"Нехорошая квартира" или Мемориальный музей-квартира Булгакова на Садовой 302-бис

Oct 17, 2016 11:00



Всего 83 фото

Ну, вот, наконец, мы и в «Нехорошей квартире» №50, что в подъезде №6 на Садовой 302-бис. Именно в этой квартире Михаил Булгаков прожил четыре года со своей первой женой Татьяной Лаппа, когда приехал в Москву осенью 1921 года. А затем - еще полгода в квартире №34 - с августа по ноябрь 1924 года. Некоторые булгаковеды считают, что более всего под условия действия романа подходит именно квартира №34, однако мы примем официальную версию. Давайте, приступим к осмотру этой удивительной и, наверное, самой загадочной квартиры Москвы.

Непременным ритуалом будет подъем по лестнице к музею на четвертом этаже, среди безудержного иступленного творчества поклонников Мастера. Подробнее о настенных росписях "Нехорошей квартиры" можно ознакомиться в этом моем материале...
02.



03.



Вот мы и у двери Музея Мастера... Итак, входим...
04.



Это старая входная дверь квартиры №50, что раньше была также доступна для "народного творчества".
Сейчас внешняя входная музейная дверь полностью металлическая.
05.



Квартира находится на четвертом этаже по Большой Садовой, 10. В романе упоминается 5-й этаж - возможно автор имел ввиду счет этажности с учетом высокого цоколя здания. В квартире №50 была классическая коммуналка. Поселиться в этой комнате ему удалось после вмешательства Надежды Константиновны Крупской, руководившей одним из журналов, где подрабатывал Булгаков.
06.


Планировка квартиры № 50
07.


Прихожая этой квартиры небольшая. Первое что мы видим в прихожей, это портрет Мастера, круглый столик, длинный коридор и комнаты слева и справа.
08.



Стойка для зонтов (на фото ниже). Гнутое дерево. Начало ХХ века, Россия.

Здесь стоит стойка для зонтов и тростей (а, быть может, и шпаг), принадлежавшая М.А. Булгакову и Е.С. Булгаковой, из их квартиры в Нащокинском переулке. Поступила в фонды музея в 2010 г. от Тарасевичей.
09.



Круглый столик (на фото выше). Дерево, мрамор, перламутр. Резьба, инкрустация. Середина XIX века. Европа. Благодаря сохранившимся фотографиям последней квартиры Булгакова в писательском доме в Нащокинском, точно известно, что этот столик стоял точно также в прихожей, и над ним висело большое зеркало в тяжелой резной раме. На нем Булгаковы оставляли друг другу и домработнице записки, ставили сумки и вазы с цветами…

Сейчас "Нехорошая квартира" №50 - государственный музей, здесь идут постоянные многочисленные экскурсии, снуют экскурсоводы, экскурсанты и сотрудники музея. В частности, поэтому осмотреть «Гардероб» с его булгаковскими платяным шкафом и вешалкой для одежды, а также смежную с ними комнату (для сотрудников) мне так и не удалось, как и не удалось заглянуть в смежную с «синим кабинетом» - комнаты «Редакции» - она была на переоформлении экспозиции.
10.



Комната "Редакция" (в нее сейчас нет доступа). Открывшаяся в ноябре 2010 года временная выставка стала постоянной экспозицией музея. Легендарная редакция газеты «Гудок», в которой в 1920-е годы работали М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, В. Паустовский, В. Маяковский - в «Нехорошей квартире»! В экспозиции представлена мебель из редакции «Гудка» 1940-х годов, архивные документы, газеты и журналы, а также фотографии Александра Родченко.
11.



У высоких дверей "Редакции", на старом стуле, стоит большая бутыль для пожертвований - можно дать "Аннушке на масло...")
12.



Комната "Для сотрудников музея". Вроде бы как обычноый офис.
13.



Справа от входа - «Синий кабинет». В этой комнате в музее попытались воссоздать образ последнего кабинета Михаила Афанасьевича в квартире в «писательской надстройке» дома 3/5 в Нащокинском переулке - на основе воспоминаний близких и друзей, сохранившихся фотографий и рисунков. В экспозиции представлена часть стоявшей там мебели, которая по воле случая спустя 70 лет после кончины писателя поступила в музей. Сотрудники музея «…стремились нащупать атмосферу, в которой создавались «Театральный роман», «Мольер», «Мастер и Маргарита»...
14.



Кресла из последней квартиры Булгакова в Нащокинском переулке.
15.



Ранее в этом углу находился "гоголевский" секретер, но сейчас его я не обнаружил. Оказалось, что он временно на выставке в галерее "На Шаболовке".
16.



По разным источникам - «время начала работы над "Мастером и Маргаритой" Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. К 1928 г. относится возникновение замысла романа, а работа над текстом началась в 1929 г…».

Сохранилось донесение неизвестного осведомителя ОГПУ от 28 февраля 1929 г., где речь идет о будущем романе "Мастер и Маргарита": "…Видел я Некрасову, она мне сказала, что М. Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят, так как он крайне резок с выпадами, тогда он его переделал и думает опубликовать, а в первоначальной редакции пустить в качестве рукописи в общество и это одновременно вместе с опубликованием в урезанном цензурой виде...".
17.


Варианты названия романы не были столь ярки как окончательное: "Черный маг", "Копыто инженера", "Жонглер с копытом", "Сын В(елиара?)", "Гастроль (Воланда?)". Совершенно не впечатляют - правда? Кстати, первая редакция "Мастера и Маргариты" была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы "Кабала святош". Об этом Булгаков сообщил в письме правительству 28 марта 1930 г.: "И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе...".
18.



Радиоприемник 6Н-1. Аналогичная модель радио (6Н-1, шестиламповый), выпускавшаяся в СССР Воронежским заводом в конце 1930-х, видна на фото комнаты Булгаковых в доме в Нащокинском переулке на столике возле кровати.
19.



Слева - шкаф-бюро «монашка» (на фото ниже). Шпон - красное дерево. Середина 19 века, Россия. Странное название такой вид шкафов с полукруглой передней дверцей получил благодаря своей компактности и многофункциональности - они могли умещаться в кельях и совмещать в себе платяной шкаф, секретер и комод. У Булгаковых в квартире в Нащокинском переулке он стоял в гостиной возле рояля и носил ласковое прозвище «пузатик». Экспонат поступил в музей в 2010 году от семьи Тарасевичей.

Псише (по центру кадра, на фото ниже). Шпон красного дерева, зеркало. Первая половина 19 в., Россия. Псише - от имени Психея, «душа», несомненно, служило Елене Сергеевне Булгаковой и заменяло бюро, где в ящиках в большом беспорядке хранились документы. Михаил Булгаков, в поисках важных бумаг, писал жене в 1938 году: «...пришлось вторгнуться в твою Психею (прости! Но что делать?) Я вторгся и обомлел, увидев в конфетных коробках сотни бумажек… Боги мои! Что же это меня ждет?! Посочувствую мне, Лю!». На боковых тумбах его стояли, синие вазочки. Поступление от Тарасевичей в 2010 г.
20.



Гардероб (на фото ниже). Шпон, красное дерево. Вторая четверть 19 века, Россия. Угловой гардероб со стрельчатыми филенками принадлежал Елене Сергеевне Булгаковой и стоял в «синем кабинете» в квартире в Нащокинском переулке. Можно только удивляться, как большая модница Елена Сергеевна могла уместить в нем все свои наряды, кстати, среди них были вещи и от знаменитой еще с дореволюционных времен модельера Ламановой. Ничем другим, кроме колдовства, это объяснишь… Поступил в 2010 г. от Л.Тарасевича.

Фортепияно (на фото ниже). Красное дерево, металл. Торговый дом Юлий Генрих Циммерман, Москва, 1900-е годы Пианино принадлежало семье Черкашиных, которые хранили его как память о тех моментах, когда на нем играла вторая жена Булгакова Любовь Евгеньевна Белозерская, обладавшая хорошим музыкальным слухом.
21.



Выходим из "Синего кабинета".

Следующая дверь справа - комната "История дома". Она довольно своеобразна и нестандартна и современна - явно выбивается из "загадочного" контекста "Нехорошей квартиры".
22.



23.



Чтобы увидеть всю экспозицию комнаты - надо очень сильно пригнуться... Не очень понятная, на первый взгляд, концепция.
24.



25.



Ну, не знаю, наверное что-то в этом есть, но я не проникся)

Пикантно, но во времена Булгакова в этой комнате проживала проститутка Дуся)26.



В коридоре на стенах - размещены сквозные стеклянные овальные окна из комнат - справа - круглые...
27.



28.



...слева - квадратные. Предполагаю, что это сделано из соображений экономии электричества, чтобы не включать в дневное время свет в коридоре.
29.



Официальная версия - напротив, через коридор, находились туалеты, тоже с окнами, и это была лишь возможность экономить электричество и осветить ватерклозет. Такая система использовалась в жилых домах очень часто, вплоть до 1960-х годов. А вот необычная форма - это особенность именно пигитовского дома, дань архитекторов Э. Юдицкого и А. Милкова стилю модерн.

Сейчас мы входим в "Комнату Булгакова".
30.



Первое, на чем останавливается взгляд посетителя - старый письменный стол. Он и является основным экспонатом "кабинета".

Осенью 1921 года сюда въехал в будущем знаменитый русский писатель Михаил Булгаков с женой Татьяной Лаппа. Тут он провел первые свои годы в Москве, - суетливые, голодные, но невероятно плодотворные. Тут он работал над «Дьяволиадой», «Записками юного врача» и «Морфием», «Роковыми яйцами» и, наконец, здесь создавалась «Белая гвардия». Обстановка - диван, зеркало, походная кровать, стол и два шкафчика. Надо сказать, что эти рамы, щеколды, паркет и стены помнят Булгакова..., они можно сказать "оргинальные".
31.



Письменный стол. Резьба, лак. Конец XIX в. Россия. Вопреки ожиданиям, этот массивный резной стол с двумя тумбами никогда в комнате Булгакова не стоял, и принадлежал дяде писателя, известному врачу Н.М. Покровскому, жившему в Чистом переулке д. 1. Булгаков часто бывал там в гостях и, несомненно, стол ему был хорошо знаком. Но со всей уверенностью можно сказать, что это еще и стол булгаковского персонажа - профессора Преображенского из «Собачьего сердца», позаимствовавшего многие черты у своего прототипа Покровского.
32.



Стол был подарен Елене Афанасьевне Булгаковой, младшей сестре писателя, в день свадьбы с Михаилом Васильевичем Светлаевым от ее дяди Н.М. Покровского. Поступил в 2008 году от Благотворительного фонда им. М.А. Булгакова.
33.



34.


Книги Булгаков считал своей слабостью, потому и покупал их, как только предоставлялась возможность. Любовь к чтению была воспитана в нем еще с детства - в доме родителей, преподавательницы и профессора, библиотека была большая, с множеством редких изданий русских и зарубежных авторов.
35.



36.



37.



38.



Книжная полка. Дерево, резьба, лак. 19 век, Европа. Обживая комнату в большой коммунальной квартире, Михаил Афанасьевич и Татьяна Николаевна хоть каким-то образом старались украсить свой аскетический интерьер. Так, постепенно в комнате появился фамильный ореховый, овальный, на гнутых ножках стол, а вслед за ним супруги «купили длинную книжную полку - боковинами ее были два сфинкса - и повесили ее над письменным столом».
39.



Стоит отметить уже тогда проявившееся пристрастие Булгакова к старинной мебели. Эта книжная полка - единственный предмет в коллекции музея, достоверно находившийся в их комнате в начале 1920-х гг. После развода с Булгаковым Татьяна Николаевна Лаппа подарила эту полку в семью Крешковых, которые были друзьями Булгаковых и жили недалеко от Большой Садовой, на Малой Бронной улице. Именно в их квартире состоялся спиритический сеанс, легший в основу рассказа писателя с одноименным названием. Поступила из семьи Крешковых в 2009 г.
40.



41.



Еще несколько ракурсов "стола Булгакова"...
42.



43.



44.



Это экспозиция «Жизнь в ящике письменного стола». Письменный стол является главным в пространстве комнаты писателя. В литературном плане «стол» символизирует творчество и писательский труд.
45.



Ящик стола - символ внутреннего содержания личности. Письменный стол с его содержимым является метафорической моделью «дома», «последним приютом», экзистенциальным пространством художника, находящего истинное убежище лишь в «монастыре собственного духа». Очень интресные композиции!
46.


47.



48.



Напольное зеркало.
49.



Портреты Михаила Булгакова и Татьяны Лаппа
50.



51.



52.



53.



Инсталяция "Трудовые годы". Репрезентует один из наиболее тяжелых и трагических моментов из жизни писателя - первый год жизни в Москве.
54.



55.



Идем дальше по коридору квартиры №50...
56.



Ранее в этом коридоре, помнится мне, на стенах коридора находились стилизованные зеркала с зыбкими тенями персонажей "Мастера и Маргариты". Надо сказать, что они превращали квартиру №50, действительно, в "Нехорошую", близкую по таинственному духу самого романа. Сейчас все здесь выглядит как в обычном стандартном музее. Жаль! Было, как говорится, "прикольно"!)
57.



И, наконец, "Гостиная" - "Высшие женские курсы".
58.



Надо сказать, что «коммуналкой» помещение №50 было с самого начала. Дело в том, что оно никогда не принадлежало одному владельцу, здесь никогда не было отдельных «спален», «столовой», «кабинета»… Здесь, в левом крыле, на трех этажах еще в 1904 году было открыто общежитие для слушательниц Московских высших женских курсов Герье. Для этого были попарно соединены квартиры - в частности, №50 и №41 - и в итоге получился длинный коридор гостиничного типа с комнатами налево и направо, без ванных. Скорее всего, эта большая комната с широким окном, находящаяся в конце коридора, служила залом для занятий и отдыха курсисток. Сейчас среди дореволюционной мебели, старых фотографий, гравюр и фортепьяно последней трети XIX века здесь проходят концерты и спектакли.
59.



Во времена Булгакова здесь проживал хлебопек с женой Натальей.
60.



Помните, из Белой Гвардии" - "...пианино, ноты «Фауста» на пюпитре..." и непререкаемое авторское: «Фауст»… совершенно бессмертен»…
Так вот - ноты с Фаустом перед вами...

Фортепиано H.WOLFRAMM-DRESDEN.
61.



Уникальный роскошный буфет. Россия. Начало XX века.
62.



63.



64.



65.



Еще один буфет за дверью комнаты.
66.



Еще несколько ракурсов "Гостиной".
67.



68.



69.



Что-то мы подзабыли, где находимся. А по всем признакам из романа "Мастер и Маргарита" - именно на этой люстре раскачивался и отчаянно отстреливался от группы "серьезных мужчин" Кот Бегемот. Я с определенной долей скептицизма и отсутствием надежды на конкретный ответ, спросил у служительницы музея, - А в какой комнате, на люстре отстреливался Кот Бегемот? - Ну, это было в пятом измерении, - слегка иронично, но дежурно ответила она и комнату никак не обозначила)
70.



Но, можно даже, прямо сейчас, при разгулявшемся воображении, представить на этой люстре Кота Бегемота...)
71.



...- Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, - недружелюбно насупившись, проговорил кот,
- и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное...72.



Наверное, Кот Бегемот вот так и видел Гостиную, расхаживая здесь на своих задних лапах)
73.



74.



Далее, по коридору - Белый зал, где проходят экскурсионные лекции... Там ничего интересного..., только множество стульев.
75.



Мы почти в конце коридора Нехорошей квартиры... Здесь, тут и там, располагаются интересные экспонаты...
76.



...такие, как вот этот огромный сундук с металлическими набойками. Это универсальный предмет мебели крестьянского, купеческого и мещанского быта - совмещал в себе функции и платяного шкафа, и буфета, и сейфа, и кровати, и лавки, и чемодана.
77.



В этой нише - информационный уголок семейства Пигитов...
78.



Ну, и, наконец, знаменитая "Кухня". Увидеть в таком виде, без любопытствующих, оказалось не так то просто. При мне здесь довольно долго находилась группа школьников и тут же, за ней, собиралась за ней заходить вторая - пришлось твердо просить дать мне несколько секунд на съемку) Так, что - вот!
79.



Коммунальная кухня - квинтэссенция духа «нехорошей квартиры». Здесь были владения Аннушки-Чумы (Горячевой), здесь шипели примусы и шатался «кошмар в полосатых подштанниках», здесь сушилось белье, сгорал в печке пигитовский паркет, устраивались скандалы и пение под гармонику… Кухня - самое пекло нехорошей квартиры №50, стало для Михаила Афанасьевича неиссякаемым источником впечатлений и образов, ведь здесь шумели и разговаривали будущие персонажи «Собачьего сердца», «Дьяволиады», «Самогонного озера», «№13 - Дома Эльпит-рабкоммуны» и, наконец, «Мастера и Маргариты». И теперь здесь - полуистлевший быт 1920-х, предметная среда булгаковских произведений.
80.



Снять Примус крупным планом мне не дали, но вот он - под зеленым эмалированым "сталинским" чайником - это примус 20-х годов.
81.



82.



Ну, вот, всё, что было возможно - мы осмотрели в "Нехорошей квартире"...
Прикоснулись к неосязаемым рукописям Мастера и попытались представить для себя, как же все это было...
83.



Наверное, необходимо выразить немного личных впечатлений. Музей очень понравился, хотя и были "некоторые вопросы") Правда, каких-то особенных потусторонних ощущений, я не испытал) Но, само по себе осознание, что здесь жил и творил Мастер очень вдохновляет. Музей не частный и это позволяет ему быть в тонусе. Радует, что музею хватило такта оставить в целости и сохранности паркет, двери, окна, важные бытовые мелочи и собрать как личные вещи Булгаковых, так и экспонаты времен Михаила Афанасьевича. Музей динамичен, профессионален и умудряется на такой маленькой территории проводить экскурсии, даже чтения и концерты. Браво, что еще сказать. А "Нехорошая квартира" совершенно реальна, она была, есть и будет и, это не может не радовать!  И это здорово, что в Москве есть такой музей - Музей Булгакова - "Нехорошая квартира" под номером 50.

Источники:

Музей Булгакова "Нехорошая квартира". Сайт Булгаковская Москва.
Музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом на Большой Садовой. dom10.bulgakovmuseum.ru.Материалы мемориального музея-квартиры Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10

© Vladimir d’Ar, 2016

Булгаковский дом - Большая Садовая, 10 или 302 бис Настенные росписи подъезда "Нехорошей квартиры"

булгаковская москва, мастер и маргарита, квартира №50, нехорошая квартира, музей булгакова

Previous post Next post
Up