Всего 14 фото
Церковь Тихона Амафунтского Чудотворца на Арбасткой площади утрачена в лихие времена 30-х годов прошлого века. Храм чрезвычайно интересный как своей историей, так и архитектурой. Характерной его особенностью была переходная арка от дворца усадьбы Г.И. Головкина. Первоначальный старый облик церкви можно представить только по работам художников-современников (заглавное фото), поскольку фотокамер тогда еще не было. Вместе с
церковью Бориса и Глеба церковь создавала единый архитектурный ансамбль на Арбатской площади.
Эта церковь находилась примерно на месте наземного вестибюля станции метро Арбатская первой очереди. Храм посвящался святому Тихону из города Амафунта, епископу, прославленному чудотворством на Кипре, где он жил и обращал язычников в христианство. Имя св. Тихона особо почиталось в России. В его честь возводились храмы в Москве, Нижнем Новгороде, Казани и других городах. Его, очевидно, особо почитали за чудеса, связанные с изобилием и достатком.
02. Святой Тихон Амафунтский
Тихоновская церковь отличалась необычностью постройки. Церковное здание состояло из двух половин, выстроенных в разное время. Каждая половина имела законченный вид и завершалась куполом с главкой. Северная, более древняя часть с приделами Святого Тихона (от которого и пошло название церкви) и Святого Никиты относилась к 1690 году. Ее выстроили по повелению царевны Софьи на месте старой церкви, известной с 1620 года, заложенной при первом царе из Дома Романовых Михаиле и погибшей в огне очередного московского пожара. Царевна повелела церковь отстроить и сама присутствовала на освящении нового церковного здания.
03. Арбатские вороте (выделены оранжевым контуром) и месторасположение церкви святого Тихона Амафунтского (выделена синим контуром)
В 1756 г. возвели южную половину с престолом Воскресения Словущего. Церковь Тихона с обширным погостом окружали тогда мелкие дома причта. В середине ХVIII века граф Г.И. Головкин, чья усадьба находилась совсем рядом, пристроил к стене Тихоновского храма другую церковь с приделом Воскресения Словущего. Церковное здание в результате оказалось состоящим из двух автономных построек.
04. Портрет графа Г.И. Головкина
Чтобы разобраться, где находилась усадьба Г.И. Головкина достаточно сказать, что она была примерно на месте нынешнего
кинотеатра «Художественный», но усадебный участок был конечно же более обширный. На Горихвостовском плане 1768 года примерные границы земельного участка выделены синим контуром. Красным выделено местонахождение Тихоновской церкви, а оранжевым - Арбатские ворота.
05. Горихвостовский план Москвы. 1768 год. Примерные границы земельного участка выделены синим контуром. Красным выделено местонахождение Тихоновской церкви, а оранжевым - Арбатские ворота. Стены Белого города еще присутствуют.
Еще более четко представить расположение строений возможно рассмотрев местонахождение дворца Головкина и здания церкви, что соединялись заметной аркой-переходом, что как раз и отразили картины старых художников представленные в этом материале. В правой части чертежа хорошо заметен план церкви и дворца Головкина, соединяющийся высокой аркой-переходом.
06. План усадьбы Головкина и церкви на Арбатской площади. 1779 г.
В начале XIX века художник Ф.Я. Алексеев изобразил пятикупольный храм XVII века с приделом, трапезной и шатровой колокольней также XVII века (заглавное фото): трапезная завершена интереснейшим элементом русской архитектуры - распластанной бочкой, сдвинутой относительно оси храма. Колокольня - на фигурных столпах, ее шатер опирается на изящные восьмигранные колонны. Северный придел, увенчанный витой главкой, соединен арочным переходом с противостоящим зданием. В просвете арки вдалеке видны башни Московского Кремля, колокольня Ивана Великого и характерный силуэт ярусного храма.
07. Ф.Я. Алексеев. Церковь Тихона Чудотворца. Акварель. Вид в сторону Кремля
Церковь Тихона Амафунтского была известна двумя чудотворными иконами, которые пользовались большой любовью москвичей. Одна из них - «Богоматерь Галатская», список с византийской иконы V века, выполненный мастерами Оружейной палаты Кремля. Богоматерь и младенец Иисус изображены на ней в царских венцах, со скипетром и державой, как символами власти (возможно, одной из копий Галатской иконы является образ «Богоматери Державной», обретенный в 1917 году после революции и свержения царя).
08. Икона Богоматери Галатской
Второй почитаемый образ Богородицы - наиболее древний из московских списков иконы «Утоли моя печали».
09. Икона "Утоли мои печали"
В 1812 году церковь Св. Тихона сильно пострадала и прихожан временно перевели в соседний храм Бориса и Глеба. Но прихожане не желали расставаться с любимым храмом и сразу начали сбор пожертвований на его восстановление.
В 1813 году выстроена колокольня и переосвящены приделы: Воскресенский и Никольский, а прежний Никольский - в «Утоли Моя Печали». В то время это храм, состоящий из двух симметричных, почти одинаковых объемов. Храм стоял перед башней Белого года.
10. Тихоновская церковь на Арбатской площади. Фото из альбома Найденова. 1860-е гг.
Церковь реконструирована в стиле «позднего ампира»
11. Интерьер церкви Тихона Амафунтского. Около 1910 года
Тихоновскую церковь закрыли в 1929 году. В 1933 году было объявлено, что место, на котором она стоит, требуется для возведения вестибюля станции метро «Арбатская». Церковь снесли. Есть сведения, что церковный кирпич использовали вторично на строительстве наземного павильона этой станции метро.
12. Фрагмент круговой панорамы Арбатской площади. 1901-1905 гг.
Вид Тихоновской церкви перед сносом.
13. Сквер на Арбатской площади. За сквером левее церковь Бориса и Глеба, правее по центру церковь Тихона, епископа Амафунтского у Арбатских ворот. 1930 год
Ну, и в финале нынешний вид Арбатской площади...
14. Арбатская площадь. Вид со стороны Малого Афанасьевского переулка. Справа Гоголевский бульвар. Фото 2016 года
Источники:
Найденов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, № 29.
И другие
Зайти ко мне на Проза.ру Или на мой сайт © Vladimir d’Ar, 2022