Всего 23 фото
Этот дом не перепутать ни с одним домом Старой Москвы - знаменитый "Дом с рыцарями" на Арбате - № 35/5. Нас он, прежде всего, интересует тем, что согласно московским легендам именно в образе одного из рыцарей доходного дома Филатовой Михаил Булгаков вывел персонаж Коровьева-Фагота и как утверждается, - именно в таком образе «Мрачный рыцарь» сопровождал свиту Воланда с Мастером и Маргаритой. Откуда появилась эта легенда неизвестно. Однако она есть, есть кое-какие соображения о ее источнике и мы будем отталкиваться именно от них.
Далее под катом, история Дома с рыцарями и истоки легенд о мрачном рыцарском образе Коровьева-Фагота...
02.
Доходный дом А.Т. Филатовой - Я.М. Филатова построен по проекту архитектора В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова в 1913-1914 годах. Здание, фасад которого решён в неоготических формах, является самым крупным сооружением улицы - своеобразной кульминацией Арбата. По мнению ряда искусствоведов, Доходный дом А.Т. Филатовой - одна из лучших работ В.Е. Дубовского.
03.
Дом изначально предназначался для самых состоятельных жильцов. Для начала XX века дом выглядел небоскребом. Внутри были просторные помещения с витражами, мраморные лестницы с дубовыми и художественного литья перилами, огромные зеркала. Квартиры были большие, по 5-6 комнат, с непременными помещениями для прислуги при кухне.
04.
В советское время национализированные шикарные квартиры были превращены в коммуналки, но мраморные лестницы и дубовые перила остались. Некоторые квартиры не уплотнялись, а целиком доставались «высоким» квартирантам. Здесь жили Н.И. Подвойский (председатель Петроградского ВРК), в кв. 71 - командующий войсками Московского округа И.П. Белов, советский военачальник, командир дивизии, возглавлявший борьбу с мятежниками в июле 1920 г. в г. Верном (Алма-Ата) - этому событию посвящена книга его друга Д.А. Фурманова «Мятеж»; председатель «Союзпромэкспорта» Д.М.
05.
Здесь жил Колмановский с красавицей-женой, актрисой театра Вахтангова Валентиной Вагриной. Его расстреляли в 1937 году, а жену сослали. Она вернулась в 1946 году, но в свою квартиру уже не попала, лишенная жилья и необходимой для проживания прописки. В 50-е годы во время хрущевской «оттепели» её реабилитировали (мужа реабилитировали посмертно лишь в 1989), но артистическая карьера уже не сложилась, годы ушли на пребывание в иных местах. В этом же доме рос племянник её мужа композитор Э.С. Колмановский.
06.
Частым гостем в доме был В.Т. Шаламов, навещавший известного специалиста по французскому языку профессора В.Н. Клюеву.
07.
08.
По мнению поэта, барда Евгения Аграновича, печальный рыцарь на фасаде дома явился прототипом Коровьева-Фагота в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".
"...Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.
Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом...".
09.
Этот рыцарь находится на левой части фасада здания, что выходит на Арбат.
10.
"...- Почему он так изменился? - спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.
- Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!".11.
Сейчас рыцари на месте, и все так же взирают с высоты своего положения на суету внизу и, как пел Евгений Агранович:
«С надменным видом феодала
Взирает рыцарь на Арбат.
Таких, как он, сегодня мало,
Внизу не видно что-то лат.
Среди прохожей молодежи
Найти друзей мечтает он -
Галантных юношей, похожих
На рыцарей былых времен.
Последний рыцарь на Арбате
Стоит на доме тридцать пять.
Он понапрасну время тратит,
Других стараясь отыскать…».
«Последний рыцарь на Арбате».
12.
А вот этот рыцарь "смотрит" уже в Калошин переулок
13.
14.
По одной из версий считается, что рыцаря (рыцарей), стоящих нишах правой части фасада дома, снесло взрывной волной в 1941г., когда на театр Вахтангова упала бомба. Ниши эти пустовали, и в них прорубили окна...
15.
Исходя из законов симметрии - рыцарей должно было быть еще два... Сейчас на их месте окна, как вы видите.
16.
17.
Надо сказать, что уже после публикации, мне дали ссылку на вот это старое дореволюционное фото Дома с рыцарями. Как оказалось на нем с правой стороны "рыцарей" не наблюдается... Получается, что их в правой части фасада и вовсе не было. Оставим пока этот факт для разгадок...
18.
19.
20.
21.
22.
А так выглядит Дом с рыцарями из Большого Николопесковского переулка, в котором и находился Драмлит, куда прилетела Маргарита, разгромить квартиру критика Латунского, "погубившего Мастера"...
23.
Такова краткая история Дома с рыцарями на Арбате и истоки образа мрачного рыцаря Фагота в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Источники:
Разные
© Vladimir d’Ar, 2016