Неделя на Валааме. Взгляд путешественника на монастырь изнутри. Часть 1

Apr 27, 2021 10:32


Про жизнь монахов . Чем живут, что едят, о чем говорят на острове.  Удивительная история моего паломничества. Приоткроем завесу тайны жизни людей в отшельничестве.



24.02-05.03.21



Предыдущая часть , мой путь

ВАЖНО!!! Описываемые события - конечно же моё мнение. Я описываю СВОИ ощущения. И делюсь СВОИМИ мыслями и наблюдениями.  Скептис можно развить до бесконечности. Эта заметка  -опыт странника и путника. Микросистема. Предвзятое, субъективное до ужаса мнение. Вот так вот, якобы снимаю с себя ответственность. Но так это не работает. В любом случае, как и то бы я не написал про этот остров, для церковных людей моя запись будет, наверняка, богохульна. Определенная стилистика заметок про монастыри и святые места требует делать общие ракурсы и не вдаваться в мелкие подробности. Для всех остальных моя запись будет, наверное , излишне слащавой. Автора можно будет упрекнуть в том, что он не видит и не понимает банальных вещей. Я не за этим шел туда,  мне было очень интересно окунуться в чужой мир, посмотреть как там идёт жизнь. А вопросы религии очень тонкие. Я возьмусь порассуждать на какие-то темы, так что так и запишем и с этого и начнем:

В поисках ответов странник прибыл к берегам Святой земли

Прежде чем сойти на берег, попытаемся немного узнать историю этого места. Кратко и лаконично поведаем основные данные:

[Вааламский архипелаг - природа]Вокруг главного острова Валаам, давшего название всему архипелагу, находится свыше 500 островов; общая площадь Валаамского архипелага - 36 квадратных километров, площадь о. Валаам - 27,8 кв. км. Происхождение имени острова - Валаам, точно не известно. Название острова на финском языке - Valamo - иногда интерпретируют как "высокая земля". Но наиболее близкое из возможных к современному финскому языку сочетание "Valamaa" скорее означает "светлая" или "клятвенная" земля. В любом случае, оно созвучно именам и языческого бога Ваала, и библейского прорицателя Валаама.  Хотя Валаам считается самым большим островом архипелага, размеры его невелики: длина - 9,5 километров, ширина - 6 километров. Он поднимается над уровнем Ладоги на 60 метров, что и придает острову такой величественный вид. Западный и южный его берега встают над гладью озера огромными неприступными гранитными скалами, уходящими на десятки метров под воду. Северная и восточная части, напротив, пологие, причудливо изрезанные естественными проливами, образуют множество маленьких островков, и в иных местах по неглубоким бродам можно даже перейти с одного острова на другой. Валаамская природа уникальна. На острове насчитывается около 450 видов растений, леса большей частью хвойные, но встречаются здесь дубовые рощи, пихтовые и лиственные аллеи, а также яблоневые сады, высаженные монахами еще в XIX веке. Богат и разнообразен животный мир Валаама, большое количество птиц гнездится на скалистых его берегах. Расположение архипелага в районе наибольших глубин Ладожского озера (233 м) влияет на климат островов. Средняя температура июля +17 градусов, февраля -9. За свою долгую жизнь таинственный Валаам привлекал к себе внимание многих.  Неповторимую суровую красоту этих мест отразили в своем творчестве художники Н.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Н.К. Рерих, М.К. Клодт, Ф.А. Немирович-Данченко, А.Н. Апухтин.

[Ваалам монастырь]По преданию, в 1 веке н.э. Валаам посетил апостол Андрей Первозванный, который и предсказал ему великое будущее. Верующие считают, что, монастырь основали во второй половине 10 века греческие миссионеры, преподобные Сергий и Герман. Основанный здесь в XIV веке мужской Спасо-Преображенский монастырь, претерпевший за свою большую историю множество перемен от недолгих лет процветания до полного запустения, к середине XIX века достиг наивысшего расцвета (при чрезвычайно деятельном игумене Дамаскине). Некоторые монахи , проходя, скажем так, обучение, на Валааме, впоследствии основывали свои монастыри или уходили с миссионерскими миссиями . Пожалуй,  самым известным можно назвать преподобного Александра Свирского, жившего на архипелаге в конце 15 века. Он прибыл на Валаам  19 лет, быстро получил высокий сан , провел много лет в затворничестве в пещере на одном из удаленных островов, который сейчас называется Святым. А потом ему пришло озарение-видение, что нужно основать свой монастырь, и он уехал на Свирь, где , собственно, это и сделал. Про Ваалам как монастырь я и так буду еще много много писать

[Про переходящий из рук в руки остров, фортификацию и поджоги]Валаамскую обитель на протяжении десяти веков периодически ( но стабильно!) разоряли. Монастырь подвергался нападениям шведов, самый долгий захват длился больше 100 лет. Затем, по итогам русско-шведской войны, территорию вернули ( или захватили, как кому больше нравится ) и в 1715 году всё начали отстраивать заново. В 1917 году остров и монастырь становится финским вместе с , хм, образованием Финляндии. После Зимней Войны 1939-1940 года с финнами , произошла интересная ситуация . А когда Валаам стал советской территорией, жители, наслышанные про репрессии в СССР покинули монастырь ( Бежали!! И правильно сделали) , захватив все самое ценное ( Всё что смогли унести!!) , и основали в Финляндии Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. На Валааме сохранились финские береговые батареи а так же достаточное количество огневых точек на побережье, даже по их расположению, видно, что они финские, и предназначались для обороны от врага с юга. Вообще, расположение острова весьма выгодно, и он сам по себе является таким своеобразным узлом обороны , если бы история пошла немного по иному, то финны или шведы вполне могли бы его превратить в своеобразный форт , аналогичный фортам финского залива, для обороны своих границ на севере Ладоги. С развитием авиации и уж тем более подводных лодок, такая островная фортификация теряла первостепенную задачу, однако актуальности полностью не утрачивает даже сейчас. Есть на Валааме, кстати, любопытный объект - «руины финской школы разведчиков». Чего это финны разведчиков на острове обучали - загадка, лично для меня. В общем, во Вторую Мировую войну здесь ничего не происходило, советские войска оставили остров при отступлении и его занимали финны . Но эхо войны коснулось , самым непостижимым образом. Это, пожалуй, самый спорный момент в истории этого места. После войны было очень много инвалидов, по мнению советского руководства, они портили облик городов. И для них решили сделать этакие резервации, под предлогом лечебных пансионатов. А по факту - обычная и самая натуральная ссылка. Самым таким большим местом ссылки был Валаам. Все люди, кто считает себя местными жителями острова таковыми являться , по сути, не может, мы только что рассмотрели его историю чуть более детально. Все эти люди - потомки инвалидов , сосланных сюда в 50-60-х годах. С 1979 года Ваалам заповедник, а с 1989 года он возрождается как монастырь, уже в самом современном варианте . Вот здесь и состоит тонкий момент - жителей  на остров сослать когда-то может и могли, а с него выгнать никак сейчас. Когда все отдали монастырю было уже ясно , к чему все идут. Жителям острова выдавали квартиры в Сортавале. Не все, конечно, хотели уезжать. Их можно понять! И для полноты моего рассказа я просто обязан хотя бы упомянуть , что было несколько историй с поджогами. Ну ведь любой конфликт, который не заканчивается мирно, заканчивается радикально. Уже освоившись острове, я задавал все эти неудобные вопросы, хорошо со всеми познакомившись. Ничего страшного в этой теме и запретного не было. Мне просто рассказали, что часть последних жителей (по приведенным данным, около полутора десятка людей ) как бы осела уже в рядах монастыря. Я не вижу в этой истории чего-то, что ну вот прямо сильно порочит церковь . Если вы считаете, что это какие-то сверх люди, то вас ждет разочарование. 

Ну вот и все! Базой некоторой мы уже владеем, теперь можно на берег! Каждый день я неустанно вел дневник, записывал имена и события, так что даже ровно спустя 2 месяца , мой рассказ максимально ярко возвращает меня в те дни!

Моим первым островом стал Никольский, с одноименным скитом Николая Чудотворца. Выходя со льда , я прополз по сугробам по пояс. И когда, уже на берегу, добрался до первой расчищенной освещенной (!!!) дорожки, у меня было чувство величайшего абсурда. Я всего лишь провел 3 дня в походе и уже одичал. Было необычное ощущение, что я попал в новогоднюю сказку. Я походил по острову, ничего не происходило. Никого не было. Ну ладно. Я двинулся, по дорожкам и мостикам, к основным сооружениям и храмам . Была прекрасная тихая ночь. После долгой тяжелой дороги я наслаждался этой тишиной. Покидая скит, я заметил табличку , что он закрыт на карантин. Это было написано практически на каждом ските острова, кстати. Следующий островок носил имя очень неоднозначного человека , но тем не менее, почитаемого святого, Иоанна Кронштадтского, на нем располагалась часовня Всех Святых и Сергия и Германа Валаамских  - теперь мы знаем кто это такие! Я как раз стоял на против часовни, опираясь на свой посох (Теперь уже не щуп для льда! Нужно же как-то оправдать эту вещь!)  когда заметил впереди на дороге фигуру в черном. Оказалось , это был монах, он молча кивнул мне и пошел молиться. Ничего удивительного, чувак вышел откуда-то из леса, у нас тут, на Валааме и не такое бывает, да-да - вот примерно что я подумал. Следующий час у меня ушел на путь до Спасо-Преображенского монастыря. Место это именуется на местном диалекте «Усадьбой». Почему - потому что монастырем его не назвать, ибо это и так весь остров -монастырь. Это место было главным центром , вся администрация расположена здесь. Это настоящая Королевская Гавань, столица Валаама. Почти вся жизнь сосредоточена там. Другие значимые места - ферма, рыбное хозяйство, множество  храмов и скитов ( на большинстве из них я побывал) гораздо меньше . Я еще погуляю и изучу Усадьбу и окрестности при свете дня. Сейчас же я стоял прямо перед Восточными Воротами, весь мокрый, с растрепанными волосами, с волокушами, посохом. И просто смотрел на ворота, над которыми было изображение Иисуса, очень даже смахивающее на меня , в тот момент. Пара человек прошла мимо меня . Разумеется, у всех были свои дела. Я решил выждать минуту. Вдруг ко мне подошел какой-то пожилой мужчина, шедший вдоль забора, внимательно на меня смотревший какое-то время . Мы поздоровались.

- «Неужели по льду пришел?!»

- «Ну да. Можно у вас где-нибудь сегодня до утра погреться?»

Он повел к дежурному в монастыре и отдал меня дальше в руки . Это был своеобразный ресепшен  или вахтерка . Меня пригласили зайти в маленькую комнатку, в ней сидело 4 человека. Все в длинных одеяниях, с длинными волосами, бородами. Вскоре я привык, что так выглядят почти все. Напряжение мгновенно лопнуло, как мыльный пузырь , ибо там кипела веселая движуха. Они очень обалдели и обрадовались . Мне помогли занести вещи. Дали книг и конфет. Моё появление имело большой успех! Меня расспрашивали на перебой, откуда я, зачем пришел, на долго ли. Не все монахи - преподобные старцы, есть и молодые. Я даже не рассказал свою историю, как влетает молодой монах лет 40 в рясе, в очках . Я подумал, что он сейчас тоже будет брать у меня интервью. И тут , внезапно сходу кричит мне:

- «Идиот!!О чем ты думал!?Ты мог бы позвонить!»

Беззлобно, скорее с подколом. Звали его отец Максим , он на Валааме - типо администратора. Я опешил, конечно, от внезапного наезда. Оказалось, именно ему дозвонился пограничник и рассказал о моем плане. Так что там была подготовлена секретная директива - воздушной подушке , шедшей на Валаам было передано указание меня взять по дороге. Вот только я шел по более безопасному льду восточнее маршрута подушек, да и в субботу, в день моего перехода, я не видел не слышал ничего. Пограничнику мы кстати тоже позвонили, он сказал "Слава Богу что дошел". Вообще, оценивая диалоги и манеру общаться, как-то всё очень беззлобно выходило у них всех здесь.  Монахи стали говорить Максиму, что он такой жесткий. В что вот из за его подобного пыла, юродивые (в православии - слой странствующих монахов и религиозных подвижников) не приходят ( Как же не приходят!!! Да и это не должно отпугивать). Максим спросил у меня , откуда я знаю про отца Агапия и ферму. Я упоминал её в разговоре, что хотел бы туда. Я начал объяснять, что у там отдыхали мои знакомые (сама Маша!). Для читателей моего блога,  я отвечу, это долгая история. На Валааме несколько раз была Маша, одна из её подруг там не чужой человек. Маша просто отдыхала на острове, хихикала, каталась на велике, откапывала череп нерпы, смущала монахов - в общем, tipical Masha.  Я попытался рассказать в 2 словах, что были знакомые,  однако он прервал меня жестом. Максим , как я понял , быстро очень соображал. Он сделал пару звонков , и к моему счастью , на ферме оказалось место и меня смогли приютить там, а не в общем бараке где-нибудь с основными рабочими, хотя я, конечно, был бы рад любому исходу. Видимо, я вызвал доверие, и мой пеший путь все же произвел какой-то эффект.  Пока происходили все эти сцены,  внезапно появился какой-то преподобный старец, которого мы разбудили и гаркнул "А НУ все вон!!!!" .Все, кто там был, дружно подчинились и, повинуясь какому-то единодушному порыву, тут же убежали на улицу! А между прочим это были тоже взрослые, седые уже монахи. Да, это бесконечно необычно наблюдать, как старец лет этак 75 разгоняет 55 летний молодняк, засидевшийся вечером. Отец Максим повел меня в свой офис - это был вот реально офис, вполне себе современный. Вскипел чай. Он записал паспортные данные. Пока я сидел и пил чай, мне объяснили основные правила и решалась моя судьба. "Пешком мы тебя не отпустим, второй раз так рисковать не дадим. Бесплатно поедешь на Подушке". И вся суть  была такая, что чем больше я остаюсь на острове, тем лучше . Меня совсем не выгоняли! Договорились на неделю. Раз я добирался 3 дня , неделя на острове, самое то!  Вскоре за мной приезжает заместитель начальника фермы, отец Михаил, на микроавтобусе. Просто одетый , как и все на Валааме, волосатый , немного худощавый мужчина средних лет. По дороге на ферму  он тщательно меня расспрашивал обо всем, кто я, откуда, чем занимаюсь, не болею ли я, а не сам ли я сделал пешню ( ну мой щуп). Вопросы вполне понятные. Михаил говорил мало и по делу, и по нему было очень сложно определить, какие он испытывает эмоции. Наверное, именно так люди и должны представлять себе монаха.

Святая Ферма

Именно так её некоторые называли, хм, вне её самой . По дорогам от Усадьбы ехать всего около 5 километров. Если Усадьба была первым местом прибытия большинства паломников, то про Ферму можно было полноценно сказать, что это сердце Валаама. Именно на Ферме я жил и работал всю неделю, именно с её обитателями я общался , в большей части. Расположена она на берегу нескольких заливов, и , по сути, практически в центре острова, что позволяло еще более удобно попадать в любую его точку.

Михаил повел меня в главный двухэтажный дом из красного кирпича, который был прямо у воды. Он имел 2 этажа, плюс подвальный этаж и, скажем так, надстройку.



главное жилое здание фермы при свете дня

В начале мы спустились по крутой лестнице в подвал. Здесь был коридор и несколько дверей. За первой оказалась сушильная комната, где я оставил большую часть мокрых вещей. Практически сразу Михаил дал мне новые вещи - строгие черные штаны и такую же футболку , она напоминала мое термобелье. Левее располагался душ.



Все новое и современное - а чего вы ожидали? Лично я был удивлен. Никакой роскоши здесь не было, но было абсолютно все для комфортной жизни. Я как человек, обычно, испытывающий лишения или нужду, в своих странствиях , конечно, чувствовал, что попал в какой- то рай.

А прямо к нему примыкала... Баня на дровах! От восторга не было предела!





Михаил сообщил, что баня по четвергам. Все вещи были отданы в стирку,  здесь стояли располагались стиральные машины . Имелось 2 общих бака для вещей: для грязной рабочей одежды и обычной.  Михаил так же спросил меня, пью/курю ли я. Отдавая вещи , я понял, что он хочет убедиться что у меня нет татуировок , в церковных кругах это очень осуждаемая вещь.  Михаил очень подробно объяснил мне, как работает душ. Чувствовалось, что ему приходится иметь дело с разными людьми. Стиральными машинами строго - настрого самостоятельно пользоваться запрещено, это делает специально обученный человек. Вообще, чем я дольше находился в монастыре, тем я больше замечал параллелей с армией. Конклавные мужские общины везде схожи. На ферме , да и вообще в монастыре, было много обращений. Такие, к слову, я часто вижу в монастырях. Очень поднимают настроение, всегда.





Наконец, я наслаждался горячим душем. Все было новое и современное, как и в душе, так и вообще везде. Каким счастьем было отогреться после проведенных дней в лесу и на льду!

После этого Михаил повел меня в трапезную, которую ради меня открыли, узнав, что я целый день практически не ел. В ту ночь я оказался не в её основной части, а где-то во внутреннем помещении , где обычно находились повара. Когда я увидел накрытый ради меня стол, ломившийся от всевозможных яств, я обомлел! Так меня не встречали и не угощали никогда и нигде! Я сфотографировал только часть. Специально ради меня разбудили еще человека. Звали его Андрей. О нем я могу рассказать, что он немного замкнутый но очень доброжелательный . Был он так называемым трудником. Работает 2 через 2 в столовой, у него есть большие крутые наушники. Это он и накрывал стол сейчас , подливал мне чай и предлагал блюда - я просто даже не успевал что-то сам себе накладывать. Я не привык к такому обращению и, признаться, действительно почувствовал себя не ловко.  Он во всех деталях показал мне где раковина, полотенце. Я начал понимать, что это такая своеобразная вежливость и намеки на то, что нужно мыть руки.



Сыр, творог, яйца , сметана оладьи , каши, борщ, мед, варенье - чего я только не не поел тогда. Все было свое, с фермы . Обычные, казалось бы продукты, но они были невероятно вкусные! Я постарался, конечно, совсем много не съедать . Да и вообще, ввиду своих постоянных гуляний по острову, я периодически пропускал приемы пищи , так что я никогда не был зависим от вкусной еды. Михаил сидел на против меня ,с другой стороны большего круглого стола, и изредка что-то спрашивал ещё. В основном мы беседовали про всяких святых . Я объяснил своё мировоззрение, касательно моих «личных испытаний» , но как бы переведя его на более близкий язык , и отсылаясь на духовные и физические подвиги разных известных отшельников. Да, какие-то вещи может быть и преувеличены. Но все выдумано из их биографий просто не может быть. Они истязали себя голодом и трудом, жили в адских условиях, мерзли, привязывали к себе камни и тяжести. Меня действительно всегда интересовали источники силы. Где они её находили, чтобы заниматься этим Годами. Пожалуй, к любой религии у меня будет такой вопрос. На некоторые эти мои мысли Михаил ответил просто : «Куда нам, обычным, до них. На них снисходил святой дух. А мы то что..»

Касательно съемки, я спросил разрешения у Михаила , он дал добро, но попросил не снимать лица людей только.

Монах Агапий и его келья

Возвращаемся в дом. Я думал, что меня поселят в комнату , где уже живут монахи. Однако, моему удивлению не было предела, когда меня повели в келью начальника фермы , отца Агапия, расположенную прямо на первом этаже. Его сейчас не было на ферме. Как истинный ревизор гоголевской пьесы, он на страницах моей повести даже не появляется, но абсолютно от всех людей на ферме я чувствовал , что он на них влияет, даже на расстоянии. Они о нем вспоминали и говорили, периодически ссылаясь. Некоторые рабочие заявляли, что он следит по камерам за всеми. Пара камер действительно была , в постройках с животными. Хорошо отца Агапия узнала Маша, собирая разрозненные обрывки информации, я могу заключить, что он был хорошим менеджером и современным, продвинутым монахом. Мог бы сложиться некий образ беззаботности , но я узнал его историю от одного из работников, что он много лет пахал и вкалывал , под руководством очень строго монаха ( было это даже не на Валааме,  а, якобы, где-то в подворье под Приозерском)  и, в общем то, если он смог там все выдержать, то у него очень сильный характер. Именно там он и подобрал своё управленческое крыло для фермы. А прежний начальник фермы был очень известным монахом и много лет назад разбился на мотоцикле , и его хоронил весь остров. Так что глава фермы это очень значимая персона на острове и за его пределами. Когда я рассказывал людям, что меня поселили в его келье, все удивлялись. Да, еще отец Агапий оставил много приписок на острове, весьма забавных. К примеру, какой-то указ или какая-то информация, и внизу приписка «Монах Агапий», что бы народ, уж наверняка, воспринял все в серьез.

Что представляла собой его келья? Короткий, отгороженный от основного холла коридор с 3 дверями. Все было оформлено в очень интересной стилистике фермы. Даже Wi-Fi был и назывался FermaNet , однако пароль от него я так и не узнал. Мне рассказали, что когда его только сделали, все начали залипать в телефоны, и пришлось запоролить. Связь на острове была хорошая , но на ферме интернет ловил средне. Оно и к лучшему, поменьше информационного шума!



Коридор имел 3 двери. Ближайшая ко входу,  была, безусловно, личной комнатой Монаха Агапия, о чем гласила табличка.



начальство!



В коридоре располагался телескоп!



Вторая дверь вела в гостевая келья, где меня и поселили.   Представляла она собой небольшую комнату, но с высокими и сводчатыми потолками. Деревянная перегородка после двери отделяла складскую зону от жилой. Имелась большая кровать, окно, шкаф с почти пустыми полками , тумбочка и столик с телевизором, накрытом, почему-то флагом России, а так же чайник. К шкафу примыкали книжные полки, содержавшие, в основном, религиозную литературу, но среди книг был "Альпинарий" ( как сделать свой сад альпийский растений ) и "Огненная летопись Карелии 2" - книга про пожарных. Так де, имелся интересный экземпляр Библии на карельском языке . Были пособия по народной медицине и даже по плацебо . В остальном это были молитвенники.

Но для меня это была какая-то дикая роскошь! Монахи ведь не знали, как я живу. Что я сплю, по сути, на матрасе на полу. И довольно скромно ем. И не беру денег за свою основную деятельность. Это мой личный аскетизм. Я ничего этого им не рассказывал . Хотя, я думаю, по мне все это и так видно. Оказавшись в монастыре, я, внезапно , попал на курорт! Михаил удостоверился, что мне в комнате комфортно , только потом ушел. Конечно мне было здесь комфортно и тепло! Я спал прошлые 2 ночи под елкой в заснеженном лесу!





Вот этот регулятор высоты я узнаю! Это по-нашему!

В углу комнаты был молитвенный алтарь, тоже с разными святыми писаниями





Все, точно ушел в монастырь!

В рабочей зоне комнаты стояли разные коробки, огромный запас дезинфицирующего средства, висело немного строгой черной одежды . Похоже, это была гостевая комната лично отца Агапия



даже в монастыре от этого никуда не деться

Последняя дверь коридора вела в собственную ванную комнату и большая раковина-умывальню и уборную. Конечно, это не очень красиво, но я просто не могу не привести в своей повести вот это фото , я очень долго смеялся.



Меня переполняли эмоции. Михаил сказал, что я могу отсыпаться до обеда, а завтра уже расскажет, что и как дальше. Мы обменялись номерами для связи, перед его уходом. А я обозревал свой огромный номер, поделился новостями с моей командой, наконец. Время было уже за 3 ночи. Пора было и отдыхать.

Я заканчиваю первую часть! На самом деле, просто еще очень много всего хочется написать, и мне просто придется делить все на главы, но это единый рассказ!

Я был в глубоком восторге от того, как хорошо меня приняли. Наличие религиозной тематики везде смущает примерно пару часов, затем все это не воспринимается как-то особо. Я считаю, что при всей моей принципиальности, я все же должен быть «человеком мира». Абсолютно честно и открыто хотелось изучить образ жизни. Я сразу представляю критику плана, хотел бы изучить жизнь в монастырях - шел бы куда-нибудь, где нет горячей воды и теплой кельи с обогревателем. Всему свое время , вот что я скажу. Валаам самый известный монастырь России, это неоспоримый факт, побывать здесь обязательно нужно!

Краткий монтаж жизни на острове будет после финальной части очерка!

Продолжение

Усадьба, Святой остров, Спасо-Преображенский монастырь, монахи, ферма, Валаамский монастырь, келья, Валаамский архипелаг, остров Валаам, Валаам, Никольский скит

Previous post Next post
Up