Всего 20 фото "Соловьиный дом". 1930 год
«Соловьиный дом»
на Воздвиженке! Чувствуете, что в самом звучании этого словосочетания есть что-то «теплое», близкое и родное?! Это не просто исчезнувший дом Старой Москвы в безбожные 30-е годы с именами как бы безызвестных дореволюционных собственников, а целый пласт культуры и истории. Так что с этих позиций мы и будем рассматривать любопытную историю этого дома.
Все современные фото кликабельны
Мы часто теряем главное, когда уничтожается старая застройку центра Москвы. Многие наверняка что-то слышали об этом доме, но почему он назывался именно «Соловьиным» точно известно немногим. Этот дом фактически завершал собой улицу Воздвиженка, если не считать
церковь Бориса и Глеба, что у Арбатских ворот на
Арбатской площади. Дом был также угловым к Никитскому бульвару. Так что адрес у него Воздвиженка, 20 или более известный Никитский бульвар, 6. На Хотевском плане Москвы дом в деталях рельефно обозначен.
02. Хотевский план Москвы 1852 года. Красным контуром выделен "Соловьиный дом"
Как отмечают источники история дома по адресу Воздвиженка, 20/6 начинается с XVIII века, когда он был еще двухэтажным
03. Арбатская площадь - вид от Гоголевского бульвара. 1930-е годы. "Соловьиный дом" на дальнем плане в середине кадра
В ХVIII веке владение принадлежало князю Шаховскому Алексею Ивановичу, жившему в 1690-1737 годах, одно время правившему Малороссией, то есть Украиной. Именно этот князь взял на воспитание осиротевшего племянника Якова, будущего обер-прокурора Синода и генерал-прокурора, автора «Записок». Его признают одним из честнейших сановников своего времени, «примером добродетели».
Позднее дом принадлежал князю Сергею Голицыну владельцу усадеб Кузьминки и Гребнёво.
04. "Соловьиный дом". 1980-1989 годы
Указом Павла I по проекту Василия Стасова на этом месте у Арбатских ворот появилась одна из одиннадцати типовых гостиниц Москвы. Подобные ей двухэтажные здания в стиле классицизма встречали приезжих и у других ворот-площадей на месте сломанного Екатериной II «Белого города» в 1760-х - 80-х. До наших дней сохранились три бывшие гостиницы - у Петровских, Сретенских и Покровских Ворот, но утратившие после перестроек классический наряд. Каменные двухэтажные строения гостиницы появились в этом месте в 1797 году.
После пожара Москвы 1812 года владение (здание уцелело во время пожара) принадлежало Федору Федоровичу Кокошкину, драматургу, актеру, переводчику, ревнителю театра. Это имя не кануло в Лету. За молодого дворянина вышла замуж, дочь Ивана Петровича Архарова Варвара. В день коронации Павел I назначил Архарова военным губернатором Москвы, командиром восьми батальонов московского гарнизона. Всего год управлял генерал Москвой, внезапно затем сосланный императором в деревню «без права появления в столицах». Но в историю успели войти «архаровцы», подчиненные губернатора, рьяно исполнявшие не только военные, но и полицейские обязанности. Дом генерала на Пречистенке, по описаниям современников, «был открыт для всех знакомых с утра до вечера. Каждый день у них обедало не менее сорока человек, а по воскресеньям давались балы».
05. "Соловьиный дом". 1949 год
Когда «Горе от ума», считавшееся «пасквилем на Москву», в театрах ставить запрещалось, Кокошкин читал комедию в присутствии автора и друзей. Его исполнение пользовалось успехом у самой взыскательной публики, включая членов императорской фамилии.
Страстью Кокошкина были литература и театр. Его прежний большой гостеприимный дом, где проходили репетиции, ставились пьесы, шла азартная карточная игра, называли «храмом Талии и Мельпомены и вместе с тем богатою гастрономической отелью». У Кокошкина до его переезда в Петербург снимал квартиру Николай Карамзин в доме на Воздвиженке, где разросся сквер у «Художественного». Дом на углу этой улицы и Никитском бульваре Кокошкин приобрел позднее, став директором императорских театров.
06. "Соловьиный дом". 1938-1941 годы
Вершина успеха пришлась на десять лет, когда Кокошкин руководил Большим и Малым театрами, «выказывая большую энергию и любовь к делу, которому служил». При нем театральное искусство в Москве процветало. Стараниями директора восстановили долго стоявший в руинах сгоревший в 1812 году Петровский театр (построен в 1825 году - тогда и сейчас это уже Большой театр).
Здесь были репетиционные комнаты Большого и Малого театров, разыгрывались спектакли с участием Михаила Щепкина и Павла Мочалова. В доме находился также музыкальный салон звезды русской сцены М.Д. Львовой-Синецкой, который посещали А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, И.А. Гончаров, Ф.А. Кони и многие другие. Разменяв седьмой десяток, Кокошкин женился на возлюбленной, актрисе Потанчиковой, родившей ему сына и дочь. Спустя четыре года после брака, скончавшегося от паралича великого театрала в возрасте 65 лет похоронили в Донском монастыре.
07. Дом Кокошкина. Дореволюционное фото
Дом на Никитском бульваре, 6 выглядел невысоким, как все другие дворянские особняки в стиле ампир. В нем пролетели лучшие годы жизни композитора и певца, страстного игрока в карты Александра Варламова. Природа наградила сына титулярного советника, родившегося в Москве, голосом и страстью к музыке. Он сам научился играть на скрипке, виолончели, фортепиано и гитаре. В десять лет его взяли в придворную певческую капеллу. После Петербурга в Гааге, где жила вышедшая за голландского кронпринца сестра Александра I, Варламов служил регентом придворной русской церкви. Входил в ближайший круг друзей А.С. Пушкина.
08. Александр Егорович Варламов (15 [27] ноября 1801, Москва - 15 [27] октября 1848, Санкт-Петербург) - русский композитор, капельмейстер, певец, музыкальный критик. Отец актёра К. А. Варламова[1].
Вращаясь в кругу оперных артистов, овладел «искусством пения», стал автором первой методики по вокалу «Полной школы пения», последнее издание которой вышло в 1953 году век спустя после смерти автора.
09. "Соловьиный дом" - справа. Фасад в сторону Никитского бульвара. 1972-1975 годы
В тридцать лет Варламов встретил Марию Львову-Синицкую и безнадежно влюбился. По ее совету сочинил музыку на стихи умершего поэта и друга Николая Цыганова. Так появился «Музыкальный альбом на 1833 год» из девяти романсов. Один из них начинался словами: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Это песня девушки, не желавшей идти замуж, чему сопутствовало шитье красного сарафана, стала народной. Вся Россия пела романсы «Что отуманилась зоренька ясная», «На заре ты ее не буди», «Вдоль по улице метелица метет», «Соловей-соловушка» и многие другие. На музыку романса «Не бил барабан перед смутным полком» сочинили другой текст, ставший траурной песней революционеров «Вы жертвою пали борьбы роковой». Ее пели на похоронах «борцов за народное дело».
10. Во дворе "Соловьиного дома". 1920-1935 годы
В 1843-м у Варламова останавливался сам Ференц Лист. Первые три концерта дал он 25, 27, 29-го апреля в Большом театре. Алексей Николаевич (Верстовский), помнится, писал тогда: «Лист Москву свел с ума, играет везде и для всех. В публичных и приватных концертах». А Москва свела с ума Листа. Русские и цыганские романсы глубоко запали ему в душу…
11. "Соловьиный дом". 1928-1929 годы
Восемьдесят пять первых и лучших романсов рождаются за десять лет жизни именно в «Соловьином доме», рядом с Марией Дмитриевной (отсюда и название «Соловьиный»). Значительная часть композиций, созданных Варламовым для театральных спектаклей была утрачена во время пожара Большого театра в 1853 году.
Из дома на Никитском бульваре Варламов с молодой женой, родившей ему двоих детей, уехал в Петербург, где умер за карточным столом. О нем, Львовой-Синицкой и Лаврове, живших под одной крышей, писатель Нина Молева рассказала в главе «Соловьиный дом» своей книги о Москве. Очевидно, именно с её легкой руки этот образ и овладел умами народных масс.
12. "Соловьиный дом". Вход в парикмахерскую. Угол Воздвиженки и Никитского бульвара. 1980-1989 годы
Дом перешел к новым собственникам и должен был приносить доход, по мере возможности расти и отвечать новым представлениям об удобствах. В то время как старые, «кокошкинские», жильцы доживали здесь свой век, московский купец Ф.В. Фрейман предпринимает первые переделки и стирает самый характерный признак архитектуры XVIII века - заменяет своды в первых этажах обычными потолками. Для размещения здесь торговых помещений это было тогда необходимо и практично.
На смену Фрейману в 1875 году приходит «московский 2-й гильдии купец, рижский гражданин Александр Карл Фридрих Шмит», дед героя революции 1905 года Николая Павловича Шмита. Он полностью перестраивает дом, наращивает былой дом Шаховских двумя этажами по бульвару, а все его службы со стороны Борисоглебского переулка - вторым этажом, устраивает новые квартиры, новые лестничные клетки, а во дворе возводит корпус своей знаменитой мебельной фабрики. Поставленный поперек двора, этот корпус и в наши дни обращал на себя внимание широкими фабричными окнами.
13. "Соловьиный дом" перед сносом. 1997 год
В истории художественной мебели производство Шмита славилось искусным воспроизведением резных предметов обстановки начиная с эпохи Возрождения, причем повторение было настолько совершенным, что определить время их создания удавалось только специалистам. Позже фабрика была переведена на Пресню, на Нижнюю Прудовую улицу, куда и переехала семья Шмитов. Позже наследниками Соловьиного дома стали отец Шмита, Павел Александрович, и его сестры - З.А. фон Брискорн и Е.А. Фабрициус. Идеями Н.П. Шмита они не интересовались, и дом изменяется до неузнаваемости. На первом этаже пробиваются вместо окон двери для магазинов, тугим поясом охватывающих здание.
После смерти брата сестры надстраивают дом до окончательной - четырехэтажной его высоты. В 1909 году предпринимается последняя значительная достройка - угловой балкон второго этажа, выходивший на Арбатскую площадь. Переустройство дома, ставшего типичным доходным, было завершено. И всё равно он тогда остался единственным живым памятником героя 1905 года. Исчезла новая мебельная фабрика Шмита. Больше не существует квартиры Н.П. Шмита на Новинском бульваре. Только «Соловьиный дом» напоминал о его детстве, семье, студенческих годах…
14. Пустырь на месте "Соловьиного дома". 2000-е годы
В этом доме не было нарядных подъездов. Скромные одностворчатые двери вровень с тротуаром и гулкая пустота перекрытых стеклянными фонарями просторных подъездов. Чугунные балясины нарядных перил. Пологие ступени желтого камня. Те же самые, по которым с замирающим сердцем поднимались ученики чеховской студии. Михаил Чехов (известный в то время актер) вел здесь занятия. Здесь же работал над своими «Записками актера».
15. Огороженная стройплощадка на месте "Соловьиного дома"
В 1990-х решением правительства Москвы «Соловьиный дом» был передан холдинговой компании ОАО «Сокольники» под устройство гостиницы, несколько лет стоял раскрытым, разрушался и размораживался…
1996 год - последний в истории «Соловьиного дома». Отселенный и окруженный глухим забором, он еще несколько лет ждал решения своей участи и в 1997 году был обрушен за два часа до приезда Бориса Ельцина на закладку новой часовни перед
зданием Генштаба Министерства обороны. «В порядке благоустройства территории», как писалось в отчетах. Это произошло в канун праздника 850-летия Москвы.
16. Огороженная старая стройплощадка на месте "Соловьиного дома"
На месте дома разместилась платная автостоянка. В 2003 году холдинговая компания потеряла участок за «неосвоение» пустыря. По новому конкурсу пустырь получила компания бизнесмена Тельмана Исмаилова «КБФ АСТ», на совести которой будет Военторг. В 2004 году планировалось застроить участок административно-торговым объектом площадью 27 тысяч кв.м. ориентировочной стоимостью $39,7 млн, но эти планы не осуществились.
17. Проект гостиничного комплекса с подземной автостоянкой на Никитском бульваре, вл. 6/20. Заказчик ООО «УК Фораст Глобал», ООО «АБК». Проектная организация «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №7 (Архсовет Москвы. 2021 год)
Совсем недавно появился новый инвестор. Здесь все же построят гостиницу с подземной автостоянкой. Для этого Градостроительно-земельная комиссия разрешила изменить в частном случае правила землепользования и застройки, сообщил заммэра города Андрей Бочкарев. По его словам, площадь гостиничного комплекса превысит 23,3 тысячи кв.м. «Земельный участок площадью 0,3 га свободен от каких-либо объектов капитального строительства», - сообщила председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова. Инвестором проекта, по её словам, выступит компания «Третий Рим» (2022 год).
18. Макет. Проект гостиничного комплекса с подземной автостоянкой на Никитском бульваре, вл. 6/20. Заказчик ООО «УК Фораст Глобал», ООО «АБК». Проектная организация «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №7 (Архсовет Москвы. 2021 год)
19. Транспортная схема. Проект гостиничного комплекса с подземной автостоянкой на Никитском бульваре, вл. 6/20. Заказчик ООО «УК Фораст Глобал», ООО «АБК». Проектная организация «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №7 (Архсовет Москвы. 2021 год)
Примерно так и будет выглядеть новый гостиничный комплекс на месте многострадального «Соловьиного дома» и пустыря на Воздвиженке/Никитском бульваре.
20. Проект гостиничного комплекса с подземной автостоянкой на Никитском бульваре, вл. 6/20. Общий вид. Заказчик ООО «УК Фораст Глобал», ООО «АБК». Проектная организация «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, мастерская №7 (Архсовет Москвы. 2021 год)
«И никогда никто из исследователей будущих поколений не получит возможности заглянуть в его нераскрытые тайны, восстановить пушкинские, грибоедовские, а где-то и екатерининских времен интерьеры, удержать ускользающие тени пушкинских знакомцев. Какими же горькими и гневными словами вспомнят они эти годы. И будут правы» (Нина Молева).
Источники:
Архсовет Москвы-8. Материалы рассмотрения проектов. 2021 год.
Колодный Л.Е. Никитский бульвар. - М. ООО Издательский дом Вече, 2014.
Молева Н.М. Дворянские гнезда. - М. ООО Агентство КРПА Олимп. ООО Издательство Астрель. 2007.
На Никитском бульваре на месте «Соловьиного дома» построят гостиницу. Москва. 18 ноября 2022 года. Interfax .ru
Путеводитель по улице Воздвиженка Зайти ко мне на Проза.ру Или на мой сайт © Vladimir d’Ar, 2022