Дом Кекушева на Остоженке или Готический особняк Маргариты. V.2.0.

Sep 29, 2016 16:30



Всего 48 фото

Несомненным украшением улицы Остоженка является Дом Льва Кекушева. Этот готический особняк считается у почитателей Михаила Булгакова «особняком Маргариты», а точнее - одним из наиболее вероятных "претендентов" на эту славную роль… Для себя я решил рассказать обо всех этих претендентах и, надо сказать, что особняк Кекушева на Остоженке является наиболее вероятным с точки зрения его загадочности, романтики и соответствия описанию ряда специфических признаков в романе Мастера. Давайте увидим, как и при каких обстоятельствах появился этот особняк на карте Москвы, и также рассмотрим некоторые детали связанные с именем Маргариты в этом бессмертном романе.

Вообще, как и любое произведение искусства, архитектура всегда несет в себе эманации его автора и творца, особенно если это явно талантливый человек. В образе такого здания вполне возможно уловить также и образ личности, кто его сотворял и его эмоциональный почерк, по которому вполне себе можно представить какие чувства и идеи переполняли зодчего. Пример особняка Кекушева на Остоженке, по моему мнению, является самым классическим - Лев Николаевич находился в момент появления этого особняка-замка на Остоженке на самом пике своего творчества и архитектурные идеи изливались из него в то время как из рога изобилия... И об этом особняке мы и попытаемся узнать много чего любопытного…

Этот особняк, построенный в 1901-1903 годах в стиле московского модерна, вызывает безусловное восхищение работой Льва Кекушева своей самобытностью, возвышенной романтикой, видимым всплеском его радости творчества и глубокого желания наслаждаться жизнью. Это был уже второй особняк Льва Николаевича, который он построил «для себя». Первый - «Особняк Листа», что возвел архитектор в Глазовском переулке опять же «исключительно для себя», - был вскоре, после окончанияего строительства продан фабриканту Отто Листу, который якобы так влюбился в этот дом, что уговорил Кекушева продать особняк и дал за него очень высокую цену, чем и склонил архитектора к продаже его первого детища. Но, как пишет исследователь московского модерна, творчества Льва Кекушева, его биограф - Мария Нащокина, особняк в Глазовском изначально строился на продажу и его среднестатистическая цена для Москвы того времени была заранее озвучена в средствах массовой информации… Так или иначе, вскоре после того как особняк в Глазовском перешел в собственность к Отто Листу, а Лев Кекушев начал строить свой второй особняк, уже на Остоженке и, как своё уютное родовое гнездо....
02.



Проект этого дома, который использовал Лев Кекушев, был им разработан (при участии В.С. Кузнецова) еще в 1899 году для одного из заказанных С.И. Мамонтовым особняков, предполагавшихся к возведению в районе Тверского бульвара его «Северным домостроительным обществом». Тогда из-за банкротства Мамонтова его проект масштабного строительства "элитной" недвижимости в Москве не был реализован, поэтому через два года Кекушев использовал свой наработанный проектный материал в качестве исходного для возведения собственного особняка. Уже зрелый талант Льва Кекушева целиком и полностью проявился в его облике во всем своем великолепии. В этой постройке язык модерна Льва Кекушева предстал уже в своем зрелом прочтении. Все ранее намеченные приемы были здесь доведены до своеобразного совершенства.
03.


Здание было выполнено в изысканном готическом стиле, популярном в то время - оно напоминало средневековый западноевропейский замок - асимметричная композиция, разная высота объемов, романтическая граненая башенка с высоким шатром. Крупная выразительная пластика оконных обрамлений, сложный ритм разнообразных по форме оконных проемов, цветовой и фактурный контраст кирпичной стены с гладкими оштукатуренными поверхностями, сочными вставками орнаментальных рельефов и гранитным основанием, наконец, огромная скульптура льва, помещенная над щипцом главного фасада, уже демонстрировали глубоко индивидуальную - «кекушевскую» трактовку стиля, в которой трудно было выделить образные или формальные заимствования. Фигура явно льва говорила всем об амбициях и успехе архитектора...
04.


Недаром это сооружение было восторженно воспринято современниками и собратьями по профессиональному цеху. Так Б. Николаев писал: «К лучшим постройкам … общеевропейского направления следует отнести произведения инженера-художника Кекушева. У него разбросанность и неясность композиции бросаются в глаза менее, чем у кого-либо, и можно проследить общую идею композиции без особого затруднения. Хотя и он не избег общего увлечения колоссальным единственным окном, но у него эта деталь умело обработана и кажется даже как бы нужною, как бы вытекающею органически из самих условий композиции...».
05.


Архитектор отталкивается здесь от исторических мотивов, стилизуя их в мотивах модерна. Кекушев намеренно утяжелил пропорции своего дома, повторил близкие формы в контрастных масштабах, подчеркнул сочность профилей, глубину ниш и оконных проемов и обогатил стены здания разнообразной изящной лепниной с растительным орнаментом. Лев Николаевич умело использовал пластику материала. Особняк выделяется сочетанием белого и красного цветов в оформлении фасадов, контрастом массивных каменных деталей от гранитного руста основания до скульптурно оформленных вертикалей, определяющих устремленность вверх угловой башни, задающей тон всей композиции.
06.



Не менее стильно было решение интерьеров этого особняка. Великолепная парадная лестница с типичным для модерна Кекушева тонким рисунком ограждающих решеток, характерная прорисовка сохранившихся дверных полотен и рам, перетекающее пространство помещений второго этажа, разделенное стеклянными перегородками хотя и позволяют обнаружить некоторые параллели в работах Виктора Орта, все же, прежде всего, свидетельствуют о сложении собственного почерк мастера в сфере нового стиля.
07.


Интерьер холла в Бюро Военного Аттаже Посольства Египта в особняке Льва Кекушева на Остоженке.

На первых двух этажах дома располагались крупные помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Интересно, что все эти помещения с трех сторон окружают парадную светлую лестницу, к которой примыкает крыльцо с главным входом. В здании сохранилась первоначальная планировка помещений и элементы отделки - деревянные филёнчатые двери с зеркальными стеклами, оформление парадной лестницы и другие детали.
08.


Первый и второй этаж особняка Льва Кекушева на Остоженке.

Сейчас многие детали внешней отделки особняка утрачены, а уцелевшая лепнина, имевшая ранее темный, контрастирующий со стенами цвет, выбелена. Исчезла и скульптура льва, красовавшаяся над щипцом главного фасада.
09.



20 апреля 1897 года Лев Николаевич женился на дочери отставного штабс-капитана Анне Ионовне Болотовой, очаровательной русоволосой девятнадцатилетней девушке с пухлыми щечками, родом с берегов Днепра, из города Кременчуга Полтавской губернии. Венчание состоялось в церкви свв. Космы и Дамиана в Шубине, расположенной рядом с домом генерал-губернатора Москвы на Тверской площади. Хотя жениху - успешному московскому архитектору, было неполных 35 лет, его избранница, родившаяся в 1877 году, была моложе его на 15 лет... Лев Николаевич был совершенно счастлив...

Вскоре у молодых появились дети - сын Николай, родившийся 29 февраля 1898 года и дочь Татьяна - 1900 года рождения. И после рождения в 1901 году младшей дочери Екатерины, Лев Кекушев с семейством, наконец, переехал в этот самый собственный дом на Остоженке, представлявший, как бы сказали сейчас, «эксклюзивное» элитное жилье - просторный, великолепно меблированный по его чертежам особняк с участком и службами, к тому же один из самых заметных и красивых в Москве 1900-х годов.10.


Это роскошное семейное гнездо говорило о взлете профессиональной карьеры Кекушева, достигнутом всего за десять лет работы в Москве. Далеко не все московские архитекторы имели в то время свое жилье, особняками же, тем более новыми, выстроенными по авторским проектам, владели единицы. Это была привилегия только наиболее популярных зодчих, активно востребованных в кругах московских толстосумов.
11.



По редким воспоминаниям родственников Лев Николаевич был веселым, добрым человеком, любил розыгрыши, но главной его страстью была архитектура - он вставал по обыкновению в 6 утра и работал в своем кабинете. Как утверждала жена архитектора - Анна Ионовна, строя здания по своим проектам, он часто увлекался, превышал сметы, отпущенные на постройку, и делал многое за свой счет, чтобы увидеть в натуре более точное и качественное воплощение своих идей (из-за этого впоследствии кроме долгов ничего после себя не оставил). Возможно, именно благодаря этому редкому для профессии авторскому бескорыстию, его лучшие постройки обладают таким необычным для Москвы высоким качеством строительства и архитектурным совершенством.
12.



После революции 1905 года общественное мнение отвернулось от роскоши раннего модерна в сторону неоклассики и сдержанного «северного модерна». Кекушев оказался не способным изменить свой стиль, или не пожелал сделать это. Его крупнейший проект - ресторан «Эльдорадо» (1907) - был построен другим архитектором со значительными отступлениями от кекушевских чертежей.

Период же семейного благополучия и достатка у Льва Кекушева продлился недолго. В 1906 году он по каким-то причинам переехал на съемную квартиру, оставив особняк на Остоженке семье. Поскольку эта недвижимость была изначально записана на его жену - в истории Старой Москвы
этот дом так и называют - «Особняком Кекушевой». В 1909 году особняк со львом на фронтоне был продан. На фотографии этого здания, сохранившейся в архиве Кекушева, есть надпись, сделанная рукой архитектора - «Дом Смитского». В некоторых источниках особняк называется именно так. В 1910-е гг. творчество Кекушева быстро угасает, исключая Больницу при Преображенской старообрядческой общине (ныне Противотуберкулёзный диспансер № 8) в Преображенском (1912), его постройки 1910-х годов довольно невыразительны…

Кстати, через два года после окончания строительства особняка Кекушев построил по соседству доходный дом, записанный, к слову, снова на жену архитектора. Здание на Остоженке, 19, стр.1 выполнено в стиле московского модерна. На фото ниже - оно слева от особняка.
13.


Мотивы оформления его фасадов, построенных на глубоко своеобразной, мастерски прорисованной пластике оконных проемов, перекликаются с украшениями особняка. Ассиметричная, резко укрупненная правая часть здания делает его не похожим на типичные доходные дома с монотонной композицией фасада и центральным подъездом. Оконные проемы Кекушев выделил лепными вставками, которые прямо-таки завораживают смотрящего, как будто гипнотизируют своим затейливым рисунком...
14.


15.



Кстати, справа от особняка Кекушева, где сейчас находится невыразительное двухэтажное здание Посольства Хорватии, стояло вот это, что на фото ниже. Кому оно принадлежало ранее мне узнать так и не удалось.
16.


Давайте, немного поразглядываем фасад особняка Маргариты, ведь там есть чего рассмотреть! Каждый фасад представляет собой законченную композицию благодаря крупным штукатурным деталям, которые объединены в группы и выделяются на фоне красных кирпичных стен.
17.



Начнем с парадного крыльца. Массивный свод над входной дверью поддерживается парой невысоких колонн.
18.



Кстати, на втором плане (фото ниже) - купола Собора Рождества Богородицы Зачатьевского монастыря.
Некоторые авторы в сети почему-то их называют куполами храма Христа Спасителя...)
19.


Между прочим, шикарный вид на Зачатьевский монастырь со второго этажа особняка у Маргариты явно был, но упомимнания об этом факте в романе нет (это тот самый аргумент из разряда "против").
20.


21.


22.



Основание цокольного этажа сложено из крупных каменных блоков, контрастирующих с красным кирпичом особняка.
23.



По центру фасада - забранное решёткой большое окно в полуподвальное помещение, по краям - симметрично от него расположены два узких вертикальных окна.
24.



Окно фронтона, выходящего на Остоженку - сильно заглубленный в фасад проём окна обрамлён белым цветочным орнаментом, с которым резко контрастирует массивная чёрная лепнина.
25.


26.


27.


28.


29.



Мансардное окно, выходящее в проход между домами особняка, по форме несколько отличается от такого же окна, смотрящего на Остоженку.
30.


31.


32.


33.



И конечно, же - как тут без знаменитой башенки фонарем... Она великолепна!
34.


35.



Карниз многоугольной башни украшен изысканным рельефным растительным орнаментом. По-моему это листья каштана!?
36.



Очень красиво!
37.


38.



Еще некоторые архитектурные детали особняка Льва Кекушева на Остоженке.
39.


40.


41.


42.



Тот самый аттик с рельефом, где гордо стоял символ Мастера - величественный Лев!
43.



Навершие печной трубы, видавшей виды, также с рельефом с растительным орнаментом.
44.



Мотивы оформления его фасадов, построенных на глубоко своеобразной, мастерски прорисованной пластике оконных проемов, перекликаются с украшениями особняка. Ассиметричная, резко укрупненная правая часть здания делает его не похожим на типичные доходные дома с монотонной композицией фасада и центральным подъездом. Оконные проемы Кекушев выделил лепными вставками, которые прямо-таки завораживают смотрящего, как будто гипнотизируют своим затейливым рисунком.

Неизвестно когда, возможно в советское время, правая часть фасада претерпела изменение - для первого этажа был добавлен дополнительный объем - и еще одно окно первого этажа (можно сравнить со старыми фото). В результате первоначальное изящное композиционное единство образа здания было нарушено.
45.



Не исключено, что отдельные карьерные неудачи, связанные, скажем, с отстранением Кекушева от проектирования «Метрополя», дополнились сугубо личными. Судя по некоторым косвенным сведениям, в 1906-1907 годах у него произошел разрыв с горячо любимой женой, причиной которого, по-видимому, стало её увлечение одним из сотрудников его архитектурного бюро. Попытки наладить семейные отношения, а они, скорее всего, предпринимались (в 1908-1909 годах, а затем, после 1913 года, супруги вновь жили вместе), остались безуспешными.

После 1912 судьба Мастера обрела загадочный и, возможно, трагический оттенок. Складывается впечатление, что он перестал принимать какие-либо заказы, лишь время от времени, помещая в журналах фотографии своих старых работ. Его последние, известные нам проекты датированы 1912 годом.
46.


Есть скудные сведения, что Кекушев лечился в психиатрических лечебницах и много пил. По свидетельству младшей дочери, Лев Николаевич Кекушев умер в больнице в 1917 году и был похоронен на одном из московских кладбищ. Могила его, к сожалению, до сих пор не найдена. По некоторым сведениям, Лев Николаевич умер от психического заболевания в полной нищете и именно в Преображенской больнице, которую сам же некогда и построил.

Вообще, что касается финансовой стороны - Лев Кекушев был очень успешен и, по мнению А.Ф. Крашенинникова, исходя из оценочной стоимости построенных Кекушевым зданий, заработал никак не меньше миллиона рублей. Куда исчезли его деньги? Прокутить, проиграть бы он их не смог: газеты тут же разнесли бы эту весть и мы бы точно знали…

Но, давайте заглянем на страницы романа М.А. Булгакова для попытки идентификации особняка на соответствие жилищу Маргариты: «…Маргарита Николаевна со своим мужем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад». И дальше: «…Он (Понырев) проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем - окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого - готический особняк». Как мы видим, описание не совсем подходит - нет сада, решетки… Особняк, надо сказать, находится не в переулках "близ" Арбата, а на оживленной московской улице, отстоящей от него на значительном расстоянии… Однако сходство все же есть - в описании: "готический особняк" … и спальня, "выходящая фонарем в башню особняка"...47.



Существует версия, что якобы Сергей Топленинов (живший совсем недалеко в деревянном доме в Мансуровском, 9) был женат на дочери архитектора Льва Кекушева, Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21, к любимому в Мансуровский переулок, 9. Только через несколько лет, когда Кекушевы - родители смирились с ситуацией, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку. Все эти истории очень напоминают историю Мастера и Маргариты. Тут есть о чём подумать «булгаковедам»… Именно здесь, в полуподвале этого деревянного дома, Михаил Булгаков будет писать впоследствии свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита»…
48.



О своих ощущениях. Особняк Кекушева на Остоженке впечатляет и искренне восхищает. Он явно подходит на роль «Готического особняка Маргариты». Однако, снимая замок и обрабатывая его фотографии для этого материала, я никак не мог отделаться от мысли, что замок Кекушева олицетворяет собой как апофеоз мечты талантливейшего архитектора, его фантазий, так и его иллюзорные представления о жизни как таковой и как следствие, крушение его надежд. Особняк вызывает в этом смысле тревожные ощущения. Именно здесь произошел психологический надлом Мастера и его мечты дали серьезную отчаянную трещину. Мир, который он представлял лучезарным, светлым, наполненным красотой, добротой и любовью начал рушиться. Недаром Лев Кекушев не долго жил впоследствии в этом особняке, обитая на съемных квартирах. Мастер был мечтателем, свято верил в добро, чудо, в свой талант и безудержный завораживающий полет творчества и в то, что это будет всегда. Именно поэтому Лев Николаевич так пристрастно и трогательно отстаивал и лелеял каждое свое детище, не жалея ни сил, ни своих средств для того, чтобы этот Мир стал лучше и был наполненным истинной Красотой и Любовью. Эта его страсть и сыграла с ним плохую шутку - его жена, по всей видимости, не разделяя его чувств по отношению к Миру, была всего лишь матерью его детей, не более. Кроме того, разница в возрасте сказалась несомненно - очевидно представляя её в своих мечтах как восторженного единомышленника, Мастер вскоре встретил полное непонимание и отторжение всех его ценностей. Анна Ионовна оказалась к тому же властной и жесткой натурой… Однако, не будем дальше развивать эту тему...

Истинное искусство творится по соизволению небес, без условностей, земных удобств и праздного комфорта. Творец живет красотой, отдавая себя ей целиком и без остатка, предпочитая не замечать земных досадных бытовых деталей… По всей видимости все это накапливалось, подавлялось и, наконец, переполнило чашу терпения его жены, которая, наверное, пыталась быть «хорошей женой», "женой как у всех", упрекала его в том, что нельзя быть таким каким он был. Но для Мастера это явилось катастрофой, когда в его глазах, в облике и действиях его жена предстала перед ним чужим человеком, предавшим всё, о чем он мечтал и к чему стремился. Как всегда, чем иллюзорней и выше представления о мире, тем тяжелей падать на грешную землю. Для Мастера это была тяжелейшая психологическая травма. Возможно именно его образ в психушке и вырисовал Михаил Булгаков в своем романе. Но, именно благодаря истовой страсти зодчего мы и можем сейчас видеть восхитительные архитектурные творения Льва Кекушева в бесподобном стиле модерн.

P.S. В общем, по мере знакомства с исходными литературными материалами из романа и наличествующими признаками у кандидатов на жилище Маргариты Николаевны, начинает складываться впечатление, что образ «Особняка Маргариты» все же собирательный. Но, пусть это нас не разочаровывает и не снимает c него вуаль загадочности. Поскольку для городских легенд аналитические выкладки дотошных исследователей не имеют ровно никакого значения. Маргарита вылетала из этого особняк на метле на Бал - и все тут! А почему!? А потому, что все это можно легко и восторженно вообразить именно в приложении к этому бессмертному творению Льва Кекушева и всё это в действительности будет красивым, романтичным и загадочным! Если бы меня спросили, - какой архитектурный объект является символом Городских легенд Старой Москвы, я бы, несомненно, выбрал бы именно этот «Готический особняк Маргариты» на Остоженке - творение  Льва Кекушева. Этот особняк, как и другие его шедевры, по моему мнению, являются как памятником таланта Мастера, так и Красоте вообще!

Источники:

М.В. Нащокина. Жизнь и судьба архитектора Льва Кекушева. Журнал "Наше Наследие" № 101 2012.
М.В. Нащокина. Архитектурное наследие России, Лев Кекушев. 2013.
Л.А. Соколова. Московский модерн в лицах и судьбах. Лев Кекушев. Вопросы без ответов. 2014.
Денис Дроздов. Дом Л.Н. Кекушева на Остоженке. Портал «Шагаю по Москве».

© Vladimir d’Ar, 2016

Другие претенденты на роль "готического особняка Маргариты":
Дом архитектора Соловьёва в Малом Ржевском
Особняк Саввы Морозова (Зинаиды Морозовой) на Спиридоновке
Особняк Коровина в Малом Власьевском, 12

мастер и маргарита, готический особняк маргариты, старая москва, дом кекушева на остоженке

Previous post Next post
Up