Всего 18 фото
Борисоглебская церковь находится на
Арбатской площади, но фактически венчает собой
улицу Воздвиженка. Храм был хорошо виден от самого начала улицы со стороны
Сапожковский площади у Боровицкой башни. Поскольку церкви давно нет, чтобы сориентироваться будет много старых фото. Также весьма полезным станет детальный текст об истории церкви. Как мы увидим, она была непростой и «с Историей»...
Деревянная церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади у Арбатских ворот существовала издревле. Есть версия, что она известна в Москве с 1453 года - с года падения Византии! Церковь впервые упоминается в летописи, рассказывающей о событиях 28 июля 1493 года - о великом пожаре, разгоревшемся от копеечной свечки в соседнем храме Николы на Песках. В том же летописном сообщении впервые встречается и название Арбат.
Церковь Бориса и Глеба оказывается не только летописной ровесницей Арбата, но даже старше Красной площади. Поскольку пламя тогда перекинулось и на Кремль. Великий князь Иван III повелел впоследствии отнести посадские дворы подальше от восточной стены Кремля, чтобы обезопаситься от пожара впредь - так появилась Красная площадь. Первый каменный храм в честь Бориса и Глеба выстроен в 1527 году, по приказу того же великого князя Василия III.
02. Мичуринский план Москвы. 1739 год. Красным контуром выделена Борисоглебская церковь, зеленым - Арбатские ворота Белого города
Особенно чтил эту церковь его сын Иван Грозный (Иван IV). При нём в 1551 году храм Бориса и Глеба стал одним из семи московских соборов (по числу Вселенских Соборов), то есть главным храмом в определенном приходском округе.
03. Хотевский план Москвы 1852 года. Красным контуром выделено место расположение Борисоглебской церкви в конце Воздвиженки у Арбатских ворот
Храм был и местом особенного царского богомолья перед военными походами, так как располагался на главном, западном, направлении. По обычаю, государи шествовали к нему из Кремля с крестным ходом, со свитой, духовенством и воинством, слушали в нём обедню, затем служили молебен и получали напутственное благословение.
04. А.П. Розанов. Ярмарка на Арбатской площади. Москва. 1877 год. Левее церковь святых Бориса и Глеба, правее церковь Тихона Чудотворца
Иван Грозный молился здесь в мае 1562 года, когда «шел на свое дело Литовское», и слушал обедню. В ноябре того же года Иван Грозный, вновь решив пойти на «безбожную Литву» (современно звучит), после моления в кремлевских соборах отправился с воинством к арбатской церкви Бориса и Глеба. В крестном ходу с царем шел святитель Макарий, митрополит Московский, а шествие несло с собой чудотворный Донской образ Божией Матери, который был с Дмитрием Донским на Куликовом поле. На молебне пастырь и государь молили Господа о победе и о сохранении Москвы и всех русских городов «от всякого злаго навета». У этого же храма традиционно встречали государей, возвращавшихся из великих походов. В марте 1563 года здесь с триумфом встречали Ивана Грозного, когда русскими был взят Полоцк.
05. Арбатская площадь. 1908-1910 годы
В Смутное время арбатская церковь оказалась на поле боя. В 1612 году «у Бориса и Глеба» решалась судьба Москвы: здесь произошло победное сражение ополчения князя Дмитрия Пожарского с войском гетмана Ходкевича, который шел на помощь осажденным в Кремле полякам.
06. Церковь Бориса и Глеба. Арбатская площадь. Фото Э.В Готье-Дюфайе. 1913 год
В 1618 году польский королевич Владислав, приглашенный на московский трон еще в Смутное время, попытался отстоять свои права на него. В ночь на праздник Покрова 1 октября 1618 года войско гетмана Сагайдачного подошло к Москве и штурмовало стены Белого города. На Арбате, близ церкви Бориса и Глеба, гетман расположился станом - оттуда ядра долетали до Кремля. И, по преданию, случилось чудо: утром перед штурмом гетман услышал праздничный звон кремлевских колоколов, заплакал и ушел с войском прочь от московских стен, не приняв боя.
07. Церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади. 1929-1930 годы
Достоверно известно, что отсюда отряд мальтийского кавалера Бартоломео Новодворского пытался прорваться к Кремлю, а защищал Арбатские ворота окольничий Никита Годунов, сумевший отбросить врага от стен Москвы. Тогда на колокольне храма Бориса и Глеба торжественно ударил колокол, а Годунов с воинами отстояли в нем благодарственный молебен. Этой победой, в которой видели явное покровительство Москве Пречистой Богородицы, завершилось Смутное время.
08. Площадь Арбатский ворот. Церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади. На первом плане здание аптеки Р. Келера. Справа к/т Художественный. 1925 год
В конце того же XVII века в истории Борисоглебского храма затянулся узел, который и привел к постройке новой церкви у Арбатских ворот.
К началу петровского времени в Борисоглебском храме находились усыпальницы двух именитых фамилий России - Мусиных-Пушкиных и Бестужевых: в этих благословенных краях издавна селилась знать. Одними из самых известных прихожан храма был Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, племянник патриарха Иоакима, прославившийся в правление Петра I. Его добротные каменные палаты стояли на Арбате неподалеку от слободки мастеровых Колымажного двора. Вельможа распорядился пристроить к приходскому храму придел в честь Воскресения Словущего, который стал его домовой церковью. Особый священник служил там в праздники и в дни, важные для семьи Мусиных-Пушкиных. В этом приделе и стали погребать членов фамилии, кстати, одной из древнейших в России: они вели свою родословную от того же легендарного Радши, приехавшего на службу к Александру Невскому, что и Пушкины. Далекий потомок Радши (правнук Григория Пушки) Михаил Тимофеевич Пушкин, по прозванию Муса, живший в XV веке, и был родоначальником Мусиных-Пушкиных. Кстати, когда А.С. Пушкин женился, он снова породнился с ними, так как бабушкой Натальи Николаевны по линии отца была Надежда Платоновна Мусина-Пушкина.
08. Церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади. На первом плане здание аптеки Р. Келера. 1930 год
Возвышение этого рода началось при Петре I. Укрепить Москву в ожидании нашествия Карла XII царь поручил именно Ивану Алексеевичу. На него же возложил и управление делами Печатного двора, и заведование строительством военного госпиталя в Лефортово. Кроме того, боярин возглавил Монастырский приказ и прославился в борьбе с нищими, побывал воеводою в Астрахани и на поле боя в Полтавской битве. Петр очень благоволил к нему и его старшему сыну Платону, которого, по семейной легенде, считали незаконнорожденным сыном царя Алексея Михайловича.
09. Здание "Товарищества Р. Келеръ и К в Москве" на Арбатской площади (аптека Р. Келера и К). 1913 год. На втором плане за зданием Борисоглебская церковь
Два других сына Ивана Алексеевича погибли рано и, надо полагать, были похоронены в Воскресенском приделе арбатского храма. Платон Иванович, тоже прихожанин «Бориса и Глеба», стал дипломатом и очень возвысился по службе благодаря поддержке аннинского кабинет-министра Артемия Волынского, за что и поплатился. Летом 1740 года по навету герцога Бирона он был лишен наград и всего состояния и сослан в Соловецкий монастырь будто бы за дерзкие слова против государыни. Лишь дом в приходе на Арбате остался его жене с детьми. Императрица Елизавета Петровна восстановила Платона Алексеевича в правах и вернула ему шпагу, но повелела быть в отставке. Сын его Валентин Платонович в день коронации Екатерины II был произведен в камер-юнкеры. А дочь Алевтина Платоновна завершила судьбу фамильного придела и усыпальницы в Борисоглебском храме.
10. Церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади. 1920-1930 год. Вид западного фасада. Слева на дальнем плане видна Воздвиженка
В другом, Казанском, приделе находилась усыпальница Бестужевых. Именно это обстоятельство в итоге повлияло на дальнейшую судьбу храма. Важнейшая страница его истории связана с именем графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, обогатившего Москву сразу двумя великолепными храмами и всё из-за своей бурной политической деятельности.
Он тоже был представителем очень знатного рода. Иногда считают, что Бестужевы-Рюмины восходят к боярину Дмитрия Донского А.Ф. Плещею, внука которого звали Андреем Бестужем. Другая версия относит их происхождение к английскому дворянину Бесту (в крещении Гавриил) из дома Бестюров, который выехал в 1403 году к великому князю Василию I Дмитриевичу, и к его сыну Якову Гаврииловичу, по прозвищу Рюма. Так гласила грамота, выданная Петру Михайловичу Бестужеву, отцу нашего героя, при возведении его в графское достоинство в конце XVII века. В 1701 году ему вместе с ближайшими родственниками Петр I разрешил зваться Бестужевыми-Рюмиными, в отличие от других Бестужевых. К тому времени Алексею Петровичу исполнилось 8 лет.
11. Арбатская площадь - вид со стороны Гоголевского бульвара. 1900-1905 годы
Алексей Петрович побывал на службе у Анны Иоанновны, будущей императрицы, а тогда вдовствовавшей герцогини Курляндской, и потом оказал ей огромную услугу, найдя в архивах герцога Голштинского завещание Екатерины I, составленное в пользу потомков Петра Великого. В 1724 году, будучи русским дипломатом в Копенгагене, он добился от датского короля признания императорского титула Петра I.
12. Арбатская площадь. Сквер на площади. 1930 год
В 1757 году тяжело заболела Елизавета Петровна. Повеял ветер грядущих политических перемен. Канцлер Бестужев, думая, что она не встанет, и пытаясь расположить к себе будущего императора Петра III, лично приказал генерал-фельдмаршалу С.Ф. Апраксину возвратиться в Россию и выйти из войны с Пруссией. Тот вернулся - а императрица выздоровела и обрушила гнев на Бестужева за самоуправство. Более распространенная версия гласит, что перед наследником он не выслуживался, а напротив, в дни болезни Елизаветы был раскрыт его заговор против Петра Федоровича (Петра III).
В феврале 1758 года императрица лишила Бестужева чинов и наград. По обвинению в государственной измене его приговорили к сметной казни с заменой на ссылку в подмосковное село Горетово, где он несколько лет прожил в «дымной» крестьянской избе. Из ссылки его вызволила Екатерина II, вступившая на престол в 1762 году. Он был полностью восстановлен в своих прежних званиях и удостоен чина генерала-фельдмаршала, но… оставлен не у дел: возвращая опального канцлера, императрица просто хотела ознаменовать начало своего правления добрым и величественным деянием.
13. Борисоглебская церковь на Арбатской площади. 1927 год
На радостях и в надежде на безмятежное будущее или же, напротив, предчувствуя скорую смерть и для очищения совести, Бестужев решил на свои средства построить новый приходской храм Бориса и Глеба на Арбате в модном западном стиле. Митрополит дал разрешение, однако Мусины-Пушкины категорически воспротивились замыслу Бестужева. Они требовали построить новый храм не на месте старого, потому что хотели сохранить свою усыпальницу в приделе. На стороне же Бестужева, настаивавшего на полном сносе ветхого храма, оказались церковные власти. И в 1763 году вышло постановление сломать старый храм, а Бестужева обязали выстроить при новой церкви Воскресенский придел во образ старого и туда перенести захоронения Мусиных-Пушкиных. Те в ответ даже не пустили в «свой» придел представителей консистории, но все же им пришлось уступить. Осенью 1763 года из Петербурга приехала графиня Алевтина Платоновна Мусина-Пушкина и дала свое разрешение на слом придела, а фамильные гробы были перенесены в кремлевский Чудов монастырь, где тоже были родовые захоронения Мусиных-Пушкиных.
14. Церковь св. Бориса и Глеба у Арбатских ворот. 1881 год
Для сооружения нового храма Бестужев пригласил архитектора Карла Ивановича Бланка - человека драматичной судьбы, которого тоже не миновала ссылка (как и очень многих из тех, чьи судьбы соприкасались с этим арбатским храмом). Этот зодчий отличался умением сочетать европейские стили с исконными русскими архитектурными традициями. Новую, очень изящную Борисоглебскую церковь Бланк выстроил в формах барокко. Окрашенная по-московски в ярко-красный огненный цвет, церковь будто пылала на солнце. В ней были освящены два прежних придела - Казанский и Воскресенский.
Храм возводили пять лет. Бестужев так и не увидел свою церковь, скончавшись в Петербурге в апреле 1766 года. Церковь же освятили 6 декабря 1768 года. В нее перенесли святыни старого храма, а в алтаре даже поместили портрет храмоздателя. Борисоглебский храм успели выстроить вовремя. Он оказался градостроительным центром новой Арбатской площади, после того как в 1792 году здесь был сломан последний участок стены Белого города с башней. И особенно после 1812 года, когда площадь украсилась новыми каменными строениями и стала одной из самых больших на бульварном кольце.
15. Борисоглебский храм на карте Ильина. 1901 год
Пламя Отечественной войны чудом пощадило Борисоглебский храм. Более того, он так хорошо сохранился, что после победы к нему приписали соседние разоренные церкви, в том числе и церковь апостола Филиппа, которая спустя несколько лет стала Иерусалимским подворьем. Остальные церкви, такие как Иоанна Милостивого в Калашном (приходская актера Павла Мочалова) и другие приписанные к храму, были вскоре разобраны и пошли на сооружение новых приделов арбатского - Ризположенского и Марии Магдалины. Сюда же перенесли иконы и утварь из разобранных храмов. Главной святыней арбатской церкви оставался древний храмовый образ святых Бориса и Глеба с житием, перед которым часто служили молебны, но теперь здесь хранились и чтимые иконы святого Нила Столобенского с частицей мощей и святого Иоанна Милостивого.
16. Место, где находилась церковь святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот
По данным историка Сергея Романюка, здесь, рядом, в доме Анастасии Михайловны Щербининой, дочери знаменитой княгини Екатерины Дашковой и прихожанки Борисоглебского храма, состоялся первый бал четы Пушкиных, устроенный всего через два дня после их свадьбы, 20 февраля 1831 года. Ранее считалось, что этот бал был дан в другом доме на Знаменке. Пушкин очень интересовался воспоминаниями хозяйки дома о матери, ее живыми рассказами о екатерининском времени, и особенно о заговоре против Петра III.
В октябрьский вечер бурного 1905 года в ней обвенчались Евгений Вахтангов и его избранница Надежда Байцурова, на всю жизнь сохранившая ему верность. Год «великого перелома» - 1929 год стал трагическим для старого Арбата. Власти хотели одним ударом покончить и с «московским Сен-Жерменом» (Арбатом), и с арбатской интеллигенцией, а также и с арбатскими храмами. В феврале 1930 года Борисоглебский храм закрыли. Древние иконы и ценные облачения вывезли в музейные запасники, а колокола, бронзовые иконостасы и утварь передали на утилизацию. Архитектор Б.Н. Засыпкин успел тогда провести необходимые обмеры.
17. Храм-часовня Бориса и Глеба на Арбатской площади
В 1997 году к празднику 850-летия столицы правительство Москвы приняло решение о сооружении храма-часовни Бориса и Глеба на Арбатской площади. Его воздвигли чуть дальше от того места, где стоял исторический прототип, но примерно на месте старинного храма Тихона Чудотворца, тоже уничтоженного революцией, оттого один из приделов освящен во имя святого Тихона. Храм-часовню строили по образу старого Борисоглебского храма, но полных данных о его интерьере обнаружить не удалось. Закладка состоялась 8 мая 1997 года, а уже 6 августа Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм-часовню, ставший самым лучшим, священным памятником утраченной святыни.
Рядом, перед кинотеатром «Художественный», установлен памятный знак - примерно на том самом месте, где стоял подлинный храм Бориса и Глеба.
18. Памятный знак о Борисоглебской церкви у кинотеатра "Художественный". Поставлен не на прежнем месте, а южнее. Скорее, на этом месте находилась именно двухэтажное здание аптеки Р. Келлера и компании
Источник:
Козлова В. Храм святых Бориса и Глеба на Арбатской площади: История и судьбы.
Храм во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот. Портал Православие.
Путеводитель по улице Воздвиженка Зайти ко мне на Проза.ру Или на мой сайт © Vladimir d’Ar, 2022