Пеший поход по Приэльбрусью, 10-20 июля 2020. Часть 1.

Sep 14, 2020 19:37

Это первая часть отчёта (дни 1-5).
Вторая часть (дни 6-10): https://vorobieva-t.livejournal.com/187218.html

Вторая моя поездка в Приэльбрусье.
Первая была в сентябре 2019 ( часть 1 и часть 2). В тот раз ураганный ветер не дал нам подняться на Эльбрус.
В этом походе некоторые из нас взошли на восточную вершину (высота 5621 м) с севера.
Восхождение не было основной целью мероприятия, а возможная опция, если позволит погода.

На мой вкус, сам Эльбрус - далеко не самое красивое место этого района.
Мне очень понравились снежно-ледовые поля с ледяными мостами и гротами. И с трещинами, в одну из которых я провалилась почти по пояс :-). Каменные образования («каменные грибы») и нагромождения застывшей лавы. Сурки, выпрашивающие еду. Лиса на Северном приюте, на высоте 3700 (!), вся облезлая и жалкая, утащившая сыр из палатки буквально у нас на глазах :-) Стадо бегущих яков, издалека похожих на крупных лохматых собак. Какие-то рогатые (олени?) на снежнике. А какие были закаты над облаками в долинах... А цветы! Такое разнообразие, я даже отдельную подборку в Фйсбуке сделала.

Участники: Андрей Сашин, Лёша Бобков, Марина Галкина, я.
(Марина шла с нами первые 6 дней, а потом отделилась.)

Маршрут:
Верхний Баксан - оз.Сылтранкёль - пер.Сылтран (3425 м) - р.Кыртык - р.Субаши - затопленная штольня - пер.Джикаугенкёз (3520 м) - снежно-ледовое плато Джикаугенкёз - озеро Бирджалы - базовый лагерь «Поляна Эммануэля» - урочище «Немецкий аэродром» - Райская поляна - останцы «Каменные грибы» - штурмовой лагерь «Северный приют» - гора Эльбрус, восточная вершина (5621 м) - «Северный приют» - плато Ирахиксырт - р.Кызылкол - пер.Балкбаши (3700 м) - база МЧС - пер.Кольцевой (3353 м) - р.Уллу-Хурзук (Кюкюртлю) - пер.Кюкюртлю Южный (3670 м) - р.Уллу-Кам - пер.Хотютау (Воинской славы) (3480 м) - ледник Большой Азау - разбившийся вертолет - Эльбрусское озеро - станция канатки «Кругозор» (3000 м) (Азау).

Прошли 138,4 км за 9,5 дней (6,1+14,4+15,9+18,7+10,8+14,6+21,7+12,8+13,4+10,0).

Треки по дням и точки nakarte.
Страва.
Все мои фото с комментариями (382 шт.).
Некоторые мои и не мои фото и видео в моём ФБ.
Подборка моих фото «Цветы Приэльбрусья» в ФБ.
Отчёт Марины Галкиной на сайте «Сплава».

Фильмы Марины Галкиной на YouTube:
часть 1 «С видом на Эльбрус» (59 мин.);
часть 2 «К Эльбрусу с севера» (40 мин.);
часть 3 «Попытка восхождения на Эльбрус» (41 мин.);
часть 4 «Окрестности источников Джилы-Су» (45 мин.).

*****

Из спецснаряжения брали треккинговые палки, кошки, каски, ледорубы, буры и обвязки.

Мы жили в палатке, готовили и питались втроём с Лёшей и Андреем. У Марины, известной путешественницы, любительницы экстремальных одиночных походов и победительницы международных рогейнов, было всё своё. Она так привыкла в своих соло-походах и кооперироваться не захотела.

По продуктам у нас был полный автоном - всё несли с собой и ничего не докупали, даже где можно было бы найти такую возможность. Раскладку составлял Андрей, из расчета около 600 г еды на человека в день. И мне она очень понравилась: много мяса и много сладкого, я примерно так и в обычной жизни питаюсь :-)

Много мяса - это по 50 г сухого сублимированного мяса «Гала-Гала» на одного на ужин с кашей и по 33 г на одного на обед с бульоном.
Много  сладкого - это на обед каждому 100-граммовая шоколадка или что-то эквивалентное, плюс сладкое к завтраку и ужину.
Утром - молочная каша.

*****

В день приезда (10 июля) вышли из Верхнего Баксана (высота 1530 м) уже ближе к вечеру, ночевали у реки Сылтрансу, на поляне у обрыва с видом на долину Баксана.
Высота ночёвки 2289 м. Прошли 6,1 км.

С нами было ещё 8 человек, знакомые Андрея, у которых были свои планы. На следующее утро мы разделились и больше никого из них не видели до отъезда.

Первая ночёвка:

Второй день (11 июля): горное озеро Сылтранкёль (высота 3190 м) - перевал Сылтран (3425 м) - река Кыртык - река Субаши.
Высота ночёвки 2564 м. Прошли 14,4 км.

Подъём к озеру Сылтранкёль:

Рододендрон:

Озеро Сылтранкёль:

Перевал Сылтран:

Эффектное место ночёвки с видом на каньон Субаши и скальные ворота чуть ниже по течению:

Третий день (12 июля): затопленная штольня - перевал Джикаугенкёз (3520 м), хребет массива Чаткара - снежно-ледовое плато Джикаугенкёз - 400 м до озера Бирджалы.
Высота ночёвки 3317 м. Прошли 15,9 км.

Затопленная штольня:

Подъём на перевал Джикаугенкёз:

На хребте массива Чаткара с видом на Эльбрус:

На хребте массива Чаткара:

Спуск с перевал Джикаугенкёз:

Снежно-ледовое плато Джикаугенкёз, всё в ручьях и трещинах:

В одну из трещин, присыпанную снегом, я провалилась по невнимательности, увлёкшись фотографированием - наступила на пятно снега, а не на голый лёд, и погрузилась почти по пояс. Трещина была узкая, до дна я бы не долетела при всём желании, особенно с рюкзаком, но всё равно было не по себе. Марина частично успела это снять на видео - примерно 48-я минута первой части ее фильма: https://youtu.be/rbP7xiGN3C8?t=2848

Кадр из видео Марины, как я вылезаю из трещины:

Глубокие промоины на краю плато:

Было страшно провалиться куда-нибудь среди этой мешанины камней и льда, но смотрелось это всё грандиозно, на мой вкус:

Третья ночёвка (высота 3317 м):

Хуже всего я себя чувствовала именно на этой, третьей ночёвке на 3300 - одышка при вылезании из палатки, головная боль и сильный озноб ночью (хотя было тепло). К утру всё прошло. Больше меня проявления горняшки не беспокоили - на пятой ночёвке на 3700 м и на горе всё было Ок, голова не болела, перед восхождением спала хорошо.

Четвёртый день (13 июля): озеро Бирджалы - река Бирджалы-су - базовый лагерь «Поляна Эммануэля» (2580 м, в лагерь не заходили) - урочище «Немецкий аэродром» (2800 м) - Райская поляна (3049 м) - (радиально под дождём) - останцы «Каменные грибы» (3179 м) и дальше до пересечения троп (высота 3487 м) - Райская поляна (3049 м)
Высота ночёвки 3049 м. Прошли 18,7 км (из них 12,6 с рюкзаками, остальное налегке).

Озеро Бирджалы, вид с места ночёвки:

К «Поляне Эммануэля» мы пошли не по-человечески, в обход через Джилы-Су, а полезли напрямик через каньон реки Бирджалы-су.

(Маршрут придумал Андрей, который бывал в этом районе неоднократно, и он вёл нас без приборов и без заранее загруженных треков, просто по памяти. Через каньон этот он никогда не ходил и хотел попробовать.)

Спуск в каньон Бирджалы-су:

И подъём на противоположный склон:

В базовый лагерь «Поляна Эммануэля» не заходили, не польстившись на блага цивилизации в виде кафе и горячего душа, а ночёвка в домике была совершенно не ко времени.

Подъём вдоль ручья от «Поляны Эммануэля»:

Помимо нас, идёт ещё пара групп, в основном налегке. Но в целом народу не очень много - район лишь в начале июля открылся после карантина.

Проходим «Немецкий аэродром» и поднимаемся к от него к Райской поляне:

На Райской поляне ставим палатку, обедаем, отдыхаем. Здесь же мы ночевали в сентябре 2019, но тогда воду для готовки с собой принесли, а сейчас тут есть ручей (почти пересохший, но на следующий день, после дождя, уже вполне полноводный).

Ближе к вечеру отправляемся в радиалку к «Каменным грибам».
Идёт дождь, «грибы» в тумане выглядят совершенно инопланетно:

Кто-то прямо тут поставил палатку:

От «грибов» (высота 3179 м) идем ещё немного вверх, до пересечения троп, ведущих к «Северному приюту» (высота 3487 м), чтобы не возвращаться тем же путём.

Спуск:

Пятый день (14 июля): Райская поляна - штурмовой лагерь «Северный приют» (3740 м) - нижние скалы Ленца (4565 м, налегке) - высота 4647 м - штурмовой лагерь «Северный приют» (3740 м).
Высота ночевки 3740 м. Прошли 10,8 км (из них 3,8 с барахлом и 8 - налегке, на скалы и обратно).

Спешить нам сегодня некуда. Планируем подняться на «Северный приют», поставить палатки и для акклиматизации сходить на нижние скалы Ленца (4565 м).

Утро солнечное, мы сушим вещи и неспешно собираемся:

Начинаем подъём (здесь же мы вчера спускались в тумане):

Вскоре выходим на камни:

В сентябре 2019 на этой высоте лежал снег!

Доползли до «Северного приюта» (3740 м). Даже здесь нет снега! Мы не ожидали такой удачи и очень радуемся - спать на снегу было бы гораздо холоднее.

Ставим палатки с видом на Эльбрус, на отдалении от остальных, чтобы нам никто не мешал. Здесь мы проведём две (а Марина - три) ночи.

В сентябре прошлого года мы останавливались примерно в 200 от этого места, в домиках турфирмы «Лакколит», которых сейчас не видно за камнями и холмами. И было вот так (что называется, почувствуйте разницу):

(Почти год назад, сентябрь 2019).

Сотовой связи на «Северном приюте» почти нигде нет. Но потом нам соседи сказали, что на одном из холмиков рядом с нашими палатками ловится слабый сигнал «Мегафона» - оказывается, мы встали в козырном месте :-)

Позднее я случайно обнаружила, что телефон работает на спуске с горы, на последних сотнях метров до края ледника. Там даже ловится мобильный Интернет - я иду, а телефон пищит уведомлениями. Причем слишком высоко сигнала ещё нет, а слишком низко (близко к краю ледника) - уже нет.

Воду брали из ручья на подтаявшем краю ледника.

Пообедав, собираемся на скалы Ленца для акклиматизации.

К подъёму готовы! :-)

Перед выходом на ледник надеваем кошки и связываемся - до «поворотного камня» на леднике встречаются трещины.
Идём в связке:

Внизу видна ещё какая-то группа.

День тёплый и совершенно безветренный. Жарко, я потом разделась до одного слоя термобелья. Просто идеальная погода для восхождения, завтра бы нам такую! (Завтра было чуть похуже - ветер. Но тоже нормально. Просто отлично по сравнению с прошлым сентябрём!)

Видны скалы Ленца, нам туда:

Взгляд назад:

И в сторону (вон та острая гора - пик Калицкого, мы мимо него проходили позавчера):

Благополучно дошли до нижних скал Ленца и чуть выше, до высоты 4647 м. И вниз - перед завтрашним восхождением перенапрягаться не надо.
Эта вылазка заняла 5,5 часов.

Вечером был небольшой град. И туман, сквозь который просвечивали две вершины Эльбруса, западная и восточная, в лучах предзакатного солнца:

Завтра попытаемся подняться на восточную вершину Эльбруса.