Гостиница «Метрополь» в Москве - Майоликовые панно фасада Метрополя. Часть 1.

Aug 04, 2016 10:48



Всего 41 фото

Как обычно, все начинается со случая, что инициирует бессознательный порыв, который, в свою очередь, выливается уже в детальное исследование предмета этих самых случайных событий. Обсуждая с моим другом по ЖЖ galik_123 - какое же точно количество майоликовых панно размещено на фасаде гостиницы «Метрополь» - я получил предложение самому выяснить сколько их, поскольку существовала версия, что всего панно 23, а не 22... (в процессе расследования оказалось, что даже эта цифра не совсем точна).

И когда, я, в очередной раз, «созрел» прогуляться с фотокамерой по Старой Москве, этот случай и был основным стимулом поснимать эти майоликовые панно. И, дело даже не в их количестве, а в том, что мне уже и самому давно хотелось внимательно по-рассматривать эти знаменитые мамонтовские майоликовые панно, поскольку стоять на тротуарах и делать это среди спешащих москвичей и стремительно гуляющих гостей столицы не совсем удобно, - ты как будто становишься «вне потока») Тем более, панно расположены в верхней части фасада Метрополя, они плохо видны, а детали и сюжет довольно сложно сейчас визуально вычислять, просто рассматривая их - панно закоптились, потеряли яркость и свои цветовые оттенки, так, что лучшим вариантом было сфотографировать их детально и, уже потом, при обработке, разбираться с деталями и, возможно, скорректировать цвета, добавив в меру их насыщенности. Сказано - сделано!

Так, что этот материал является попыткой собрать полную коллекцию майоликовых панно гостиницы «Метрополь», подсчитать их действительное количество и рассказать, заодно, об истории и архитектурном облике гостиницы «Метрополь», построенном в стиле модерн, волна интереса к которому вновь поднялась в моей любопытной и неугомонной душе.

Сейчас трудно представить Театральную площадь как без Большого, Малого театров, так и без гостиницы «Метрополь». Земельный участок, где сейчас расположен Метрополь, в течение ряда лет, по разным причинам, не застраивался. И лишь в 1834 году, генерал-губернатор Москвы Д.Ф. Голицын предоставил московскому купцу П.И. Челышеву право построить на этом участке «для отвращения безобразия в самом центре", красивое здание, такое, которое бы приносило пользу владельцу, и городу, «и прочим обывателям». В соответствии с замыслами Осипа Бове, создававшего композиционный ансамбль Театральной площади, строительство нового здания должно было осуществляться именно в стиле эпохи классицизма и продолжалось около десяти лет по его же проекту.
02.



Вот как оно выглядело в 1880 году.
03.


В этом здании, получившем среди москвичей название «челышевская крепость», была устроена гостиница с банями. Собственники этой земли, очевидно, неоднократно менялись. В справочнике «Вся Москва» за 1897 г. в списке 34 бань есть запись - «Театральная площадь, дом Челышева, «Челыши», владелец - некий Харитонов Михаил Филиппович»…
04.



К этому времени, архитектурный ансамбль классицизма на северной половине площади уже подвергся значительным переделкам. Сама Москва превратилась в крупный индустриальный город с высокими зданиями банков, страховых обществ и доходных домов, предопределивших повышение городской застройки до трех-пяти этажей.

Примером тому уже могли служить здания Исторического музея или Верхних торговых рядов на Красной площади. Это было вызвано не только возрождающимся интересом к историческому наследию, но и растущим влиянием на строительную деятельность представителей торгово-промышленных кругов, вышедших из крестьянской среды. К их числу относился известный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов.
05.


В 1890-х годах Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи - он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С.И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Л.В. Кекушев и Н.Л. Шевяков, однако Савва Мамонтов, отбросив мнение профессионалов, отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота под девизом «Женская головка», занявшему четвёртое место.
06.



Строительство Метрополя вскоре началось. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Однако реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено - в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшийся реализовываться проект «Метрополя») ушло на погашение долгов.

В том же 1899 году руководство этим проектом перешло к Петербургскому страховому обществу. Новые управляющие наняли опытного Кекушева в соавторы к Валькоту. Построенное здание имеет мало общего с валькотовским проектом 1899 года, однако тема «женской головки» сохранена в интерьерах.
07.


В проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В.В. Воейков.
08.



В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры. Почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С.П. Галензовским, работами руководил архитектор П.П. Висневский. Здание, выстроенное заново к 1905 г., знаменито художественным оформлением работы М.А. Врубеля, работ А.Я. Головина и Н.А. Андреева.
09.



10.



Фасад гостиницы "Метрополь", расположенный вдоль китай-городской стены.
11.



Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр.

«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П.П. Висневский, С.С. Шуцман, В.В. Воейков, С.П. Галензовский, В.И. Рубанов, М.М. Перетяткович, И.А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский и (предположительно) Ф. Шехтель. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм - здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.
12.



Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М.М. Перетяткович.

Здесь и далее, изложение истории Метрополя будет перемежаться с многочисленными фотографиями майоликовых панно, элементов архитектуры Метрополя и моими впечатлениями. Как всегда, я выделю курсивом мои личные измышления, соображения и комментарии)
13.



Как мы видим, южная сторона комплекса Метрополя "идет" вдоль чудом уцелевшей, реально старой стены Китай-города.
Мы же, начнем лицезрение уникальных майоликовых панно - с восточной стороны гостиницы Метрополь.
14.



По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими - он был более приспособлен для вольного художественного дополнения проекта. Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская - здесь изготавливались майоликовые панно для «Метрополя». Его фасады украшают панно, самое известное из которых - «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля. Оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены ряд других майоликовых панно - «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.
15.



Кстати, я выложу, дотошно, все фото скульптурного фриза «Времена года» гостиницы "Метрополь"...
16.



Гостиница «Метрополь» во многом благодаря богатому, неординарному и изысканному художественному оформлению воспринималась современниками как воплощённый манифест нового искусства.
17.



Майоликовое панно «Жажда» на восточном фасаде гостиницы «Метрополь».
18.



Малые майоликовые панно «Жажда» на фасаде гостиницы «Метрополь».
19.


20.



Переходим к северному, главному фасаду гостиницы "Метрополь".
21.



Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр.
22.



23.



24.



Майоликовое панно «Поклонение божеству» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
25.



Малые майоликовые панно «Поклонение божеству» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
26.



27.



Кстати, в левой, правой части главного фасада и западного фасада здания в небольших арках можно увидеть замечательные майоликовые вазы бирюзового цвета, выполненные на Абрамцевской фабрике. Они располагаются под малыми майоликовыми панно. Водостоки украшены скульптурами мальчиков.
28.



29.



Скульптурный фриз «Времена года».
30.



Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М.М. Перетяткович.
31.



32.



По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими - он был более приспособлен для вольного художественного дополнения проекта.
33.



Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская - здесь изготавливались майоликовые панно для «Метрополя». Его фасады украшают панно, самое известное из которых - «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля. Оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены ряд других майоликовых панно - «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Два из них мы уже посмотрели.

Скульптурный фриз «Времена года», как уже упоминалось, опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.
34.



На фото ниже - знаменитый майоликовый фриз Сергея Чехонина со словами Ницше. О ней чуит позже. Майоликове панно на этом фризе я не рассматриваю как отдельные и считаю их частью этого фриза.
35.



36.



Майоликовое панно «Поклонение природе» на главном фасаде гостиницы «Метрополь»
37.



Это панно находится слева от врубелевского масштабного панно "Принцесса Грёза"
38.



Часть скульптурного фриза «Времена года», под  Майоликовое панно «Поклонение природе» гостиницы «Метрополь»
39.



40.



41.



Материал пришлось разделить на две части. В следующей второй части мы продолжим осмотр фасадов гостиницы "Метрополь" и узнаем немного деталей о захватываюем воображение главным майоликовым панно Михаила Врубеля "Принцесса Грёза" на главном фасаде здания.

Источники:
Николай Малинин. Метрополь. Московская легенда. М., 2015.
Метрополь. Портал "Прогулки по Москве". liveinmsk.ru.
Википедия

© Vladimir d’Ar, 2016

Часть вторая

майоликовые панно метрополя, гостиница метрополь, гостиница метрополь в москве, метрополь

Previous post Next post
Up