Всего 18 фото
Переулки центра Москвы могут скрывать очень значимые архитектурные достопримечательности. Кривоколенный переулок как раз и являет собой место, где находится множество примечательных зданий, в том числе в стиле модерн и эклектики. В первую очередь выделю доходный дом Е.А. Скальского, что расположен на углу переулка и как бы «организует» собой всё пространство этой узкой улочки. Кривоколенный был в своё время прямым, но после появления в XVIII веке усадьбы Меншикова (где и была выстроена
Меншикова башня) переулок повернул направо от центра в сторону Архангельского.
Этот доходный дом сам, а точнее, участки его фасада, можно увидеть издали, что с Мясницкой, что с Чистых прудов. В лучшее время он являлся так называемым «тучерезом» как знаменитый
Дом Нирнзее или
«Дом с рыцарями» на Арбате, схожий, кстати с описываемым сейчас, как близнец. Это было уже время эклектики, что отразилось как на внешнем облике здания, так на внутренней отделке интерьеров и парадных. История появления и городской жизни этого здания крайне увлекательная. Однако, всё по порядку.
Угловое владение по Кривоколенному переулку, 14 с 30-х годов XVIII века и почти до XIX века принадлежало князю Якову Петровичу Долгорукову, потом его жене Анне Михайловне, урожденной Аргамаковой. Усадьба с двухэтажными палатами находилась в глубине участка, а хозяйственный двор выходил в соседний, Архангельский, переулок.
02. Хотевский план Москвы 1852 года. Красным контуром выделен участок князя Долгорукого
В 1809 году владение принадлежит английскому купцу Ивану Пикерсгилю. В пожар 1812 года уже трехэтажное строение главного дома уцелело. В 1841 году владение числится за вдовой Лукерьей Ивановной Пельдор с детьми. Ее сын Роман стал московским купцом, и через него из заграницы можно было выписывать разные машины: паровые, прядильные, ткацкие, лесопильные, печатные и др. В 1850-х годах владение принадлежало купцу Иордану, а потом уже банкиру Ахенбаху.
В период 1860-1910-х годов усадьба стала объединяться с соседним, южным, участком (по Архангельскому пер., дома №№ 7 и 9), где строятся дома по проекту архитектора И. Благовещенского. В 1898 году владение принадлежит Московскому торговому банку. Часть территории по переулку перешла к дому № 14, к Евгению Александровичу Скальскому, для которого в 1912 году архитектор И.Г. Кондратенко и возводит указанное семиэтажное здание с эркерами и балконами.
03. Фасад доходного дома Е. Скальского со стороны Мясницкой
Кондратенко спроектировал сложный парадный фасад, зафиксировавший исторически сложившийся излом красной линии Кривоколенного переулка (заглавное фото).
04. Фасад доходного дома Е. Скальского со стороны Мясницкой
Фасад членится на три части: центральная, оказавшаяся на одном из колен переулка, скруглена, а две боковые части выделены плоскими ризалитами и верхними эркерами. Оформление фасадов эклектично. Здесь и лепнина в стиле неоклассики, эркеры подчеркнутые лопатками, вносящие нотку неоготики, и цветочное обрамление консолей, поддерживающих балконы в стиле модерн. Как водится, квартира владельца дома находилась здесь же, а соседнюю занимал его сын Владимир.
05. Фасад дома Скальского
Первый этаж дома былотдан под конторы и торговые помещения, в частности, с 1912 года одно занимал один из первых в Москве магазин по продаже автомобилей. Интересный момент - на здании восстановлена вывеска времен НЭПа. Средства на реставрацию вывески собрали простые москвичи.
06. Заводско-техническая контора инженера Фалькевича времен НЭПа
Фалькевич был управляющим и совладельцем кислородного завода, выпускавшего сжатый газ для технических и медицинских нужд. В 1924 году предприятие стало частью советского треста «Сжатый газ» и перестало существовать.
07. Подробный план Москвы 1937 год. Земельный участок Е. Скальского
В небольшом дворе, окруженном объемными выступами дома, проектом был предусмотрен складской корпус (карта выше)
08. Кривоколенный переулок. Вид в сторону центра
В парадных подъездах - впечатляющие кессонированные потолки, арка над лестницей вестибюля и мозаичные полы, а на стенах вестибюля - барельефный фриз с древнеримскими персонажами.
09. Первый подъезд - парадная. Лаконичная одноцветная покраска стен
С 1921 по 1941 годы году в доме расположилась редакция первого советского толстого журнала «Красная Новь». Его главным редактором до 1927 года был литературный критик, писатель Александр Воронский, а первым редактором литературно-художественного отдела - Максим Горький, проработавший в журнале несколько лет вплоть до своего отъезда в Италию.
10. Доходный дом Скальского. Первый подъезд - парадная. Вид со стороны подъезда
В редакции бывали и публиковались в журнале Юрий Олеша, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Исаак Бабель и многие другие.
11. Второй подъезд - парадная. Полихромная покраска лепнины
Примечательно, что в редакции журнала «Красная Новь», находившаяся в этом здании произошла знаменитая драка между поэтами Есениным и Пастернаком. Поэты печатались в этом журнале. Однажды завидев Пастернака в редакции, пьяный Есенин уже не в первый раз стал самым навязчивым и наглым образом задираться, крича, что даже Маяковский больше его и талантливее, а сам Пастернак - сорняк, выросший посреди русской поэзии. Пастернак ответил, крепко пройдясь словом по хулиганской натуре Есенина. Тот тут же врезал Пастернаку по лицу. Вронский и поэт Казин бросились их разнимать...
В своем автобиографичном романе «Алмазный мой венец» Валентин Катаев описывает этот случай, произошедших в редакции: «И вот я уже стою в тесной редакционной комнате «Красной нови» в Кривоколенном переулке и смотрю на стычку «королевича» (С. Есенина) и «мулата» (Б. Пастернака). Королевич во хмелю, мулат трезв и взбешен. А сын водопроводчика их разнимает и уговаривает: ну что вы, товарищи. Испуганная секретарша, спасая свои бумаги и прижимая их к груди, не знала, куда ей бежать: прямо на улицу или укрыться в крошечной каморке кабинета редактора Воронского, который сидел, согнувшись над своим шведским бюро, черный, маленький, носатый, в очках, сам похожий на ворону, и делал вид, что ничего не замечает, хотя «выясняли отношения» два знаменитых поэта страны».
12. Второй подъезд - парадная. Полихромная покраска лепнины
Здесь же с 1922 по 1929 гг. находилось издательство «Круг». Оно выпускало художественную литературу, а секретарем его служил писатель Борис Губер.
Что интересно, если вы заметили, реставрация в первом подъезде и во втором принципиально разные по цветовой гамме и качеству работ. Видно, что ремонт парадных проходил в новейшее время и скорее всего силами нынешних жильцов.
13. Второй подъезд - парадная. Полихромная покраска лепнины. Стилизованные арки на стенах парадной
Одно время здесь будут жить прозаик и драматург Всеволод Вячеславович Иванов и (до ареста и расстрела) польский поэт-коммунист, драматург и публицист Витольд Вандурский и поэтесса, драматург, переводчица Муза Павлова. В разное время в доме также проживали виолончелист Л.В. Березовский, ученый-физик А.И. Алиханян, ученый-дерматолог А.П. Иордан.
14. Второй подъезд - парадная. Полихромная покраска лепнины. Лепнина крупным планом
Мастерская Рудольфа Хачатряна и Натальи Шнайдер.
Рассказывает художник, сын Рудольфа Хачатряна: «Отцу дали эту мастерскую через союз художников лет 40 назад. Это было нежилое, разбитое чердачное помещение, с торчащими трубами, без стен, без потолков. Но когда отец увидел окна и вид из них, сразу согласился. Соседнее помещение тогда же дали замечательной художнице Ирине Мещеряковой. Подвал тоже худфондовский, там сначала работал какой-то грузинский скульптор, а потом краснодеревщик. И в первом подъезде на чердачных помещениях тоже художественные мастерские».
15. Второй подъезд - парадная. Полихромная покраска лепнины
«В советское время здесь были одни страшные коммуналки. Подъезд вонючий. Была замечательная история. Раиса Максимовна Горбачева во время перестройки организовала здесь клуб жен членов Политбюро, и куратором по культуре был первый руководитель Фонда культуры, солидный чиновник. Они придумали развивать культуру среди этих женщин и стали, в частности, ходить по мастерским художников. А Раиса была поклонницей творчества отца, и вот они решили сделать сюда визит. Перед этим приехала служба безопасности, и они чуть ли не выписали своих уборщиц, чтобы вымыть весь подъезд снизу доверху, расставили своих ребят на каждой лестничной клетке, чтобы соседи не выпадали из своих квартир, и даже лифтеров вызвали. В тот день в подъезде было очень чисто».
16. Второй подъезд - парадная. Полихромная покраска лепнины. Арка на лестницу из парадной
«Когда в доме были капитальные ремонты, здесь толпились рабочие - все пьяные, даже сварщики. В одной из квартир жила дама бальзаковского возраста, с косой до попы. Такая «дама из Амстердама». У нее меняли трубы, и сварщик забыл положить на пол асбест. Приходит она домой - и видит, что у нее на полу прогоревший паркет. Она завопила. А он, в телогрейке, здоровый такой, с этим автогеном, замычал и одним движением случайно срезал ей косу. Приступ, сердце, «скорая помощь».
17. Кривоколенный переулок. Слева дом Е. Скальского
«Мастерская отца стала своего рода культурным центром. Часто собирались гости. Вся «Таганка» здесь бывала, Сергей Параджанов, Лавиния Бажбеук-Меликян, Николай Никогосян, Таир Салахов. Отец делал портреты. Большая комната изначально не была разделена стенкой - это было такое обширное пространство со сценой, и папин друг, пианист Александр Слободяник, когда у него дача сгорела, перевез к нам свой рояль. Он простоял у нас много лет. Отец устраивал музыкальные вечера. Приходили в гости и играли Лексо Торадзе, Фельцман, гениальный гитарист Панин. Тогда ведь, кроме Дома кино, Дома журналистов и мастерских художников, негде было собираться».
Рудольф Хачатрян: «Я жил в этом доме с 1989 по 1993 год. Там в коммуналке была комната моей второй жены. Квартира мне казалась огромной. До революции там жил какой-то врач-венеролог, а после революции квартиру уплотнили и превратили в коммуналку. И там была настоящая «воронья слободка» - рядом жили любопытные старухи, которые жаловались, что у нас ночью «очень тревожно скрипела кровать». А с улицы доносился колокольный звон Меншиковой башни»...
18. Кривоколенный переулок. Дом Скальского слева и за кадром
Художница, вдова Рудольфа Хачатряна: «Здесь были настоящие коммуналки, с велосипедами, висящими корытами, алкоголиками, детьми. Человек на 30-40. Алкоголиков было много. Многие даже не доходили до своих квартир, засыпали прямо на лестничной площадке. Замечательный пианист Алик Слободяник однажды привел к нам в гости Рихтера. Рихтер сидел, смотрел рисунки Рудольфа. А на лестнице шел жэковский ремонт. И когда усталый Рихтер после просмотра спускался с Аликом вниз по лестнице, из очередной квартиры выскочила такая баба в грязной спецовке, схватила Рихтера за грудки и стала кричать: «Ты киянку брал?»...
19. Доходный дом Е. Скальского - вид из соседних подворотен
Современная жизнь дома в Кривоколенном
В 1990-х годах все коммунальные квартиры были расселены. Половину из них сейчас снимают французские экспаты. Часть квартир стала офисами. Здесь находятся Московская ассоциация по правовым и налоговым вопросам и издательство «Ириас». Один из жильцов дома - цирковой режиссер и хореограф Валентин Гнеушев - в угловом помещении на первом этаже пытается организовать культурный клуб.
Источники:
Портал kinobaza24.ru. Интервью художника Рудольфа Хачатряна и его жены Натальи Шнайдер.
И другие
Зайти ко мне на Проза.ру Или на мой сайт © Vladimir d’Ar, 2023