![](http://farm8.staticflickr.com/7217/7073205017_ef4a5d9920_c.jpg)
Мечтали долго, планировали быстро, собирались впопыхах и в последний момент. Такая предыстория поездки нашей семьи к Великому озеру. И как во всех наших поездках, в этом виновата работа. Из-за нее для отдыха вырвали в последний момент всего 11 дней.
Сама идея поехать на Байкал родилась по принципу «там еще не были» (ранее были на Горном Алтае, в Хакасии и Тыве). Она расширилась и оформилась за несколько дней в незатейливый маршрут:
Томск -
Красноярск -
Иркутск -
Слюдянка -
Усть-Баргузин с вероятными заездами в
Улан-Удэ и
Тункинскую долину и маловероятными - в
Братск, в
Листвянку и на
Ольхон. Из отчетов я ознакомился со всеми «достопримечательностями» трассы
М-53 и нанес на спутниковую карту россыпь меток интересных мест.
Выезд был запланирован на 21 июня. То, что туристический сезон на Байкале в августе, а едем в июне мы восприняли как «Меньше народа - больше кислорода». О чем в дальнейшем ничуть не пожалели.
Машину (
Toyota Caldina) немного порадовал свежими жидкостями, пыльниками, сальниками, фильтрами, колодками. Экипаж (я Роман, жена Юля и дочь Лиля) особой подготовки к поездке не нуждался.
1 день путешествия
18 июня - дежурю сутки, 19 июня - дежурю сутки, 20 июня - дежурю сутки, 21 июня - не дежурю! Забираю Юлю с дежурства, Лилю из дома, набиваем полный багажник «Калдины» заранее купленной едой и туристическим скарбом и в три часа дня вылетаем из города.
Задача первого дня поездки - уехать как можно дальше, а если повезет, то заночевать на берегу
Красноярского вдхр. в районе
с. Даурского. Дома, играя с зумом спутниковой карты, я нашел там полоску дикого пляжа, из-за которого маршрут первого дня пройдет мимо трассы
М-53.
Дорога до
Ужура (
Томск -
Мариинск -
Тисуль -
Шарыпово -
Ужур) нами уже давно разведана. Поэтому участок асфальто-гравийно-ямочной трассы
Р-400 перед
Мариинском и гравийки перед Шарыпово воспринимаются как должное.
![](http://farm8.staticflickr.com/7116/6851274922_3332c8c325_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7096/6851275172_6194f858bc_z.jpg)
Серые и безликие города (
Тисуль,
Шарыпово,
Ужур) разнообразили отроги
Кузнецкого Алатау и озера (
Инголь,
Большое, Бережское вдхр.).
![](http://farm7.staticflickr.com/6042/6997400291_80e1a57ab1_z.jpg)
![](http://farm7.staticflickr.com/6105/6997400523_91b93dd9f2_z.jpg)
Дорогу от
Ужура к
Даурскому через
Балахту преодолели на одном дыхании в опускающихся сумерках.
За
Даурским асфальт, к нашему удивлению, не закончился. Как-то не вязалось это с дорогой к дикому пляжу. Оказалось, что за время, прошедшее с последних спутниковых снимков этой местности, предприимчивые красноярцы застроили домиками весь пляж, и он стал совсем даже не диким. Сунувшись в несколько свертков и попугав в темноте дальним светом фар местных обитателей с бутылками неизвестной жидкости в руках, мы нашли нужный и через 4 км полевой дороги оказались в тихом и укромном месте на берегу
Красноярского водохранилища. Ужасно хотелось спать, и мы не стали себе в этом отказывать в условиях полного одиночества на берегу Енисея.
![](http://farm8.staticflickr.com/7059/6997400777_ea1d21060a_z.jpg)
За день наездили 630 км.
2 и 3 дни путешествия
Утром осмотрели нашу стоянку. Место оказалось неплохое. Несмотря на присутствие здесь стоянок (со столами, стульями, кострищами и даже мангалами), следов человеческой деятельности немного. Все убрано и кучи пластика с бутылками не режут глаза и ноги.
![](http://farm8.staticflickr.com/7178/6997401125_f243ff32ec_z.jpg)
Возле стоянки берег сложен из нагромождений массивных скальных пород, вымытых из-под земли поднявшейся водой водохранилища.
![](http://farm8.staticflickr.com/7088/6851276164_5eff28f25c_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7087/6997401537_a172202723_z.jpg)
Хотелось купаться, но прохладная вода и не совсем теплая погода отговаривали это делать.
![](http://farm8.staticflickr.com/7106/6997401767_a5130150a3_z.jpg)
Рядом есть небольшая бухта с песчаным пляжем.
![](http://farm8.staticflickr.com/7135/6851277320_09143683b5_z.jpg)
![](http://farm7.staticflickr.com/6116/6997402063_57968a2a91_z.jpg)
![](http://farm7.staticflickr.com/6040/6851280718_81719fdebd_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7059/6997402207_4f4fd19c59_z.jpg)
Если бы целью нашего путешествия был не Байкал, то здесь можно было провести не один день отдыха. Но нас ждала дальняя дорога…
![](http://farm7.staticflickr.com/6218/6997402765_dcaa3427d8_z.jpg)
Дорога до
Красноярска (трасса
М-54) пролегла через живописные горы, покрытые тайгой. Это западная оконечность
Восточных Саян, через которую
Енисей пробил себе дорогу к
Ангаре. Пасмурная погода не дала поснимать пейзажи, ограничились цветами вдоль дорог.
![](http://farm7.staticflickr.com/6229/6997403329_8419287f43_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7090/6851277760_cc04f93093_z.jpg)
Перед
Дивногорском посетили
Красноярскую ГЭС. Это не первая плотина ГЭС на пути наших странствий, но посмотреть с нормального ракурса получилось пока только
Красноярскую. Сброс излишков воды с водохранилища только добавлял эффектность картины плотины.
![](http://farm8.staticflickr.com/7199/6997403525_99a0e29950_z.jpg)
Возле Слизнево полюбовались красивой панорамой
Енисея со смотровой площадки.
![](http://farm7.staticflickr.com/6218/6997403797_79a12e7bbf_z.jpg)
![](http://farm7.staticflickr.com/6211/6851278946_910bc95300_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7200/6997404263_b2b4521205_z.jpg)
Красноярск встретил нас бесконечными пробками в час пик. Промышленно-спальные районы - не лучшее место для знакомство с этим красивым городом. Потратив два часа на преодоление улиц запруженных транспортом, отложили знакомство на следующий раз и устремились к Байкалу по «дороге жизни» -
М-53.
![](http://farm8.staticflickr.com/7257/6997404761_d3e17b8285_z.jpg)
Дорогу от
Красноярска до Байкала подробно описывать не буду. Она прошла однообразно в постоянном движении, по чему-то, отдаленно напоминающем федеральную трассу, под проливным дождем, большей частью в темное время суток с запотевшими окнами из-за неисправности кондиционера. Ночевали в машине на полпути между
Нижнеудинском и
Тулуном.
Иркутск,
Ангарск и
Усолье-Сибирское миновали вечером и из-за дождя и нехватки времени знакомиться с городами не стали.
![](http://farm7.staticflickr.com/6038/6851279402_3845c560bc_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7181/6851279922_bc3ee7c375_z.jpg)
До Байкала мы добрались в седьмом часу вечера. После долгой тяжелой дороги, открывшаяся с серпантина
Култука, панорама озера особого впечатления не произвела. Настроение еще портил дождь, который преследовал нас от самого
Томска. Мысли же были только о сне.
![](http://farm8.staticflickr.com/7047/6851280404_3e0b008713_z.jpg)
Еще по дороге я разрекламировал Юле байкальского омуля и первым делом, которое мы сделали перед тем, как спуститься к озеру, это прикупили вкусной рыбки на вечер. На серпантине возле
Култука обустроен целый «омульный» рынок. Несколько десятков продавцов с омулем любого размера, вкуса и вида приготовления. Цены выше, чем в других участках Байкала, но зато работают круглосуточно.
Пиво есть, омуль есть, Байкал есть. Осталось найти место, где все это совместить и отдохнуть. С этим оказалось не все так просто. Трасса
М-55 тянется на 200 км вдоль озера и кажется, что ничего сложного съехать к берегу. Но между ней и Байкалом идет полотно железной дороги
Транссиба, через которое нет ни одного переезда. Проехать к берегу можно только в поселках по тоннелям или под мостами по руслам рек.
![](http://farm8.staticflickr.com/7064/6997406561_1df0b0d81a_z.jpg)
К своей первой стоянке на озере мы проехали по руслу р. Безымянная возле
с. Мангутай.
![](http://farm7.staticflickr.com/6221/6997406081_a68d0f49cb_z.jpg)
![](http://farm7.staticflickr.com/6034/6997406341_0ed35ed595_z.jpg)
Наконец-то мы осознали, что добрались до Байкала. И уже никакая непогода не могла помешать нам отметить это событие.
![](http://farm7.staticflickr.com/6109/6997405245_1d816292e5_z.jpg)
За второй день проехали 725 км, за третий день - 592 км.
4 день путешествия
Весь день погода сохранялась пасмурной, но без намека на дождь. До обеда отдыхали и любовались озером.
![](http://farm7.staticflickr.com/6224/6851282120_10faea4163_z.jpg)
![](http://farm7.staticflickr.com/6097/6851282378_6819fc19ee_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7264/6997406811_9ff35fa9e3_z.jpg)
А почувствовав прилив сил, отправились в дорогу.
![](http://farm8.staticflickr.com/7185/6851282716_4dd38891be_z.jpg)
![](http://farm7.staticflickr.com/6233/6851282980_f88e28eee7_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7215/6997408175_68faa8bf47_z.jpg)
Не спеша, часто останавливаясь, гуляя и фотографируя окружающие пейзажи, к вечеру мы миновали
Бабушкин (пополнив запасы омуля и питьевой воды).
![](http://farm7.staticflickr.com/6052/6851283446_8727c80a6c_z.jpg)
![](http://farm7.staticflickr.com/6055/6851283680_d04aca4263_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7047/6851284000_15c1ae2afb_z.jpg)
![](http://farm7.staticflickr.com/6238/6851284424_c0f3d40944_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7261/6997409119_5120918e5c_z.jpg)
Встал вопрос о поиске места для ночевки. Хотели встать на стоянку в заливе
Посольский Сор, свернув к
Толбажихе. Но весь берег оказался застроен турбазами, на которых мы останавливаться не планировали.
![](http://farm8.staticflickr.com/7263/6851284668_dc3eefdbcb_z.jpg)
Проехали по трассе дальше и свернули в сторону
с.Посольское.
![](http://farm7.staticflickr.com/6092/6851285034_471b9f77f5_z.jpg)
Осмотрели местную достопримечательность -
Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте гибели русской посольской миссии в Китай (1653 г).
![](http://farm7.staticflickr.com/6213/6997409803_e7b30f263a_z.jpg)
Впоследствие нас преследовало дежавю при виде церквей в селах
Кабанского и
Прибайкальского районов Бурятии. Они строились по схожим проектам. Вот ряд из них:
Богородице-Казанская церковь (с. Творогово).
![](http://farm8.staticflickr.com/7270/6997411025_bd3b6b8326_z.jpg)
Сретенский женский епархиальный монастырь (с. Батурино).
![](http://farm8.staticflickr.com/7234/6997412071_e8750d9084_z.jpg)
Свято-Одигитриевский кафедральный собор (
Улан-Удэ).
![](http://farm8.staticflickr.com/7044/6997412311_fcb6e9d89f_z.jpg)
Спасский храм (
с. Турунтаево).
![](http://farm7.staticflickr.com/6217/6851286914_b75ba4c30d_z.jpg)
Возле
Посольского на берегу были места для стоянки. Но сильный ветер с озера не позволял поставить палатку. Мы проехали по берегу дальше, пока колеса машины не начали вязнуть в гальке.
![](http://farm8.staticflickr.com/7058/6851285198_b92573008f_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7192/6997410505_5b93305037_z.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7055/6851285796_86f9342689_z.jpg)
![](http://farm7.staticflickr.com/6233/6851286652_b283b840f1_z.jpg)
Пришлось возвращаться и ехать в поисках стоянки по дороге
Посольское-
Кабанск. Ничего путного не нашлось, поэтому отправились дальше по трассе
М-55 в поисках паромной переправы через
Селенгу. В отчетах читал, что возле с.Татаурово есть два парома и еще где-то недалеко мост. Но в темноте мы ничего не нашли и на ночевку встали на берегу
Селенги, не доезжая 20 км до
Улан-Удэ.
![](http://farm8.staticflickr.com/7265/6851286316_763cdd4335_z.jpg)
За день наездили 374 км.
Еще не конец. Продолжение в
следующей части.
Понравился пост и хотите еще?
Добавьте в друзья и следите за обновлениями журнала.
Фотографии из записи "Байкал 2010. Часть 1. Дорога к озеру" с привязкой к спутниковой карте на картографических сервисах
Panoramio.com Содержание дневника "Байкал 2010"
Часть 1. Дорога к озеру
Часть 2. Иволгинский дацан и Улан-Удэ
Часть 3. Святой нос
Часть 4. Тункинская долина
Часть 5. Дорога домой Полный каталог записей моего журнала смотрите
здесь.