Мечтали долго, планировали быстро, собирались впопыхах и в последний момент. Такая предыстория поездки нашей семьи к Великому озеру. И как во всех наших поездках, в этом виновата работа. Из-за нее для отдыха вырвали в последний момент всего 11 дней.
Сама идея поехать на Байкал родилась по принципу «там еще не были» (ранее были на Горном Алтае, в Хакасии и Тыве). Она расширилась и оформилась за несколько дней в незатейливый маршрут:
Томск -
Красноярск -
Иркутск -
Слюдянка -
Усть-Баргузин с вероятными заездами в
Улан-Удэ и
Тункинскую долину и маловероятными - в
Братск, в
Листвянку и на
Ольхон. Из отчетов я ознакомился со всеми «достопримечательностями» трассы
М-53 и нанес на спутниковую карту россыпь меток интересных мест.
Выезд был запланирован на 21 июня. То, что туристический сезон на Байкале в августе, а едем в июне мы восприняли как «Меньше народа - больше кислорода». О чем в дальнейшем ничуть не пожалели.
Машину (
Toyota Caldina) немного порадовал свежими жидкостями, пыльниками, сальниками, фильтрами, колодками. Экипаж (я Роман, жена Юля и дочь Лиля) особой подготовки к поездке не нуждался.
1 день путешествия
18 июня - дежурю сутки, 19 июня - дежурю сутки, 20 июня - дежурю сутки, 21 июня - не дежурю! Забираю Юлю с дежурства, Лилю из дома, набиваем полный багажник «Калдины» заранее купленной едой и туристическим скарбом и в три часа дня вылетаем из города.
Задача первого дня поездки - уехать как можно дальше, а если повезет, то заночевать на берегу
Красноярского вдхр. в районе
с. Даурского. Дома, играя с зумом спутниковой карты, я нашел там полоску дикого пляжа, из-за которого маршрут первого дня пройдет мимо трассы
М-53.
Дорога до
Ужура (
Томск -
Мариинск -
Тисуль -
Шарыпово -
Ужур) нами уже давно разведана. Поэтому участок асфальто-гравийно-ямочной трассы
Р-400 перед
Мариинском и гравийки перед Шарыпово воспринимаются как должное.
Серые и безликие города (
Тисуль,
Шарыпово,
Ужур) разнообразили отроги
Кузнецкого Алатау и озера (
Инголь,
Большое, Бережское вдхр.).
Дорогу от
Ужура к
Даурскому через
Балахту преодолели на одном дыхании в опускающихся сумерках.
За
Даурским асфальт, к нашему удивлению, не закончился. Как-то не вязалось это с дорогой к дикому пляжу. Оказалось, что за время, прошедшее с последних спутниковых снимков этой местности, предприимчивые красноярцы застроили домиками весь пляж, и он стал совсем даже не диким. Сунувшись в несколько свертков и попугав в темноте дальним светом фар местных обитателей с бутылками неизвестной жидкости в руках, мы нашли нужный и через 4 км полевой дороги оказались в тихом и укромном месте на берегу
Красноярского водохранилища. Ужасно хотелось спать, и мы не стали себе в этом отказывать в условиях полного одиночества на берегу Енисея.
За день наездили 630 км.
2 и 3 дни путешествия
Утром осмотрели нашу стоянку. Место оказалось неплохое. Несмотря на присутствие здесь стоянок (со столами, стульями, кострищами и даже мангалами), следов человеческой деятельности немного. Все убрано и кучи пластика с бутылками не режут глаза и ноги.
Возле стоянки берег сложен из нагромождений массивных скальных пород, вымытых из-под земли поднявшейся водой водохранилища.
Хотелось купаться, но прохладная вода и не совсем теплая погода отговаривали это делать.
Рядом есть небольшая бухта с песчаным пляжем.
Если бы целью нашего путешествия был не Байкал, то здесь можно было провести не один день отдыха. Но нас ждала дальняя дорога…
Дорога до
Красноярска (трасса
М-54) пролегла через живописные горы, покрытые тайгой. Это западная оконечность
Восточных Саян, через которую
Енисей пробил себе дорогу к
Ангаре. Пасмурная погода не дала поснимать пейзажи, ограничились цветами вдоль дорог.
Перед
Дивногорском посетили
Красноярскую ГЭС. Это не первая плотина ГЭС на пути наших странствий, но посмотреть с нормального ракурса получилось пока только
Красноярскую. Сброс излишков воды с водохранилища только добавлял эффектность картины плотины.
Возле Слизнево полюбовались красивой панорамой
Енисея со смотровой площадки.
Красноярск встретил нас бесконечными пробками в час пик. Промышленно-спальные районы - не лучшее место для знакомство с этим красивым городом. Потратив два часа на преодоление улиц запруженных транспортом, отложили знакомство на следующий раз и устремились к Байкалу по «дороге жизни» -
М-53.
Дорогу от
Красноярска до Байкала подробно описывать не буду. Она прошла однообразно в постоянном движении, по чему-то, отдаленно напоминающем федеральную трассу, под проливным дождем, большей частью в темное время суток с запотевшими окнами из-за неисправности кондиционера. Ночевали в машине на полпути между
Нижнеудинском и
Тулуном.
Иркутск,
Ангарск и
Усолье-Сибирское миновали вечером и из-за дождя и нехватки времени знакомиться с городами не стали.
До Байкала мы добрались в седьмом часу вечера. После долгой тяжелой дороги, открывшаяся с серпантина
Култука, панорама озера особого впечатления не произвела. Настроение еще портил дождь, который преследовал нас от самого
Томска. Мысли же были только о сне.
Еще по дороге я разрекламировал Юле байкальского омуля и первым делом, которое мы сделали перед тем, как спуститься к озеру, это прикупили вкусной рыбки на вечер. На серпантине возле
Култука обустроен целый «омульный» рынок. Несколько десятков продавцов с омулем любого размера, вкуса и вида приготовления. Цены выше, чем в других участках Байкала, но зато работают круглосуточно.
Пиво есть, омуль есть, Байкал есть. Осталось найти место, где все это совместить и отдохнуть. С этим оказалось не все так просто. Трасса
М-55 тянется на 200 км вдоль озера и кажется, что ничего сложного съехать к берегу. Но между ней и Байкалом идет полотно железной дороги
Транссиба, через которое нет ни одного переезда. Проехать к берегу можно только в поселках по тоннелям или под мостами по руслам рек.
К своей первой стоянке на озере мы проехали по руслу р. Безымянная возле
с. Мангутай.
Наконец-то мы осознали, что добрались до Байкала. И уже никакая непогода не могла помешать нам отметить это событие.
За второй день проехали 725 км, за третий день - 592 км.
4 день путешествия
Весь день погода сохранялась пасмурной, но без намека на дождь. До обеда отдыхали и любовались озером.
А почувствовав прилив сил, отправились в дорогу.
Не спеша, часто останавливаясь, гуляя и фотографируя окружающие пейзажи, к вечеру мы миновали
Бабушкин (пополнив запасы омуля и питьевой воды).
Встал вопрос о поиске места для ночевки. Хотели встать на стоянку в заливе
Посольский Сор, свернув к
Толбажихе. Но весь берег оказался застроен турбазами, на которых мы останавливаться не планировали.
Проехали по трассе дальше и свернули в сторону
с.Посольское.
Осмотрели местную достопримечательность -
Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте гибели русской посольской миссии в Китай (1653 г).
Впоследствие нас преследовало дежавю при виде церквей в селах
Кабанского и
Прибайкальского районов Бурятии. Они строились по схожим проектам. Вот ряд из них:
Богородице-Казанская церковь (с. Творогово).
Сретенский женский епархиальный монастырь (с. Батурино).
Свято-Одигитриевский кафедральный собор (
Улан-Удэ).
Спасский храм (
с. Турунтаево).
Возле
Посольского на берегу были места для стоянки. Но сильный ветер с озера не позволял поставить палатку. Мы проехали по берегу дальше, пока колеса машины не начали вязнуть в гальке.
Пришлось возвращаться и ехать в поисках стоянки по дороге
Посольское-
Кабанск. Ничего путного не нашлось, поэтому отправились дальше по трассе
М-55 в поисках паромной переправы через
Селенгу. В отчетах читал, что возле с.Татаурово есть два парома и еще где-то недалеко мост. Но в темноте мы ничего не нашли и на ночевку встали на берегу
Селенги, не доезжая 20 км до
Улан-Удэ.
За день наездили 374 км.
Еще не конец. Продолжение в
следующей части.
Понравился пост и хотите еще?
Добавьте в друзья и следите за обновлениями журнала.
Фотографии из записи "Байкал 2010. Часть 1. Дорога к озеру" с привязкой к спутниковой карте на картографических сервисах
Panoramio.com Содержание дневника "Байкал 2010"
Часть 1. Дорога к озеру
Часть 2. Иволгинский дацан и Улан-Удэ
Часть 3. Святой нос
Часть 4. Тункинская долина
Часть 5. Дорога домой Полный каталог записей моего журнала смотрите
здесь.