Булгаковский дом - Большая Садовая, 10 или 302 бис

Oct 15, 2016 17:09



Всего 30 фото

Делая попытку написать статью о «Нехорошей квартире» я столкнулся с собственным пониманием, что необходимо разделить рассказ о ней на три части - Булгаковский дом, настенные росписи и нехорошая квартира - и вот почему. Ну, не выходило у меня разместить в одном посте как информацию, так и визуальный ряд об этом бездонном по своей энергетике и таинственном месте Старой Москвы. Разбираясь с исходными материалами, я понял, что не смогу кратко изложить ход своих мыслей и передать те чувства, что испытывал сам - формат одного поста ломал все мои предположения, желания и планы -  а между тем, собственные впечатления рвались и пытались сформироваться сами, наверное, именно поэтому я первым выпустил пост о настенных росписях «Нехорошей квартиры», что дал мне возможность выпустить пар сильного эмоционального впечатления и напряжения от этого безудержного народного настенного творчества. Конечно, можно было сделать три поста в виде трех частей, но в этот раз мне почему-то этого не захотелось делать. И второй пост будет снова не о «Нехорошей квартире», а о самом Булгаковском доме, что имеет свою уникальную историю, и который тоже имеет право, чтобы о нем остановились подробнее. Итак, давайте узнаем побольше о здании по Большой Садовой, 10, в общем, «как дело было».
Доходный дом в стиле модерн по улице Большая Садовая, 10 возвели в модном тогда стиле модерн в начале XX столетия по заказу Ильи Давыдовича Пигита - мецената и богатого московского купца, владевшего уже известной тогда и знакомой многим сейчас, табачной фабрикой «Дукат». Оба проекта дома выполнил архитектурный техник Эдмунд Станиславович Юдицкий, а декор фасадов разработал архитектор Антонин Аристархович Милков...

Немного об истории строительства.

В 1901 году Караимский купец и табачный фабрикант Илья Пигит купил эту землю в мае 1901 года. Его архитектурный проект и разрешение на снос старых построек на этом земельном участке были согласованы с властями в июне 1903 года. На первом чертеже, поданном для утверждения, строение представляло собой многосекционный дом, который состоял из четырех частей. На домовой территории был указан палисадник, а также проезд, который проходил параллельно тогдашним квартальным границам и находился в глубине участка.
02.


1903 год. План дома Ильи Пигита. ЦИАМ, фонд 179, опись 63, дело 444

На начальной стадии строительства в проект вносят изменения и дорабатывают, после чего, в 1903 году, вновь подают прошение в Управу на утверждение. Строительство дома было завершено в 1904 году. На новом архитектурном чертеже здание по Большой Садовой, 10 становится пятиэтажным. Со стороны двора указывают два дополнительных четырехэтажных корпуса, которые соединяются с главным домом посредством проездных арок. Завершает композицию также четырехэтажное строение художественных мастерских.
03.

1906 год. Из коллекции Б.Е. Пастернака

После всех изменений строение получает в плане форму трапеции с окруженным со всех сторон внутренним двором с небольшим фонтаном. По-новому был спланирован и палисадник, расположенный перед домом, который приобрел плавность линий, будто перекликающихся с модерновским стилем самого дома. Как и на первоначальном проекте, на этих чертежах стоит подпись техника Эдмунда Юдицкого. Фасад здания со стороны улицы, как упоминалось, проектировал архитектор Антонин Милков, который оформил его в версии венского «Сецессиона» московского модерна, широко применяемой в декорировании доходных домов того периода.

Таким образом, балконы и эркеры на главном фасаде получили закругленные формы. Нижняя часть самих эркеров, которые служат козырьками и нависают над балконами, а те, в свою очередь, над парадными входами в подъезды, украшена лепным растительным орнаментом и различными по форме спиралями. Геометрия лепного убранства и оформление фасадных оконных рам являются прямым подтверждением применения приемов декорирования, присущих венской школе архитектора Отто Вагнера. Однако, двери подъездов, устроенных со стороны Большой Садовой, 10, ближе по пластике линий французскому «Ар-нуво».
04.


Октябрь 2016 года

Доминантой каждой секции стала парадная лестница с мраморными ступенями, которые ограничивают кованые решетки. Квартиры с филенчатыми дверями были устроены с обеих сторон марша. Внутреннее пространство подъездов украшали лепной декор с растительными же мотивами, различные витражи, а также окна-фонари, встроенные во внутренние перегородки.

Особо была оформлена квартира хозяина дома - купца Пигита. Располагалась она на третьем этаже и была украшена еще более изысканной лепной отделкой, которая разительно отличалась от форм стиля модерн, и больше подходила к эклектике. Входная дверь тоже выделялась на фоне прочих своей пышной резьбой.
05.


Илья Давидович Пигит (1851-1915 гг.) с женой Верой (Берухой) Исааковной Пигит, в девичестве Катлама. Рига, 1896 год.
Это единственная известная фотография Ильи Пигита с женой

План квартиры Ильи Пигита. Окна её парадных помещений выходили на Большую Садовую, окна спален - во двор.
06.


План квартиры № 5 в доме 10 на Большой Садовой в 1950-60-х годах по воспоминаниям Любови Анатольевны Люкшиной
© Музей Михаила Булгакова

Стоит отметить, что в оценочной описи, составленной в 1914 году, отделка квартир была отмечена как особо ценная, что говорит о достаточно богатом убранстве. В некоторых источниках упоминается даже отделка интерьеров квартиры крокодиловой кожей.
07.


Проект реставрации интерьеров жилой комнаты, парадного вестибюля и гостиной. Авторы проекта: Т.С. Борисова, Б.Е. Пастернак, В.И. Шередега. 1997 год. © Музей Михаила Булгакова

Пигит сдавал квартиры внаем представителям интеллигенции: профессорам, артистам, адвокатам, докторам, художникам - а студии заняли известные мастера своего времени П. Кончаловский, Г. Якулов, Фон Бооль. В студиях часто проходили встречи и творческие вечера, современники отмечали, что «здесь можно было увидеть «всю Москву» - от наркома просвещения до начинающего художника, от прославленного режиссёра до футуристического поэта». Дом был знаменит своими гостями, здесь бывали: писатели А. Толстой, Б. Пастернак, В. Иванов, С. Маршак, В. Маяковский, А. Белый, Ф. Сологуб, великие актёры И. Москвин, Б. Ливанов, В. Качалов, А. Степанова, А. Коонен, режиссеры В. Мейерхольд, А. Таиров, балерина Е. Гельцер, пианисты К. Игумнов, В. Софроницкий, композиторы С. Прокофьев, Н. Голованов, скульптор С. Конёнков, оперные исполнители Ф. Шаляпин, А. Нежданова имногие другие.

Здесь проходили богемные вечерники у художника Георгия Якулова, на одной из которых Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан.
И, кстати, помимо Сергея Есенина с Домом Пигита связаны имена имажинистов В. Шершеневича, А. Мариенгофа, А. Кусикова, т. к. в одной из квартир жила мать поэта Вадима Шершеневича, оперная артистка Львова. Она же была редактором и издателем книжного издательства имажинистов «Мезонин поэзии».
08.


Проект реставрации 1997 года. Авторы проекта: Т.С. Борисова, Б.Е. Пастернак, В.И. Шередеге

В центральной части дворового корпуса располагались мастерские художников. Одно время мастерскую № 38 арендовал меценат и редактор-издатель журнала «Золотое руно» Николай Рябушинский. В 1910 году в этой мастерской начал работать художник Петр Кончаловский, пока в 1917 году не переехал в мастерскую № 40, в которой сначала Петр, а потом и его сын Михаил проработали до 1996 года. Мастерскую № 36 арендовал управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ Николай фон Бооль.

Здесь провел последние годы жизни художник Василий Суриков, стрелялся и остался жив меценат Николай Рябушинский, останавливалась у родственников Пигита, перед покушением на Ленина, Фанни Каплан. Как мы видим дореволюционная история у дома славная и насыщенная.

В июне месяце 1917 года Илья Давыдович переуступает доходный дом «Московскому Благушинскому домовладельческому Акционерному обществу», которое владело им лишь до прихода к власти большевиков. Наверное, это было предчувствие серьезных перемен в стране... Вовремя, однако)

Триумфальная площадь 30-х годов. Слева на фото, кстати, - знаменитый Театр Варьете (Московский мюзик-холл) из "Мастера и Маргариты"09.


Середина 1930-х годов. Реконструкция Триумфальной площади. Из коллекции Б.Е. Пастернака

При Советах бывший дом Пигита вошел в число первых домов-коммун в Москве, т.е. стал обычной коммуналкой. Проведенная в 1938 году реконструкция Большой Садовой улицы потребовала сноса ограды и распланировки палисадника.
10.


1920-е годы. Из коллекции Б.Е. Пастернака

Вот как изменилось распределение жилых площадей на примере той же квартиры №5
11.


План квартиры сделан коллективом Центра историко-градостроительных исследований под руководством Б.Е. Пастернака. 1997 год
© Музей Михаила Булгакова
Большая Садовая. 1937 год.
12.


1937 год. Большая Садовая после реконструкции. Из коллекции Б.Е. Пастернака

История этого дома связана с жизнью писателя Михаила Булгакова, который в период с 1921 по август 1924 проживал здесь в квартирах под номерами 50 и 34 (в последней из них - всего пару месяцев).
13.


Для Михаила Афанасьевича Булгакова комната в квартире 50 - первый постоянный московский адрес, который оставил неизгладимый след в судьбе писателя. Неустройство коммунального быта, шумные и скандальные соседи, поющие за стенкой, ругань, побои - все нашло отражение в булгаковских фельетонах "№ 13 - Дом Эльпит-Рабкоммуна", "Самогонное озеро" и повести "Тайному другу". Когда М.А. Булгаков работал над романом "Мастер и Маргарита" и перед ним встал вопрос, где поселить Воланда со всей его свитой, то ответ пришел сразу - конечно, в "самой известной квартире в Москве"! Так появился легендарный "дом 302-бис с нехорошей квартирой 50"!

Также, стены этого дома помнят художника Петра Петровича Кончаловского, живописцев-авангардистов Аристарха Васильевича Лентулова и Георгия Богдановича Якулова, политика и писателя Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича. Михаил Булгаков написал здесь «Белую гвардию», а художник Петр Кончаловский создал почти все свои работы. Петр Петрович Кончаловский, знаменитый дед своих знаменитых внуков Андрей Кончаловского и Никита Михалкова, поселился в доме №10 по Большой Садовой в 1910 году. В этом же году было организовано художественное общество «Бубновый валет». Главными участниками стали Петр Кончаловский и Аристарх Лентулов.

В настоящее время дом по адресу Большая Садовая улица, 10 в основном по своей сути нежилой. Здесь расположены фонд и Государственный музей имени М.А. Булгакова. Интересно, но под государственную охрану взято не все здание в целом, а лишь фасады дома и квартиры №34 и №50. Это вполне понятно, - частное лицо, владеющее этим домом, по всей видимости, позаботилось об этом. В главном корпусе, выходящим на Большую Садовую находится бизнес-центр «Булгаковский дом». К примеру, не так давно 5-й этаж здесь занимало представительство Роллс-Ройс в Москве.
14.



А теперь, давайте, зайдем во двор Большой Садовой, 10... - ах, нет, - ну, конечно же, 302-бис...
15.


16.


17.


18.



Сразу после арки, слева - бросается в глаза всяческое скульптурное разнообразие на тему булгаковских персонажей...
19.



Первое, что приходит в голову тем кто здесь впервые, что "Нехорошая квартира" находится именно в этом подъезде..., и зайти хочется именно сюда. Но это не так - здесь Музей "Булгаковский дом" и расположен он на первом этаже, где когда-то находилось домоуправление и Михаил Булгаков здесь несомненно бывал и решал всего лишь бытовые проблемы...
20.



У входа скульптура "бывшего регента" Коровьева и Кота Бегемота работы Александра Рукавишникова, - того самого, кто изваял также в свое время Мастера и Маргариту, волшебную машину с шофером-грачом, доставившую героиню романа на весенний бал полнолуния... "Мастер и Маргарита "сейчас находятся в странном единении с этим самым волшебным автомобилем на Земляном валу. Здесь недалеко - новое место дислокации мастерской скульптора по адресу Земляной вал, 59, переехавшая в 2015 году с Большой Молчановки... В свое время именно скульптуры Александра Рукавишникова по теме "Мастера и Маргариты" предполагалось разместить в пределах акватории Патриаршего пруда. Там еще должен был быть Понтий Пилат, лицезреющий полную Луну, Иешуа, идущий по воде, четырехэтажный примус и много чего ещё... Как мы знаем, общественность не допустила этого гипертрофического гигантизма...
21.



По мне, так, Коровьев и Кот какие-то странноватые и усталые...
22.


23.



Здесь же можно и письмо Мастеру написать.
24.



Тут-же паркуется трамвай-автобус 302-бис. Он используется Булгаковским домом для экскурсий по ближним  булгаковским местам.
25.



Музей Булгаковский дом немного путает карты посетителю "Нехорошей квартиры". Все эти украшательства естественно провоцируют туда зайти. Музей бесплатный и интересный.., но нам немного не туда, а вот туда - дальше - между стеной дома и экскурсионным автобусом - там самое любопытное и "таинственное" - мемориальный музей-квартира Михаила Булгакова - "Нехорошая квартира" и находится она в следующем поъезде.

На четвертом этаже, если смотреть со двора - справа и по прежнему "жива" квартира Мастера - "Нехорошая квартира"...
26.



Кстати, в правой части кадра ниже, мы и видим художественные студии в глубине двора, что сдавались до революции П. Кончаловскому, Г. Якулову, Фон Боолю.
27.



А это современные интерьеры мастерской № 40 художников Елены Утенковой-Тихоновой и Михаила Тихонова на третьем этаже. В мастерской сохранились оригинальные интерьеры. Это одно из немногих помещений дома, избежавших реконструкции. Стеклянный потолок был заделан еще Кончаловскими.
28.


Фотограф Антон Акимов. 2014 год.

В мастерской до сих пор, на том же месте, что и при Кончаловских, стоит верстак Петра Петровича, на котором художник изготовлял рамы.
29.


Фотограф Антон Акимов. 2014 год.

Ну, и, наконец, мы стоим у дверей подъезда, где и находится "Нехорошая квартира"...
30.



Останавливаться не будем - у вас есть выбор - отправиться сразу на четвертый этаж в "Нехорошую квартиру" № 50 или внимательно рассмотреть для начала удивительные и самобытные настенные росписи этого подъезда... Итак!

Источники:

Музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом на Большой Садовой. dom10.bulgakovmuseum.ru.
Портал "Достопримечательности Москвы". Большая Садовая, 10. Доходный дом Пигита.
Ольга Филонова. Дом Пигит. Большая Садовая ул., д. 10. Портал "Узнай Москву".

© Vladimir d’Ar, 2016

Настенные росписи подъезда "Нехорошей квартиры"
Мемориальный музей-квартира Михаила Булгакова - "Нехорошая квартира"

большая садовая 10, квартира №50, музей-квартира, старая москва, булгаковская москва, 302-бис, нехорошая квартира, михаил булгаков

Previous post Next post
Up