В Торжокском районе усадеб - свыше десяти. Из тех, что более на слуху: Василёво (5 км от Торжка; памятник паркового строительства Н. А. Львова), Митино (7 км от Торжка, усадьба Львовых), Знаменское-Раёк (усадьба Глебова-Стрешнева), Прямухино (усадьба Бакуниных), Селихово (усадьба Загряжских) и, наконец, Грузины. Нас сначала пустили по нестандартному маршруту. Но в последний день мы попали в известную точку (на местном уровне).
Прежде деревня Грузины была селом. Разница, если вдруг кто не знает, в том, что в селе имеется свой храм, а в деревне нет. Название Грузины село получило по храму иконы Грузинской Божьей Матери (1746). С 1927 года храм был недействующий. А в 1944 году был взорван и разобран на стройматериалы по инициативе местного директора колхоза. После этого село потеряло свое очарование и превратилось в деревню.
В последние десятилетия удалось раскопать камень с названием храма.
Сохранились:
усадебный дом
каменные дома для крестьян со стенами в метр толщиной
пейзажный парк, пруды, восьмиметровый холм с названием Флаг, на котором укрепляли флаг
и валунный мост работы всего тоже Николая Львова.
Во время войны красноармейцы глушили рыбу в местном пруду и слегка повредили валунный мост, который, впрочем, сейчас починен с помощью металлических стяжек.
А вот в господском доме 15 лет никто не живет, и он пришел в полное запустение. В 1936 году в усадебном доме был открыт дом инвалидов, потом жили психи, которые переехали в новый корпус, построенный неподалеку. Психоневрологический диспансер выполняет в деревне функцию градообразующего предприятия. Число психов - 100+, а обслуживающего персонала - 300+. Кроме врачей, приезжающих из Торжка, остальная обслуга местная.
Близость к городу и наличие рабочих мест позволяет удерживать в деревне жителей даже после развала колхоза. В Грузинах ныне проживают чуть более тысячи человек, что в два раза больше, чем сто лет назад или сто пятьдесят лет назад. Но, глядя на окружающие развалины, трудно поверить, что две императрицы (Елизавета Петровна и Екатерина II) посещали это село, когда им владел директор придворной певческой капеллы М.Ф. Полторацкий. Прежде здесь были и больница, и мельницы, и полотняная фабрика, и винокуренный завод. Правда сейчас кроме сельпо есть еще и винный магазин «Грузинский» (а вот в Тбилиси есть магазин «Грузинские вина», что, как говорят в Одессе, две большие разницы).
Некоторые истории про село Грузины кажутся мне поучительными. Первая относится к нашим дням (2013-2014). Для того чтобы начать восстановление усадебного дома, необходимо, чтобы зарегистрированные в этом доме люди получили новое место регистрации. Никто в полуразрушенном доме не живет. Но несколько десятков человек, которые прописаны там со времен общежития, и их пытаются перерегистровать: кому-то, предоставляя новое жилье, с кем-то, устраивая судебную тяжбу. И пока не получилось со всеми. Самое ранее надеются это сделать к началу 2016-го.
А другая история - про бабку Анны Керн, владелицу села Грузины с 1788 года А. А. Полторацкую.
Анна Керн приезжала в Грузины и восклицала по поводу села «Красота необыкновенная!», но свою бабку не любила. Та была из породы людей, которых в наши дни называют манипуляторами. К примеру, притворялась больной, чтобы не дать уехать гостям, которых хотела задержать. Однако в конце жизни публично покаялась перед всем селом, раздала много денег на благотворительность, некоторым крестьянам выписала вольные. Короче, жила стерва-стервой, а теперь, может быть, уже в раю.
По поводу появления Грузинской Божьей матери на нашей средней полосе есть две легенды. Самая древняя из них выглядит неправдоподобно. Первое название этого места - сельцо Кузнечково, первый владелец - Николай Шишков. Его наследник Яков Шишков воевал в Восточной Грузии и якобы влюбился в грузинку. Поскольку их брак был невозможен, она подарила ему на память икону…
Не верится что-то. И про войну в Восточной Грузии, которая сама присоединилась к России как раз для того, чтобы не было войны. И про невозможность брака, хотя мы с грузинами не только одной веры, но и наши церкви состоят в евхаристическом общении. Что там могло быть? Противление родителей? Помолвка? Полное вранье?
Вторую версию в деталях подзабыл, но, помнится, там есть разночтение даты событий в пять лет. Ведь начинается она с того, что в 1751 году императрица Елизавета Петровна, как заправская сваха, составила брак своего капельмейстера, 22-летнего петербуржца, с богатой тверской 14-летней невестой (а датировка храма - 1746)…
Другие записи тура:
По Тверской. Карты и топографические каламбуры. По Тверской. Местная кухня. По Тверской. Село Никольское - родовое имение Львова. По Тверской. Торжок. Храмы и особняки. По Тверской. Святой источник у д. Якшино. По Тверской. с. Арпачёво - родовое гнездо Львовых По Тверской. Погост Прутня - могила Анны Керн Тверь. По следам любимых песен. Тверь. Кирилл и Мефодий. Сельская школа в поселке Мирный Торжокского района