Вдоль Лудяны на лыжах. День первый.

Feb 10, 2013 16:26

Сходили со Стасом reaper43 в лыжное пвд по окрестностям г.Нолинска и р. Лудяны. Места, как известно, весьма рельефные по нашим меркам, а также относительно малонаселенные. В общем,

По первоначальному плану мы должны были пройтись на запад от Нолинска по ряду примечательных мест, а далее - по долине р.Лудяны. Река, если кто не в курсе, весьма извилистая и интересная для походов в мае по большй воде- наогребаться хватит только так. Рекомендую! Но так как на все про все у нас было только 1.5 дня выходных, а выброска из д. Лудяна-Ясашинская виделась неочевидной задачей, то решили пойти в обратную сторону, плюс это давало возможность посмотреть засветло побольше интересного.

маршрут на карте:

пройденный трек (хорошо смотреть в режиме OpenCycleMap):

Суббота.
4-30 утра, поднимаемся, заливаем термосы, пьем чай и вызываем такси. Местный колорит - в трубке спрашивают, есть ли у нас деньги? :) Интересно, отвечает или кто-то "нет" (даже если и впрямь нет) ? Больше всего волновались за лыжи (190см), но ничего-удачно влазят в "тазик" между сиденьями. Долетаем моментом, в деревне Лудяна-Ясашинская тихо и темно, где-то вдали лают собаки.

В 6 утра уже одели лыжи и идем по пруду, лунки насверлены прямо под ногами, безобразие :) Тепло, кажется что градусов 5, не ниже. После поворота на Мезень попутная дорога на юг, конечно же, не прогребена, начинаем тропежку. Снега - минимум по колено, Стас на "туристах" зарывается глубже, до травы, плюс пластик, несмотря на утреннюю смазку, отдает.

В таком режиме доковыляли до леса, пошли вдоль (идти у речки смысла нет, сильно петляет). Стас перемазал лыжи, пошло повеселее, да и ночь наконец кончилась.

Вскоре вышли на свежую лыжню, скорость выросла почти до физкультурной, пластик тут явно рулит. Красота! Слева - долина Лудяны, справа- стена леса.

У балка "Большой Лог" радость кончилась - одна лыжня ушла по нему на северо-запад, другая - на запад, прямо в лес, но главное - в гору. В гору не хотелось, пошли далее по "тропе" под снегом, вдоль склона, до следующего притока. "Лесные" тут вновь работают лучше, потому больше иду впереди. Тут на фото заметно, что бахилы едва видны над "колеей".

Дошли до следующего балка, поменьше. Сели перекусить у одиноко стоящей елки, поглядывая на первый на сегодня подъем. С виду - полого, всего 40 метров набора высоты. На фото вообще неясно, что это подъем :)

Но как мы туда лезли - боже мой! Резко вверх не пойдешь, нужны специальные тормоза на лыжи, иначе они едут вниз, а ты - лицом в сугроб. На треке заметны наши метания влево-вправо, хотя толком траверсом мы там еще не шли, скорее пытались жаться ближе к лесу, дабы не набирать лишней высоты. Зато вид на Лудяну (северо-восток) - отличный!

Добравшись до относительно пологого места наверху, у приметного деревца, немного пофоткал.

Солнце светит вовсю, тепло! Красиво! Долина раскинулась с трех сторон, на солнце снег блестит. Как в песне: "снег пушистый, воздух чистый...". Словом, все положительные компоненты лыжного похода в наличии! А еще можно полакомиться сосновыми почками и шиповником. Вдали - следующий пупырь.

Попили чайку с видом на Эльбрус Лудяну, ну а далее, так сказать, фрирайд! Жаль, бордов и alpine лыж не было - склоны-то чудесные, нетронутые!

Мчимся вниз навстречу следующему пупырю... и следующему подъему. Приток, вытекающий внизу из Убиенного лога - не замерз, но удачно переходится по мостику. И снова - вверх. На этот раз траверсируем, закладывая широкие петли влево-вправо.

На снегу - ямки от птиц, а в них какашки экскременты :) Вот и охота им там сидеть и гадить? Чудеса. В итоге вылезаем на относительно пологий пупырь и решаем идти полукругом - чтобы высоту не набирать. Однако не срослось - метров через 50 вышли на дорогу (как бы в строну Полома), которую давно не гребли, но по ней все же лучше, чем по пухляку. Жаль, что в гору!

Переваливаем пупырь, дорога сходит на нет, встреченный буранный след тоже не по пути. Самое время пообедать!

Об обеде скажу пару слов отдельно, т.к. в связи с долгим дневным переходом тактически сам собой напрашивался горячий обед, а тратить время на его приготовление категорически не хотелось. Решили использовать старый метод с кипятком в термосе, который можно разлить по тарелкам и что-нибудь туда замесить для объема. Раньше у нас был популярен кубиковый бульон с черным хлебом и салом, но в этот раз использовали сухари, соль, растворимую пюрешку и сыр. Один минус - термос мой оказался фуфлом, и "горячий" обед едва-едва можно было назвать "теплым". А уж ко времени доедания последней ложки - спасал только горячий чай из другого, нормального термоса (спасибо, skitl).

Спускаемся к д.Полом вдоль оврага у леса, ближе к деревне начинаются густые заросли брощевика.

В деревне тихо, но все же скорее похоже на то ,что жизнь тут есть - дорого прогребена (видимо, из соседнего Зыково), слегка тянет дымом. Речка Кишка не замерзла, но через нее имеется приличный мост.

Переходим, и отклоняемся от дороги к югу - по плану у нас намечен переход р.Лудяна в районе урочища Комосята. Проблема в том, что тут ровное поле без ориентиров, и совершенно сбивающая с толку система "каналов" р. Кишка - которые тянутся от Полома до Зыково. Глядя на карту, можно сломать голову, пытаясь понять, что тут куда впадает и в какую сторону течет :) Тропим, солнце жарит нещадно. Вдали виден храм в Зыково, красивый.

Ориентируемся по кустам вдоль берегов, и в итоге решаем перейти этот самый "канал" по снежному мостику, на который навалены какие-то стволы. Фото перехода сделать не успел, это уже вид с другого берега.

Сверяемся с gps и идем к третьему "гребешку" Лудяны в этом месте. Тут дорога, следы, буранные колеи. Увидев саму Лудяну, вздохнули с облегчением - лед есть!

Склон на другом берегу украшен следами, которые оказались не кабаньими, а человечьими, что здорово облегчило полъем - сняли лыжи и забежали вверх моментом.

Окинули сверху на прощание долину Лудяны в лучах заходящего солнца, и начали долгий нудный путь по продуваемым ветрами полям.

Интересного тут было мало - идешь от леса до леса, меняется тропящий, идешь дальше. Перепадов высоты особых не было, шли по верхам. Спасало только то, что снег тут более дубовый и держит лучше.

Веселье началось на спуске к Малково, когда вышли на буранный след и полетели вниз добрых 50 метров в темноте. Класс! Попадали, я даже успел впомнить, как оно - торможение палками -происходит. Спустились до ручья и поднялись вверх, к Колесникам. В смысле, поднялись в гору, никаких Колесников там давно уже нет, а ночью так и вообще ничего не понятно. Как стало ясно еще в прошлом ПВД под Березовой Курьей, ночью, даже с фонарем, лесополосу не отличишь от леса, да и вообще не поймешь, овраг перед тобой или долина - все одно. Тем не менее, где-то тут нам предстояло найти ключ и встать на ночевку. Но сделать это даже с gps-ом оказалось не так-то просто :) В итоге нашли, только уткнувшись в искомую точку носом. Было около 8 вечера, т.е. длился наш ходовой день 14 часов.

В лагере не обошлось без экспериментов - для экономии веса мы взяли только тент от палатки, без внутренника. От необходимости копать яму это, конечно, не избавило, зато недостатки такого подхода сразу стали ясны - коврик надо класть на снег, и пока раскладываешь спальник и тп, на коврик налетает снег, его надо опять страхивать и т.д и т.п. Плюс вещи надо класть то на рюкзак, то еще куда. Словом, удобство палатки без пола - весьма сомнительное. В итоге я проложил вдоль ковра чехлы от лыж, спальника и т.п., площать "сухой" поверхности от этого увеличилась и жить спать стало веселее. Костров не жгли -тепло, правда горелка с примусом что-то излишне шалили. Отбой в 23-00.

продолжение следует готово...

туризм, отчет о походе, лыжный туризм