На Севастопольском форуме опубликован пост некоего Константина Скоркина, в котором он опровергает байки о 20-120 тыс. расстрелянных в Крыму большевиками.
Человек, видимо, старался, но налажал просто страшно. Просто чудовищно. Типичная дилетанщина, когда автор на минимуме фактов делает широчайшие обобщения. Никаких источников нет вообще. Особенно позабавило два утверждения: 1) что в Крыму расстреливали в основном не офицеров, а бежавшую "буржуазию" 2) Политбюро ЦК не решало никаких вопросов о репрессиях. И вообще, партийные органы не занимались не только вопросами террора, но и даже государства и чего-либо вне партийной деятельности. Фантастика! Это про Политбюро-то!
Подозреваю, что колонелькассад не постесняется это перепостить без всякой проверки.
А-а-а, Скоркин, оказывается, "ученый-исследователь". И по совместительству госсоветник налоговой службы 3 ранга. Ну-ну.
Поправка: пост с севастопольского форума я потерял, даю ссылку на другой ресурс, где тот же текст.
Так как излагать все сложности вопроса о числе расстрелянных вранглевцев долго, я это сделаю на другом примере. Наш лауреат специальной олимпиады под названием "В интернете кто-то не прав, я лечу-у-у!" Михаил Наконечный, - более известный как исследователь Гулага корпоратель Лжи - озаботился разночтениями в подсчетах крымских жертв. В интернете. По его мнению, негодные интернет-пользователи... занижают число расстрелянных! Да, основываясь на известной книге Абраменко "Последняя обитель", они смеют говорить о 4.500 расстрелянных. Михаилу не интересны те, кто пишет про 70-120 тыс., причем не в интернете, а в газетах и книгах. Ему интереснее те, кто занижают. И он решил впереться не в свою тему и сделал это по традиции с кучей предвзятости. В комментах начался бешеный спор за цифры жертв.
Я честно продрался через ад в комментах и чтобы никто не повторял мой подвиг, вкратце очерчу, к свелись доводы сторон.
1. Есть известный документ Особого отдела 9-й дивизии о расстреле в Феодосии и Керчи 1006 и 700 человек соответственно, в то время как у Абраменко - 550 и 624.
Да, это подтверждает, что у Абраменко только часть данных (может, большая, а может, меньшая), но не свидетельствуют о каких-нибудь 25.000 расстрелах.
2. У Абраменко в Джанкое расстреляли 253 человека, а в харьковском музее есть документ, что 320!
Да, это расхождение с данными и опять подтверждает, что Абраменко нашел лишь часть персоналий расстрелянных. Но, во-первых, этот документ - не основание повышать количество жертв репрессий в разы, во-вторых, он представляет собой приговор, а данные об исполнении казни отсутствуют. В-третьих, даже если расстрел был произведен, это не дает право корпорателю лжи пафосно кричать: "320 расстрелянных за один день!" Массовые расстрелы военнопленных офицеров и полицейских были в Крыму отнюдь не постоянно, а в первые недели прихода красных, после спешной фильтровки пленных.
3. В одном только Севастополе в первые дни расстреляли тысячи человек! 28 ноября 1920 г. «Известия временного севастопольского ревкома» сообщали о расстреле 1634 человек, включая 278 женщин. Два дня спустя та же газета информировала о расстреле 1202 человека, включая 88 женщин.
Все данные взяты из книги Мельгунова "Красный террор", а он взял их не из оригиналов, а белоэмигрантских газет. Любой, кто изучал белоэмигрантскую прессу, отлично знает, что в таких вопросах ей доверять нельзя. Будут оригиналы газеты - будет и разговор.
4. Перед тем, как пришли Особые отделы, была стихийной фаза террора, партизаны и красноармейцы убивали кого попало!
Какой бы стихийной не была фаза, офицеры пытались скрыться всеми способами, а у красноармейцев были дела важнее, чем бегать и убивать кого попало, и одно это заставляет усомниться, что массовая фаза могла затронуть тысячи. С таким же успехом можно говорить о "стихийной фазе террора Красной Армии" в оккупированной Германии и миллиарде изнасилованных немок. В отсутствии фактических данных спор беспредметен.
Правда, выдвинувший этот аргумент d_v_sokolov - известный пропагандон и упертый булкогвардеец - упомянул, что по словам Гавена, партизаны и махновцы убили 3000 офицеров, но откуда он взял эти данные, он умолчал.
5. В докладе Султан-Галиева Сталину сообщается о 20.000 расстрелянных, и это официальный документ!
В докладе Султан-Галиева сказано только: "По отзывам самих крымских работников, число расстрелянных врангелевских офицеров достигает во всем Крыму от 20 до 25 тысяч. Указывают, что в одном лишь Симферополе расстреляно до 12 000. Народная молва превозносит эту цифру для всего Крыма до 70 000. Действительно ли это так, проверить мне не удалось". По существу, Султан-Галиев ссылается на слухи и общие мнения, которые даже сам проверить не смог. Веры этому не больше, чем воспоминаниям белоэмигрантов о красноармейцах, которые жаловались, что потеряли на Перекопе 10.000 человек.
6. В письме Гавена Крестинскому от 14-го декабря 1920-го года он пишет, что "расстрелянных уже около 7 000 чел., а арестованных не менее 20 000 чел."
Про это я сам писал черте когда. Письмо приведено в журнале "Родина" без факсимиле и без архивной ссылки, просто на РЦХДНИ. Раз нет нормального источника, верить этому никто не обязан.*
7. Есть наградной лист на начальника ОО Южного фронта Евдокимова, в котором его награждают за расстрел 12.000 врангелевцев.
Этот документ цитируется очень часто в куче исследований, но полной ясности с наградным листом нет. Обнаружен он был Здановичем, а потом опубликован Литвиным. Однако в первом варианте фигурировало не "расстрелял" 12.000, а "изъял" 12.000 "белого элемента", что отнюдь не одно и то же. Под "изъятием" легко могли пониматься высылки и ссылки в концлагеря, которые практиковались очень активно. К тому же в двух разных вариантах у Литвина 50 расстрелянных генералов меняются на 150. Все это не может не вызывать вопросы. С тех пор документ в двух вариантах - в основном, с "расстрелянными", ходит по куче книг.
8. "Вообще же одного только чисто-расстрельного контингента (подлежащего согласно инструкции обязательному расстрелу - а это не только все вообще офицеры и чиновники, но и все солдаты "цветных" частей) в Крыму оставалось тысяч 50. И большинство ни в какие списки вовсе не попало, т.к. истреблялось, так сказать, "инициативно". Полные комплекты списков в Москве есть, но недоступны".
Это наш кореевед Волков, как ни забавно.
"Вообще же" врангелеская армия составляла: 14.650 штыков, 14.305 сабель, 1325 пулеметов, 215 легких и 22 тяжелых орудия (Ю.К.Кушер. русская армия генерал-лейтенанта П.А.Врангеля // ВИЖ. №1-2006). Итого - 50.000 человек - это максимум вся армия с тыловыми частями и "едоками", а учитывая, что в источниках почти исключительно говорится об офицерах и полицейских - и красные документы это подтверждают - 50.000 быть не могло.
Что до "большинство в списки не попало", то надо доказать хотя бы сам факт массовых инициативных истреблений. Опять-таки, что за списки в Москве, которые почему-то недоступны - Волков не говорит. Налицо суслик, которого не видно, но он должен быть.
Почему должны были быть расстреляны не только офицеры, но и ВСЕ солдаты "цветных полков", которые к тому моменту давно состояли из военнопленных красноармейцев на 30-80% - тоже неизвестно.
9. Расстрелянных на самом деле было намного больше. Очень-очень много. У Абраменко только часть данных. Очень, очень ничтожная часть, буквально капля в море! В архивах куча документов, стоит их опубликовать и сразу станет видно, каков был масштаб репрессий! Но большинство документов увезено в Россию, хранится в архивах ФСБ и рядовым исследователям не доступно!
Нет дела - нет и разговора. Опубликуйте как-нибудь эти документы, тогда и поговорим.
*[Spoiler (click to open)]Поправка - утверждается, что в книге К.В.Скоркина. На страже завоеваний революции. История НКВД-ВЧК-ГПУ РСФСР. М., 2011. С. 906 есть тот же документ, но адресованный Бухарину. Ссылка на: РГАСПИ,ф.17,оп112,д.118,лл.114-115.
Итого, подтверждается скорее изначальный тезис. Масштаб документированного террора составляет, по книге Абрамова, 4534 человека - а с учетом двух других документов - 5060. Вполне вероятно, что масштаб террора был больше, может, до 7, а может, до 12 тыс. Но говорить об этом надо с цифрами на руках. Пока цифр нет, нужно основываться на этом. Если бы корпоратель лжи был честным исследователем, он бы указал на эти разночтения и пожелал бы, чтобы в будущем работа над этим вопросом вышла на приемлемый уровень и большая часть карательных материалов была найдена. Но корпорателюшка - добровольный пропагандист. Ему мало указать на разночтения, выразить сомнения и призвать к строгой проверке фактов (как это сделал я вот здесь), ему обязательно надо громогласно провозгласить, что масштаб казней огромный, что занижатели лгут, что расстрелы достигают от 12 до 20.000 человек - хотя основывается он на тех же тухлых данных, о которых только что была речь. Ему нужно потребовать от других "учить матчасть", пусть даже он сам едва знает тему и не в курсе, что написано в наградном листе Евдокимова. И потому не таким людям, как корпорателюшка заниматься историей и касаться таких неоднозначных сюжетов.