"Место проклятое" ?!

Jan 14, 2020 11:05

Просер станкостроения нашим Матерым Человечищем помог выкристаллизовать такую мысль.

Я уже писал, что масса самодеятельных авторов неплохо отражает "коллективное [бес]сознательное" и что удобно - сами пишут отчеты на Самиздате. "Осталось добавить разведку и любовь - и роман готов".
И ладно бы только следовали сложившейся весьма непрямой дороге технического прогресса. Даже и там проскакивают критические повороты.

Оставив в стороне фэнтезийные опусы сосредоточимся на заклепкометрии. Попаданцы замучали Сталина советами, в значительной мере - бестолковыми. Такие попаданцы (авторы конечно) уже выучили, что надо строить танки, автоматы Калашникова и т.п. Но обычно не заморачиваются - чем, а если и задумываются, то решение как правило в духе нынешнего Утеса - купим за рубежом.

Нет станкостроения в головах. Чуть что, авторы направляют персонажей закупать станки в Швейцарии, США, Германии. Средний россиянин уже усвоил, что ништяки производят на предприятиях, что нужны дороги, транспорт и электрогенерация, но оснастить станками заводы все это производящее - еще не впитал.

Также не воспринята в полной мере идея автоматизации и конвейера. Авторы заставляют персонажей страдать от отсутствия квалифицированных рабочих (*) не позволяя строить автоматические станки, которые требуют подготовленных людей в десятки раз меньше. Персонажи разбрасываются, начиная то один проект, то другой [полу]кустарным способом. Сосредоточиться на чем-то одном с помощью глубокой автоматизации не наш способ. Максимум попаданческой автоматизации - лесопилка в средневековье.

Вот эти два провала весьма ярко отражены в казалось бы графоманских текстах. Дедушке Фрейду понять такое было бы не под силу, все же не про секс, тем не менее механизм примерно тот же.

* Интересно отметить, что на фоне идиотской госппропаганды в реале о переучивании предпенсионеров новым специальностям, самиздатые довольно дружно отказывают людям старшего возраста в когнитивных способностях. Персонажи ищут немоногочисленных готовых работников, редких но существующих новаторов и массово обучают подростков, которые в большинстве своем восприимчивы к новому. Благо детский труд в попадаемом прошлом не запрещен.

Update. И тут же иллюстрация


14 января 1920 г. было опубликовано циркулярное письмо ЦК РКП(б) местным партийным организациям "На транспорт!", в котором констатировалось плачевноре состояние железнодорожного транспорта республики и необходимость мобилизации лучших партийных работников, в особенности имеющих опыт работы на транспорте, в НКПС.

comprosvet в радужных красках советского плакат славит хоздеяельность "лучших партийных работников".
Фактически же - не справились, паровозы купили за бугром.

https://corporatelie.livejournal.com/57668.html
Автором статьи о «темных делишках» был А.Н. Фролов, давший экономический анализ сделанного в 1920 - 1921 гг. большевиками так называемого «паровозного заказа за границей». Он спокойно, без эмоций, анализировал доступные ему цифры, сопоставлял, размышлял. Общий вывод Фролова таков: этот заказ был, в лучшем случае, большой технико-хозяйственной ошибкой.[3]

Ему было не совсем понятно, как можно было заказать в Швеции 1 000 паровозов на заводе, который до этого выпускал в год больших паровозов не более 40 штук (речь шла о заводе фирмы «Нидквист и Хольм»). Как могла Советская власть в 1920 г. сразу же выдать огромный аванс золотом (по информации Фролова, 15 млн. золотых руб.) и готова была ждать несколько лет, которые должны были уйти на расширение завода: постройку заводских корпусов, зданий для рабочих и т.д.[4]

Фролову непонятно, почему эти деньги - в золоте! - нельзя было выделить, например, Путиловскому заводу, выпускавшему до войны 225 паровозов в год. По его данным, весь железнодорожный заказ за рубежом был сделан на сумму 200 млн. руб. золотом. Русский экономист убежден: эти огромные деньги вполне можно было потратить на то, чтобы «привести в порядок свои паровозостроительные заводы и накормить своих рабочих - вот как мне рисуется задача обращения 200 миллионов золотых рублей в 1 700 паровозов».[5]

Потом ставший наркомом железных дорог Дзержинский, позже - председатель ВСНХ, прекратил это - таки паровозы стали строить.
Previous post Next post
Up