ММОКФ-2008 (6, закл.). Хороший немец Шлёндорф

Jun 17, 2008 13:16

Благодаря Музею посмотрел лучшие экранизации Фолькера Шлёндорфа - режиссера, всегда находившегося в тени своих более именитых земляков - Вендерса (поэтичного, но параллельного банальным формам) и Фассбиндера (обильного, но перпендикулярного всем остальным).

Для меня лучшим фильмом миниретроспективы оказался дебют Шлёндорфа - "Молодой Тёрлес". Он был ближе и понятнее. Признанный шедевр "Жестяной барабан" я никогда особенно не любил; точно такой нелюбовью у меня отмечена "Гибель богов". Объяснение напрашивается само собой - холодные эгоистичные ленты о фашизме, в которых зрителя окунают в рассадник змей, где отношения представлены с перверсивным закосом, и где некому сопереживать, мне неблизки (при всей объяснимой живописности и идейной обусловленности таких картин). Тем не менее я не отказался от возможности увидеть экранизацию романа Гюнтера Грасса в 35-мм проекции. Ещё раз пришёл к выводу, что настаиваю на противоположном отношении к "мальчику, отказавшемуся расти". Критика его представляет как бунтаря, как саму жизнь, воспротивившуюся безжизненной ситуации, и вроде как противника фашизма. Для меня герой Давида Беннента - дитя Веймарской республики. Он капризен, несносен, похотлив, непримирим, равнодушен к родителям и привязан к барабану как символу военных шествий. Взять хотя бы лучшую сцену - нацистского парада на гданьской площади: пацан не отдаёт себе отчета в том, что хорошо и что плохо, а просто настаивает на доминанте собственной анархии, как и в других сценах, испывая барабанные перепонки окружающих его людей оглушительным визгом или боем в жестяной барабан. Словно завзятый фашист он - даром что ребёнок - пытается подчинить себе весь мир (неслучайно в последней трети фильма он надевает фашистскую форму). Мальчик-урод есть дитя инцеста подобно тому как уродский фашистский режим олицетворяет собою следствие скрещения противоположных вещей - демократии, приведшей к власти нацистов, и одновременного желания сильной руки.
"Поруганная честь Катарины Блюм" и "Любовь Свана" - фильмы в большей степени характеризующие стилистику Шлёндорфа, чем ударные "Тёрлес" с "Барабаном". Его фильмам свойственна монотонность изложения, отказ от управления зрительским вниманием, аскетичное однообразие приёмов. Фильмы лишены режиссёрской подпорки - вроде как режиссёр недостаточно пользуется монтажными средствами, без аффектации. Обычно я говорю ровно обратное, но здесь управление сенсорной нагрузкой не повредило бы фильму, поскольку истории выбраны прекрасные, актёры - тоже. Не хватает энергии, запала, толкача - сюжеты развиваются мучительно вяло. В общем мне даже не мешает, что из Марселя Пруста взяли одну линию и превратили в салонную мелодраму. Почему нет? Но фильм удушлив, в нём не передана полнота чувств, притом, что в декоративно-художественном смысле он сделан восхитительно. Понимаешь, что так фильмы снимать уже не смогут никогда: в эстетике "Любви Свана" чувствуются отголоски канувшей эпохи декоративно сложных и психологически сдержанных картин Лукино Висконти.
"Катарина Блюм" - фильм со скандальной политической подоплекой и лжедетекивной интригой, кажется, просто создана для Вима Вендерса (времен "Американского друга"), но историю про женщину, которая по случайности попала в эпицентр внимания западногерманских спецслужб и журналистской травли, решена глухо как в танке (прекрасна концовка, но этого мало). Притом, что тема выигрышная - особенно для 70-х с их политическими скандалами и мифической красной угрозой. Вновь убеждаюсь, что у Шлёндорфа есть вкус к материалу, но он упирается и не использует всех кино-возможностей, предпочитая оставаться просто "хорошим немцем", без претензии на величие.

1966. "Молодой Тёрлес" (просмотр - 11.06.2008), 5 (из 6)
1975. "Поруганная честь Катарины Блюм" (просмотр - 13.06.2008), 4,5 (из 6)
1979. "Жестяной барабан" (просмотр - 12.06.2008), 5 (из 6)
1984. "Любовь Свана" (просмотр - 15.08.2008), 4,5 (из 6)

1960's, Шлёндорф, 1980's, экранизация, 1970's, Германия

Previous post Next post
Up