Всего 53 фото
Продолжаем осматривать эту любопытную выставку «Английский завтрак в России. Конец XVIII - XIX век», что проходит с 5 декабря 2014 года до3 марта 2015 года в Историческом музее в Москве. Чтобы начать осмотр
с первой части, зайдите сюда. Для продолжения осмотра следует нажать "Читать дальше")
Это "Греческая" витрина. Интерес к периоду античности был очень сильным в XIX веке, что отражалось и на "чайной теме".
02.
Тарелка из «Греческого сервиза». Англия. Стаффордшир. Сток-он-Трент. Завод Дж. Споуда. 1830-е годы. Фаянс, подглазурная печать.
03.
Сервиз чайный «Любовное преследование». Англия. Стаффордшир. Сток-он-Трент. Завод Дж. Споуда. 1820-е - 1830-е годы. Фаянс, подглазурная печать.
04.
Тарелка с изображением парусника. Англия. Стаффордшир. Сток-он-Трент. Завод Дж. Споуда. 1845-е - 1858-е годы. Фаянс, подглазурная печать.
05.
Тарелка с видом итальянского города Феррары (слева). Россия. Тверская губерния. Вышневолоцкий уезд. с. Городище. Завод Широбокова, Дипедри и Борисова. 1844-1854 годы. Фаянс, подглазурная печать.
Тарелка с парковым видом (справа). Англия. Стаффордшир. Танстелл. Завод Дж. Меир и сын. 1870-е - 1880-е годы.
06.
Тарелка с сельским видом. Англия. Стаффордшир. 1830-е - 1840-е годы. Фаянс, подглазурная печать.
07.
Тарелка-грелка с изображением паровоза и вагонетки с углем. Англия. Стаффордшир. Сток-он-Трент. Завод У. Коупленда и сыновья. 1850-е - 1875-е годы. Фаянс, подглазурная печать, крытье.
08.
09.
10.
Чайник с английскими парковыми видами и чашка с крышкой и блюдцем. Англия. Дербишир. Дерби. Завод Дерби. 1790-е годы. Костяной фарфор; надглазурное крытье, роспись, золочение. Парные кашпо. Россия. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1831 год. Фарфор, надглазурная печать.
11.
Чайник с английскими парковыми видами. Англия. Дербишир. Дерби. Завод Дерби. 1790-е годы. Костяной фарфор; надглазурное крытье, роспись, золочение.
12.
Чашка с крышкой и блюдцем. Англия. Дербишир. Дерби. Завод Дерби. 1790-е годы. Костяной фарфор; надглазурное крытье, роспись, золочение.
13.
Кашпо парные. Россия. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1831 год. Фарфор, надглазурная печать.
14.
15.
Сервиз чайный. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1820-е - 1830-е годы. Фаянс, подглазурная роспись.
16.
Сервиз чайный. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1820-е - 1830-е годы. Фаянс, подглазурная роспись.
17.
Тарелка с итальянским видом. Россия. Московская губерния. Богородский уезд. д. Кошерово. Завод братьев Самсоновых. 1850-е-1875-е годы. Фаянс; подглазурная печать.
18.
В середине XVIII века лорд Уильям Гамильтон, британский посол в Италии, был так увлечен античной культурой и искусством, что привез в Англию большую коллекцию греческой керамики и других античных древностей. Это собрание оказало колоссальное влияние на английское искусство и на изделия из керамики в том числе. На выставке представлены изделия из так называемой базальтовой (черной) массы и фаянсовые, фарфоровые и стеклянные изделия «в этрусском вкусе» завода Веджвуда конца XVIII века, а также Императорского фарфорового и стеклянного заводов Петербурга 1790-х - 1830-х годов.
Тарелки с декором «в этрусском вкусе». Россия. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1831 год. Фарфор, надглазурная роспись.
19.
Кувшин с декором «в этрусском вкусе». Россия. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. Конец 1830-х годов. Фарфор, надглазурная роспись.
20.
Тарелка с декором «в этрусском вкусе». Россия. Московская губерния. Бронницкий уезд. д. Речицы. Завод Тереховых и Киселева. 1830-е - 1840-е годы. Фаянс; надглазурная роспись.
21.
Тарелка, тарелка десертная и чернильный набор с декором «в этрусском вкусе». Тарелка - Россия. Московская губерния. Бронницкий уезд. д. Речицы. Завод Тереховых и Киселева. 1830-е - 1840-е годы. Фаянс; надглазурная роспись. Тарелка десертная - Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1820-е - 1830-е годы. Фаянс, подглазурная роспись. Чернильный набор - Россия. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1844 год. Фарфор, надглазурная роспись.
22.
Черная базальтовая масса или черная египетская масса - каменная масса, которая приобретает свой характерный цвет благодаря добавлению в ее состав окибов железа и марганца. Базальт был изобретен в 1760-е годы и использовался многими заводами Стаффордшира.
Чайник с изображением наследного принца Великобритании и чайник в виде улья и молочник с гравированными декорами. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1810-е годы. Черная базальтовая масса; гравировка.
23.
Предметы из сервиза. Англия. Стаффордшир. 1820-е - 1830-е годы. Агатовая масса. Чаша для сметаны, тарелки. Из посудной комнаты сыроварни дворцовой фермы в Царском селе.
Агатовая масса - глиняная масса, имитирующая структуру камня. Изготавливалась с помощью прослаивания, полос глины различных цветов, их скручивания и резки.
24.
Чашки с блюдцами. Россия. Московская губерния. Бронницкий уезд. д. Жирово. Завод Федяшиных. 1866-е - 1890-е годы. Фаянс, мраморная масса; золочение.
25.
Блюдо с сельским видом. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1820-е - 1840-е годы. Фаянс, подглазурная роспись.
26.
Лоток и тарелка с сельским видом. Англия. Стаффордшир. Сток-он-Трент. Завод Ф. Морлей и компания. 1845 - 1858 годы. Фаянс, подглазурная роспись.
27.
Предметы из молочного гарнитура с рельефным декором «Хризантемы и сливы». Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1820-е - 1833-е годы. Коричневая каменная масса, белая Коричневая каменная масса. Из посудной комнаты сыроварни дворцовой фермы в Царском селе.
Блюдо со сливом для сыворотки, ложка для молока, блюдце - «ситечко».28.
Сейчас мы перейдем в проходной зал выставки. Здесь необходимого света будет поменьше...
Железистый фаянс (Ironstone ware) запатентован Чарльзом Джеймсом Мейсоном в 1813 году. Большое содержание полевого шпата в составе массы придавало ей особую гладкость и прочность. Этот материал идеально подходил для печатного декорирования изделий в китайском стиле.
Сервиз столовый с «парчовым декором». Англия. Стаффордшир. Лейн Делф. Завод Ч. Дж. Мейсона. 1820-е - 1830-е годы. Железистый фаянс, роспись кобальтом, подглазурная печать, надглазурная роспись, люстр. Террины, террин, тарелки, блюдо для овощей с крышкой, ваза для фруктов.
29.
30.
Террин из сервиза столового с «парчовым декором». Англия. Стаффордшир. Лейн Делф. Завод Ч. Дж. Мейсона. 1820-е - 1830-е годы. Железистый фаянс, роспись кобальтом, подглазурная печать, надглазурная роспись, люстр.
31.
Еще один...
32.
Ваза для фруктов из сервиза столового с «парчовым декором». Англия. Стаффордшир. Лейн Делф. Завод Ч. Дж. Мейсона. 1820-е - 1830-е годы. Железистый фаянс, роспись кобальтом, подглазурная печать, надглазурная роспись, люстр.
33.
Тарелки из сервиза столового с «парчовым декором». Англия. Стаффордшир. Лейн Делф. Завод Ч. Дж. Мейсона. 1820-е - 1830-е годы. Железистый фаянс, роспись кобальтом, подглазурная печать, надглазурная роспись, люстр.
34.
35.
Сервиз чайный с печатным декором, выполненный по английским образцам. Россия. Санкт-Петербург. Завод братьев Корниловых. 1840-е - 1850-е годы. Фарфор, лепка, подглазурная печать, надглазурная роспись, серебрение, золочение.
36.
37.
Сахарница из сервиза чайного с печатным декором, выполненным по английским образцам
38.
Чайник и молочник из сервиза чайного с печатным декором, выполненным по английским образцам
39.
40.
Чашки с блюдцами.
41.
(2) Чайник и чашка с блюдцем с изображением экзотических птиц. Англия. Стаффордшир. 1840-е годы. Фарфор, надглазурная роспись, золочение.
(3) Чайница с портретами Анны Гановерской и Вильгельма IV Оранского. Голландия (самая дальняя справа). 1747 год. Майолика, роспись эмалями, золочение.
(4) Чайница с изображением китайцев. Россия. Санкт-Петербург. Завод Ф.Х. Гинтера. 1840-е - 1850-е годы. Фаянс, металл, надглазурная печать, роспись, золочение.
Чашки с блюдцами (на первом плане). Россия. Санкт-Петербург. Завод братьев Корниловых. 1840-е - 1850-е годы. Фарфор, лепка, подглазурная роспись, надглазурная печать, золочение.
42.
Очень любопытные меню на званые завтраки и обеды...
Меню обеда данного городским самоуправлением в честь британской парламентской делегации 18 января 1912 года. Россия. Москва. Художник С.И. Ягужинский. Изд. Товарищества скоропечатани А.А. Левинсон. Хромолитография.
43.
Меню завтрака данного в Третьяковской галерее Московским городским самоуправлением в честь британской парламентской делегации 20 января 1912 года. Россия. Москва. Художник Д.С. Стеллецкий. Изд. Товарищества скоропечатани А.А. Левинсон. Хромолитография.
44.
Меню банкета данного представителями торговых и промышленных кругов Москвы в честь британской парламентской делегации 19 января 1912 года. Россия. Москва. Художник Б.В. Зворыкин. Изд. Товарищества скоропечатани А.А. Левинсон. Хромолитография.
45.
Билеты для входа, открытки и меню обедов Московского Английского клуба. Россия. Москва. 1825, 1910-е годы. Литография.
46.
Тарелка «Большой театр в Санкт-Петербурге». Англия. Стаффордшир. Буслем. Завод «Корд, Эдж и Малкин». 1870-е - 1880-е годы. Фаянс, подглазурная печать.
47.
Тарелка с надписью « Хлеб на столе, так и стол престол, хлеба ни куска, так и стол доска». Англия. Стаффордшир. Хэнли. Завод Браун-Вэстед. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Мур и компания. 1870-е - 1880-е годы. Фаянс, подглазурная печать.
48.
Тарелка «Исаакиевский собор». Англия. Стаффордшир. Танстелл. Завод Э. Эджвуд и компания. 1870-е - 1880-е годы. Фаянс, подглазурная печать.
49.
Тарелка «Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге». Англия. Стаффордшир. Танстелл. Завод Э. Эджвуд и компания. 1870-е - 1880-е годы. Фаянс, подглазурная печать.
50.
Тарелка «Памятник М.С. Воронцову в Одессе. Англия. Стаффордшир. Танстелл. Завод Э. Эджвуд и компания. 1870-е - 1880-е годы. Фаянс, подглазурная печать.
51.
52.
Блюдце «Зимний дворец». Россия. Тверская губерния. Корчевский уезд. Завод Товарищества М.С. Кузнецова.1889-е - 1890-е годы. Фаянс, подглазурная печать.
53.
Мне выставка понравилась. Сходить на нее определенно стоит тому, кто интересуется историей, традициями, прекрасным, да и вообще, искусством. Эти уже ставшие артефактами экспонаты неуклонно и властно погружают тебя в пласты коллективного бессознательного человечества. И при определенном желании и стремлении можно уловить зыбкие чувства и эмоции людей живших в другие времена и узнать для себя что-то новое и неведомое. Осталось только сделать первый шаг и посетить на эту замечательную камерную выставку в Историческом музее в Москве.
© Vladimir d’Ar
Часть 1