В гости к Архангелу. Часть 4. Малые Корелы

Jan 18, 2012 18:21




Вечер второго дня путешествия я провел в музее деревянного зодчества Поморского края - "Малые Корелы", что раскинулся под городом Архангельском.
По духу, виду и роду напомнил киевское Пирогово, но из-за отстутствия толп дышалось здесь куда-как свежее и легче.



Музей назван по имени населенного пункта «Малые Корелы», находящегося неподалеку. Но довольно часто наименование музея пишут как Малые Карелы, что вносит определенную путаницу. Тем не менее правильное написание именно через «о» - Корелы. На вики этой путанице о и а посвящена целая глава



Общий вид с шоссе примерно такой, перво-наперво я чуток промахнулся и проехал главный вход.

«Малые Корелы» - является архитектурно-этнографическим музеем, здесь собрана одна из крупнейших в России коллекций деревянного зодчества под открытым небом. Основан 17 июля 1964 года.

Особенность музея в том, что он был первым в России музеем под открытым небом, формирование которого велось на основе предварительных архитектурно-историко-этнографических исследований, научно обосновавших отбор памятников и их размещение.

В архитектурно-ландшафтной экспозиции музея на территории площадью 140 га представлены более 100 памятников деревянного зодчества XVI - XIX вв. Историко-этнографические особенности региона, самобытную культуру и традиции поморов Русского Севера отражают уникальные культовые сооружения (церкви, колокольни, часовни, обетные кресты), все типы северорусского крестьянского жилища, хозяйственные постройки, сезонные крестьянские поселения.

Коллективом специалистов под руководством известного российского архитектора Б.В. Гнедовского был разработан генплан музея, согласно которому предусмотрено деление музея на сектора в соответствии с историко-культурным районированием области. В настоящее время в структуре архитектурно-ландшафтной экспозиции 4 сектора: Каргопольско-Онежский, Мезенский, Двинской и Пинежский. .. В настоящее время создаются Поморский и Важский секторы.

В числе памятников музея - Никольская церковь, 1584 г. (с. Лявля), редчайший трехчастный храмовый ансамбль XVIII в. (с. Ненокса), которые находятся на своей исторической родине.

В собрании музея - уникальные коллекции предметов материальной и духовной культуры Русского Севера.

Сегодня музей предлагает экскурсионные маршруты, музейно-образовательные программы, традиционные народные праздники с участием фольклорно - этнографического театра «Новиця», фестивали, свадебные обряды, колокольные звоны. Экспозиции музея знакомят посетителей с жизнью и бытом северных крестьян.

В 1996 году Указом Президента РФ ФГУК «Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.



Клик, чтобы увеличить



Практически на входе нас встречает ветряная мельница-шатровка. На предыдущей схеме она значится за номером 13.
Перевезена из Кожпоселка Онежского района, в котором была построена 110 лет назад.

По музею я вас проведу как шел сам, т.е. той же хронологии, а именно сначала мы побываем в Каргопольско-Онежском секторе,
затем в Двинском, Пинежском, Мезенском и снова вернемся назад.

Так вот, она ему и говорит .. В первом секторе достаточно много мельниц



Мельница-шатровка на ряже из д.Большая Шалага(Шалга) Каргопольского р-на XIX в.



и прочих огородов





Ветряная мельница-шатровка на раме из д.Калгачиха Онежского р-на начала XX в

Архитектурной доминантой данного сектора является ансамбль Вознесенской церкви 1669 г. и колокольни 1854 г. из деревни Кушерека,
до которой теперь не доехать ни дойти







Тут же поблизости раскинулись усадьбы и дома зажиточных крестьян



Дом Пухова д.Большой Халуй XIXв



Дом-двор Кириллова из д.Кисилево XIX

с подобающими им дворами и сараюшками амбарами



амбар-двойня д.Калитинка Каргопольского р-на начало XXв

на пути в Двинской сектор в лесочке спряталась часовня Илии пророка из д. Мамонов Остров Плесецкого р-на XVIII в.



экспозиции других районов расположены за маленькой речкой притоком Корелки. В этом месте располагалась водяная мельница из д.Ширяиха,
но на данный момент она проходит реконструкцию.



Необходимо отметить, что переходы достаточно протяженные и на весьма пересеченной местности, так что запаситесь силами и не одевайте обувь на шпильке :)



Самый большой и разнообразный в архитектурном отношении - Двинской сектор. Здесь представлено народное зодчество самой главной водной артерии края, Северной Двины, семисоткилометровой голубой дорогой протянувшейся от Вологодчины до Беломорья Памятники собраны с огромной территории всего Подвинья. На центральной площади - Георгиевская церковь XVII в. из села Вершина Верхнетоемского района. В церкви восстановлен остов иконостаса, выполненный в стиле барокко. Вокруг церкви - дома двинских крестьян разного достатка.

Своеобразный и неповторимый облик музею придают ветряные мельницы. Всего их семь. Тут и мельницы-столбовки на «ряже», на «раме», на «стойках», и мельницы-шатровки



Мельница-столбовка на раме с.Средние Медляши Шенкурский р-он XIX



Это не курица, это хаваеца хотя в данном случае это как раз курица.
На ряду с коньком является важным элементом деревянного зодчества, используется при строительстве безгвоздевых кровель. В качестве материала идут
еловые брусья, вытесанные с корневищем, которое загибается в виде крюка (т. н. кокоры), поддерживающее водотечник (поток). Курицы укладывается на слеги кровли. Закрепляются в слегах различным способом: в одном случаев в длинных верхних концах курицы делаются неглубокие гнезда, соответствующие размерам слег, на которых держатся курицы, в другом -гнезда-пазы вырубаются в слегах, куда и закладываются курицы, но при этом слега ослабляется, -это возможно в массивных слегах.



Усадьба крестьянина.



Дом-Двор Щеголева д.Ирта Ленского р-на 1826г



оттуда же перевезены амбар, ледник и баня, и составляют полноценную композицию усадьбы







цветные чернила кончились, пришлось нарисовать тушью.



Дом-двор Туробова д.Ирта Ленского р-на XIX



Дом-двор Цигарева. с.Выемково Ленского р-на. XIXв



Дом-двор Тропина Семушинская д.Красноборского р-на XIX. Крестьянин был настолько зажиточным, что у его дома даже конек двуглавый







Дом-двор Шестакова. д.Цивозеро Красноборсокго р-на 1861г



Чуть поодаль стоит дом кузнеца Ермолина из д.Кривец Холмогорского р-на 1880 г. постройки и кузница из Усть-Маломсы Красноборского р-на
Кузнечество было распространено на Русском Севере в XIX в. повсеместно. Полунатуральный характер хозяйства обуславливал длительное существование небольших сельских кузниц, хозяева которых работали в основном на нужды своей деревни. Кузнечество в некоторых районах Сухоно-Двинского региона достигало большого совершенства. Изделия двинских кузнецов исследователи по праву относят к произведениям народного искусства.

Настоящий проект предполагает создание интерьера дома-двора двинского крестьянина, занимающегося кузнечным ремеслом. В помещении на повети планируется создать выставку кузнечных изделий из коллекции музея «Малые Корелы», а также интерьер поветной горенки - подсобное помещение для жилой и хозяйственной части. Также в рамках данной темы планируется подготовить экскурсионные материалы, в рамках образовательной программы «Ремесла Поморья» - этнографическое занятие о кузнечном деле на
Русском Севере.



Дом-двор Русинова д.Кондратовская Верхнетоемского р-на.

Русиновы - богатая купеческая семья XVII века. Точное время постройки сохранившихся палат неизвестно; предположительно, они были поставлены в середине XVII столетия.



Красиво выполнены кокоры







Георгиевская церковь из села Вершина Верхнетотемского района (1672) расположилась на центральной площади сектора.

Летняя (холодная) церковь святого великомученика Георгия первоначально находилась на правой стороне речки Верхней Тоймы (правый приток Северной Двины) и входила в число храмов Николаевского прихода Вершинского погоста. Прототипом таких церквей были многогранные дозорные башни - вежи. Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра. Георгиевский храм, как и все церкви этой группы, имеет два прируба: алтарь с восточной стороны и притвор с запада. Интересную особенность представляет собой неправильная форма восьмерика. Она не симметрична, а вытянута по оси север-юг .Несомненное свидетельство влияния наиболее старинных храмов - убранство шатра. Очень высокий, без всяких украшений, он сплошь покрыт лемехом (за исключением пояса над полицами повала). Эта характерная особенность, придающая особенное благородство всему облику шатровых храмов, скорее всего, восходит к самым первым шатровым сооружениям. В более позднее время (середине - второй половине XVII века и позднее) такое оформление почти не использовали, а покрывали шатры тесом (хотя есть и некоторые исключения). Стены восьмерика и прирубов тоже практически лишены какого-либо декора. Их «спокойная гладь» лишь кое-где прорезана окнами с резными наличниками. Существенное отличие Георгиевского храма от предшественников - крытая галерея на консольных выступах, которая охватывает церковь с трех сторон - севера, запад и юга и придает ей легкость и изящество. Оба прируба - и притвор и алтарь - перекрыты бочками с очень плавными и гармоничными боковыми изгибами. Особого упоминания заслуживает крыльцо у западного притвора.











Возле лесного массива расположился Пинежский сектор, где отражена архитектура бассейна Пинеги, самого крупного притока Двины.
Пинежские избы выстроены в одну линию лицом к солнцу, «в порядок», как говорили в позапрошлом веке. Глухие таежные места, с которыми в прошлом ассоциировался этот край в музейной экспозиции, выделены особым ландшафтом. Здесь в сохранившемся массиве северной тайги можно увидеть охотничью избу, курные избы сенокосной сезонной деревни Хорнемская, далеко в лесу «спряталась» Троицкая часовня - один из самых удивительных памятников музея…
Перед домами или чуть в стороне - амбарный городок на высоких столбиках-стойках, по которым не могли бы забраться грызуны, и бани.







Не стоит думать, что водичка проливается сквозь щели, доски уложены в несколько слоев. Вообще для любителей и ценителей деревянного зодчества и
особенностей безгвоздевого строительства это просто рай, где можно на живом примере увидеть как устроены дома построенные одним лишь топором.



















Выводок избушек на курьих ножках и их совсем еще "цыплят"







Панораму музея со стороны Северной Двины формирует Мезенский сектор. Стоящий на крутом холме он выделяется как своими домами, перевезенными с Мезени и Пезы, так и характерным оформлением крутого берега - подпорной стенкой, с нее живописным каскадом протянулись вниз по склону холма лестницы, расположились амбары и бани. В доме Лимонникова из д. Елкино можно увидеть предметы северного рыболовства, познакомиться с коллекцией речных и морских лодок. В целом сектор представляет архитектуру северо-востока области. Селения здесь располагались по высоким обрывистым берегам реки. Чтобы укрепить их, рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. На эти своеобразные набережные ставили амбары, ледники, а ближе к воде - бани. Наиболее часто на Мезени встречались дома-шестистенки. Главное украшение дома - крыльцо на витых и резных столбах с ажурной декоративной отделкой, перекликающейся с резьбой наличников и причелин.

























ветряк из д. Азаполье Мезенского р-на XIX. Установлена на ряже- это такая клеть из бревен.



Лучшее фото поста



Здесь нет храмов и часовен, зато есть не менее сильный обетный крест

Время подходит к концу, а надо еще успеть вернуться в начало, там осталось еще много недосмотренного



Самое раннее строение датируется XVI в. это колокольня из села Кулига-Дракованово Красноборского района



С пригорка, на котором стоит эта башня-колокольня открывается замечательный вид



поблизости имеется образцово-показательное поле со всеми основными злаковыми культурами,
Только здесь на 4м десятке лет до меня наконец дошло, что такое ячмень, до этого я всегда считал его рожью.



Немного в глубинке леса прячется часовня Макария Унженского и Желтоводского из д.Федоровская Плесецкого р-на XVII века постройки.



последний экспонатом будет усадьба Попова с Погоста Каргопольского р-на XIX







и пара прощальных взглядов наверное все-таки на самые главное сооружения всего парка





По завершению культурной программы я уже слабо стоял на ногах, потому как все же слегка загнал лошадей и спал маловато, и не смотря на сияющее светило глаза просто закрывались.. Пока они все еще были открыты, я выбрал путь и поехал искать стоянку в-о-о-о-н по этой дороге в сторону Пинеги вдоль Северной Двины.



Хотелось бы конечно вот примерно с таким видом, но тут со стоянками и дорогами в целом дела обстоят совсем иначе нежели в средней полосе..
Здесь нет средних условностей (как правило) либо тайга либо поселок, а вот что-то малонаселенное прямоходящими и при
этом легкодоступное на транспорте встречается крайне редко.



Тем не менее, укатив уже порядка 50км от Архангельска я наконец заплутал на какой-то крошечной дорожке и решил, что куда она приведет там и умру, по крайней мере на несколько часов. Надо чаще доверять внутреннему голосу и легкому ветру. Все-таки удалось выбраться на берег, да не простой, а к тому же еще и вполне живописный.





Облачка как будто накрывали кружевным покрывалом. Немного настораживал дым от лесных пожаров, но сил на беспокойство уже не оставалось,
еле справившись с ужином завалился прям при свете дня.





В полночь как по будильнику проснулся глянуть, что за окном. А там хоть книжки пой, хоть песни читай, свело как днем.
По крайней мере намного светлее чем в последние месяцы в столице в полдень.





Так прошел еще один день этой замечательной поездки.

Хотелось конечно выложить все фото, но пожалуй этих более чем. Кто же возжелает осмотреть остальные сможет сделать это здесь

Использованы сайты
Поморский край
Путь в Сибирь
Музей "Малые Корелы"






























"В гости к Архангелу"
Часть 1. Ярославль-Данилов-Вологда
Часть 2. M8 Вельск-Зачачье-Сия
Часть 3. Антониево-Сийский Монастырь-Холмогоры
Часть 4. Малые Корелы
Часть 5.1. Архангельск и соседи
Часть 5.2. Архангельск и соседи

север, путешествия, фото

Previous post Next post
Up