Всего 27 фото
Поскольку моя недавняя цель - сделать-таки путеводитель по Воздвиженке, то рассмотреть строения площадей Арбатских ворот и Арбатской площади следует обязательно, ибо это можно даже считать единым архитектурным ансамблем Старой Москвы. На площади уцелело совсем немного прежних строений и здание знаменитого кинотеатра «Художественный» как раз в их числе. Это старейший кинотеатр Москвы, один из старейших в мире и один из немногих действующих кинотеатров, имеющих столетнюю историю.
Участком земли и зданием кинотеатра владело «Варваринское акционерное общество домовладельцев», а непосредственно сам синематограф принадлежал Роберту Альберту Брокшу, и в документах кинотеатр значился как «Синематограф Брокша». На Хотевском плане Москвы этот земельный участок выделен красным контуром. Естественно еще до постройки кинотеатра.
02. Хотевский план Москвы. 1852 год. Земельный участок усадьбы Головкиных - выделен красным контуром. Поначалу использовался не весь участок.
Оригинальным названием кинотеатра было «Художественный электро-театр».
Первоначальное здание - самый первый в Москве отдельно стоящий синематограф - построил в 1909 году Николай Благовещенский. По-видимому, предприниматель Альберт Брокш привлек этого архитектора потому, что у него был большой опыт работы по теме «электричества»: Благовещенский с 1890-х годов служил в Обществе электрического освещения и был автором нескольких корпусов электростанции на Раушской набережной. В те времена кинопленка очень легко воспламенялась, и потому электрическое оборудование кинотеатра должно было быть безупречным, а здание - максимально безопасным в пожарном отношении. Здание кинотеатра было одноэтажным с куполом. Походило на дворец с пилястрами, статуями и колонами. В фойе был светящийся фонтан. Отличительной особенностью этого здания было то, что его изначально соорудили специально для размещения в нём кинотеатра, в отличие от многих других, существовавших в Москве до революции.
03. Восстановленный фасад здания кинотеатра «Художественный» по проекту Н.Н. Благовещенского 1909 года, на листе проекта Шехтеля от 1912 года
5 ноября 1909 года на первой странице газеты «Русские ведомости» сообщалось о открытии кинотеатра. 10 ноября последовала заметка: «Сегодня, 10 ноября, в 5 ч. пополудни последует открытие «Художественного электро-театра», телеф. № 167-95б, на Арбатской площади». Первый сеанс в кинотеатре состоялся 11 ноября 1909 года. Первыми фильмами, демонстрировавшимися в кинотеатре, были: «Жоржетта» - драма в исполнении первоклассных парижских артистов, мелодрамы «Ангел примирения» и «Посмертное желание матери», а также некоторые другие видовые и комические картины». Он был единственным кинотеатром, который выполнял доставку заказанных билетов на дом. Рядом со зданием находилось много жилых домов.
Зрительные залы в лучших кинотеатрах того времени не уступали театральным: они были просторными, с рядами удобных кресел в партере, с ложами, полузакрытыми бархатными портьерами, наверху на балконе, как в театрах, располагалась галёрка. В кинотеатре «Художественный» собиралась публика преимущественно из московской интеллигенции.
04. Лист проекта архитектора Ф.О. Шехтеля с подписью автора и должностных лиц. 1912 год
Популярность кино быстро росла. Уже через пару лет после открытия «Электротеатра Брокша» владелец решил, что зала на 450 мест решительно недостаточно, и решил его расширить, прикупив еще земли на территории бывшей усадьбы Головкиных. Вопросы пожарной безопасности были к тому времени прописаны в утвержденных МВД правилах, так что можно было звать не специалиста, а любого архитектора, и Брокш выбрал модного и авторитетного Шехтеля. Так через десять лет после Художественного театра, его автор спроектировал «Художественный электро-театр».
05. Планы 1 этажа до (проект Н.Н. Благовещеский, 1909 год) и после реконструкции (проект Шехтеля, 1913 год). Графические материалы являются частью технического задания, предоставленного Strelka CA и подготовленного на основе комплексных научных исследований и историко-культурной экспертизы (по архивным материалам Музея архитектуры имени А.В. Щусева, ЦАНТД г. Москвы и других источников)
И корень «театр» перестал быть условностью, как в первой версии «Электротеатра Брокша». Как в настоящем театре, в «Художественном» появился вестибюль с гардеробом и просторное фойе с буфетом и небольшой сценой для выступлений музыкантов. Все это Шехтель вписал в объем прежнего зала, а для нового построил двухэтажный корпус, протянувшийся в глубину участка.
06. Проект Федора Шехтеля, 1912 год. Фото: Музей архитектуры имени А. В. Щусева.
Стилистически «Художественный электро-театр» (именно так было написано на фасаде) не похож на собственно театр. За прошедшие между двумя проектами десять лет стиль модерн вышел из моды, уступив место неоклассицизму - этот стиль Шехтель выбрал и для собственного дома, построенного в 1910 году. Кроме того, в Камергерском переулке архитектору не дали полностью переделать фасад реконструируемого здания театра, и изысканный портал с барельефом Голубкиной соседствует с декором периода эклектики, а на Арбатской площади Шехтелю удалось создать целостную композицию.
07. Фасад здания кинотеатра Федора Шехтеля
Фасад кинотеатра тогда выходил не на простор Арбатской площади, как сейчас, а в Борисоглебский тупик, на другой стороне которого находилось здание с аптекой графа Р. Келлера (строение снесли вместе с церковью Бориса и Глеба в 1930 году). Тротуар был узким, потому и фасад кинотеатра сделан совсем «плоским», с минимальным рельефом. Чтобы публика не толпилась, на противоположных концах фасада было устроено два входа, каждый со своей кассой, а выходы вели во двор, в ту сторону, где позже появился павильон метро Филевской линии. Каждый вход оформлен небольшим выступом-ризалитом с парными пилястрами по сторонам от дверей и полукруглым люнетом над классическим карнизом. Четыре окна в средней части фасада унаследованы от первого здания, гораздо более низкого, и Шехтель, обыграв их диспропорциональное положение, опустил карниз над ними ровно до середины высоты здания.
При классичности отдельных элементов, сам фасад был первым в своем роде и ясно сообщал о своей принадлежности двадцатому веку. Архитектор хотел дополнить композицию четырьмя статуями на углах ризалитов (фото 06), но на них заказчик решил сэкономить.
08.
Элегантность зала, тоже оформленного в классическом стиле, сделала бы честь многим театрам. Но расположение мест в нем другое. Экран под углом видно хуже, чем сцену, поэтому вместо огибающих зал ярусов здесь только два совсем маленьких балкончика на боковых стенах и один большой, лишь слегка изогнутый, балкон, где за рядом лож находились дешевые стоячие места. Появление балкона с большим выносом стало возможным благодаря применению прогрессивного материала - железобетона. Партер и балкон зала могли вместить 900 зрителей - очень внушительная цифра по тем временам, ведь в самом шикарном петербургском синематографе «Пикадилли», открывшемся в том же 1913 году, было всего 800 мест.
09. "Художественный". Зрительный зал. Вид в сторону балкона. 1949 год
Перестроенный кинотеатр взял в аренду виднейший российский кинодеятель Александр Ханжонков, чтобы избежать конкуренции с принадлежавшим ему кинотеатром «Пегас» на Триумфальной площади, тоже открывшимся в 1913 году.
Вскоре после революции «Художественный» национализировали и превратили в флагманскую площадку Госкино. Именно здесь проходили главнейшие премьеры. В 1926 году для рекламы фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» на фасаде укрепили макет корабля (на фото ниже) - оказалось, что придуманная Шехтелем композиция прекрасно подходит для такого использования. В дальнейшем крупные афиши фильмов прочно заняли место между ризалитами, а вывеска «Кинотеатр Художественный» была перенесена на кромку крыши.
10. Премьера картины "Броненосец Потемкин". 1926 год
За показом в 1931 году первого отечественного звукового фильма «Путевка в жизнь» последовали изменения: ставшую ненужной оркестровую яму закрыли, что позволило добавить ряды партера, так что число мест в зале увеличилось до 946.
11. Кинотеатр "Художественный" - фасад справа. Напротив здание аптеки Р. Келера (слева в кадре). 1925 год
В 1931 году открылся кинотеатр «Ударник», зал которого вмещал 1500 человек, но удобнее расположенный «Художественный» не сдавал позиции. В здании удалось выкроить место для дополнительных залов, в одном из которых показывали документальное кино, открылась читальня, в фойе устраивались лекции и концерты.
По масштабному перспективному проекту реконструкции Арбатской площади К. Мельникова 1931 года все здания на ней и квартал от Воздвиженки до Знаменки должны были быть снесены, но проект тогда не получил высокого одобрения.
12. Сравнение планов Арбатской площади в конце 20-х годов и после возможной реконструкции по проекту К. Мельникова. Авторы Ю.Волчок и Е. Никулина (НИИТАГ).
Как мы видим, фантазия в то время у архитекторов воспаряла. Если присмотреться, справа мы видим совсем «ничтожный» памятник Гоголю, Арбат перегорожен «домом-стеной», очевидно намекающим на стену Белого города. В правой части кадра мы видим здание дом Апраксиных с классическим портиком. В центре Арбатской площади амфитеатр, как публичное место, над Воздвиженкой еще одни стилизованные «ворота» в виде портала, на месте квартала, где сейчас здания Генштаба МО РФ шесть «зданий-клиньев». Тогда ещё бредили дирижаблями (в небе изображен он самый с надписью «Клим Ворошилов») - на площади планировалось организовать причал для них. В общем, кто-то в то время ратовал за этот очередной масштабный шаг по уничтожению Старой Москвы. Очевидно азарт массово снесенных сотен церквей Москвы в 20-х - 30-х годах не давал покоя ревнителям большевизма.
13. Фрагмент из проекта реконструкции Арбатской площади К. Мельникова
Но всё обошлось, хоть и не без потерь
14. Кинотеатр "Художественный" и Арбатский рынок. 1929 год
В 1935 году театр имел в наличии 946 мест, в специальном зале каждые 45 минут демонстрировались кинохроники, а летом в саду при театре проходили концерты. Он имел читальный зал, комнату матери и ребёнка, буфет. Начало киносеансов приходилось на 12 часов дня, стоимость билета на дневной сеанс составляла 1-2 рубля, на вечерние сеансы, которые начинались в 18:00, от 1 рубля 50 копеек до 3 рублей 50 копеек. Ширина экрана достигала 14 метров. Экран был изготовлен из специальной пластмассы, показ сопровождался стереозвуком. Показ немых кинофильмов продолжался и сопровождался выступлением оркестра.
В декабре 1941 года немецкая бомба попала в соседний
дом Васильчикова (Воздвиженка, 13) и повредила в том числе здание кинотеатра. При послевоенном восстановлении на месте разрушенного здания был устроен сквер (сейчас там проход к станции метро Арбатско-Покровской линии).
15. Воздвиженка. Сквер на месте дома Васильчикова
Кинотеатр получил еще один, северный фасад, отделанный пилястрами
16. Арбатская площадь. Справа северный фасад кинотеатра "Художественный" со стороны Воздвиженки
Наконец, в 1955 году «Художественный» превратили в первый в СССР широкоэкранный кинотеатр, убрав обрамлявший прежний экран портал, и заодно, в запале как раз тогда начавшейся «борьбы с излишествами», счистили с главного фасада лепной декор
17. Фасад кинотеатра "Художественный" Фото 2015 года
Интересное фото (ниже). Снято с первой «высотки-книжки» на Проспекте Калинина ещё до строительства масштабного
здания Генштаба МО СССР.
18. Арбатская площадь. 1967 год
А здесь ниже мы видим три уцелевших здания на Арбатской площади. Слева направо кинотеатр «Художественный», наземные вестибюль станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и вестибюль станции метро «Арбатская» Филёвской линии. Справа в кадре подготовка котлована под
здание Генштаба МО СССР, который впоследствии «поглотит» собой вестибюль станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.
19. Три уцелевших здания на Арбатской площади после её реконструкции. 1980 год
На крыше кинотеатра дежурили снайперы во время проезда правительственных кортежей из Кремля.
В 1987 году в здании проводился ремонт. В подвальных помещениях были обнаружены заложенные кирпичом лазы, происхождение которых и цель создания остаются неизвестными.
20. Арбатская площадь. 1982 год. Строительство здания Генштаба МО СССР
В 1990-х годах в здании располагалось казино, а в фойе был надстроен ещё один этаж. Внизу стояли игровые автоматы и бар. В 1998 году были усилены несущие конструкции кинотеатра.
В честь 100-летнего юбилея кинотеатра в 2009 году в фойе установили памятник первому билету. Его проект разработала Анна Пендраковская, а саму скульптуру создал мастер художественного стекла Фидаиль Ибрагимов. Позже появилось еще одно изваяние: оно изображало первого зрителя - мужчину, одетого по моде начала ХХ века, с чайной чашкой в руках. Создали его по мотивам мистических слухов, которые ходили среди сотрудников: призрак такого мужчины якобы видели в зрительном зале.
В 2010 году как памятник истории кинотеатр был включён в план реконструкции. Кинотеатр не прекращал показ кинофильмов вплоть до реставрации, начавшейся в 2014 году.
21. Художественный - вид из подземного перехода
Реставрация продолжалась трудно и долго. В октябре 2020 года завершилась наконец реставрация фасадов, в результате которой они обрели отреставрированные маскароны, прежние надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверями, былое название - вывеску «Художественный электро-театръ», барельефы «Селена» и «Гелиос» и другие элементы декора.
22. Барельеф "Селена" в люнете над левым входом к кинотеатр
Использованная символика вполне понятна. Селена как богиня Луны олицетворяла темноту зрительного зала, загадку и тайну сумерек, а Гелиос как бог Солнца символизировал свет знаний проекционного кинематографического аппарата, открывавшего зрителю мир, что в трогательном единстве создавали чудо нового праздного увлечения горожан большого города.
23. Барельеф "Гелиос" в люнете над правым входом к кинотеатр
Теперь мы видим старейший московский кинотеатр практически таким же, как увидели его горожане в 1913 году
24. Фасад кинотеатра
Завершилась реставрация кинотеатра 8 декабря 2020 года. Его внутреннее пространство совместило в себе историю и современность. В главном зрительном зале - новый спроектированный балкон с отреставрированным историческим ограждением и отреставрированными гипсовыми ликами бога виноделия Диониса на поддерживающих балкон столбах. Под балконом воссоздан лепной декор потолка. По периметру зала по образцу одной сохранившейся капители воссозданы остальные.
25. Новый большой зал кинотеатра "Художественный". Фото из сети
Украшением обновлённого кинотеатра стала и восстановленная по образцам двух подлинных доломитовых ступеней историческая лестница. По чертежам Шехтеля восстановлен также утраченный в 1990-е годы большой витраж и фонтан, воссозданный на сохранившемся оригинальном основании.
26. Кинотеатр "Художественный" - южный фасад
4 декабря 2020 года отреставрированный кинотеатр посетили мэр Москвы Сергей Собянин и главный инвестор финальной стадии реставрации, глава Сбербанка Герман Греф.
Кинотеатр открыл свои двери для зрителей 9 апреля 2021 года. В день открытия в «Художественном» прошла премьера фильма «Отец» Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман в главных ролях.
27. Арбатская площадь. Воздвиженка
Источники:
Завершена реставрация «Художественного» - старейшего кинотеатра столицы. mos.ru.
История кинотеатра "Художественный" в Москве. РИА Новости. 2914 год
Официальный сайт кинотеатра «Художественный»
Собянин осмотрел отреставрированный кинотеатр "Художественный". ТАСС. 14 декабря 2020 год
С.Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 2006.
Зайти ко мне на Проза.ру Или на мой сайт © Vladimir d’Ar, 2022