Полуострова Рыбачий и Средний, 10-17 августа 2014. Часть 2.

Aug 26, 2014 12:17

В этой части - про полуостров Средний и частично - про Рыбачий. Все-таки будет еще 3-я часть (окончание про Рыбачий), а то что-то длинная простыня получается.

Часть 1 (про «вспомогательную» часть маршрута (Мурманск - Титовка, Немецкая дорога, Печенга - Мурманск)): http://vorobieva-t.livejournal.com/131865.html
Часть 3: http://vorobieva-t.livejournal.com/132603.html

ДЕНЬ 1. Вечером 1-го дня в Титовке повернули с трассы в сторону Среднего. У дороги стоит такой знак:

Проехали перевал Муста-Тунтури. На подъеме догнали велогруппу и примкнувшего к ним одиночного велосипедиста. Чуть пообщались, приятные ребята. Мы потом их еще на Рыбачьем встретили.

ПОЛУОСТРОВ СРЕДНИЙ

Начать решили со Среднего. Сначала Средний по периметру, потом - Рыбачий. Чтобы к моменту возможного таскалова (юг Рыбачьего) еды уже было поменьше, рюкзаки полегче.

На первую ночевку встали на озере вблизи губы Малая Волоковая, в карликовых березках:

Дневной пробег 141 км (из них 109 - асфальт), общий набор высоты 1960 м, Т(чист.)=7 ч 50 м, ср.скор.(чист.)=17,98.

ДЕНЬ 2. Едем по западному берегу Среднего.

У дороги в кустах притаился дот, к нему ведет тропинка. У дороги указатель и окоп. Дима их не заметил, проехал мимо! А я походила-посмотрела.

Потом мы еще другие доты видели, даже не все осматривали.

Периодически попадаются броды:

Все можно или обойти, или перейти по камешкам. Да и вода не ледяная, можно разуться, если что. Да, это не Исландия с ее глубокими бродами и не северная Норвегия! Там вода ледяная, ноги дубеют сразу (или руки при попытке умыться или постирать). На Рыбачьем нам только два ледяных ручья попались, остальные несколько десятков - просто холодные.

Погода пасмурная, но утренний дождик перестал, не доставив особых неудобств:

Северная оконечность Среднего - мыс Земляной. Здесь 2 дороги: верхняя (по которой объезжается в.ч. и по которой мы приехали) и нижняя (ближе к морю). Нам надо на нижнюю, чтобы попасть к скалам «Два брата». Едем до места соединения дорог, переезжаем на нижнюю и по ней пилим назад километра 2.

Вот и «Два брата»:

Это священные камни саамов.
«Какие-то печные трубы!» - хмыкнул Дима в своей обычной ворчливо-ехидной манере.

Тут к скалам подкатили два свадебных джипа (видимо, это такое попсовое место мурманчан, как Воробьевы горы в Москве), вылезли жених с невестой, фотограф... А мы поспешили убраться.

Скалы рядом - ничуть не хуже. Такие мрачные замки:

Позднее, на 7-й день похода, в кафе в Титовке я купила магнит с надписью «Рыбачий» и с изображением «Двух братьев». На самом деле «Два брата» - это полуостров Средний, а не Рыбачий. Но в такие детали, видимо, изготовитель не вникает :-)

В пределах километра от «Двух братьев» находится еще одно интересное место - «берег рыжих камней». Это причудливые скалы, изъеденные ветрами и эрозией. Вот где мне понравилось! Дима отпустил меня погулять минут на 40, а сам сидел и мерз рядом с великами. Вооон там:

(снимала на автоспуске)

Берег:

Поехали дальше по Среднему по часовой стрелке.

Мост через реку Выкат (машины едут вброд):

За мостом пообедали - сварили суп и чай.

ОТСТУПЛЕНИЕ ПРО ПИТАНИЕ И ГОТОВКУ

Мы взяли с собой еду на 6 завтраков, 6 обедов и 6 ужинов. Вес особо не экономили (вместо сублимированного мяса, которое нам не нравятся - колбаса). Меню у нас было такое:

ЗАВТРАК на двоих:
200 г (полпачки) хлопья «Крупно» (смесь злаков) + горсть мелко порезанных цукатов (сушеные ананасы и т.п.)
(Смесь хлопьев и цукатов заливается кипятком в миске и настаивается 5 минут. Довольно вкусно - лучше, чем мюсли или геркулес.)
сыр 170-180 г
сушки (горсть)

ОБЕД на двоих:
суп из пакетика (харчо или вермишелевый, 4 порции)
2 пачки лапши «Роллтон» (варить с супом)
1 тульский пряник

УЖИН на двоих:
гречка 200 г или макароны 250 г
колбаса с/к 250 г
1 тульский пряник
100 г шоколада «Аленка»

ПЕРЕКУСЫ: мармелад и рахат-лукум.
Перекусы ела в основном я, Диме хватало завтраков-обедов-ужинов. Он, в отличие от меня, может поесть "в режиме удава" (так, чтобы хватило надолго). Утренние и вечерние каши и супы мы делили в соотношении примерно 2:1 в Димину пользу.

Когда находили грибы, варили с кашей или с супом.
Еще у нас было поллитра коньяка, вечером добавляли в чай.

Готовили на бензине "калоша". Он дороже обычного бензина, и его надо еще найти в хозяйственных магазинах, зато от него форсунка горелки не так быстро загрязняется. Везли из Москвы, как и запас продуктов.
Наша мультитопливная горелка может работать и на газу, но газ нам не нравится: когда газовый баллон не полный, в нем падает давление, и время приготовления пищи очень сильно возрастает. Это бесит, а выкинуть наполовину полный баллон жаба не позволяет.

Конец отступления.

Дорога местами приличная:

А вот и выезд к перемычке между Средним и Рыбачьим:

Нам налево.

ПОЛУОСТРОВ РЫБАЧИЙ

Выехали на Рыбачий, хотим объехать его по часовой стрелке.

Двигаемся по западному берегу. Тут тоже пока дорога приличная (по местным меркам):

Дорога выходит на литораль (берег, в прилив заливаемый водой):

Песок плотный, едется относительно легко (но не всегда по литорали так легко можно проехать):

Дорога ухудшается:

Как жаловался местный водитель внедорожника, дорога год от года ухудшается. «Раньше я тут ехал 60, а теперь - только 40». Ну а у нас средняя скорость аж 11 км/ч - ну а то, тут ведь пока еще хорошие дороги!

На ночь встали у речки напротив островов Большой и Малый Кий. С видом на море. Вода не ледяная, вечером купались-мылись.

Дневной пробег 71 км (грейдер и грунт), общий набор высоты 490 м, Т(чист.)=6 ч 16 м, ср.скор.(чист.)=11,38.

Утром прилетала такая птаха:

ДЕНЬ 3. Едем дальше на север. Осматриваем очередной дот:

Внутри ничего разглядеть невозможно - темно, но я сделала снимок со вспышкой наугад, и вот что получилось:

Фонари мы зачем-то взяли в этот поход, но доставать было лень. А вообще фонарь - лишнее. Ночи уже хоть и не белые, но вполне светлые. Ночью выскочить из палатки в туалет - не проблема, все видно.

Едем к мысу Немецкий. Это самая северная континентальная точка Европейской части России. Рядом заброшенный поселок и маяк.

Некоторое время тупили, пытаясь понять, который из трех микромысиков - Немецкий. Я уже начала злиться на Диму: что, по GPS разве не видно, какой из них самый северный? Наконец нашли.

Мыс Немецкий - это такие слоистые скалы:

Еле-еле уговорила Диму туда забраться для фотки, а потом уже я одна гуляла, пока он ждал на берегу.

За скалой - небольшой проливчик и островок. Пишут, что в отлив до островка можно дойти по колено в воде.

На Немецком мы провели час. Это уже близко к пределу Диминого терпения :-)
За это время, к счастью, никого не принесло, мы были одни.

Вода прозрачная, видны водоросли:

Под занавес мне захотелось окунуться в Баренцево море, что я и сделала:

Вода на удивление НЕ ледяная. Т.е. не то что окунулся и выскочил, а можно некоторое время полежать в воде. Более того, благодаря тёплому Нордкапскому течению у побережья Рыбачьего полуострова море круглый год не замерзает.
Помнится, в мае в Дании вода Северного моря была гораздо холоднее - босиком по воде походить и то проблематично, о купании и речи нет.

Поехали дальше. Обогнули губу Вайда. На ее берегу как раз встретили ту саму велогруппу; глобально они едут нам навстречу, но конкретно сейчас еще палатки не собрали. Нам это несколько странно - время 12-й час, но, с другой стороны, здесь вечерняя темнота не подгоняет, можно поздно выезжать и поздно становиться на ночь, кому как удобно. Но нам удобнее утром выезжать в 8-30 - 9, а на ночь становиться в 17-30 - 19. Темноты-то нет, но к вечеру холодает ощутимо, а перед ужином хочется успеть помыться до наступления дубака.

Погода налаживается, наконец-то солнце! 3-й день похода, а мы его почти не видели.

Едем к мысу Кекурский.

Он не такой раскрученный, как Немецкий, но, мне кажется, гораздо эффектнее:

За Кекурским дорога спускается к морю - там тупик. Надо либо возвращаться, либо лезть по тропе через холм. Выбираем холм, тащим велики, и вскоре мы на дороге.

Проезжаем заброшенный поселок. Судя по отчетам, многие наши предшественники осматривают многочисленные покинутые поселки, дома, старые вещи. Возможно, это любопытно, но меня почему-то они совсем не привлекают. Дома с пустыми глазницами вызывают ассоциации с какой-то катастрофой, несчастьем. Не то чтобы я боялась наткнуться на труп, но шариться среди обломков и хлама как-то не тянет. Вот старые деревенские (деревянные) дома выглядят совсем иначе, более мирно как-то, по-домашнему, но тут таких нет.

Дорога спускается на пляж. Едем по песку:

Это губа Скорбеевская.

В конце пляжа - дот. Про него написано в отчетах, да и с берега видно. Но какие-то автомобилисты, целая компания, поставили машины и палатки прямо вплотную к доту. У них там столики с крышей, сидят, бухают, едят, прикрываясь от ветра стеной дота. Ну это как вообще? Конечно, не то же самое, что у Вечного огня жарить сосиски, но как-то... я даже не знаю. Коробит. Или это я чего-то не понимаю?

А мы вылезли с пляжа, чуть отъехали по дороге и устроились на обед на берегу речки Скорбеевской.

После обеда двигаемся дальше по северо-восточному берегу Рыбачьего. Вокруг много озер:

Дорога идет верхом, то почти по краю обрыва, то удаляясь от берега.

За мысом Малый Скорбеевский трек нас снова выводит на берег. Тут растет морошка (мало и недозрелая, но я ее люблю всякую), находим несколько грибов на ужин. Это первые грибы в этом походе. Они старые, подзасохшие, но мы еще не зажрались, поэтому рады и таким. Не то что мы голодаем, но дополнительная еда совсем не лишняя.

А дорога все хуже:

Камни все крупнее:

Наконец, этот ад закончился, теперь дорога песчаная:

Местами буксуем, но это всяко лучше, чем булыжники.

Разувшись, бродим реку Западная Майка.

А вот и снова впереди очередная литораль (дорога несколько раз то взбирается на берег, то спускается на литораль, я сбилась со счета):

Здесь уже тяжко, колеса вязнут.

И тут тоже:

Боже, сколько же мусора на этом пляже.

Подбираю на память ракушки.

Потом снова на берег, теперь он каменистый. Вытряхиваем песок из обуви.

Нас догоняет джип, из него выходит мужчина, направляется к нам. Знакомимся. Это Константин Кушнир из местной турфирмы «Кольские экспедиции». Дает нам свою визитку. Его компания (www.kolatrip.ru, www.kola-exp.com, +7 (921) 282-77-13) занимается организацией туров на внедорожниках и квадроциклах и разработкой маршрутов для всех видов транспорта. В частности, может предложить веломаршрут и организовать машину сопровождения для велопохода налегке. В принципе неплохой вариант. Знаю, что некоторые мои знакомые ездят в коммерческие велотуры. Пишу тут, вдруг кому пригодятся координаты.
(Это не коммерческая реклама, я с этого ничего не имею.)

Где-то тут недалеко, километра 3 назад, у слияния рек Пяйвы и Майки, есть пещера с иероглифами. Я об этом читала в автоотчете, и Константин про нее рассказывает. Как я поняла, найти ее непросто - они сами несколько лет искали (а впервые ее обнаружили совершенно случайно люди, укрывшиеся в пещере от дождя и посветившие фонариком вокруг).

Узнав про наши планы (юго-восток и юг Рыбачьего), Константин не советует туда соваться: сам не был, но ездили знакомые квадроциклисты, и им не понравилось: якобы ничего особенного, а дорога полная дрянь даже для квардроцикла.
Мы крепко задумались, но решили отложить вопрос до вечера.

Едем дальше:

На ночь встали на озере вблизи Зубовской губы:

Озерцо приятное, но мелкое, дно каменистое. С удовольствием искупались. А вот ручей, впадающий в озеро - ледяной. Очень много черники и голубики.

Буквально в 100 метрах нашли олений рог:

Конечно же, взяли в качестве сувенира. Тяжелый! Возил его Дима, привязав поверх рюкзака. На стоянках использовали в качестве подпорки для велика и сушилки для вещей. Теперь вот дома на шкафу валяется, не придумали пока, для чего приспособить.

За ужином еще раз обсудили наши планы и решили все-таки ехать, как планировали, по юго-восточному побережью. Забегая вперед, скажу, что это было правильное решение. Это был самый интересный участок маршрута! И безлюдный! И самая классная ночевка на берегу моря, рядом с водопадом на речке! Мы бы многое потеряли, если бы туда не поехали. Подробнее будет дальше. В общем, мнения разных людей о стОящих местах могут кардинально различаться, в чем мы и убедились.

Дневной пробег 58 км, каменистые и песчаные грунтовки, местами пешком, общий набор высоты 650 м. Т(чист.)=6 ч 26 м, ср.скор.(чист.)=9,14.

Окончание про Рыбачий следует.