Пеший поход по Приэльбрусью, 14-23 сентября 2019. Часть 1.

Oct 02, 2019 15:19

Это начало отчёта. Окончание тут.

Треки по дням и точки nakarte.
(Треки записывала приложением Geo Tracker на телефоне, а потом дома в BaseCamp’е вручную удаляла глючные отрезки с неправдоподобно высокой скоростью типа 28 км/ч.)
Трек в Страве.
Некоторые фото и видео в моём ФБ.
Все мои фотки с комментариями (309 шт.).
Видео Андрея Сашина.

Сказать, что мне понравилось - это ничего не сказать :-) Я в полном восторге и от района, и от компании!

Состав группы (все - постоянные или эпизодические участники группы Дмитриева):
Иван Муйжнек, Саша Кузьмин, Андрей Сашин, Дина Терентьева (tdhoma), Татьяна Воробьева.

Вообще-то мы рассчитывали подняться на Эльбрус (на его восточную вершину, 5621 м). С севера. Но погода не позволила. В те дни, когда не было дождя и снегопада, дул ураганный ветер (50-60 км/ч в штурмовом лагере, до 100 км/ч на вершине). Дина Терентьева, «снежный барс» (это звание присваивают альпинистам, покорившим все пять семитысячников бывшего СССР), которая на Эльбрус поднималась 7 раз, сказала, что никогда не попадала в такую *опу - ни здесь, ни на других своих высотных восхождениях.

В итоге нам удалось дойти только до нижних скал Ленца (4548 м).
Ну и по низам погуляли вдоволь :-)

Всего прошли 97,4 км (5,6+12,1+14,1+7,6+10,5+22,3+6,7+0+6,3+12,2).

Ветер на высоте 3750 м, в штурмовом лагере: видео 1, видео 2, видео 3

2880 (р.Каракая-Су, палатка)
(вершина Балыксубаши)
12,1

3057 (Райская поляна, палатка)
14,1

7,6

2800 (приток Кызылкола, палатка)
(скалы Ленца)
10,5

2800 (приток Кызылкола, палатка)
(пер.Сев.Балкбаши)
22,3

6,7

(Сев.Приют, домик)

2580 (Поляна Эммануэля, домик)
6,3

дома!
(водопадик в долине Кызылкола)
12,2

Заброска. Самолет Москва - Минводы - Москва, билет туда-обратно 8370 руб., Utair, тариф «Оптимум» (багаж 20 кг + ручная кладь 5 кг).

Заказная машина (УАЗ Патриот) из аэропорта до горячих источников Джилы-Су - 7000 руб.
Обратно с Поляны Эммануэля до аэропорта - 8000 руб.
Туда ехали чуть больше 4 часов, включая остановку для дозакупки продуктов в супермаркете в Кисловодске и на обед в кафе.
Обратно - 4 часа, с остановкой на обед.
Водитель Юра Авакян из Кисловодска, +7 928 310 44 02. Он же привез нам газ, закупленный заранее по нашей просьбе.

Изначально мы планировали уезжать тоже из Джилы-Су, искупавшись в минеральных источниках, но потом передумали, потому что там заканчивается асфальтовая дорога и страшный колхозище - толпы народу, приехавших на машинах. Лично мне из таких мест хочется сразу убраться подальше, и не надо никаких горячих ванн, ничего.

За исключением Джилы-Су и базового и штурмового лагерей, людей мы почти не видели. Потому что не сезон, а также потому, что здесь вообще малолюдно, в отличие от более попсового южного склона Эльбруса, где канатка.

На весь поход я потратила около 28 тыс.руб. Сюда входит всё: самолёт, такси в аэропорт и из аэропорта, автомобильная заброска, моя доля в раскладке (1/5 часть), газ, страховка, ночёвки в домиках, хранение вещей, еда в кафе и в аэропорту, купленный домой местный сыр.

Барахло. Помимо стандартного походного снаряжения, брали с собой на группу лопату, 2 ледоруба, ледобуры, веревку. У каждого были треккинговые палки, кошки, обвязка, самостраховка, карабины, две пары ботинок (одни обычные треккинговые, другие для восхождения), каска.

Ботинки для восхождения мне одолжила Дина, за что ей огромное спасибо. Двойные, с внутренним вкладышем, весом 2,3 кг. Я их носила только на леднике, под кошки, а для ходьбы по тропам и камням они неудобны (да и не нужны). Обвязку я тоже одолжила, через Андрея, у его знакомого. Кошки у меня свои, я когда-то в них ходила по наледям в лыжных походах. И хоккейная каска у меня была - осталась от водных походов (как это было давно!). Но я ее так ни разу и не надела, потому что реально нужна она была для акклиматизационного выхода на Балыксубаши, но я этот момент прощёлкала и оставила ее в заброске. А для попытки восхождения на Эльбрус она не нужна. В общем, я лох :-) Я вообще в нашей компании была самым чайником - никогда не бывала на высотах выше 4500 м, не ходила в связке, не пользовалась ледорубом и т.п.

Ночевали в двух палатках, когда не в домиках. Готовили на газу.

Спали мы очень много (ну или проводили время в лежачем положении). Расползались по палаткам после ужина, около восьми вечера (в 19 уже полная темнота), вставали в 6 (в это время уже давно светло). Ну, кроме попытки восхождения, тогда встали в 2:40. И как только у нас не образовались пролежни, столько валяться :-) Может, это высота так действует, что надо больше отдыха, не знаю.

Вечер 18 сентября, стоянка у притока Кызылкола (высота 2800 м):

Ночью всегда был «минус», потому что вода в складном ведре утром была покрыта льдом. Ближе к концу похода заметно похолодало, и выпал снег (в начале он был только на высотах выше 3500 м).

У меня было два спальника Splav из прималофта, Димин и мой, различающиеся только длиной, весом 800 и 700 г, рассчитанные на температуру комфорта +2+6, экстрим до -13. Спала я в них обоих, надев на себя трое штанов, два термобелья, флиску и две тонкие пуховые куртки с капюшонами. В первую ночь я надела только одну пуховку и замёрзла, больше такую глупость не повторяла :-) В домиках спала в том же одеянии, однажды даже слегка замёрзла - наутро градусник в домике-столовой на Северном приюте показывал -14.

Всё барахло с собой тащили только один раз - от Джилы-Су до Поляны Эммануэля.

В первый день, по приезду к горячим источникам Джилы-Су (высота 2350 м), оставили там заброску - часть еды и снарягу для восхождения - чтобы вернуться за ними на третий день.

Поднимаемся из Джилы-Су:

(фото Саши)

Перешли в долину реки Каракая-Су (высота 2880 м), поставили там палатки на 2 ночи и на второй день налегке сходили на вершину Балыксубаши (3930 м). Для акклиматизации.

Утро 15 сентября в долине Каракая-Су. Балыксубаши - вершина вон той горы на горизонте:

Я думала, что это будет слишком круто - забраться почти на 4 тысячи на второй день, горняшка же накроет! Но оказалось норм. У меня только голова слегка поболела вечером. И вечером четвёртого дня тоже, когда сходили на 4000+. Ни тошноты, ни потери аппетита. Вообще, хуже всего я себя чувствовала в машине по пути туда - ехали через несколько перевалов, по серпантинам, меня на таких дорогах всегда укачивает и мутит. В общем, тошноту я чувствовала только там. Несмотря на то, что водитель ехал очень аккуратно и ровно, насколько это возможно.

Про Балыксубаши. Второй день похода. Прогулочка на эту вершину заняла почти 11 часов. Прошли 12 км. Лезли по каким-то немыслимым булыжникам :-) Но виды открывались просто офигенные! Пока не наполз туман. Но и в тумане было очень прикольно!

Нам туда!

Для меня местами было довольно стрёмно, особенно на спуске по «живым» камням, сползающими под ногами.
Кадр из видео Андрея со спуска по сыпухе (наверху видны 4 точки - это мы):

Сам Андрюха здесь ускакал вперед (вниз), на каждом шаге съезжая вместе с этими камнями, а потом долго дожидался нас внизу. Конец этого спуска, видео Андрея.

Обратно к лагерю пошли другим путём, экспромтом, по ущелью реки.

И там одно место, с осыпью вместо тропы, я не смогла преодолеть. На протяжении пары-тройки метров тропы нет вообще, только наклонный осыпающийся склон. Вот здесь, это вид вниз:

Андрей, Ваня и Дина пролезли, а я сижу, вцепившись в камни, и не могу. Саша мне дал ледоруб вместо палок, я его втыкаю в склон и понимаю, что сползаю вместе с ним… Нет, говорю, не могу! Пойду в обход. Дина сказала, что назад не полезет - страшно. Андрея уже и след простыл.

Ваня пролез назад, и пошли мы втроём обходным путем, вверх-вниз через отроги, в тумане. Это продлило нашу прогулку на час как минимум... А Андрей с Диной пошли по тропе в каньоне. Но на выходе из каньона они засомневались, не проскочили ли место ночевки (навигатора у них не было), долго там тупили, искали спуск к воде, а тут как раз мы появились. В итоге в лагерь пришли все вместе, еле-еле успев перейти брод до темноты:

А утром этого же дня брод был мельче:

(фото Саши)

Вечером пили пиво :-) Говорят, оно способствует акклиматизации.

На третий день спустились в Джилы-Су, забрали заброску.
Спуск в Джилы-Су:

В долине - прикольные каменные образования, фигуры выветривания:

По пути съели арбуз, который Андрюха протаскал туда-сюда :-) Раньше не съели, потому что не хотелось!

Со всем барахлом пошли в базовый лагерь «Поляна Эммануэля» (высота 2580 м). Саша нанял двух лошадей по 1000 руб., для себя и для перевозки двух рюкзаков, своего и Вани, до альплагеря в сопровождении хозяина лошадей, остальные шли пешком:

В долине Кызылкола перед Поляной Эммануэля живут многочисленные суслики, которые совершенно не боятся людей и издают забавные звуки:

Рядом с пешеходным мостом через Кызылкол есть минеральный источник «Белый нарзан». Вода очень вкусная.

В базовом лагере «Поляна Эммануэля» оставили немного продуктов, в том числе пиво и второй арбуз, который в итоге так и не съели. И пошли наверх, в сторону штурмового лагеря.
И в базовом лагере, и в штурмовом мы пользовались услугами компании «Лакколит» (койко-места в домиках, два завтрака, хранение заброски). Сайт с расценками и доп.информацией: https://lakkolit-camp.ru.

Поднимаемся с Поляны Эммануэля вдоль притока Кызылкола:

(кадр из видео Андрея)

Спустя 6 дней мы здесь же спускались по выпавшему накануне снегу, и было гораздо «веселее»:

Мне объяснили, что это было очень опасно, потому что скользко, и велика вероятность улететь вниз, и по-хорошему надо было бы натянуть верёвку, а вот в Альпах в таком месте были бы провешены перила. Наверное, так оно и есть. Но, на мой взгляд, здесь было гораздо, гораздо менее стрёмно, чем на той сыпухе, которую я не осилила после Балыксубаши. Потому что здесь есть горизонтальная полочка, по которой идёт тропа, и если не поскользнешься, то никуда не денешься. А там - никакой полочки, просто осыпающийся склон, и, на мой взгляд, шансов улететь в реку гораздо больше.

Поднялись к аэродрому (урочище «Немецкий аэродром»):

Это огромное ровное поле с нагромождениями лавы.

С аэродрома - подъем еще выше, на Райскую поляну:

Райская поляна (высота 3057 м):

В это время года здесь воды нет, а летом бывает ручей. Мы тут ночуем. Воду для готовки принесли с собой, по литру каждый. Больше у нас просто не было емкостей: у каждого по термосу и по полулитровой бутылочке. Воды хватило в обрез на ужин и завтрак. Хорошо, что у нас было ещё и немного пива :-)

На четвёртый день продолжаем подъём.

С Райской поляны к «каменным грибам» (высота 3179 м):

Погода пасмурная, идёт мелкий дождь, но останцы «каменные грибы» прекрасны и в такую погоду :-)

Видна долина (Райская поляна), из которой мы поднялись:

Я бегала между грибами в полной эйфории, восхищалась и фотографировала. А Ваня, который столько раз был в горах, что его ничем не удивишь, недоумевал, что именно вызывает такой восторг :-)

(кадр из видео Андрея)

Поднимаемся дальше:

Здесь холоднее, вместо дождя с неба сыплется снег, и под ногами снег:

Доползаем до штурмового лагеря «Северный приют» (высота 3750 м), селимся в домик компании «Лакколит».