ММОКФ-2008 (5). витальный ангел

Jun 16, 2008 11:50

С удовольствием пересмотрел на большом экране субтитрированные "Совэкспортфильмом" легендарные, подаренные Годаром, копии "Китаянки" и "Уикэнда".

Вышедшие с разницей в несколько месяцев фильмы кажутся дополняющими друг друга - прежде я видел их в разные годы (если не сказать, в разные века). Фильмы создают предвкушение революции, близости к переломному моменту. Как говорится, в воздухе витает: студенческая молодежь ("Китаянка") по-старому жить не хочет, буржуазия ("Уикэнд") по-старому жить не может.

Годар прекрасен в этот период - его надо смотреть и слушать. Он задействует все доступные ему каналы зрительского восприятия: в кадре одновременно присутствуют несколько фигур, создающих определенную мизансцену, смысл которой меняется внутри одного плана; за кадром или внутри него дают музыку; каждый из героев эпизода помимо общей сцены играет свою роль, которая тоже подлежит вниманию зрителя (персонажи читают текст, что-то быстро проговаривают, один из героев непременно пишет на доске). Отдельные фразы сопровождаются короткими иллюстрациями, которые подтверждают, противоречат или высмеивают сказанное. Текст, пластика, мимика - элементы актерского выражения словно разложены на составные - каждая требует к себе внимания. За полтора часа очень устаешь как после насыщенного информацией общения. От фильма невозможно отвлечься ни на миг - Годар нарезает (собственно, "монтирует") всё что попадается ему под руку: текст, кадры, звук, внутри кадра - героев, предметы, включая реальных персонажей и членов съёмочной группы, за кадром перемешиваются жанры, стиль, ритм, интонация, мотивы. Повсеместный монтаж ориентирован на аттракционность, что является неотъемлемым качеством кинематографа. "Аттракцион" в кино аналогичен "неожиданностям" в театре. Как у Брехта: "произведение строится на неожиданностях, а неожиданность - главный элемент поэзии". Кого-то это утомляет - и пусть так - но Годар показывает, что в талантливых руках всё есть кино. Или выражаясь одной из тем "Китаянки" (эпизод, когда герой Ж-П.Лео рассказывает басню про бунтаря с забинтованным лицом на Красной площади), - всё есть театр. Я выборочно пробежался по "Театральной практике" и - поразительно, насколько "Китаянка" при сюжетной взбалмшности сделана трезвой головой строго по замечаниям Брехта. В этом смысле "Уикэнд" выглядит другим - эсхатологичным, смыкаясь с сырым неудобовариваемым порывом Пазолини (élan vital) и грациозным абсурдом Бунюэля (один из эпизодов "Уикэнда" озаглавлен "Ангел-губитель"). Кажется, что Годар был внутренне готов к чему-то непоправимому, что случится через полгода - может быть, к концу света, которым разрешится-таки миловидный пейзаж вечного уикэнда, желанного, но и ненавистного.

Оба фильма грешат политикой, но для прогрессивного француза образца 1967-68 годов политика, вероятно, была составляющей частью жизни. И если в окружающей жизни её чрезмерно много, то почему бы политике не заполнить экран фильма. "Политика у Годара" - это не слабое звено, не причуда мастера, а преображенная талантом фиксация времени, запечатление его примет и настроений. При этом надо знать Годара, чтобы отнестись к нему остраненно, не преувеличивая серьёзность намерений ("всё есть театр"). В каком-то смысле это главный итог просмотров его "политических" лент. Годар - поэт (прежде всего), стихи которого "проясняют все высказывания и проявления чувств". Перефразируя Брехта, кинопоэзия Годара позволяет сделать "иные слова более весомыми и памятными, а атаку на умы более мощной".

"Китаянка", август 1967, просмотр: 15.06.2008, Музей кино в ЦДХ, 5 (из 6)
"Уикэнд", декабрь 1967 , просмотр: 12.06.2008, Музей кино в ЦДХ, 5 (из 6)

1960's, Годар, Франция

Previous post Next post
Up