Дом Нирнзее, или Там, где встретились Мастер и Маргарита

Nov 24, 2016 16:28



Всего 40 фото

Дом Нирнзее - один из самых интересных, загадочных и легендарных сооружений предреволюционной Москвы. Наверное, многие слышали об этом удивительном доме, но нас это здание интересует, прежде всего потому, что именно здесь, в этом доме Михаил Афанасьевич Булгаков познакомился со своей будущей третьей женой - Еленой Сергеевной Шиловской, кто станет его верной, надежной подругой и прообразом Маргариты, из его романа «Мастер и Маргарита».

История самого дома очень любопытна и, даже, обширно мистична. Достаточно сказать, что здесь, по слухам бывал сам Григорий Распутин. Однако, давайте узнаем все поподробней и рассмотрим этот живой памятник Старой Москвы.
История земельного владения по Большому Гнездниковскому переулку, 10 прослеживается с начала XIX века, когда на этом месте находилась рядовая дворянская усадьба с каменными и деревянными постройками. На протяжении XIX века усадьба оставалась жилой и несколько раз меняла хозяев, пока семейство Кайсаровых, вступившее во владение в 1873 году, не приспособило старые постройки под меблированные комнаты для сдачи внаём. На протяжении следующих тридцати лет Кайсаровы несколько раз перестраивали существующие здания. В начале XX века на участке размещалось пять соединённых между собой каменных корпусов разной этажности (от одного до трёх). В 1909 году участок приобрела А.И. Быстрова, которая сделала в меблированных комнатах небольшой ремонт и переоборудовала один из корпусов под прачечную. В мае 1912 году мае участок у Быстровой купил под застройку архитектор Эрнст Нирнзее.
02.


Точных данных, что это фото является фотографией именно Эрнста Карловича Нирнзее, нет.

Биографических данных об этом человеке совсем мало. Неизвестна ни дата его рождения, ни смерти. Нирнзее, Эрнст-Рихард Карлович родился примерно во второй половине 1870-х - 1880-х годов. Приехал он в Москву со своим старшим братом Эрнст-Рихардом, Людовиком-Карлом, вместе с в 1898 году из Варшавы. Брат открыл в Москве слесарно-механическое предприятие, а младший, по образованию инженер-строитель, - строительную контору в собственном доме братьев в Курбатовском переулке. В 1900 году Эрнст Нирнзее окончил строительные курсы М.К. Приорова и в том же году получил разрешение Техническо-строительного комитета МВД на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части. Подписывал он свои работы как техник архитектуры. Не имея собственного стиля, Эрнст приспосабливался к требованиям времени - сначала к эклектике, затем к модерну, неоклассицизму и неорусскому стилю. Дома Нирнзее построены в центральной части Москвы - районах Тверской и Тверских-Ямских улиц, на Земляному Валу. Практически все здания - доходные дома. Всего их было построено около сорока.
03.


Однако, московский «тучерез» в Большом Гнездниковском переулке, 10, стал уникальным явлением своего времени. Эрнст Нирнзее решил возвести здание не просто превосходящее размерами все предыдущие постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Небольшие по размерам квартиры по проекту предполагались для проживания холостяков. 5 мая 1912 года Нирнзее обратился в городскую управу за разрешением «…выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом»… «…с отдельной столовой над частью 9 этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом…», а 28 июля он представил в управу и проект здания. Разрешение было получено и уже летом 1913 года оно было возведено под крышу и начались отделочные работы.
04.


Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой свыше 40 метров - самое высокое жилое здание Москвы и один из очагов общественной жизни столицы. По воспоминаниям Валентина Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил вертикальной доминантой Тверского района и казался «…чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы…».
05.


В доме имелись своя телефонная подстанция, электрические лифты. Двери были оборудованы электрическими звонками, а на крыше был расположен летний ресторан «Крыша», при котором работал «Театр миниатюр с музыкой». Имелась также и смотровая площадка.

Эта арка дома № 17 по Тверской улице - она ведет в Большой Гнездниковский переулок к дому № 10 - "Дому Нирнзее"...
Он уже сразу частично виден с Тверской.
06.



Еще незадолго до заселения дома над крышей его люди стали замечать какие-то странные огоньки. Москвичи называли эти огоньки чёртовыми фонарями и объясняли их проклятьем, лежащим на этом доме. И действительно, еще до окончания строительства в доме возник пожар, и хотя его быстро удалось ликвидировать, а его причины отыскать так и не удалось.
07.


Как только Рихард Карлович вселился в этот дом, переехав оттуда из своего семиэтажного «Дома со скворечником» в Трехтрубном переулке, на его голову посыпались неприятность за неприятностью. Буквально на третий день супруга архитектора и домовладельца Варвара Романовна подвернула ногу на лестнице и надолго слегла с растяжением, а вскоре стала слышать «голоса». Эрнст Карлович возил ее по докторам, но те находили ее здоровой. Вскоре на «голоса» стали жаловаться и другие жильцы дома, а супруга надворного советника Селезнева даже обвинила домовладельца в том, что он сам разводит голоса при помощи каких-то акустических устройств. Тщетно Нирнзее объяснял жильцам, что это ему просто невыгодно, поскольку ему надобно не отпугивать, а привлекать постояльцев, но вслед за обвинениями в разведении потусторонних голосов последовали и обвинения в шпионаже в пользу Германии. Говорили, что он нарочно выстроил дом возле здания «охранки», чтобы наблюдать за его сотрудниками.
08.



Тут как назло началась первая мировая война, и квартира Нирнзее подверглась погрому. В довершение ко всему, старший сын Карл ни с того ни с сего начал много пить и вскоре в нетрезвом состоянии упал с крыши этого дома, где, кстати, находился летний ресторан «Крыша».
09.



Некоторые люди нарочно приходили в «Крышу», чтобы сброситься с крыши дома, а некоторые падали оттуда по неизвестной причине. Однажды одного приличного господина поймали буквально за пиджак, когда он перелезал через ограждение. Когда его спросили, почему он хотел свести счеты с жизнью, он заявил, что вовсе не собирался этого делать, а на него нашло какое-то помутнение сознания.
10.



Чтобы очистить дом от злого рока, хотели пригласить священника из расположенного поблизости Страстного монастыря. Однако иеромонахи наотрез отказались, сказав «не нами проклято, не нам и снимать проклятие».

В конце концов, 11 августа 1915 года домовладелец продал дом банкиру Дмитрию Леоновичу Рубинштейну за 2 миллиона 100 тысяч рублей. Рубинштейн был другом Распутина и однажды сам Распутин приехал очищать от нечисти дом, от которого отказалась церковь. После его заговоров, несчастья в доме временно прекратись, а голоса и огоньки исчезли. Рубинштейн стал сдавать квартиры в основном театралам, и в подвале дома даже появилось кабаре «Летучая мышь». Жили там, в основном, актеры МХАТа.
11.



После убийства Распутина «чудеса» возобновились, но после революции вновь временно прекратились или на них просто перестали обращать внимания. Что интересно - дом этот больше никогда не горел, а в соседних зданиях с момента его постройки участились пожары. Однажды, 2 марта 1917 года загорелось даже здание московской охранки. Глядя из окна этого дома на этот пожар, застрелился бывший глава этой самой охранки, полковник Отдельного корпуса жандармов Сергей Васильевич Зубатов.

Самоубийством закончилась и жизнь Владимира Маяковского, долгие годы прожившего в этом доме. И, хотя застрелился он в доме № 3 по Лубянскому проезду, без влияния этого дома дело явно не обошлось.
12.



13.



14.



Встреча с Мастером
Случались в этом доме и положительные события, но и они носили мистический характер. Так, именно в этом доме, в квартире № 527, 28 февраля 1929 года на вечеринке (на масленицу) у приятелей-художников братьев Моисеенко, Михаил Афанасьевич Булгаков познакомился с Еленой Шиловской (урожденная Нюрнберг, по первому мужу Неелова) - женой краскома Евгения Александровича Шиловского, бывшего прототипом Рощина из «Хождений по мукам» Алексея Толстого.

Так, что именно здесь впервые шли вдвоем Мастер и его Маргарита...
15.



16.



17.



Елена подружилась со второй женой писателя, Любовью Евгеньевной, и зачастила в дом Булгаковых. «У них было трудное материальное положение, - пишет она потом в дневнике. - Не говорю уже об ужасном душевном состоянии М.А. Всё было запрещено… На работу не брали даже типографским рабочим». «…Все мои литературные произведения погибли, а также и замыслы, - пишет в это время Булгаков брату, - я обречен на полную голодовку»...
18.


Тайный роман между Булгаковым и Шиловской возник очень быстро. Брак с Любовью Белозерской к тому времени исчерпал себя. Супруга все дни проводила в компании друзей, у нее наметился новый роман, и она не скрывала своего безразличия к мужу. Елена же, напротив, посвящала ему все свое время.
19.


Елена Сергеевна Шиловская - Булгакова - МАРГАРИТА

Заподозрив неладное, Шиловский запретил ей встречаться с писателем. Они не виделись больше года. Но первая же встреча после разлуки стала роковой. Елена Сергеевна ушла от мужа. Развод был мучительным, так как Шиловский обожал жену и сыновей. Он был в таком отчаянии, что однажды едва не убил Булгакова. «Не будете же вы стрелять в безоружного? - тихо спросил писатель, стоя перед наставленным на него пистолетом. - Дуэль - пожалуйста». И Шиловский смирился... По другим сведениям, во время их дуэли, оба револьвера дали осечки, и Шиловскому ничего не оставалось, как дать супруге развод, настояв на том, что сын Евгений останется с ним.

Жизни Елены Сергеевны до разрыва с Шиловским многие могли бы позавидовать. Престижный дом, в котором жило все высшее руководство страны, в том числе Тухачевский, Уборевич, приемы, роскошная светская жизнь, вышколенная прислуга, любящий супруг и неистово любимые дети. Все это она бросает и уходит к нищему, неприкаянному и всеми хулимому писателю...20.



Однако, вернемся к Дому Нирнзее. Давайте посмотрим, что этот дом представлял собой изнутри.
Во многом отделка дома сохранилась...
21.


Сейчас это обычный жилой дом в центре Москвы.
22.


Во многих местах Дома Нирнзее сохранилась оригинальная дореволюционная напольная плитка...23.


24.


25.


... и многочисленные подъездные и квартирные двери...
26.

27.


28.


В 30-х годах на седьмом этаже этого дома поселился Прокурор СССР Андрей Януарьевич Вышинский. Он пользовался отдельным лифтом, и с другими жильцами не общался. Но не Вышинский был самым важным из живших в здании персонажей.

В 1936 году в этом доме родился Леонид Ильич Веспер, которому впоследствии, за неимением достойной женской кандидатуры, выпало стать "Главведьмой Советского Союза". Семья Весперов выглядела обычной интеллигентной семьей, Отец, Илья Станиславович, был гинекологом, а мать числилась акушеркой в той же консультации, которой заведовал ее муж. Однако на службе появлялась она лишь в день зарплаты, а основным ее занятием было гадание. В том самом тридцать шестом году, постановлением партии и правительства от двадцать седьмого июля в СССР были запрещены аборты. Вот тут-то и нашла применение другая профессия супруги Ильи Станиславовича - она была ведьмой, как утверждают сторонние источники. Подпольные аборты карались тогда уголовным кодексом, и к этому рискованному делу Илья Станиславович не прибегал. Он просто направлял клиенток к жене, и та, используя колдовство, избавляла их от нежелательной беременности без какого-либо вмешательства. Впоследствии этот дар, да и не только этот, она передала за отсутствием дочери единственному сыну, и в возрасте 13 лет он прошел малое посвящение в ведьмы (ведьмаки)...)
29.

Закрытый вход на 10-й этаж к редации журнала "Вопросы литературы".
30.


Крыша дома Нирнзее сегодня. Теперь здесь вместо ресторана "Крыша " располагается редакция журнала "Вопросы литературы".
31.


В подвале дома работали: театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915), кабаре «Кривой Джимми», цыганский театр «Ромэн», театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь в 1924 году открылся Театр сатиры. На первом этаже находилась московская контора берлинской газеты «Накануне». В годы нэпа на крыше дома можно было посетить кинотеатр, ресторан и висячий сад с архаичной, но идеальной гидроизоляцией из свинцовых пластин. Прежде того на крыше дома помещался зимний съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин».
32.


Крышу Дома Нирнзее и его аттик с мозаичным панно можно увидеть с Тверского бульвара.

В начале 1918 года доходный дом национализировали, а оставшихся прежних жильцов выселили. Согласно городской легенде, сам Нирнзее покончил с собой зимой 1918 года, бросившись в лестничный пролёт... По другим сведениям - имя Нирнзее всплыло впоследствии в США и было связано со строительством в Нью-Йорке пары крупных небоскребов...
33.



Бывший доходный дом отдали под жильё советской номенклатуры, присвоив ему новое название - "4-й дом Моссовета". Здесь расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал Л.Б. Каменев, а в его в состав включили новых жильцов - В.Н. Подбельский, Е. К. Малиновская, И. С. Лихачёв, А.С. Бубнов, А.Я. Вышинский (занимал две большие квартиры на 8-м этаже). В начале 1920-х годов в доме жили партийные деятели П.И. Баранов, Г.Л. Пятаков, М.Ф. Шкирятов, С.П. Акопян, В М. Михайлов, отец и брат Л.Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И.Г. Филипченко. Многие жильцы дома были репрессированы в годы «Большого террора».
34.



Дом связан с именами Михаила Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К. Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского, Ляли Чёрной и других. Здесь жили актриса Валентина Токарская, композитор Модест Табачников, живописец Василий Кандинский.

Во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия, которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов).
35.



В послевоенное время на территории дома работали три детсада, наиболее престижный из которых (частная инициатива «старых большевиков» Климохиных) находился на 9-м этаже. А.Д. Синявский, водивший ребёнка в этот детсад, «поселил» на верхнем этаже здания смертельную сосульку, которой было суждено оборвать жизнь главной героини его повести «Гололедица» (1961).
36.



В настоящее время здесь располагаются: Учебный театр ГИТИС, студия «Бета Бор Мюзикл», Московское концертное объединение «Садко», журнал «Вопросы литературы», Фонд содействия развитию литературы «Литературная критика».

Дом остаётся жилым, примерная стоимость однокомнатной квартиры с хорошим ремонтом (32 м²) на восьмом этаже к осени 2016 года составляет около 18-19 миллионов рублей...
37.



Это фото мозаичного панно на фасаде Дома Нирнзее - вид с Тверского бульвара.
38.



Автором венчающего аттик здания керамического панно "с лебедями" является художник Александр Яковлевич Головин (1863-1930 гг.).
39.



40.



Наибольшей популярностью в доме Нирнзее во все времена пользовалась знаменитая "Крыша". В интервью, данном корреспонденту «Московского листка» в мае 1913 года, сам архитектор говорил: «Поверите ли, я до сих пор не могу налюбоваться видом Москвы отсюда… Да, что я… Даже мои каменщики в праздничные дни забираются сюда, наверх, и простаивают в молчаливом созерцании целые часы». На крыше находились кафе и ресторан - с прекрасным видом и, как писали газеты, «горным воздухом...», работали картинная галерея и кинотеатр, снимались фильмы, устраивались футбольные матчи и гуляли воспитанники местного детского сада.

Дом Нирнзее является уникальным жилым домом Старой Москвы. Он стал частичкой концентрированной истории нашего города, её значительной и неотъемлемой частью, а также частью вечной истории Мастера и Маргариты...

Источники:

Тайны булгаковской Маргариты. Алевтина Рябинина. Научно-культурологический журнал. №4 (126) 16.02.2006.
Заколдованный дом Нирнзее. Самое высокое жилое здание дореволюционной Москвы. Русский портал.
Википедия
Фото внутренних тпространств дома - fotoduet.ru

© Vladimir d’Ar, 2016

булгаков, булгаковская москва, мастер и маргарита, тучерез, москва, дом нирнзее

Previous post Next post
Up