Неделя на Валааме. Взгляд путешественника на монастырь изнутри. Часть 2
Apr 28, 2021 17:41
Про жизнь монахов . Чем живут, что едят, о чем говорят на острове. Удивительная история моего паломничества. Приоткроем завесу тайны жизни людей в отшельничестве.
Проснулся я действительно, после 12 дня. Привел себя в подобающий вид. Меня уже ждал Михаил. Трапезная , теперь я её рассмотрел нормально. Это было просторное одноэтажное здание, поделенное, вдоль , на две равные части. В правой находился обеденный зал. В левой - кухня. Вчера ночью я ел где-то там как раз. Так что, по сути, это мой первый обед в трапезной. Вдоль всей стены она имела огромное окно, выходившее на замёрзший залив , скалы и лес. Вид из окна был неописуемой красоты!
Столы стояли огромной буквой П.
На правой половине всегда были люди в монашеской форме и священник. Братия. На левой - одетые по обычному. Рабочие и трудники. К ним я и примкнул. Перед началом каждого приема пищи была молитва. Все дружно вставали, читали "Отче наш" , некоторые просто кивали и иногда крестились. Далее все выдвигали скамейки и садились. Один человек , однако, всегда не ел. Сегодня это был довольно молодой монах в очках. Он подошёл к трибуне и стал читать святое писание, глядя, как остальные едят. Вот такой у них здесь «наряд» церковный. А все остальные быстро ели. Целью было покушать, пока он читает. Кстати, все истории, читаемые во время приемов пищи, были посвящены исключительно тому, искушали христианских пророков , как их изощренно пытали, терзали и убивали. Но сильно строгих правил здесь не было, относительно еды. Когда он закончил читать, абсолютно все встали и поблагодарили за еду короткой молитвой. Большая часть людей, и все монахи действительно после этого ушли , убрав за собой посуду. А вот некоторые рабочие доедали на своем столе, что осталось. Блюда здесь распределяются не порционно, так что каждый мог класть себе сколько захочет чего угодно. В пределах разумного, конечно. Иногда, после ужина кто-то позволял взять себе какую-то булочку или вообще набрать в контейнер немного еды. Между ужином и завтраком огромный интервал времени! Сегодня на обед был форелевый суп , а так же жареная форель, вкусно приготовленные макароны, суп, сметана , яйца. Бесконечное количество творога! Запить - своим молоком или кефиром. А так же, прохладный вкусным компотом. На закуску - шарлотка . За отдельным столиком можно было налить себе чаю , там же стояли больше тарелки с вареньем и медом. Я объелся всего очень сильно. В последующие дни я много гулял по острову и часто пропускал приемы пищи. Кажется, был всего один день, когда я попал и на завтрак и на обед и на ужин. Голод никогда не был для меня страшным врагом, я привык плохо питаться.
сестры - несколько поварих . Я никогда не видел их обедающими в общем зале. Полагаю, они ели там, где я прошлой ночью.
За неделю я перепробовал около десятка видов супов, еще больше - вторых блюд, закусок. Мясо на Валааме не ели, но мне рассказывали, что есть на Усадьбе столовые обычных рабочих, где мясо все же дают. Мне понравилось, что на ферме мясо не ели все, это объединяет людей! Да, зато за место мяса все блюда были из форели. Хоть она и разводится в садках и, по мнению гурманов, не обладает особыми вкусовыми навыками, зато она свежая и блюда получаются очень вкусные. Но рыбные блюда чередуются через день с постными днями , когда все блюда исключительно овощные. Но даже в те дни примы пищи сытные. Я не хочу весь свой рассказ останавливаться на еде, но все равно буду это делать. Эх, а какое здесь вкусное козье молоко! Да и вообще все молочные продукты. Из блюд мне особенно запомнилась запеканка, пюре, гороховый суп, суп с фрикадельками (из рыбы, разумеется) десятки видов салатов. Вкуснейшие каши по утрам , я никогда так вкусно приготовленную манку не пробовал! Я не сомневаюсь, что кормили на Ферме лучше , чем где бы то ни было!
подготовка к обеду
Трапезная никогда не закрывалась днем. Перед своими прогулками я всегда заходил и набирал термос чаю с ложечкой меда или вареньем, и, гуляя по ветреным берегам и скалам, согревался им.
Распорядок и жизнь на ферме
Пока я ел свой первый обед, я часто ловил на себе чужие взгляды. Видимо, про мой путь уже прошел слух. Похоже, именно так себя чувствовал Гарри. "Мальчик, который выжил" . После обеда меня начали расспрашивать, как я дошел. Я десятки раз рассказывал эту историю, во всех подробностях. Я даже успел немного рассказать про свои путешествия , кое-какие фотографии показать. Одного парня в столовой очень , например, зацепила история про Кунгурскую ледяную пещеру в Пермском крае, где христиане устанавливали кресты и молились внутри. Мне было о чем рассказать! Однако засиживаться долго не стоило, пожалуй, я отвлекал людей от их дел. Михаил мне сказал идти получать вещи - мои то все сушатся, я расхаживал в только в черном трико. Другой мужчина жестом велел мне идти за ним. Молодой с виду, тоже худощавый мужчина , звали его Дмитрий, повел меня обратно в главный дом. Однако, мы поднимались наверх. Что расположено на 2 этаже дома ? Очевидно, это другие кельи. Из разговоров я узнал , что они бывают до 6 мест. И душ в подвале , общий. Так что мои условия размещения были исключительные. А мы вышли к крутой деревянной лестнице, которая вела выше, на чердак! Там оказались огромные баки с водой , котлы. Было несколько дверей. За одной из них мелькнула комната - похоже Дмитрий здесь и жил .За другой дверью была большая комната, полноценный чердак, судя по скошенному потолку. Здесь был просто несчетное количество разной одежды. Похоже, Дмитрий был завхоз. Мне подобрали подходящую одежду и обувь, чтобы и гулять и работать. Было интересное чувство, я как будто начал новую жизнь - мне могли выдать вещи на любые мои потребности!
На 1 этаже меня уже ждал Михаил, и искал кому отдать до конца дня, так как на сегодня никакой работы не было. Кандидатами оказались 2 молодых монаха, оказавшихся рядом. Один сильно заросший, похожий на Бэтмена в изгнании, после поражения в битве с Бейном. Он был малоразговорчив. Второй парень , звали его Константин, наоборот, был в весьма хорошем настроении, подкалывал того, первого, что он только ест и спит. Михаил сказал Косте: "К тебе брат пришел" , указывая на меня. Имелось ввиду "займи его чем-нибудь". Как оказалось, мне весьма повезло. Константин был один из тех, кто был образцовым монахом. Остальная братия, из числа молодых, да и рабочие фермы считали его религиозный пыл излишним. Он был весьма молод, ему было 34 . Вообще, я легко находил язык со всеми людьми на ферме. Моих прикладных знаний в истории религии оказалось достаточно, чтобы понимать о чем речь, поддержать диалог и вести дискуссию. Большинство рассказов так или иначе гуляет в современной культуре. Да разговоры шли на самые разные темы, не только о боге. Например, меня часто просили рассказать про ночёвки в лесу и костры . На эти темы я могу говорить часами. Я понимал этот эффект - новый человек в группе людей, где все довольно по одному сценарию. Им интересно. Мне тоже.
В Косте , вопреки мнению о нем его товарищей по ферме , я не заметил каких-то сильных заскоков , это был любопытный человек, кто осознанно выбрал затворническую жизнь, он увлечен религией. Причем какой-то его врожденный позитивный настрой делал общение простым. Я встречал множество людей, увлекающихся множеством вещей, так что такая увлеченность абсолютно нормальна. Я так вообще одержим походами и путешествиями. С Константином можно было в формате живой беседы обсуждать какие-то религиозные штучки и истории, в том виде, в котором я бы не вел эту дискуссию с престарелыми старцами, по крайней мере вот так, сходу. А еще он мне много поведал про жизнь на ферме.
К примеру , он сказал , что многие , кто приходят, считают что монахи и рабочие ленятся и работают не эффективно. Мол работу 10 могли бы сделать и 3 . Но представьте себе, что вам нужно день за днем выполнять одни и те же действия. Работать целыми днями просто невозможно. Да и времени на духовное развитие не останется. Что я могу сказать, мысль его понятна и ясна. На Ферме вопрос профессионального выгорания решают , как я заметил, проcто : люди меняют род деятельности. К примеру, поработав на ферме, можно перевестись в трапезную. Механики этого процесса я не знаю, скорее всего , с позволения начальства. В остальное время монахи молятся, участвуют в службах, могут читать. Еще в Усадьбе есть школа церковного хора, несколько монахов с фермы в нем состояли, я их видел их там, видимо у них свои занятия.
Какая-то глобальная работа на ферме, как правило, делается с утра, после завтрака и до обеда. Далее особо серьезных дел никаких не ведется. По крайней мере, в зимнее время вот так. Разумеется, в столовой всегда какой-то движ, да и животные требуют контроля. Я думаю, летом работы больше. Исключение составляют коровы, ими занимаются круглые сутки и сейчас, у них даже свое собственное расписание было. Кстати, как раз когда мы с Костей проходили мимо коровника (а куда мы шли с ним я еще не знал) , их выводили на ежедневную прогулку.
А вот на время великих постов ( я узнал что их 4, а раньше я думал что их там 2, просчет вышел в моих знаниях!) жизнь идет по другому ритму немного, как мне рассказывали. Постоянно идут службы.
Служба для одного
Константин сделал мне очень интересный своеобразный подарок . Мы прогулялись по острову до расположенного неподалеку ( для меня все было неподалеку!!) Коневского скита , и одноименной Церкви Коневской иконы Божией Матери. Совсем небольшой, но аккуратно выполненный деревянный храм. Я думал, мы просто погуляем, однако, Константин достает ключи. Похоже, он задумал устроить службу.
Вообще, что обычный человек может знать про все эти таинства? Я привык, что везде всегда полно свечей , и люди приходят в храмы и ставят их там по разным поводам. Костю рассмешила эта мысль - в городе свечки в храмах это лишь такое своеобразное пожертвование храму. Да, он зажег их несколько, но, скорее, чтобы нагреть благовония и масло. Вскоре я понял план Кости - он хотел научить меня читать на этом не понятном странном неразборчивом церковном языке. Хорошо, что никто больше не слышал и не видел моих богохульствований. В храме было холодно, холоднее чем на улице. Изо рта валили пар. Я был на острове, в монастыре, и настоящий монах учил читать меня, прямо в храме! За окном была зима. Антураж происходящего зашкаливал. Очень быстро, стоя на месте, мы начали замерзать. И тут я понял еще одно - по многу раз креститься нужно, чтобы согреться. Это предположение было подтверждено. Все это оказалось не так быстро. Наверное, мы простояли там часа 2. Оказалось, что читать не так сложно. Я стал более мене разобраться, и, к своему удивлению, с пояснениями, даже начал улавливать смысл доселе казавшихся мне абсолютно бессвязными сочетаний букв. Оказалось, это все те же короткие нравственные истории, кто бы мог подумать. Часть сюжетов тоже была узнаваема. Этот челлендж я прошел, было очень интересно.
Деньги
Константин высказал еще одну крайне интересную мысль. «Деньги не важны, здесь главное-молиться» . Определенный набор эмоций я, конечно, ощутил. Мы сейчас были в , пожалуй, самом богатом монастыре. Где можно не испытывать никакой физической нужны! С отменной едой и горячей водой и теплыми кельями. Тогда я был в своем «походном режиме» и весьма неоднозначно в тот момент воспринял его мысль.
[Большее зло, меньшее зло]Но сейчас, спустя 2 месяца, мне на ум приходят параллели следующие. У обеспеченных и богатых людей больше возможностей развиваться, путешествовать. Да, конечно, большинство из них это не делает, а покрывается жирком и тупеет. Но сама суть наличия у них этого Выбора есть. А если ты едва сводишь концы с концами , то думать еще о чем-то, о поездках, о саморазвитии, о боге, о дальних странах, о своем месте и цели в этой жизни не очень то и хочется, кому угодно. Даже отшельники и святые Валаама уединялись в скитах. А в оговоренное место им приносили еду и все необходимое. Их ничего не отвлекало, и они занимались своими молитвами. А как проходит жизнь среднестатистического человека в городе? Семья, работа, ипотека? Выпить с друзьями в выходной день? Заплатить за какие-то развлечения, чтобы получить такой же очередной адреналиновый допинг? И по кругу . Постоянный груз обязанностей и ответственности, нервы, стресс, постоянные оковы и цепи уничтожат за годы любую личность. Сравняют её с плинтусом. Останется тень, которая будет ходить, сгорбившись, и не будет поднимать глаз. Хуже животных. Никакого развития. Так что выбор между большим злом и меньшим злом. Пожалуй, я все же выберу тогда деньги, если это приведет меня к развитию и путешествиям. Может быть я не обленюсь и не погрязну в комфорте, хотя бы не сразу.
Коровник
Мы вернулись на ферму. Константин отправился по своим делам, а я решил изучить коровник
вид на коровник со стороны главного дома
Широкий и просторный, он является , пожалуй, просто образцовым! Далеко не сразу я нашел человека , кто смог сказать мне, сколько голов скота содержится там. Пытаюсь узнать это у Виссариона , монаха, старца в очках , на ферме он 2 сезон. Но более точно мне на мой вопрос ответил Андрей ( не спутать с тем Андреем, что помогал ночью с ужином в день приезда!) Этого человека я уже видел сегодня, перед началом трапезы, он что-то громко и эмоционально рассказывал про какое-то оборудование. Одет он был в сапоги и рабочий комбинезон. Светлые волосы и борода и грозный и здоровый вид делали его похожим на, наверное канадского лесоруба. Но на самом деле он просто очень живой в общении и любил иногда громко орать (мы сразу пришли к мысли, что это наша общая черта!). Андрей отвечал действительно за оборудование , связанное с коровником. Весьма ответственная роль! Коров было около 80 голов. Каждая даже имела свое имя. Доили их 3 раза в день. Как только появится свежая зелень, они начнут пастись на острове. Сейчас были только дневные прогулки.
коровки!
Для селекции используются специальные отборные быки. А бычки, которые рождаются периодически, живут в углу в отдельном загоне, их для скрещивания не используют. По всей видимости, они идут на мясо.
В том же помещении , где были коровы, жила альпака! Это был он, и звали его Мавр. В летнее время обитает на улице , сейчас, вот, подселили к коровам
Это он подстрижен. Альпака ничего не дает, он просто милый, и окупает свое существование этим. Его отцу Агапию подарил кто-то просто.
Так же, к коровнику примыкает огромный птичник, там мы еще окажемся позже и , хм , козник? Помещение , где живут козы. Там я не оказался, хотя козье молоко полюбил. Их меньше десятка . Один козел, остальные козы.
Кстати, на Валаама почти нет собак, зато огромное количество кошек и котов! и чувствуют они себя более чем хорошо.
Ферма достаточно туристическое место , водимых по острову туристов непременно заводят сюда посмотреть на животных. Я же в своем рассказе стараюсь касаться несколько иных тем. И постепенно стараюсь вводить моего читателя курс дела, не загромождая все все одной стеной текста. Примерно так же постепенно во всем разбирался и я. Абсолютно всех, кого я вижу вокруг себя называть монахами будет не точно.
Иерархия
Я называю, для простоты, всех , кто относится к братии, монахами. На самом деле все не так. Там множество званий. Трудниками считают тех, кто временно бескорыстно решил поработать во благо монастыря. Формально, им я сейчас и был. Хотя из того, как меня встретили, я думаю, я все же был неким паломником. Но я считаю что когда я вышел на берег , мое паломничество закончилось, ибо я уже дошел.
Далее, следует рассмотреть послушников - это уже те кто метит в монахи. Они привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и, в общем то, так же выполняют послушания. Я встречал послушников на острове, кто 9 лет находится в этом звании.
В дальнейшие звания я не вдавался в подробности, но самым младшим монашеским званием является инок. Это уже человек принимает постриг и берет новое имя. Многие монахи так и остаются на всю жизнь инокам. Главным по кухне в момент моего пребывания был Алексей. Его все называли Алексей-инок, так как на ферме было очень много людей с этим именем, и все путались и уточняли все время. Он 25 лет живет на Вааламе, и первые 17 лет пребывания вообще его не покидал. А вот на ферму он попал недавно. У него был довольно требовательный характера, но я с ним хорошо общался. Бывало, я опаздывал на ужин после поздней прогулки , и все равно, с его позволения , мог поесть. С Алексеем-иноком было интересно общаться, у него был очень такой мистический взгляд на остров. Еще он был почти всю жизнь вегетарианцем. Сложно сказать, сколько ему было лет, но он был уже в возрасте, но он был очень мощным и здоровым мужчиной. Кстати , он помнит остров еще когда он был в руинах но что еще более ценно, он смог , после моего вопроса, вспомнить, что видел остатки узкоколейной дороги. Когда-то на Ферму, которая многократно перестаивалась и видоизменялась, но была всегда, возили корма и необходимые вещи по ней.
Дальше по иерархии шли монахи. Я уверен, там тоже много разных категорий. Высшие чины мы вообще не будем рассматривать, я их никак не касался.
Это все Черное Монашество, т.е. соблюдать целомудрие ( как правило, относительно монахов трактуется как не вступать в брак), послушания (ну это просто часть жизни в монастыре да и вообще везде) и нестяжания (добровольная нищета, в пределах разумного. Мне кажется, все же здесь имеется ввиду то, что не нужно привязываться к собственности).
Вздохнем свободно
По поводу здорового образа жизни нужно быть все же реалистами. Никто не пьет, не курит и не орет матом - это счастье. Но на ферме все же курили, хотя первые дни я думал, что нет. Делали это исключительно в маленьком вонючем помещении в котором находилась канистра-выгребная яма. Идеально место для курильщиков , так им и нужно, пусть каждый раз они вкушают эту вонь и каются. Я полагаю, это некоторые рабочие. Как я знаю по своему опыту организации людей, это правильный метод. Полным запретом вопрос не решится.
Рабочие
Были специалисты по оборудованию. Водители , как спец. техники так и просто микроавтобуса, который всех развозил везде по острову. Животными - птицами, козами, коровами - занимались разные люди , как монахи, так и рабочие. Какую-то работу мог выполнить любой , а для чего-то нужна была ответственность и навыки. Да, я не выделил рабочих в отдельный класс иерархии, так как до конца не понял , кем они являются. Полагаю, как раз такими специалистами. Мне рассказывали, что для каких то уж ну вот совсем сложных действий нанимались даже наемные бригады с материка. Монастырь - сложная структура и не удивительно, что своими силами справиться просто нереально. Рабочие, кто живет, на острове , что-то получают , наверное. Но вопроса денег я не касался вообще, он мне искренне не интересен. Мне понравилось, в масштабах фермы, что обладающие какими-то навыками люди их использовали. Например, был один рабочий или трудник , кто умел солить рыбу и икру, что и делал. Мне рассказали , что в одно время даже на одном из островков Валаама даже возделывались виноградники! Все хорошо получается, пока есть деятельные и рукастые люди. Там таким всегда рады.
Разделения на братию и рабочих есть, взять хотя бы переодевалку, расположенную на 1 этаже главного дома на Ферме. Я не думаю, что дело лишь в том, кто вешает на левые а кто на правые вешалки вещи.
Ну и теперь уже совсем такие мысли не простые, но важные. Любой , кто попадал на ферму, проходил в начале некий социальный отбор. Поэтому здесь была отличная атмосфера и отличные люди.
Что я узнал и услышал еще давно про остров вообще? Что среди рабочих Валаама есть много бывших заключенных. Я представляю себе, что много таких людей постоянно проживает в одном бараке или общежитии. Непременно, они естественным путем воссоздадут там ту социальную среду, к которой уже привыкли. Я видел рабочий дом в Усадьбе, но что там происходит и как живут там трудники и рабочие я не знаю. Скорее всего, для их контроля нужно просто больше дисциплины. Так что я попал в самые тепличные условия , скажем так. Но не на ферме, не за её пределами я не встретил ни одного человека, кто по повадкам и общению походил бы на бывшего заключенного. А я ходил не как турист, которых с группой водили бы только по нужным местам. Опять же, мой срок пребывания был весьма небольшой.
Последние штрихи
Какие еще постройки фермы я не упомянул , чтобы закончить в этой части её полное описание? Сыродельня, где вызревал сыр. Каждый, кто делал какие-то важные дела на ферме, пытался ухватить, как мышь, с собой сыра , как мне рассказали! Еще были небольшие деревянные домики рабочих , проживающих постоянно на ферме. Я побывал и там, и что я скажу, вот где я увидел по-настоящему скромную и аскетичную обстановку , достойную считаться монашеской кельей! Это вам не моя vip-келья. Это правда было не ловко, когда меня спрашивали а я где живу. Вот, пожалуй, и вся ферма. А, еще напротив главного дома располагалась мини-колокольня. Использовалась она для оповещений о приемах пищи и молитвенных мероприятиях:
бил в колокола специальный человек тоже, не кто угодно
Вот и сейчас зазвонил колокол, а значит пора на ужин! ( хотя расписание, конечно, у всех было, но так гораздо интереснее).
Курс-на запад
После ужина, уже в темноте, я отправился на прогулку. Прохожу мимо Гефсиманского скита, севернее него расположена гора Елеон ( всего 26 метров, но по меркам острова это гора!). Но иду я сейчас за западный берег Валаама , к Никоновским бухтам. Большая и Малая , они были разделены полуостровком со звучным названием «Новый Иерусалим». Там располагался на горке Скит во имя Воскресения Христова. Ни одного человека я там не встретил, видимо, все уже спали. Вообще, я крайне редко видел людей после ужина на улице. Запомнился колодец прямо во дворе, в центре скита.
В Малой Никоновской бухте расположено рыбное хозяйство, туда нам пока не нужно идти, а вот в Большой Никоновской бухте открывается потрясающий вид на замерзшую Ладогу и окружающие Валаам большие и малые островки. Здесь расположен небольшой причал , но , как я прочитал, это единственное место на острове, где могут швартоваться огромные круизные суда . Так что путь самый крутых туристов, приплывших в «паломничество-круиз» (прочитал пару лет назад такой термин, прямо где-то на храме. Ох и просыпается во мне скептик и дергается глаз сразу от такого сочетания слов! Апостолы ходили сотни километров а не плавали на лайнерах!). Но сейчас это было тихое и абсолютно безлюдное место. Необычно было смотреть на лед, скалы, деревья именно с берега. Сейчас я мог выдохнуть, перевести дух и расслабиться, вглядываясь в ночь.