![](https://img-fotki.yandex.ru/get/60676/99239988.160/0_171e86_624509e2_XL.jpg)
Всего 47 фото
Давно я хотел сделать ряд репортажей о готических особняках района Арбата и Патриарших прудов, которые «булгаковеды» причисляют к возможным адресам проживания небезызвестной героини романа «Мастер и Маргарита»... Кстати, у меня всегда вызывает жуткую тоску - необходимость просто и банально описывать архитектуру Старой Москвы, отмечая лишь имена архитекторов, даты, прежних и нынешних владельцев и то, что было утрачено в советское время) Всегда хочется найти веский и любопытный повод прикоснуться к тайнам, легендам и преданиям Старой Москвы, прочувствовать их. Бессмертное произведение Михаила Булгакова подарило нам одну из таких ярких возможностей. И, хотя, наиболее вероятный адрес "особняка Маргариты" у дотошных исследователей давно уже определен, я, все же, не могу не использовать существующие и лелеемые почитателями Булгакова версии для погружения в контекст этого таинственного, мистично-иронично-сатирического и захватывающего художественного произведения Мастера. Ранее я не рассказывал об этих особняках, но когда-то же надо начинать!) Так, что первым кандидатом, согласно народной молве, у нас будет Дом архитектора С.У. Соловьёва по адресу Малый Ржевский переулок, дом 6.
Дом Соловьёва расположен на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков. Его окружение также крайне примечательно - напротив находятся особняки сибирского золотопромышленника И.И. Некрасова в стиле модерн (на фото слева) и особняк екатеринодарского купца М.А. Тарасова в неорусском стиле по Хлебному переулку, а напротив - под 45 градусов - Российская академия музыки имени Гнесиных с концертным залом внешне видимое как выступающая вперёд левая часть комплекса зданий с парадным входом обрамлённое двумя парами полуколонн с оригинально решёнными композитными капителями в стиле сталинского классицизма... Однако, об особняке Соловьева!
02.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/60676/99239988.15f/0_171e84_358af5cb_XL.jpg)
На рубеже XIX-XX веков Москва являлась средоточием проявления как достижений технического мирового прогресса, дававшего небывалый уровень комфорта и ощущения новизны, так и необычайного стремления к красоте во всех областях её проявления. Увлечение всем французским было очень модным и всеобъемлющим явлением. «Новый стиль» (модерн) захватывал всё и вся. Посещение Всемирной Парижской выставки 1900 года всерьёз переменило творческое мировоззрение не только многих русских художников, но и архитекторов, таких как академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьёва, находившегося на взлёте своей творческой карьеры.
03.
Академик архитектуры - Сергей Устинович Соловьёв.
04.
Сергей Устинович и Мария Петровна Соловьёвы. Париж, 1900 (Фотоархив М.В. Золотарёва).
В экспозиции Русского отдела выставки уже фигурировал небольшой павильон-киоск в русском стиле, исполненный (предположительно) по его проекту для московских чаеторговцев Перловых.
05.
Конец XIX столетия ознаменовался ростом популярности идеи индивидуального жилища. Возможно, уже тогда возникла у Соловьёва мечта о собственном доме-особняке, вполне удобном для жилья и работы, насквозь проникнутом духом творчества. На фоне нарастающей урбанизации парадоксальным образом оказывался востребован тип городской виллы, близкий традициям московской городской усадьбы. Разумеется, строительство и обустройство такого домовладения было делом затратным. Поэтому первыми произведениями в этом жанре стали дома представителей наиболее состоятельной части буржуазии - Морозовых, Рябушинских, Кузнецовых, Якунчиковых.
Однако, довольно скоро в Москве появляются собственные дома архитекторов - как отклик на соответствующую европейскую тенденцию. Более скромные по размерам и оформлению, эти постройки, в числе которых следует назвать дом Фёдора Шехтеля в Ермолаевском переулке и особняк Льва Кекушева на Остоженке, в художественном отношении не уступают виллам промышленников и банкиров. Современник, петербургский архитектор и критик Борис Николаев, не без сарказма констатировал в начале 1900-х: «Волна новых художественных идей в Европе… отразилась и здесь, и вылилась в весьма своеобразную форму. Особенно - особняки…». Это можно всецело отнести и к собственному дому архитектора Соловьёва, выстроенному на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков в 1901-1902 годах.06.
07.
08.
С. Соловьёв. Проект собственного дома, 1901. Фасады.
09.
С. Соловьёв. Проект собственного дома, 1901. Фасады.
Как мы сейчас видим, красивейшее четырехчастное окно фасада здания выходящего в Хлебный переулок, скорее всего уничтожено...
Оно и крайнее правое окно особняка закрыто уродливыми металлическими жалюзи.
С уверенностью в облике московской постройки опознаются черты двух знаковых произведений раннего франко-бельгийского модерна - дом-студия архитектора Поля Анкара в Брюсселе и доходный дом «Кастель Беранже» Гектора Гимара в Париже. Московская постройка напоминает парижскую щипцовым завершением фасада, «ползущими» по диагонали окнами, которые выдают в экстерьере местоположение лестницы, интригующим сочетанием гладко оштукатуренных поверхностей (имитирующих каменные детали) с фактурой облицовочного кирпича и пластичными металлическими элементами. Что же касается брюссельского прототипа дома Соловьёва, то здесь стоит говорить о прямом цитировании фасадной композиции ателье Анкара.
10.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/60676/99239988.160/0_171e86_624509e2_XL.jpg)
Московский зодчий изящно «вплетает» её в свой проект, усиливая романтический флёр посредством скульптурного декора, выполненного Николаем Андреевым. Его "Лев" (скульптурный горизонтальный рельеф справа от парадного входа) "в стиле модерн" акцентирует личную, индивидуальную независимость, и спектр значений этого образа становится гораздо шире - в интерпретации знаменитого скульптора - это гибкий стремительный хищник.
11.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/105980/99239988.160/0_1727d5_8bb672fd_XL.jpg)
Слева от парадного входа - отверстие для корреспонденции сбоку от входной двери - оно оформлено в виде стилизованной летучей мыши, расправившей крылья.
12.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26144/99239988.160/0_1727d4_6b2d3340_XL.jpg)
13.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/103091/99239988.160/0_1727d8_473ea87c_XL.jpg)
14.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/142729/99239988.160/0_171e8e_da59499f_XL.jpg)
В замысловатых узорах круглых медальонов под нависающим карнизом заключены даты строительства дома - частично арабскими, частично римскими цифрами: «1-9-0-1» и «MD-CC-CC-II» («1902»).
15.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/40801/99239988.160/0_171e87_e673ffff_XL.jpg)
Майоликовые медальоны.
16.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98050/99239988.160/0_171e97_b14f5f02_XL.jpg)
17.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30536/99239988.160/0_171e98_79eff1e3_XL.jpg)
18.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/95108/99239988.160/0_171e99_df9a2d3e_XL.jpg)
Автоматические ворота особняка.
19.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25921/99239988.160/0_171e88_8ff8f8cc_XL.jpg)
20.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/95108/99239988.160/0_171e93_900f12c6_XL.jpg)
21.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/109878/99239988.160/0_171e94_83e88be3_XL.jpg)
22.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98050/99239988.160/0_171e95_3d834df6_XL.jpg)
23.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/137468/99239988.160/0_171e96_c907f997_XL.jpg)
24.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/48448/99239988.160/0_171e90_e744e11d_XL.jpg)
Изящные кованые кронштейны, поддерживающие вынос кровли особняка.
25.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30536/99239988.160/0_171e91_fc94d8ac_XL.jpg)
26.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/118251/99239988.160/0_171e8f_8a316c75_XL.jpg)
Трехчастное окно особняка Соловьёва, выходящее на Малый Ожевский переулок.
Из этого окна, якобы Маргарита и вылетела на метле направляясь на шабаш...)
Внушительное трёхчастное окно по бокам украшено волютами...,
27.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/57551/99239988.160/0_171e9c_80c91199_XL.jpg)
28.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/152444/99239988.160/0_1727d3_1cbc8973_XL.jpg)
...а под ним - значительным по площади панно, выложенных майоликовой зелёно-аквамариновой рельефной плиткой с растительным рисунком...
29.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/96770/99239988.160/0_171e9b_6b62a7ec_XL.jpg)
На фасаде по Малому Ржевскому переулку преобладают арочные окна. Вот одно из них - с венчающей арку химерой.
30.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98050/99239988.160/0_171e92_3aeaa22d_XL.jpg)
31.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50388/99239988.160/0_1727dd_e61986b0_XL.jpg)
Здание стерегут и лепные совы (в нижней части угловых колонн)...,
32.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/94372/99239988.160/0_1727d6_ab0bf6b4_XL.jpg)
33.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27836/99239988.160/0_1727d7_19697802_XL.jpg)
а на фасаде по Хлебному переулку разворачивается целая сюита символических образов, намекающих на атмосферу творчества и красоты, царящую в стенах особняка.
34.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/118251/99239988.160/0_171e8d_7280f6ab_XL.jpg)
Авторство же керамических деталей достоверно не установлено, хотя можно не сомневаться в том, что их изготовителем был завод «Абрамцево» за Бутырской заставой, названный его владельцем, Саввой Мамонтовым, в честь своей прославленной усадьбы. Исследователи предполагают возможность использования в качестве эскизов работ различных живописцев - от Марии Якунчиковой-Вебер и Михаила Врубеля до Виктора Васнецова.
35.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25921/99239988.160/0_171e89_15b5a501_XL.jpg)
Атрибуция авторства пейзажного панно М. Якунчиковой впервые была сделана В.М. Петровой в её диссертации, посвящённой керамическому убранству архитектуры конца XIX-начала XX в. Альтернативная гипотеза была выдвинута М.В. Нащокиной, которая на основании сходства мотива панно с одной из акварелей М. Врубеля предположила, что автором эскиза мог быть именно этот мастер. Версия о причастности к созданию панно В. Васнецова хранится как семейное предание наследниками С. Соловьёва. Надо признать, что из этих трёх гипотез две последние вызывают наименьшее доверие.
36.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/118251/99239988.160/0_171e8c_c9e43bdf_XL.jpg)
Это керамическое панно с видом античных руин при лунном свете и расположенная ниже барельефная головка Афины Паллады, наглядно покровительствующей искусствам, которые представлены изображениями четырёх «муз» - ваяния, живописи, архитектуры и музыки, - также решённых в майолике.
37.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/142729/99239988.160/0_171e8b_744f87ef_XL.jpg)
38.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51322/99239988.160/0_1727d9_ca2906f5_XL.jpg)
39.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27836/99239988.160/0_1727da_581a03de_XL.jpg)
40.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51322/99239988.160/0_1727db_ed19a76b_XL.jpg)
41.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/133056/99239988.160/0_1727dc_fa5c6389_XL.jpg)
Интерпретация образа Афины, напоминающей не столько древнюю богиню, сколько олицетворение femme fatal (роковой женщины), чарующей и одновременно пугающей декадентов, фокусирует в себе противоречивость этических и эстетических стремлений эпохи. Однако не стоит забывать про контекст. Появление столь «демонического» лика в сопровождении цветов дурманящего мака и перепончатых крыльев (намекающих на сродство с «почтовой» летучей мышью при входе?) на доме добрейшего семьянина и умеренного в своих артистических дерзаниях московского архитектора было способно вызвать не столько мистический трепет, сколько растроганную улыбку.
Как показывают архивные чертежи, мысль о столь насыщенном художественно-декоративном убранстве дома возникла не сразу. Первоначально на месте керамических панно с пейзажем и олицетворениями искусств предполагались фигурные филёнки, служившие для архитекторов-эклектиков безотказным средством обработки и заполнения фасадной поверхности. Появление изобразительных мотивов не просто оживило облик здания, но и существенно откорректировало его стилистические характеристики, приблизив его к образцам московского модерна, щедро украшавшимся многоцветными керамическими мозаиками. К слову, самый знаменитый из них,
отель «Метрополь», также украшен скульптурой вышеупомянутого Николая Андреева - его фриз «Времена года» лентой нескончаемого шествия мужских, женских, детских фигур опоясывает фасады здания.
Планировка дома отразила уклад жизни и специфику занятий домовладельца.
42.
Планы цоколя и 1-го этажа особняка Соловьёва
Входной вестибюль с парадной лестницей, ведущей на первый и второй этажи, вынесены в особую пристройку. На первом этаже главного объёма разместился рабочий кабинет архитектора с библиотекой и печью, облицованной кафелем; наверху - жилые комнаты и светлая чертёжная мастерская, в которой Сергей Устинович работал вместе со своими помощниками.
43.
44.
Интерьеры особняка Соловьёва (не сохранились).
В сентябре 1912 года архитектора не стало. Содержание дома, и прежде выходившее в копеечку, оказалось непосильным бременем для его вдовы с тремя юными дочерьми. Заложенный в Московском кредитном обществе ещё при жизни его строителя особняк было решено продать, а самим снять квартиру в только что возведённом доходном доме Филатовой на Арбате (т.н. «Доме с рыцарями»). К этому времени дом-студия в Малом Ржевском приобрёл репутацию одной из московских достопримечательностей. В частности, составители «Путеводителя по Москве», выпущенного в 1913 году для участников V съезда русских зодчих, сочли целесообразным поместить фото его фасада в числе наиболее значимых приобретений московской архитектуры последних лет.
Новым владельцем дома-студии Соловьёва стал также человек незаурядный, художник-график Павел Яковлевич Павлинов. К этому времени он, выпускник Морского кадетского корпуса, вольнослушателем посещавший классы Академии художеств, сделал окончательный выбор в пользу искусства и, выйдя в отставку, поселился в Москве. С 1914 года Павлинов входит в состав Московского Товарищества художников, а в грозном 1918-м возглавляет его. Дом в Малом Ржевском в этот период не только служит местом проведения художественных вечеров, собраний Товарищества, но и продолжает функционировать как творческая мастерская -- только уже не архитектурная, а печатная ксилографическая. В 1920-х Павел Яковлевич снискал известность как мастер книжной иллюстрации и преподаватель ВХУТЕМАСа.
45.
Художник-график Павел Яковлевич Павлинов
Павлиновы прожили в доме до 1921 года, хотя владение столь приметной недвижимостью в Москве стало опасным сразу после прихода к власти большевиков. По данным на 1923 год, по адресу Малый Ржевский переулок, дом 6 располагалось Полномочное представительство Грузинской ССР в РСФСР, преобразованное в связи с возникновением Советского Союза в Постоянное Представительство Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей до 1937 года Грузинскую, Армянскую и Азербайджанскую ССР. В 1960 году Малый Ржевский переулок был переименован в честь выдающегося грузинского композитора Захария Палиашвили.
В начале 1970-х бывший особняк Соловьёва, благодаря режиссёру Татьяне Лиозновой, отметился в 9-й серии культового для позднесоветской эпохи сериала «Семнадцать мгновений весны». В съемках он «сыграл» здание, в котором гестаповцы держали захваченную ими русскую радистку - «пианистку» Кэт...
46.
В кадре - автомобиль эсэсовской "наружки" крупным планом и автомобиль штурмбаннфюрера Рольфа, подъезжающего в этот момент к парадному крыльцу особняка - по Малому Ржевскому переулку со стороны Поварской.
Вплоть до распада Союза в доме №6 находилось Постоянное Представительство Грузинской ССР при Совете Министров СССР, со временем закономерно превратившееся в посольство суверенной Грузии (в настоящее время - Секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии). В советский период к бывшему дому архитектора Соловьёва пристроили кубический модернистский объём по линии Хлебного переулка. Вызванное понятным желанием пользователя увеличить полезную площадь, это добавление, заметно контрастирует со стилем особняка 1900-х годов.
Печальные «трансформации» его облика, продолжаются и в наше время - не так давно исчезла оригинальная двустворчатая дверь главного входа (ее можно увидеть на фото 06 и 07). Сменивший её безликий металлический лист на петлях ничем не отличается от современных убогих аналогов. Стоит пожалеть и об утраченной отделке интерьеров, спроектированной автором-домовладельцем с большим вкусом и мастерством исторической стилизации. Сегодня эта красота доступна нам лишь на архивных фотографиях (фото 32 и 33).
47.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25921/99239988.15f/0_171e85_d061853b_XL.jpg)
Ну, и, наконец, и о готическом "особняке Маргариты". Как я и упоминал, этот особняк не входит в число наиболее вероятных претендентов на эту торжественную роль. Однако, тем ни менее, можно только представить, что именно в его трехстворчатое окне второго этажа, перед полетом, Маргарита "села на подоконник боком... лунный свет лизнул ее с правого бока... Полюбовавшись на луну, Маргарита повернула голову в сад и... увидела (соседа) Николая Ивановича"…) В наличии у нас близость Арбата, Патриарших, угловая часть дома на юго-востоке, решетчатая ограда и сад… В общем, всего этого уже достаточно, чтобы превратить этот особняк место, где творилось начало мистических превращений Маргариты в Королеву Бала, сами знаете у Кого…
Для тех, кто пытливо захочет узнать выводы дотошных исследователей о "том самом особняке", с удовольствием направляю вас по ссылке ниже к Альфреду Баркову - «Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение, к главе XXV. Готический особняк Маргариты. Там вы найдете целое увлекательное расследование об особняках Маргариты, да и, вообще, это просто кладезь ценнейшей информации о Мастере и Маргарите)
Источники:
Блог Ильи Печенкина. Архитектура девятнадцатого века. И кроме того… Чужеземная грёза московского зодчего.
Дом академика архитектуры С. Соловьёва. 12 апреля 2015 года.
Альфред Барков. «Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение.
Глава XXV. Готический особняк Маргариты.
© Vladimir d’Ar, 2016
Другие претенденты на роль "готического особняка Маргариты":
Дом архитектора Кекушева на Остоженке Особняк Саввы Морозова (Зинаиды Морозовой) на Спиридоновке Особняк Коровина в Малом Власьевском, 12