Пеший поход по Приэльбрусью, 14-23 сентября 2019. Часть 2.

Oct 02, 2019 15:20

Это окончание отчёта. Начало тут.

Треки по дням и точки nakarte.
Трек в Страве.
Некоторые фото и видео в моём ФБ.
Все мои фотки с комментариями (309 шт.).
Видео Андрея Сашина.

Итак, на четвёртый день доползаем до штурмового лагеря «Северный приют» (высота 3750 м), селимся в домик компании «Лакколит»:

Вот такой домик нам достался, 1100 руб. с человека за ночь:

Были в нем одни, без соседей.

Двери жилых домиков и столовой надо всегда запирать, для этого там есть какие-то железяки, выполняющие роль засова. Если дверь не запереть, то она распахивается ветром.
Один такой засов я сломала, в одну из ночей выйдя в туалет. Проволока сломалась, когда я ее поворачивала. Пришлось барабанить в дверь и всех разбудить, чтобы меня впустили обратно :-)

Душа в штурмовом лагере нет (в базовом лагере - есть).

Туалет - на отшибе, будка привязана к скалам тросами, чтобы не сдуло, запирается на замок. Идти до него далеко, по каменистой тропе. Целая экспедиция :-) Вот это фото сделано в другой день, примерно с половины пути до туалета:

Это тоже в другой день, после снегопада. Тропим к туалету по колено в снегу:

Туалет постоянно заметало снегом. Через запертую на замок дверь!

Столовая находится в отдельном домике, там мы готовили и ели.

Один раз заказали завтрак, очень классный и сытный:

А ещё в столовой есть общественные продукты, оставленные теми, кому они не нужны, это было очень кстати :-) И многочисленные бесхозные баллоны с газом. А ещё парень с девушкой, которых мы там встретили, подарили нам 6 пачек мюсли! У них были лишние! Вообще-то у нас была неплохая раскладка, довольно сытная, но всё равно, эти мюсли оказались очень к месту, мы их ели ложками с чаем, как десерт :-)

В домиках есть розетки, можно подзарядить гаджеты. Для проживающих в домике это бесплатно, а если живёшь в палатке, то зарядка телефона - за отдельную плату. Правда, электричество есть далеко не весь день, а только когда работает генератор, обычно это несколько часов вечером.

Я брала с собой пауэрбанк на 20 000 мАч, ежедневно подзаряжала телефон и иногда - фотоаппарат и фонарь. Но мне бы этого точно не хватило на 10 дней, если бы не розетки в домике.
Фото делала и на телефон, и на фотоаппарат. Фотик хорош в том числе тем, что снимать можно в варежках.

Сотрудники «Лакколита» показали нам камень за их домиком на краю обрыва, где якобы всегда есть мобильная связь. Ну, всегда - это сильное преувеличение. В непогоду сигнал слабый, СМСки не уходят часами, а мобильный Интернет - вообще ужас. А нам ведь был нужен прогноз! В Северном Приэльбрусье нормально работает только «Мегафон», поэтому связным с внешним миром у нас была я - писала под диктовку родственникам участников и узнавала прогноз, с плясками с бубном, потому что сигнал постоянно терялся. Приходилось подолгу стоять на ветру на этом камне.
Опытным путём было обнаружено, что иногда мобильная связь появляется в туалете и по пути к нему.
Ещё с прогнозами нам помогал Дима Перегудов, проверяя их в Москве и присылая нам.

По наводке Дины, мы смотрели прогноз погоды на mountain-forecast.com. Он оказался довольно точным, на удивление. Там можно выбрать высоту, по которой нужен прогноз. Правда, с ветром этот сайт ошибался, но с осадками попадание было практически 100%-ое, даже за несколько дней.

Когда нет осадков, вблизи домиков «Лакколита» открывается такой вид:

После обеда в этот же день (четвёртый) с Андреем и Диной прогулялись вверх по леднику, в сторону скал Ленца и Эльбруса. Был довольно сильный снег и ветер, громыхал гром.

Мы шли в кошках и в связке. Я вторая.
Мне объяснили, что в связке веревка не должна ни натягиваться, ни провисать.
Мне ощутимо мешали боковые рывки верёвки, вызванные ветром. И так казалось, что встречно-боковой ветер сейчас скинет в сторону, а тут ещё веревка эта… Но в связке безопаснее, конечно.

Поднялись до высоты 4044 м, потом стало не видно вешек, отмечающих безопасный путь (там могут быть трещины, именно поэтому ходят в связках).

Решили спускаться. Развернулись - метёт, не видно ни наших следов вниз, ни вешек. По треку в телефоне тоже не очень понятно, куда идти. Некоторое время ходили туда-сюда, просто чтобы не стоять и не мёрзнуть. Потом немного развиднелось, и мы смогли спуститься.

Кадр из видео Андрея со спуска:

Видео Андрея со спуска.

На пятый день предприняли ещё одну попытку восхождения. При сильном встречно-боковом ветре (до 50 км/ч), потому что дальше прогноз был ещё хуже - к ветру добавлялся снегопад. А этот день был без осадков.

Из-за недоразумения встали в 2:40, хотя хотели в 4 утра :-) Это я всех взбаламутила: услышав звук включения чьего-то телефона, решила, что это будильник; посмотрела на свои часы и не врубилась, что у них нажалась кнопка, и показываемые ими 4 часа - не время суток, а время установки будильника. Спросила, почему мы не встаём, ведь уже четыре! И мы начали вставать. И тут я включила свой телефон и увидела, что ещё и трёх нет :-) Не знаю, как меня не убили :-) Решили, что так тому и быть.

Была ясная морозная ночь:

А вон там видны фонарики, кто-то уже штурмует гору:

(До вершины в этот день не дошел никто.)

Ну и мы пошли. Вышли в 4:30 - в темноте, с фонарями.
Вскоре взошло солнце:

Мы шли в такой же связке, что и накануне - с Диной и Андреем, я вторая. Периодически делали короткие остановки, чтобы отдышаться - всё-таки высота чувствуется. И всё бы ничего, если б не ветер…

В итоге смогли доползти только до нижних скал Ленца (4548 м), причем последние метров двадцать Андрюха нас с Диной буквально туда втащил - на перегибе ветер никак не давал сделать эти несколько шагов.

Спрятавшись под скалами Ленца, мне, наконец, удалось перекусить. Есть хотелось давно, и еда была рядом, в кармане на лямке рюкзака, но на этом ветру и в варежках я никак не могла ее извлечь.

Под нижними скалами Ленца:

Кадр из видео Андрея со спуска:

Видео Андрея со спуска.

Подъём до скал Ленца и спуск заняли 4 часа 45 минут, включая подход к леднику от домиков и надевание кошек.

Ваня с Сашей вышли в этот день чуть позже нас, поднялись до высоты 4300.

Вечером выяснилось, что Дина и Андрей сильно поморозили правые щёки (дуло справа спереди). Кожа потемнела и начала облезать.
Я ничего не поморозила, потому что у меня лицо было полностью закрыто банданой:

Спустившись с ледника, пообедали и решили валить вниз. Прогноз обещал ухудшение погоды на несколько дней, а в снегопад в штурмовом лагере делать нечего, лучше уж внизу погулять.

Оставив высотное барахло на хранение в Северном приюте, мы спустились до высоты 2800 м, к притоку Кызылкола, и поставили там палатки на две ночи.

Вода в реке прозрачная, без песка (т.е. не как Каракая-Су на первой ночёвке).

Окрестности лагеря были довольно живописны: холмики, нагромождения лавы:

На шестой день гуляли налегке. Сначала впятером (плато Ирахиксырт, перевал Бурунташ (высота 3087 м)), а потом разделились на две подгруппы. Мы с Диной и Андреем пошли вверх по долине реки Чемарткол, поднялись на перевал Северный Балкбаши (высота 3500 м). Всего прошли 22 км, прогулочка заняла почти 10 часов (включая привал с кипячением водя для чая). Ваня с Сашей тоже поднялись на этот же перевал и прошли примерно столько же, но по тропе, а не как мы :-) Они вернулись сильно раньше и уже стали волноваться, Ваня даже прогулялся нам навстречу, прихватив фонарь. (Хотя мы вернулись засветло, и фонари у нас были с собой на всякий случай.)

Вверх вдоль притока Кызылкола:

(фото Саши)

(кадр из видео Андрея)

Эльбрус во всей красе:

Весь поход у меня в голове крутилась фраза из песни: «Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово!» :-)

Плато Ирахиксырт:

Общее фото на автоспуске под перевалом Бурунташ:

Вдоль реки Чемарткол (следующие 3 картинки - кадры из видео Андрея):

Подъём на перевал Северный Балкбаши из долины Чемарткола:

Спуск с Северного Балкбаши (кадр из видео Андрея):

На седьмой день нам надо было снова подняться в Северный приют, причем успеть до усиления ветра, которое ожидалось во второй половине дня. И мы почти успели. Лишь перед последним участком перед приютом задул такой ветрище, что мы еле-еле доползли до домиков, цепляясь за камни. Видео.
У всех глаза были засыпаны песком, несмотря на очки.

Домик нам дали другой (в прежнем ремонт). Позже должны были подселиться ещё 4 человека, но они не смогли подняться из-за ветра, который-таки усилился, как и было обещано. Видео ветра.

Вечером к нам в домик заглянул один из спасателей. Показал в смартфоне фотографию мужика и спросил, не видели ли мы его или его зеленую палатку. Мы не видели. Это белорус 62 лет, путешествует в одиночку, собирался на Эльбрус, уже неделю не выходил на связь.
В день отъезда домой мы узнали, что белоруса нашли. Вернее, его труп… Он поставил палатку на средних скалах Ленца, и его сдуло вместе с ней…

****
Отступление.
Мы гадали, кто оплачивает поиски в таком случае. Или МЧСники всех пропавших ищут? Бесплатно? Если нет, то кто за это платит?
У каждого из нас был страховой полис страховой компании Liberty, купленный через посреднический сайт https://cherehapa.ru. В большинстве страховых компаний купить страховку для экстремального отдыха нельзя без личного присутствия в офисе, поэтому нужен сайт-посредник. Мы выбрали опцию «Занятие спортом и активный отдых: альпинизм». Такая страховка в Liberty стоит около 3000 руб. за 9 дней и покрывает эвакуацию вертолётом в случае травмы, но опция «поисково-спасательные мероприятия» недоступна. Т.е. если ты просто пропал, страховая не оплатит поиски. Я изучала другие варианты. Например, у «Согласия» есть пакет «Спорт экстрим», вид спорта: альпинизм (восхождение свыше 5000 м). Сюда включено всё: поисково-спасательные и эвакуация вертолётом, вертолёт в пределах 10 тыс. у.е. И купить такую страховку можно онлайн. Но стоит она 8500 руб. на 9 дней - как билеты на самолёт! Поэтому от этого варианта мы отказались.
Конец отступления.
*****

Весь следующий восьмой день мы планировали просидеть в приюте, потому что прогноз был самый адский (и он сбылся): на высоте приюта -12-14, снегопад, 30 см снега и ветер 40-50 км/ч (а на вершине вообще 80-100 км/ч!).

Сугробы:

Фото тропёжки к туалету я уже показывала.

Хорошо, что мы поднялись на Северный приют накануне! Сегодня не смогли бы. Даже портеры не осилили! А у нас ведь ещё была слабая надежда взойти на Эльбрус завтра, 22 сентября, на девятый день, когда снег и ветер должны были стихнуть.

И вот тут прогноз наврал. Снег и правда прекратился, а ветер - нет. Всю ночь наш домик сотрясался и вибрировал, и утром стало ясно, что на гору идти нельзя…

Ветер 22 сентября, видео.
Ветер 22 сентября, видео Андрея.

Вышло солнце, и было красиво:

Вместо восхождения мы пошли вниз, местами глубоко проваливаясь в снег:

(кадр из видео Андрея)

Спустились в базовый лагерь «Поляна Эммануэля» (высота 2580 м).

(фото 16 сентября)

Вселились в домик (800 руб. с человека за ночь), желающие помылись в душе, ляпота :-)

(Наш домик - №2.)

К ужину у нас было пиво, купленное в Кисловодске и дождавшееся нас в заброске:

Только из-за холода оно не очень-то шло, в отличие от более крепких напитков :-) В итоге допивали его по пути в аэропорт, во время остановки в кафе:

В последний десятый день водитель должен был забрать нас в 13 часов, а утром мы прогулялись вверх вдоль реки Кызылкол до водопадика в ущелье и обратно. Мимо буровой вышки и минерального источника:

Вода совершенно невкусная, мне не понравилась. Слишком железистая.

На обратном пути зашли в кош Камал на берегу Кызылкола напротив Поляны Эммануэля. Желающие купили домой местный балкарский сыр, 400 руб. за килограмм, но хозяин всем сделал хорошую скидку :-)
- У вас есть сыр? Хотим купить.
- Есть.
- Адыгейский?
- Обижаешь... Балкарский!
Этот сыр у них - в виде толстых кругляков, размером и формой напоминающих торт или пирог. Я совершенно точно фотографировала эти кругляки сыра, лежащие на полке, даже просила кого-то протянуть к ним руку для масштаба. Но потом не нашла эти фотки! То ли нечаянно стёрла, то ли они не записались, жаль. А сыр вкусный :-)

А потом мы забрали вещи из базового лагеря, погрузились в машину и поехали в аэропорт, глядя в окно на проплывающие мимо горы и ущелья фантастической красоты.