черты русской цивилизации.
Наша способность к созданию великих идей позволяет реализовать силовую, этическую и защитную доминанты. Из них и получаются краткие, зачастую метафорические определения, о которых Вы говорите.
Так, волевое преобразование пространства находит выражение в Идее Великой России, объединяющей и Царскую Россию, и Красную империю.
Поиск справедливости в смысле духовном привёл к идее христианской - Идее Святой Руси. И эта идея как идея духовная сочетается со смыслом поиска Истины.
В смысле же материальном (хотя и идейном) он привёл в итоге к Коммунистической Идее. И как идея материальная она логично трансформировалась в стремление к социальной защищённости.
Ну а черта противостояния склоняется к Идее Удерживающего.
То есть за данными чертами стоят как раз те образы, о необходимости которых Вы говорите.
П.С. Согласен с Вами! Наверняка будет смысл ещё раз вернуться к соотношению русской цивилизации и российского государства.
Reply
Reply
Leave a comment