Это вторая и последняя часть отчета (дни 6-10).
Первая часть (дни 1-5):
https://vorobieva-t.livejournal.com/186930.html (там же - ссылки на треки, фотоальбом, видео Андрея, фильмы и отчет Марины)
Шестой день (15 июля): штурмовой лагерь «Северный приют» (3740 м) - Эльбрус, восточная вершина (5621 м (5618 по моему навигатору)) - седловина, спасательный приют «RedFox 5300» - подъём в сторону восточной вершины до высоты около 5500 м - штурмовой лагерь «Северный приют».
Высота ночевки 3740 м. Прошли 14,6 км.
Утро 15 июля:
Сегодня попытаемся взойти на восточную вершину Эльбруса.
Вышли от палаток в 5:40, около 6 часов были у края ледника, откуда начинается подъём.
***
Далее немного офтопик. Почему мы вышли так поздно, а не с ночи, как принято у опытных туристов-горников. Навеяно обсуждением восхождения на западную вершину Эльбруса с юга этим летом:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1569732386542588&id=100005175249989.
Основной аргумент в пользу старта в полночь - ты должен к 9-10 утра быть на вершине, чтобы спасатели, помощь которых тебе может понадобиться, успели за тобой подняться и стащить тебя вниз. Ну и во второй половине дня больше вероятность плохой погоды, горняшка может накрыть на спуске и т.п.
Ну и что, что половина восхождения у тебя пройдёт в дубаке до восхода солнца и в темноте, когда не видно трещин и других стрёмных мест. Да, выходя ночью, ты сам повышаешь для себя градус экстрима и вероятность огрести. Это ж горы, и кто сказал, что будет легко? :-)
Слава богу, среди нас не было сторонников ночных прогулок по горам, и мы стартовали при свете дня, когда ночной дубак отступил.
*****
Итак, около 6 утра мы у края ледника. Андрей велит надеть кошки и для безопасности связаться, потому что в начальной части подъёма, до «поворотного камня», на леднике есть трещины.
Марина отказывается надевать кошки и связываться. Ради экономии веса она не взяла с собой обвязку-«беседку», и накануне Андрей обматывал её верёвкой, что неудобно.
В принципе, сейчас ветра нет, видимость хорошая, все трещины просматриваются, и, возможно, связываться излишне. Погода нас балует; вот в сентябре 2019 дуло и мело так, что никому и в голову бы не пришло НЕ связываться.
Без кошек сейчас тоже вполне можно обойтись - голого льда нет (во всяком случае, внизу). Но гораздо удобнее надеть их заранее здесь, в относительно комфортных условиях, чем потом где-нибудь на ледяном склоне, на ветродуе, пытаться их пристегнуть негнущимися замёрзшими пальцами.
В общем, в нашей группе произошёл небольшой конфликт, и Марина, без кошек и без обвязки, ускакала вперёд, пока мы втроём возились с верёвками и кошками. Мы её потом только ближе к пяти тысячам догнали.
Примерно до «поворотного камня» (немного ниже нижних скал Ленца) дошли втроём в связке, потом развязались и дальше шли каждый в своём темпе.
Под чужой темп подстраиваться сложно, и я вообще не понимаю, как ходят большими группами. У нас даже втроём не получалось держаться вместе. Вышло восхождение в стиле подмосковных ПВД группы Дмитриева - никто никого не ждёт, каждый спасается как может :-) Хотя в горах это неправильно, конечно.
На подъёме:
Внизу видны два парня, они тоже на вершину, мы с Андреем видели их на протяжении почти всего пути.
До скал Ленца ходит много народу, и туда ведёт набитая тропа, как на предыдущем фото. А вот выше - ни следов, ни вешек, ни людей, и не всегда было очевидно, куда идти. Сегодня ветерок посильнее, чем накануне, и следы прошедших раньше заметает.
Изжарившись накануне при подъёме на скалы Ленца, в отсутствие ветра, сегодня я оделась чуть легче, чем изначально собиралась и чем следовало бы, и мёрзла весь день. На мне были штаны-тайтсы, ветрозащитные штаны, термобельё, флиска, пуховая куртка (её надела под скалами Ленца и не снимала до вечера) и мембранная куртка. Надо было ещё штаны из флиса.
Тут не как внизу, движением не согреться, потому что из-за высоты не получается двигаться интенсивно.
Пожалела, что не взяла термос. Перекусы запивала холодной водой, а хотелось горячего.
Небольшой отдых, высота около 5 тысяч, кадр из видео Андрея Сашина:
Продолжаем подъём:
Видна Марина в красной куртке. Лёша где-то ниже, за перегибом не видно.
Я останавливаюсь через каждые несколько шагов, чтобы подышать. В целом чувствую себя отлично, ничего не болит и не беспокоит (разве что немного подмерзаю, но не критично).
Навстречу нам с вершины спускается другая группа,
видео Андрея Сашина.
Они стартовали с Северного приюта в полночь! А мы - в 6 утра. Следы их уже замело.
Вершина всё ближе по высоте. Здесь снег глубже, а ветер ощутимо сильнее (хотя в сентябре 2019 примерно так дуло на «Северном приюте»):
Никаких маркеров, ни троп, ничего. Я даже несколько раз сверялась с навигатором, чтобы понять направление к вершине. Вспоминала рассказы-ужастики о «колхозе» на подъёме на Эльбрус, толпы и очереди... Может, на подъёме с юга от «бочек» на западную вершину это всё есть, а тут, поднимаясь с севера на восточную вершину, без приборов можно заблудиться.
Почти поднялись. Слева показался триангуляционный знак:
Последние десятки метров перед восточной вершиной Эльбруса (5621 м),
видео Андрея Сашина.
Я поднялась в 12:44, Андрей на несколько минут раньше. Замёрз ждать, пока я фотографирую - я минут на 5 там зависла.
Вид с восточной вершины на юг:
Пока мы поднимались, Андрей сказал, что намерен дождаться Марину и хочет, чтобы Лёша тоже взошёл. Я не возражала.
Но после нескольких минут на вершине, на ветру, вопрос ожидания уже даже не озвучивался как заведомо абсурдный. Мы тут околеем. Тогда уж навстречу им надо идти и подниматься ещё раз.
Ни Марины, ни Лёши не было видно. Но было видно тех двух парней, которых мы видели весь день. И мы были уверены, что по их следам и Марина с Лёшей дойдут.
В итоге, как мы узнали уже вечером, Марина не дошла до вершины совсем немного по высоте, т.к. не знала, что уже близко. Она думала, что мы идём на западную вершину и спросила у девушки из встречной группы, далеко ли до неё. А до западной, да, было далеко - надо сначала дойти до восточной (которая близко), потом спуститься на седловину и уже оттуда подняться на западную. Расстроившись, Марина повернула вниз.
А Лёша не дошёл побольше. Сказал, что ему не хватило акклиматизации. В какой-то момент он присел отдохнуть, и его охватила апатия и безразличие ко всему. И он пошёл вниз, заодно сопровождая обессилевшую девушку из той встречной группы.
Марина поднялась на восточную вершину на следующий день, уже без нас. Т.е. фактически у нее было два восхождения подряд!
А Лёша поднялся на восточную вершину спустя два месяца, в сентябре 2020, с другой группой.
А мы с Андреем с вершины пошли не вниз к своим палаткам, а вниз на седловину. Спуск был крутой и каменистый, мы связались в связку и поскакали, утопая по щиколотку в снегах.
Зашли в спасательный приют «RedFox 5300», предварительно откопав дверь лопатой.
Это незапертый домик-фургончик на высоте около 5300 м, с нарами и запасом продуктов, для незапланированных ночёвок в случае непогоды, когда спуск опасен для жизни.
Перекусили там из своих запасов.
Андрей рвался в бой - предлагал подняться ещё и на вторую, западную вершину. Т.е. набрать ещё 350+ м высоты.
Но подстава в том, что с седловины сейчас нет тропы напрямую в «Северный приют», как раньше. Т.е. чтобы спуститься к своей палатке с седловины, надо сначала снова подняться почти до восточной вершины (до высоты 5500) и уже потом идти вниз. А при подъёме на западную нам фактически предстояло бы ещё два подъёма с седловины, с набором 350+ и 200+ м. Я поняла, что для меня это будет уже перебор, и отказалась.
И мы начали возвращение в лагерь, которое состояло из подъема с седловины в сторону восточной вершины (с 5300 до 5500 м) и спуска. Подъём реально крутой (нигде по пути на вершину такого уклона не было и близко), с крупными камнями и глубоким снегом между ними. Очень нас вымотал.
Я там ни одной фотки не сделала, потом жалела.
Спустились без приключений. В лагерь вернулись примерно в 17:30, Марина и Лёша уже давно были там.
Седьмой день (16 июля): штурмовой лагерь «Северный приют» (3740 м) - урочище «Немецкий аэродром» (2800 м) - плато Ирахиксырт - р. Кызылкол, ледяной мост - перевал Балкбаши (3700 м) - ручей на спуске с перевала Балкбаши.
Высота ночевки 2922 м. Прошли 21,7 км.
Выйдя ночью в туалет, наблюдаю фонарики восходителей на гору:
2:30 ночи, а они уже вон где!
Утром, позавтракав, Марина молниеносно собралась и устремилась на штурм вершины - взять реванш за вчерашнее :-) Нас поставила перед фактом. По снаряжению она автономна. «Променяла группу на Эльбрус», как она потом написала в ФБ :-)
Наш маршрут не предусматривал резервных дней. Т.е. зависнув на «Северном приюте» ещё на сутки, мы бы не успели дойти до Азау, откуда можно уехать, пришлось бы обратно возвращаться через Поляну Эммануэля.
Почесав репу, оставили ей записку, чтобы за нами не ходила (из-за опасного брода через Кызылкол, проходимого только утром и желательно не в одиночку), собрались и ушли вниз.
Пока собирались, явилась облезлая лиса (одна из двух, обитающих на «Северном приюте», на 3700!) и буквально на наших глазах стащила из Марининой палатки кусок сыра! Когда её шуганули, даже не убежала, а ушла - может, ей тоже тяжело бегать на такой высоте :-) Или просто обнаглела :-)
А внизу, в долине, живут почти ручные сурки. Подходят близко, свистят и попрошайничают:
Мы снова спустились на «Немецкий аэродром» (2800 м) и пересекли его.
Поднялись вдоль притока Кызылкола:
Прошли плато Ирахиксырт (фоток нет, летом оно меня не впечатлило после прошлогоднего осеннего варианта, с золотистой травой, см.
фото 2019 года).
Дошли до реки Кызылкол. Брод проходим только утром, когда уровень воды в горных реках минимален, но у нас не было времени ждать следующего утра. Примечательно, что прошлой осенью, когда воды мало, мы этот брод спокойно перешли и утром, и вечером.
А сейчас мы сделали крюк на ледяной мост выше по течению. Мост стрёмный, но очень эффектный. Фото Андрея Сашина:
Подъём на перевал Балкбаши с видом на ледник Уллучиран:
Потом наполз туман, и на перевале ничего не было видно. Жаль.
Зато на спуске было живописно:
Шли долго, потому что воды на спуске нет. Встали у первого ручья (фото сделано следующим утром):
Восьмой день (17 июля): ручей на спуске с перевала Балкбаши - база МЧС - брод через р.Битюктюбекол - каньон реки Чайтчесу - ледниковое озеро на перевальном плато - перевал Кольцевой (3353 м) - река Уллу-Хурзук (Кюкюртлю) - подъём на хребет Кюкюртлю.
Высота ночевки 3305 м. Прошли 12,8 км.
Спустились к базе МЧС, перешли вброд реку Битюктюбекол, немного не дойдя до моста, нарзанного источника и посёлка Джилы-Су Карачаевского чуть ниже по течению.
В долине реки Чайтчесу видели стадо яков:
Бегущие яки похожи на крупных лохматых собак.
Подъём на Кольцевой перевал:
Ледниковое озеро на перевальном плато, высота 3340 м:
Андрей даже искупался!
Начало спуска с Кольцевого перевала (высота 3353 м):
Спуск довольно неприятный, сыпучий. Я сползала целую вечность. Спуски - вообще моё слабое место.
Брод реки Уллу-Хурзук (Кюкюртлю), кадр из видео Андрея Сашина:
Для бродов брали сменную обувь, чтобы не мочить ботинки. У меня были сандалии, в них же ходила в лагере.
Спустившись с одного склона долины, карабкаемся на другой:
Разноцветная долина реки Уллу-Хурзук (Кюкюртлю):
Во второй половине дня закапал дождь, а в дождь на хребте, куда мы поднимались, делать нечего, поэтому встали на ночёвку гораздо раньше обычного (в 16:05, а утром вышли в 7:15).
Дойдя до классной полочки с расчищенным от камней местом под палатку и ручейком, мы с Лёшей размечтались, что вот было бы здорово здесь встать, но вряд ли Андрюха позволит - руководитель суров, временя поджимает... И тут приходит Андрюха и говорит: «А давайте здесь встанем!» :-)
Дождь вскоре кончился, был потрясающий закат и облака внизу, а из соседней долины доносились раскаты грома. Где-то там была нехилая гроза, но до нас не добралась.
Девятый день (18 июля): подъём на хребет Кюкюртлю - перевал Кюкюртлю Южный (3670 м) - спуск вдоль реки Актерек - долина реки Уллу-Кам - подъём на перевал Хотютау.
Высота ночевки 3254 м. Прошли 13,4 км.
Продолжаем подъём на хребет Кюкюртлю:
На последнем взлёте на перевал Кюкюртлю Южный (3670 м) надели кошки - напрямик по льду быстрее, чем в обход по камням:
После перевала ещё продолжается пологий подъём по хребту.
На хребте Кюкюртлю:
Спуск крутой и каменистый. Соблюдаем дистанцию, чтобы не спускать друг на друга камни.
Два кадра из видео Андрея Сашина:
Долго ковырялись среди этих каменюк.
После камней - пологий относительно комфортный участок спуска вдоль реки Актерек, идём по коровьим тропам на склоне. Кадр из видео Андрея Сашина:
Открываются красивые виды. Реки Уллу-Кам и Уллу-Езень, сливаясь, образуют реку Кубань (справа):
А на закуску - травяной спуск в долину реки Уллу-Кам:
Я там сползала на четвереньках лицом к склону. Кадр из видео Андрея Сашина:
Обед на берегу Уллу-Кам, купание, кайф :-)
Ночевали на подъёме на перевал Хотютау, на высоте 3254 м. Ещё один офигенный закат, с длинным солнечными лучами. Меня от таких видов вштыривает больше, чем от заснеженных вершин :-)
Десятый день (19 июля): подъём на перевал Хотютау - перевал Хотютау (Воинской славы) (3480 м) - ледник Большой Азау - разбившийся вертолет на склоне - Эльбрусское озеро - станция «Кругозор» Эльбрусской канатки (2956 м).
Высота ночевки 2367 м (гостиница в Азау). Прошли 10,0 км.
Подъём на перевал Хотютау:
На перевале Хотютау (высота 3480 м):
Ледник Большой Азау, вид с перевала Хотютау:
Лёша с Андреем разглядели на склоне горы вблизи ледника разбившийся вертолёт. И мы к нему сходили, бросив рюкзаки на леднике.
Жуть.
Ледник Большой Азау весь в трещинах и промоинах:
Озерцо:
Большой Брат следит за тобой! :-)
Ледяной грот:
А ещё в ледниках бывают опасные полости... Одну такую, под тонкой корочкой льда, случайно обнаружил Андрей, проходя мимо и ткнув туда палкой. Это место было почти неотличимо от окружающего пейзажа. А под корочкой льда - пропасть метров 10, внизу - потоки мутной воды. Если провалишься, уже не вылезешь, и труп вряд ли найдут.
Видео промоины Андрея Сашина.
А раньше Андрей и Лёша были уверены, что открытые ледники (без снега поверх льда) полностью безопасны, ну-ну... Я вообще была не в теме.
По этому леднику проходит гонка вокруг Эльбруса «Elbrus Race».
Пройдя ледник (и даже устроив на нём обед), минуем Эльбрусское озеро:
Оно на вид грязнющее, и вода, и берег (я старалась снять без ужасов); вдалеке стоят палатки.
Спускаемся к станции «Кругозор» Эльбрусской канатки (высота около 3000 м).
Засада в том, что билеты на канатку продаются только внизу, а здесь одна из промежуточных станций. Но Андрей договаривается, чтобы нас доставили вниз в Азау, по 150 руб. с носа. И мы были такие не одни.
Спускаться ногами по пыльной дороге после гор мы не захотели.
Народу очень мало, большинство кабинок пустые. Канатку открыли после коронавирусного карантина около недели назад, и туристы, видимо, ещё не понаехали.
Спустились в Азау. Андрей предлагал купить еды и пива и пойти куда-то на реку ночевать в палатке, но я пролоббировала ночёвку в гостинице - хотелось нормально помыться и прийти в себя перед самолётом. Вселились в первый попавшийся отель.
День отъезда (20 июля)
Такси из Азау в Минводы, с заездом на обед в кафе «У Ламары» вблизи аэропорта.
Перед посадкой в такси воссоединились с Мариной - ее привезли из посёлка Эльбрус, куда она в итоге вышла, её новые знакомые.