Сад "Аквариум" - Варьете, или Там, где проходил Сеанс Черной Магии... с последующим разоблачением...

Dec 25, 2016 12:26



Всего 40 фото

Сад "Аквариум" является одной из жемчужин Старой Москвы. Здесь же, в здании московского Мюзик-холла, по единодушному мнению почитателей Мастера и проходил так называемый Сеанс черной магии профессора Воланда в бессмертном произведении М.А. Булгакова. Сейчас мало, что напоминает о том контексте 30-х годов, когда разыгрывалось действие романа "Мастер и Маргарита". Однако, мы попробуем вспомнить и погрузиться в эту незабываемую и удивительную атмосферу романа Михаила Афанасьевича.

Территория сада - составляющая часть большого владения, складывалась на протяжении XIX-XX веков вплоть до 30-х годов прошлого века, поэтому процесс закрепления границ оказался растянутым на длительное время. На рубеже ХVIII-ХIХ веков земля сада «Аквариум» и части соседнего владения (Б. Садовая ул., д. 14) была занята огородами и прудом Новодевичьего монастыря и частных владельцев; лишь в северо-западной части этой территории, непосредственно примыкая к палисадникам Садового кольца, располагались два небольших участка с деревянной застройкой. Такая планировка местности сохранялась и в середине XIX века.
02.



Активная застройка территории сада началась в конце 60-х годов XIX века, когда несколько земельных участков объединилось в руках одного владельца - Московского акционерного общества снабжения железных дорог принадлежностями. С этого времени можно говорить о формировании владения в очертаниях и границах, приближающихся к современным. На севере обширное владение получило выход к линии Садовой улицы. Три другие границы владения имели сложные ломаные очертания и в последующем несколько изменились.
03.



В 1892 году на территории будущего сада «Аквариум» открылась Первая московская электрическая выставка, организованная Комитетом Московского Отделения Технического Общества по инициативе А.А. Столповского. Открывал её лично Савва Мамонтов, бывший Председателем Отделения. По данным журнала «Наука и жизнь», выставку посетило около 100 000 человек, летом среднее число посетителей было около 1000 человек, зимой около 300 человек в день. По-видимому, успех выставки подал семье Малкиель идею использовать этот лакомый участок земли под увеселительный сад.
04.


В 1898 году театр и сад арендовал предприимчивый француз Шарль Омон - «дореволюционный столп антрепризы». При нем сад получил название «Аквариум» (здесь был павильон с аквариумом). Предполагают, что название было дано с оглядкой на одноименный увеселительный сад «Аквариум» в Санкт-Петербурге.
05.



В саду Омон строит два театра: летний («Олимпия») и зимний («Буфф»). Сад и театр «Аквариум» в конце XIX - начале XX века занимал определенное место в театральной жизни Москвы, здесь начала свою жизнь частная опера Зимина, в летнем театре выступал «Буфф» и устраивались дивертисментные программы.
06.



В 1913 году владельцем сада стал «русский негр» Федор Томас, который вместе с двумя русским товарищами взял сад в аренду. Всего за год «Томас и Компания», как их называли тогдашние журналы, вернули саду былой блеск. По подсчетам прессы, каждый из партнеров в первый год заработал по нынешнему курсу 1 млн долларов чистыми. При Федоре Томасе управляющим садом стал Н.Ф. Бутлер, некогда бывший режиссёром концертных программ в театре Омона. В 1919 году Федор Томас эмигрировал в Константинополь.

В 1923 году в зимнем театре «Аквариум» открывается Мюзик-холл, где выступают Н. Смирнов-Сокольский, Л. Утесов, Г. Ярон и другие.
07.


Московский мюзик-холл функционировал с 1926 по 1936 год. Здание, построенное в 1911 году, предназначалось первоначально для цирка братьев Никитиных, который работал здесь до 1926 года. Сейчас о прошлом этого здание напоминает лишь цирковой купол в современном театре Сатиры.
08.



Триумфальная площадь 30-х годов. Слева, в верхней части фото - знаменитый Театр Варьете (Московский Мюзик-холл). На его месте сейчас находится театр Сатиры. В это время театр Сатиры находился на противоположной стороне Садового кольца. Чуть дальше от Мюзик-холла - Сад "Аквариум", а еще через одно здание по Садовой - там как раз и находится дом под номером 302 бис, где и была расположена "Нехорошая квартира".
09.


Середина 1930-х годов. Реконструкция Триумфальной площади. Из коллекции Б.Е. Пастернака

Если присмотреться, то можно заметить с правой стороны здания, на втором этаже, два крайних окна углового кабинета финдиректора Варьете - Римского. Одно окно этого кабинета, также, выходило с сад. Именно в это окно влетала к нему Гелла....
10.


Альтернативные источники сообщают, что марта 1924 года Мюзик-холл был закрыт.
А в 1928 году в зимнем театре «Аквариум» начал свою работу Театр Оперетты.
11.


Как уже упоминалось на месте прославленного Булгаковым московского Мюзик-холла находится Театр Сатиры. Слева от него - смежное здание Концертного зала имени Чайковского.
12.



Осмотрим здание театра Сатиры подробнее.
13.



При определенной доле воображения можно увидеть окна углового кабинета финдиректора Варьете Римского, выходящие в сад.
14.



"...- Догадался, проклятый! Всегда был смышлен, - злобно ухмыльнувшись совершенно в лицо финдиректору, проговорил Варенуха, неожиданно отпрыгнул от кресла к двери и быстро двинул вниз пуговку английского замка. Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в этом окне, заливаемом луною, увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и ее голую руку, просунувшуюся в форточку и старающуюся открыть нижнюю задвижку. Верхняя уже была открыта...."...  Кстати, хронология событий романа в этом материале не соблюдается...

За этими стенами и происходил известнейший "Сеанс черной магии"... с последующими разоблачениями...)
15.



"...Выход мага с его длинным помощником и котом, вступившим на сцену на задних лапах, очень понравился публике.
- Кресло мне, - негромко приказал Воланд, и в ту же секунду, неизвестно как и откуда, на сцене появилось кресло, в которое и сел маг. - Скажи мне, любезный Фагот, - осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по-видимому, и другое наименование, кроме «Коровьев», - как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?
Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.
- Точно так, мессир, - негромко ответил Фагот-Коровьев..."...
16.



"...- Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая... - "Аппаратура"! - подсказал клетчатый (Фагот "обыграл" вопрос финдиректора Римского, адресованный Воланду некоторое время назад...). - Совершенно верно, благодарю, - медленно говорил маг тяжелым басом, - сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? - Да, это важнейший вопрос, сударь...".
17.


"...- Ну что же, - задумчиво отозвался тот (Воланд), - они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их... - и громко приказал: - Наденьте голову (оторванную Котом голову конферансье Бенгальского)..."...
18.



Не менее интересные события разыгрывались и до сеанса черной магии...
19.



Как известно из сюжета романа, финдиректор Римский отправил своего администратора Варенуху с телеграммами "о телепортации" Степы Лиходеева в Ялту - туда, "куда нужно"...
20.



"...И Варенуха с портфелем выбежал из кабинета. Он спустился в нижний этаж, увидел длиннейшую очередь возле кассы, узнал от кассирши, что та через час ждет аншлага, потому что публика прямо валом пошла, лишь только увидела дополнительную афишу, велел кассирше загнуть и не продавать тридцать лучших мест в ложах и партере, выскочив из кассы, тут же на ходу отбился от назойливых контрамарочников и нырнул в свой кабинетик, чтобы захватить кепку. В это время затрещал телефон.
- Да! - крикнул Варенуха.
- Иван Савельевич? - осведомилась трубка препротивным гнусавым голосом.
- Его нет в театре! - крикнул было Варенуха, но трубка сейчас же перебила:
- Не валяйте дурака, Иван Савельевич, а слушайте. Телеграммы эти никуда не носите и никому не показывайте.
- Кто это говорит? - взревел Варенуха, - прекратите, гражданин, эти штучки! Вас сейчас же обнаружат! Ваш номер?
- Варенуха, - отозвался все тот же гадкий голос, - ты русский язык понимаешь? Не носи никуда телеграммы...".21.



"...Как ни торопился Варенуха, неодолимое желание потянуло его забежать на секунду в летнюю уборную, чтобы на ходу проверить, одел ли монтер в сетку лампу. Пробежав мимо тира, Варенуха попал в густую заросль сирени, в которой стояло голубоватое здание уборной. Монтер оказался аккуратным человеком, лампа под крышей в мужском отделении была уже обтянута металлической сеткой, но огорчило администратора то, что даже в предгрозовом потемнении можно было разобрать, что стены уже исписаны углем и карандашом...".

Здание современной "уборной" находится в южной части сада "Аквариум". Сейчас оно не голубоватого, а зеленоватого цвета...)
22.



Хотя, возможно, что речь шла об этом здании на территории сада...
23.


"... и вдруг (Варенуха) услышал за собою голос, мурлыкнувший: - Это вы, Иван Савельевич? Варенуха вздрогнул, обернулся и увидел за собою какого-то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией. - Ну я, - неприязненно ответил Варенуха. - Очень, очень приятно, - писклявым голосом отозвался котообразный толстяк и вдруг, развернувшись, ударил Варенуху по уху так, что кепка слетела с головы администратора и бесследно исчезла в отверстии сидения...".
24.


"...И оба (Кот и Азазелло) подхватили администратора под руки, выволокли его из сада и понеслись с ним по Садовой. Гроза бушевала с полной силой, вода с грохотом и воем низвергалась в канализационные отверстия, всюду пузырилось, вздувались волны, с крыш хлестало мимо труб, из подворотен бежали пенные потоки. Все живое смылось с Садовой, и спасти Ивана Савельевича было некому. Прыгая в мутных реках и освещаясь молниями, бандиты в одну секунду доволокли полуживого администратора до дома N 302-бис, влетели с ним в подворотню, где к стенке жались две босоногие женщины, свои туфли и чулки держащие в руках. Затем кинулись в шестой подъезд, и близкий к безумию Варенуха был вознесен на пятый этаж и брошен на пол в хорошо знакомой ему полутемной передней квартиры Степы Лиходеева...".
25.



Кстати, здание, что за стеной сада Аквариум - известное Комиссаровское техническое училище..., а точнее, один из уцелевших 11 корпусов училища.
26.



В 1940 году в саду начали строить здание Театра имени Моссовета. Окончанию стройки помешала война... В 1959 году на месте старого зимнего театра «Аквариум» по проекту архитектора М. С. Жирова было построено новое здание театра на 1300 мест, где и разместился Театр имени Моссовета.
27.



В 1975 году территория сада «Аквариум» была превращена в зеленую площадку для отдыха. Тогда же была поставлена красивая ограда, отделившая сад от улицы...
28.



Зданию (Варьете), которому больше ста лет, в 1966-м году по проекту архитектора В. Степанова придали современный утилитарный вид. Глухой фасад-экран справа украсили квадратным светящимся панно с надписью «Театр Сатиры», в левой части фасада разместили накладные театральные маски.
29.



Теперь же, отвлечемся от черной магии, Римского и Варенухи и, пройдемся по летнему Саду "Аквариум".
30.



В 2000 году была проведена масштабная реконструкция, после которой в саду, в частности, появились фонтаны «Аполлон», «Ручей» и «Сатир».

Фонтан "Аполлон".
Что интересно, на фризе арки на втором плане - две фигуры ангелов - белого и черного...
31.



32.



33.



34.



35.



36.



Фонтан "Ручей"
37.



Фонтан "Сатир"
38.



39.



40.



Такова краткая история Сада "Аквариум" и те самые места действия бессмертного романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Источники:

Отовсюду понемногу...

© Vladimir d’Ar, 2016

булгаков, мастер и маргарита, московский мюзик-холл, варьете булгакова, москва, сад аквариум

Previous post Next post
Up