Полуострова Рыбачий и Средний, 10-17 августа 2014. Часть 1.

Aug 25, 2014 19:54

Велопоход на байках вдвоем с Димой. Мурманская область.

Этот пост - про «вспомогательную» часть маршрута (Мурманск - Титовка, Немецкая дорога, Печенга - Мурманск).
Про полуострова Средний и Рыбачий - в следующей части.
UPD. Часть 2: http://vorobieva-t.livejournal.com/132113.html. Часть 3: http://vorobieva-t.livejournal.com/132603.html

Маршрут:
Мурманск - (трасса М-18 "Кола") - Титовка - пер. Муста-Тунтури - п-в СРЕДНИЙ (по часовой стрелке) - п-в РЫБАЧИЙ (по часовой стрелке) - пер.Муста-Тунтури - Немецкая дорога - Печенга - Титовка - Нял - Пяйве - Мурмаши - Кола - Мурманск.

626 км, 8 дней.
Трек (.gpx) (прибор иногда вырубался, соответствующие участки заменены прямыми линиями)

Интегральный набор высоты 7800 м.
Минимальный дневной пробег 46 км, максимальный 141 км.

Схема маршрута:




ПОЯСНЕНИЯ ПО МАРШРУТУ

Идея была - объехать оба полуострова по периметру, максимально близко к побережью. Я давно хотела туда попасть, насмотревшись красивых фоток (например, в этом автоотчете: часть 1, часть 2).

Я изучила штук 8 велоотчетов с 2007 по 2013 год. Обычно народ объезжает по периметру только Средний, а Рыбачий пересекает с севера на юг, от Зубовской губы до губы Эйна, тем самым выкидывая всю юго-восточную часть полуострова, как-то так (из отчета tolyas83 и Ко на Веломании.)

Я нашла только 2 описания маршрута по периметру всего Рыбачьего: отчет svetik 2007 года и отчет С. Багаева 2013 года. Трек группы Багаева мы взяли за основу.

КАК ПОПАСТЬ НА СРЕДНИЙ И РЫБАЧИЙ

Чтобы попасть на полуострова, надо как-то (на автотранспорте или своим ходом) добраться до Титовки (100+ км от Мурманска по трассе М18 «Кола»), пройти КПП (про него дальше), после него свернуть с трассы на грейдер вдоль реки Титовка и преодолеть перевал Муста-Тунтури через одноименный хребет, отделяющий полуостров Средний от материка. Средний с Рыбачьим соединяются перемычкой.

Подъем на перевал Муста-Тунтури:






Выезжать с полуостровов можно либо так же (т.е. через Титовку), либо по Немецкой дороге в Печенгу.

НЕМЕЦКАЯ ДОРОГА

Немецкая дорога была построена немцами во время ВОВ для подвоза боеприпасов к линии фронта. Ей уже больше 70 лет, но она находится в хорошем состоянии (для внедорожника :-)). Приподнята над уровнем земли, мастерски вписана в ландшафт. С мостиками (не все сохранились). Немцы, гады, на совесть строили - думали, что для себя стараются, ага.

Немецкая дорога:






Ответвление на Немецкую дорогу находится на подъеме на перевал Муста-Тунтури (если ехать из Титовки; поворот налево). Через 41 км дорога приводит к броду через Печенгскую губу, а затем через пару км - в город Печенга (расположен рядом с той же трассой «Кола»). Но, насколько я понимаю, проехать там возможно только в одном направлении - в Печенгу. Потому что между бродом и Печенгой находится действующий военный полигон, через который можно проехать, когда нет учений. Мы ехали вечером, полигон был пуст, но на выезде в сторону Печенги находится КПП, через который нас без вопросов выпустили. Предполагаю, что въехать там же было бы нельзя, но не уверена.

Стрельбище на полигоне:



Вообще в окрестностях Печенги полно военных поселков и стрельбищ, куда ни сверни с трассы - упрешься в военный объект. А мы как раз искали место для ночевки. Еле-еле приткнулись где-то между двух озер. В этот день всю вторую половину для что-то вдали что-то гулко бубухало - вояки где-то что-то взрывали, а мы ехали по Немецкой дороге и прислушивались - не на «нашем» ли это полигоне? Оказалось, нет.

Другая засада при выезде в Печенгу - брод через Печенгскую губу, проходимый только в отлив, т.е. примерно 2 раза в сутки в 2-3-часовом интервале. Мы накануне с телефона посмотрели график приливов-отливов по Мурманску тут (в Печенге время отлива может отличаться от Мурманска, но не сильно), и так удачно получилось, что мы как раз попадали в низкую воду, т.е. ниже колена:


Пишут, что в прилив вода по грудь, и можно зависнуть на несколько часов в ожидании отлива.

Да, на Среднем и Рыбачьем местами есть сотовая связь и работает интернет! Ловится только Мегафон, вышек других операторов на полуостровах нет.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАБРОСКИ ИЗ МУРМАНСКА

Вся трасса «Кола» от Мурманска и до норвежской границы проходит по запретной территории, везде стоят щиты, гласящие, что иностранному транспорту съезд с основной дороги запрещен. На КПП в Титовке у всех проезжающих (на любом виде транспорта) проверяют паспорта. Граждан России пропускают беспрепятственно, а иностранцам нужно специальное разрешение. Проходится КПП очень быстро: остановился перед шлагбаумом (с велика можно не слезать), показал паспорт, проехал:



Мы решили с автотранспортом не связываться и добираться до полуостровов своим ходом из Мурманска.
Туда - по трассе «Кола» до Титовки, потом Средний и Рыбачий по часовой стрелке, затем Немецкая дорога, Печенга, снова трасса, Титовка, и объезд части трассы грунтами через Нял, Пяйве и Мурмаши. Трек этого заключительного объезда трассы Дима рисовал по картинке с сайта realbiker. Ссылку на этот jpg нашли через вот этот ресурс: http://www.3x9.ru/wiki/Рыбачий_полуостров (там еще есть всякая полезная инфа).

Трасса «Кола» - не самое приятное место для велосипеда: дорога узкая, трафик от малоинтенсивного до среднего, но не ужас-ужас. Зато очень красиво: тундра, озера, рельеф (плавные тягуны по несколько км). В велоотчетах встречала разные мнения про «Колу»: от «езжайте, не пожалеете» до «ну нафиг, лучше лишний день провести на Рыбачьем».
Мы поехали по трассе и в целом не пожалели.



(это уже при возвращении, погода испортилась)

Вариант заброски для тех, кто не хочет пилить по трассе из Мурманска:
приехав в Печенгу, можно докрутить 23 км по асфальту до города Заполярный, где есть диспетчерская маршруточной фирмы "Круиз" (заказ билетов 8-921-511-00-45). На Веломании пишут, что в багажник некоторых маршруток этой конторы влезает пара неразобранных велосипедов. Билет из Заполярного до Мурманска стоит 375 руб. (2014 год), велик бесплатно.

Раньше ходил еще тепловоз Никель - Мурманск с пассажирским вагоном, полз он долго, около 6 часов, зато шел по интересным местам. Но с февраля 2014 года этот тепловоз отменен, так что вариант с ж.д. отпадает.

МАГАЗИНЫ

На трассе «Кола» от Мурманска до Печенги (139 км) магазинов и ларьков нет! В Титовке есть кафе - кофе-чай, пицца, сосиски в тесте, сувениры, можно переночевать в вагончике (типа мотель). Но магазина нет! На Рыбачьем и Среднем, само собой, тоже ни ларьков, ни магазинов. На Рыбачьем есть база отдыха "Большое озерко", где можно переночевать в домике без удобств и поесть в столовой (мы не пользовались, но пишут, что еда дорогая). И это все!

Поэтому мы везли еду на 6 дней, чтобы хватило до Печенги, где есть магазины. Таким образом, не позднее утра 7-го дня нам надо было попасть в Печенгу, чтобы пополнить запасы продуктов (по факту оказались в Печенге вечером 6-го дня).

Печенга:



Как ни странно, Печенга произвела на меня приятное впечатление. Конечно, это дыра страшная - полувоенный город, казенного вида здания, совок, ощущение какое-то запустения. На обшарпанных автобусных остановках - афиши «Советского цирка». При этом в пятницу вечером мы не встретили ни одного пьяного, никто не орет, не дебоширит, все тихо и мирно. Видимо, сказывается военная дисциплина. Магазин, опять-таки, оказался очень приличный, там было ВСЕ: изобилие сыров и колбас, свежая выпечка, фрукты-овощи и т.п. А находится где-то на задворках, чуть ли не в гаражах - нам местные подсказали, сами бы ни в жизнь не нашли.

ПОМНИ ВОЙНУ




В этих местах (Печенга, Рыбачий, Средний и окрестности) в 1941 шли ожесточенные бои за Мурманск (Мурманская операция). Ну еще бы, незамерзающий северный порт - лакомый кусок. Средний и Рыбачий буквально пропитаны кровью наших солдат. Но немецко-финские войска так и не смогли выйти к Мурманской железной дороге и не овладели базой советского Северного флота.

Перед поездкой в район Рыбачьего рекомендуется прочитать книгу М.Г.Орешеты «Осиротевшие берега».

На полуостровах сохранились доты, окопы, до недавнего времени можно было найти боеприпасы (возможно, и сейчас еще можно, если хорошо поискать).

Километрах в 25-30 от Титовки рядом с трассой «Кола» много памятных обелисков героям Заполярья и большой мемориал «Долина славы»:



Фрагмент стелы с предсмертными записками наших солдат:






Там две такие стелы. Читать без слез невозможно. И могилы, могилы, могилы... И бесконечные списки погибших.

ПЛАНИРОВАНИЕ

У нас было такое разделение труда: я штудировала отчеты, скачивала треки, составила описание участков предстоящего маршрута и достопримечательностей. А Дима слепил плановый трек по моей инструкции: «Вот от этого трека возьми участок по периметрам полуостровов, приделай к нему хвост вот от этого трека в сторону Заполярного, нарисуй начало по трассе и прилепи участок в объезд трассы из вот этой картинки».

И вот план готов, стали прикидывать, на сколько дней «автонома» брать еду. Спрашиваю:
- Ну что, сколько километров до Печенги (до магазина) и за сколько дней мы туда доедем?
- А Печенга - это где?
- Там, где кончается Немецкая дорога.
- А Немецкая дорога где? Покажи.
Показываю.
- А наш трек туда не заходит!
- Как не заходит? Это же одна из изюминок маршрута! Переделывай давай!
Вот так, чуть не выкинули один из самых интересных участков.

Еды мы везли на 6 дней, по настоянию Димы. Меня это несколько напрягло, потому что группа Багаева, трек которой мы взяли за основу, проехала кольцевой маршрут по периметрам полуостровов из Титовки в Титовку, 320 км, за 10 ходовых дней, при этом на Немецкую дорогу они не успели, хотя и собирались (зато они заезжали в тупики на всякие мысы, осматривали развалины и т.п.). Мы же запланировали то же самое + Немецкая дорога и Печенга (вместо возвращения в Титовку) + своим ходом из Мурманска (100+ км), и все это за 6 дней? А мы успеем? Километров-то там не много, но дороги... Они на Среднем и Рыбачьем, мягко говоря, не скоростные. А юго-восток Рыбачьего (который большинство групп выкидывает) - это, фактически, 2 дня «пешки», судя по отчетам; от мыса Шарапов до губы Эйна формально дороги вообще нет. Есть квадроциклетная колея по тундре и камням, с хорошими перепадами высот, с подболоченными местами. В 2007 году группа realbiker'ов эту колею периодически теряла, и шли они по старым столбам от линий электропередач или по азимуту... Но у нас было не так плохо: колея читалась везде (потерять ее было нереально), пешком периодически шли, но в основном удавалось ехать. Правда, эти два дня средняя в движении была 7 км/ч :-) Самый медленный участок - к востоку от губы Эйна, 18 км за 4 часа.

В общем, перед началом похода Дима меня убедил, что за 6 дней мы доберемся до Печенги. Я не верила, но согласилась - будь что будет, под его ответственность.

Когда у нас возникают подобные разногласия (как и надо ли что-то делать, правильно ли мы свернули и т.п.), я обычно уступаю, и часто потом жалею, потому что оказывается, что я была права. Дима говорит: «А почему не настояла?» Фиг знает.
Не знаю, откуда это, но у меня в голове прочно сидит стереотип: «Молчи, женщина, когда два джигита разговаривают! Уступи, доверься мужчине, пусть он сам примет решение и будет во всем виноват! Он лучше знает!» Хотя ни хрена-то он не знает :-) И я совершенно не считаю себя глупее него :-)
Хотя, как знать, не это ли умение уступить - залог счастливой семейной жизни?

Но в этот раз Дима не ошибся. В свои сроки мы уложились, еды хватило до Печенги. При этом мы ехали без фанатизма, время в движении было 6-7 часов (кроме первого длинного дня после рано прибывающего поезда).

ДОРОГА НЯЛ - ПЯЙВЕ - МУРМАНСК (объезд трассы)

Еще полтора дня заняла дорога из Печенги в Мурманск. Объезд трассы (тот самый, по картинке с сайта realbiker) оказался довольно приятный (если бы не проклятый дождь, который с перерывами поливал нас последние дни). Сначала накатанная грунтовка вдоль полуразобранной ж.д. ветки Нял - Заозёрск (про эту ж.д. в Википедии):







Участок Нял - Пяйве - это грунтовые дорожки без грязи, которые не развозит от дождя, никаких завалов, невысокие кустики на дороге проезжаются в седле, 2 брода.



И море грибов! Прямо на дороге. Это самое грибное место за весь поход.



Мы, как обычно, набрали грибов на ужин. Потом перестали собирать. Потом стали брать только белые, а остальные выкинули. И все равно набрали больше, чем могли съесть. Поэтому на следующее утро на завтрак вместо надоевшей каши был грибной супчик из белых грибов :-)

Здесь же мы единственный раз жгли костер (в принципе на Рыбачьем тоже можно было бы - из досок, валяющихся на берегу). А тут, можно сказать, пришлось. Накануне вечером мы здорово вымокли под дождем, и утром хотелось хотя бы выезжать в сухом. Дождь как раз притих на пару часов, и мы успели подсушиться.



В этот же (восьмой) день к обеду прибыли в Мурманск на ж.д. вокзал. Под ливнем. Засели в кафе обедать (там на вокзале очень приличное кафе - есть супы в горшочках, запеченное мясо, чай-кофе, выпечка, цены умеренные). Стали думать, что делать дальше. Маршрут пройден, до поезда 6 суток. Коля niosa, насчет этого ты оказался прав :-)

Я еще дома просила Диму подумать над маршрутиком около Мурманска на несколько дней, если мы вернемся слишком рано, но он просаботировал это дело. Можно было бы вселиться в гостиницу, пойти в интернет-кафе и проложить по карте еще маршрутик, но Дима не захотел. Погода тоже не вдохновляла (+11 и дождь), и я не могла не согласиться, что это мероприятие себя исчерпало. Хотя нерационально как-то - ехать 4 ночи в поезде (2 в один конец), чтобы покататься 8 дней, логично было бы здесь еще что-то замутить.

В общем, мы сдали билеты и купили новые на сегодняшний вечер. Чтобы вернуться домой, отмыться-постираться и поехать еще куда-нибудь на 4 дня до окончания отпуска (и таки съездили, напишу отдельный пост).

Оставалось 3 часа до поезда, и мы поехали кататься по Мурманску. Дождь то стихал, то снова шел, но когда знаешь, что вечером спасешься в поезде, он не напрягает.

МУРМАНСК

Мурманск мне понравился! Во-первых, рельеф, во-вторых, залив! Я что-то ухитрилась поснимать под дождем, не бог весть что, а Дима, которого к этому моменту уже все достало и которому «с этим городом все понятно» (с), глядя на фотки, сказал, что у меня жульнический фотик - фотки получились лучше, чем мрачная действительность.

Памятник защитникам Заполярья ("Алеша"):



Алеша огромен (там рядом можно разглядеть фигурки людей), стоит на горе, возвышаясь над городом:



Вид со смотровой площадки:



Мы:



Маяк:



Рубка АПЛ «Курск»:



Окончание (про сами полуострова) следует.
UPD. Часть 2: http://vorobieva-t.livejournal.com/132113.html. Часть 3: http://vorobieva-t.livejournal.com/132603.html

Семейка, Рыбачий и Средний, Мурманск, Походы, Вело

Previous post Next post
Up