Всего 63 фото
Интерес к чаю и самой традиции чаепития в нашей стране почему-то особенно ярко выражен. С детства помню изящный китайский чайный сервиз, что был в моей семье. Образы тончайшего китайского фарфора, как живых упитанных китайских фигурок, необычные экзотические сюжеты и почти естественный глубокий шелест зарослей зеленого бамбука до сих пор стоят перед моими глазами. И вкушать этот божественный напиток с подачи своих родителей я стал еще совсем маленьким, что даже уже и не помню, когда это случилось в первый раз. Чай в нашей семье присутствовал постоянно, появлялись все новые и новые сорта, черный, зеленый и множество вариантов ароматизированных. Этот напиток всегда сопровождал меня по жизни... Кофе, кстати сказать, не прижило́сь...
Окончательно и осознанно я пристрастился к чаю и, перешел практически только на зеленый, после поездки на студенческую практику в тогда еще советский Таджикистан, на Нурекскую ГЭС. Именно здесь я попробовал зеленый чай, заваренный местными бабаями (мудрыми старцами) в горах, на костре, в древнейшем и повидавшем виды эмалированном зеленом чайнике...) И тогда, мне от восторга просто «снесло крышу» - сильнейший аромат, богатейший насыщенный объемный букет чая, неповторимые ощущения и набегающие отклики волн собственных чувств и ярких впечатлений от этого напитка я запомнил на всю жизнь. Поэтому чай, а особенно зеленый, в моей жизни занимает одну из значительных сторон ощущений этого Мира. Когда я узнал, что в конце 2014 года в Государственном Историческом музее открылась выставка «Английский завтрак в России. Конец XVIII - XIX век», мне стало чрезвычайно интересно посетить ее - постараться ощутить традиции, познать свои новые чувства и эмоции от представленных артефактов, заглянуть в Мир Английского традиционного чаепития. Тем более, я уже в который раз собирался посетить Зал сарматов в Историческом музее и там поснимать.
Зал сарматов, кстати говоря, расположен с точки зрения освещения крайне неудобно и уже много раз, снимая в этом зале музея, мне все никак не удавалось сделать приемлемые по качеству снимки. И, вообще, если говорить об Историческом музее, где проходит эта выставка - «Английский завтрак в России. Конец XVIII - XIX век», освещение всегда оставляло желать лучшего. Наверное, это единственный и главный недостаток этого Хранилища Исторического наследия нашей Родины. Не обошлось без казусов освещения и на этой выставке.
Она проходит в двух камерных залах музея. Первый (проходной), так вообще, был погружен в глубокий мрак, а освещение витрин можно было сравнить только с освещением свечами) Это я пишу потому, что ряд фото из моего репортажа с этой замечательной выставки будут заведомо с высокой степенью зернистости и некоторой нерезкостью. Фотокамера видит не так как наш человеческий глаз, идеально адаптирующийся в полутьме, а количество света, которое необходимо для совершения акта съемки приемлемого качества составляет некоторое обязательное количество, без которого показывать снимки моему читателю было бы просто неуважением. Поэтому заранее прошу простить за некоторые фото компромиссного уровня качества.
Также при написании этого материала передо мной встала дилемма другого характера - рассказать сжато и показать выборочные фотографии с выставки или постараться ввести читателя по возможности в полный "мир английского завтрака", представив максимально возможное количество снимков и информации, что по определению означает глубокое погружение в исторический контекст и собственные уникальные ощущения. Поразмышляв, я все же рискнул разделить свой репортаж на две части и дать возможность моему читателю практически полностью осмотреть всю экспозицию выставки и почти все ее экспонаты.
На этой выставке «Английский завтрак в России. Конец XVIII - XIX век» впервые представлена уникальная коллекция экспонатов, повествующих об истории традиций английского чаепития. Здесь можно увидеть заказные сервизы для императорских дворцов и павильонов, изделия, выполненные для среднего класса, в частности тарелки с печатным декором, посуду с эмблемой Московского английского клуба, фигурные кувшины «Тоби». Помимо этого, в экспозиции участвуют изделия из так называемой базальтовой (черной) массы и фаянсовые, фарфоровые и стеклянные изделия «в этрусском вкусе» завода Веджвуда конца XVIII века, а также Императорского фарфорового и стеклянного заводов Петербурга 1790-х - 1830-х годов.
02.
Интерес к феномену английского вкуса и английского комфорта в России на рубеже XVIII-XIX веков был огромен. Англомания отразилась практически во всех сферах русской культуры и бытовом укладе самых разных слоев общества. По мне так, культура чаепития в России была распространена даже гораздо шире, чем в самой Англии…) Однако, давайте, особо не рассуждая, совершим путешествие в «страну чаепития», английские и русские чайные традиции и «попробуем на вкус» уникальные артефакты хоть и недавнего, но уже почти седого прошлого.
Организаторы выставки сообщают в анонсах, что экспозиция позволяет наглядно сопоставить английские оригинальные изделия и их интерпретации в русском фарфоре и фаянсе, выполненные на Императорском фарфоровом и стеклянном заводах, Казенной фаянсовой мануфактуре, заводе Гарднера и частных заводах Гжели, подчеркивая, что большинство экспонатов будет продемонстрировано впервые. Засим, приступим...
Выставка проходит как я упоминал выше, в двух залах - один проходной, тот самый темный по свету, и второй, по ярче, округлой формы с гобеленовой отделкой. Начнем мы как раз со второго зала, потому как именно там сосредоточены основные и самые ценные экспонаты.
На первом плане, слева - флакон для нюхательной соли. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1780-е годы. Яшмовая масса, серебро. Справа - ваза с античными сюжетами. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1764 год. Яшмовая масса.03.
Масляная лампа в виде чаши на ножках в виде фигурок дельфинов. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1790-е - 1810-е годы. Яшмовая масса.
04.
В 1775 году Джозайя Веджвуд, британский керамист, изобрел "яшмовую" каменную массу с богатой палитрой цветов: от светло-коричневого до темно-голубого, получившая название "Джаспер". Открытие рецептуры этой массы многие специалисты считают событием в керамическом производстве, вторым по значимости после изобретения китайцами фарфора.
Здесь тот же флакон для нюхательной соли и по-ближе. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1780-е годы. Яшмовая масса, серебро.
05.
Ваза с античными сюжетами. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1764 год. Яшмовая масса.
06.
Камеи и пластины с портретами, античными сюжетами и эмблемами. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1790-е - 1810-е годы. Яшмовая масса.
07.
Медальон с портретом императрицы Екатерины II. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1780-е годы. Яшмовая масса.
08.
К созданию своего главного заказа для российской императрицы - сервиза с зеленой лягушкой - Веджвуд привлек свыше 30 художников, которые с поразительным мастерством изготовили около тысячи предметов, специально предназначенных для сервировки ужина и десерта. Этот фаянсовый сервиз, покрытый свинцовой глазурью, был изготовлен в 1773-1774 годах для Путевого дворца, строившегося на Царскосельском тракте под Санкт-Петербургом. Хранящийся в настоящее время в Эрмитаже этот сервиз с зеленой лягушкой включал полный набор посуды на 50 персон. Прежде чем отправить сервиз в Россию, Веджвуд - убежденный поборник рекламы - продемонстрировал его с грандиозным триумфом в Лондоне. Идеально продуманный и роскошный сервиз как бы утверждал основную идею Веджвуда - использовать фаянс, а не фарфор (великолепный материал, из которого изготовлялись французские и немецкие сервизы, купленные Екатериной). Кроме всего прочего, сервиз с зеленой лягушкой служит ярким примером способности Веджвуда совершенствовать существовавшие материалы и технологии.
09.
Подсвечник с изображением Апполона Мусагета и Полигимнии. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1769 год. Яшмовая масса.
Нож и вилка с черенками из яшмовой массы. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1780-е годы. Яшмовая масса, сталь; гравировка.
Чашка с блюдцем. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1780-е - 1800-е годы. Яшмовая масса.
10.
Ваза-ароматница. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1780-е - 1890-е годы. Фаянс королевы.
11.
Ваза и парные вазы-ароматницы. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1725-е - 1830-е годы. Яшмовая масса и фаянс королевы.
12.
13.
Ваза. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1725-е - 1830-е годы. Яшмовая масса.
14.
15.
Чайник с крышкой. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1780-е - 1890-е годы. Яшмовая масса; гравировка. Чайник украшен рельефным изображением «Урок чтения» по рисунку Эммы Кру.
16.
Яйцо пасхальное с изображением Богоматери. Россия. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1870-е годы. Бисквит окрашенный в массе.
17.
Чайник с крышкой (Англия) и яйцо пасхальное с изображением Богоматери Россия).
18.
Тарелка «Новая биржа». 1810-е годы. Фаянс; подглазурная печать, надглазурная роспись люстратом.
19.
Тарелка «Дворец в Стрельне». Россия, Московская губерния, Московский уезд. д. Сетунь. Завод Д. Насонова. 1810-е годы. Фаянс; подглазурная печать, надглазурная роспись люстратом.
20.
Тарелка «Домик Петра Великого». Англия. Стаффордшир. 1810-е годы. Фаянс; подглазурная печать, надглазурная роспись люстратом.
21.
Вызывает любопытство "Наполеоновская витрина". Интерес к этой неординарной исторической личности был в то время очень значительным и организаторы выделили Наполеону особое место в экспозиции.
22.
Тарелки «Битва Бородинская» и «Народное ополчение. 1812 год». Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1820-е - 1830-е годы. Фаянс; подглазурная печать.
23.
Кувшин с карикатурой «Русский ратник, домой возвращаясь, для куриозу ребятишкам бирюлек принес». Англия. Стаффордшир. 1813 год. Фаянс; подглазурная печать, надглазурная роспись. Печатный декор выполнен по гравюре Дж. Крукшенка, копирующей русскую карикатуру неизвестного автора.
24.
25.
Кувшин Тоби «Наполеон Бонапарт». Англия. Стаффордшир. 1810-е - 1830-е годы. Фаянс; надглазурная печать. Декор запатентован 17 августа 1868 года. Чуть ниже мы узнаем, что это кружка для эля.
26.
27.
Тарелка «Наполеон Бонапарт». Англия. Стаффордшир. Буслем. Завод Э.Ф. Бодли и компания. 1870-е - 1880-е годы. Фаянс; наддглазурная печать.
28.
Кружка с крышкой с карикатурой «Любимец дьявола». Россия. Тверская губерния. Корческий уезд. с. Кузнецово. Завод А.Я. Ауэрбаха. 1817-1833 годы. Фаянс; надглазурная печать, роспись.
29.
Кружка с крышкой с изображением улана и фигуркой лягушки внутри. Тверская губерния. Корческий уезд. с. Кузнецово. Завод А.Я. Ауэрбаха. 1817-1833 годы. Фаянс; надглазурная печать, роспись.
30.
Не удалось мне, все же, резко отобразить лягушку) Но любопытно, правда!?
31.
Сервиз столовый. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1800-е - 1810-е годы. Фаянс королевы, надглазурная роспись.
32.
Блюдо из столового сервиза. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1800-е - 1810-е годы. Фаянс королевы, надглазурная роспись.
33.
Тарелки из столового сервиза. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1800-е - 1810-е годы. Фаянс королевы, надглазурная роспись.
34.
35.
Сервиз чайно-кофейный. Россия. Московская губерния. с. Перово. Завод Отто и компания. 1810 -е годы. Фаянс, надглазурная роспись.
36.
37.
38.
Вазы парные с решеткой для цветов. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1780-е - 1800-е годы. Фаянс, подглазурная роспись.
39.
Ваза с решеткой для цветов (на первом плане). Россия. Киев. Киево-Межегорская фаянсовая мануфактура. 1842 год. Фаянс.
40.
Блюдце с портретом королевы Виктории. Англия. Стаффордшир. Около 1836 года. Фаянс, подглазурная роспись.
41.
Тарелка с изображением букета. Россия. Московская губерния. Богородский уезд. д. Кузяево. Завод А.Я. Храпунова-Нового. 1850-е - 1890-е годы. В оформлении использован декор под названием «Зодиак».
42.
Тарелка с изображением букета. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1840-е годы. Фаянс, подглазурная роспись. Декор запатентован под названием «Зодиак».
43.
Ваза с изображением букета. Англия. Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1810-е - 1820-е годы. Фаянс королевы, надглазурная роспись.
44.
Вазы для луковичных цветов. Россия. Санкт-Петербург. Завод Ф.Х. Гинтера. 1840-е - 1850-е годы. Фаянс, окрашенный в массе.
45.
Английский завтрак у простых британцев обычно представлял собой кусок холодного мяса, хлеб и кружку пивного эля. И пивные кувшины "Тоби" определенно прославляли простой английский завтрак. "Тоби"- это керамический кувшин - фигурка упитанного веселого харизматичного английского пьяницы. "Тоби" создал в 1760-х годах британский керамист Энох Вуд. Персонаж стал чрезвычайно популярным и впоследствии его массово копировали керамические заводы Стаффордшира и Йоркшира, а затем такие кувшины начали производить и российские заводы.
После классических и изысканных произведений Дж. Веджвуда, отечественных производителей яркая витрина с Тоби вызывает самый неподдельный легкий интерес.46.
Кувшины Тоби классической формы. Россия. Московская губерния. Дмитровский уезд. с. Вербилки. Завод Гарднера. 1800-е-1810-е годы. Фарфор; надглазурная роспись.
47.
48.
(4) Кувшин Тоби «Джордж Уайтфилд» или «Ночной сторож». Россия. Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд. с. Морье. Завод С.Я. Поскочина 1817 - 1842 годы. Фаянс; подглазурная печать, надглазурная роспись.
(5) Кувшин Тоби классической формы. Россия. Черниговская губерния. с. Волокитино. Завод Миклашевского. 1840-е годы. Фарфор; надглазурная роспись.
(6) Кувшин Тоби «Джордж Уайтфилд» или «Ночной сторож». Англия. Стаффордшир. 1820-е годы. Фаянс; подглазурная печать, поддглазурная роспись.
49.
(7), (9) Кувшины Тоби «славный малый» (нижний ряд). Россия. Тверская губерния. с. Кузнецово. Завод А.Я. Ауэрбаха. 1820-е - 1850-е годы. Фаянс; подглазурная печать, надглазурная роспись.
(8) Кувшин Тоби «Турок» (нижний ряд, в центре). Россия. Московская губерния. Дмитровский уезд. с. Вербилки. Завод Гарднера. 1800-е-1810-е годы. Фарфор; надглазурная роспись.
50.
51.
Перейдем к другой выставочной витрине.
52.
Тарелка с рельефным декором, выполненная по английским образцам. Россия. Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд. с. Морье. Завод С.Я. Поскочина 1830-е годы. Фаянс, окрашенный в массе.
53.
Чайник и чашка с блюдцем с рельефным декором, выполненная по английским образцам. Россия. Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд. с. Морье. Завод С.Я. Поскочина 1830-е годы. Фаянс, окрашенный в массе.
54.
Тарелка с рельефным декором, выполненная по английским образцам. Россия. Киев. Киево-Межегорская фаянсовая мануфактура. 1840-е годы. Фаянс, окрашенный в массе.
55.
Молочник с рельефным декором, выполненным по английским образцам. Россия. Киев. Киево-Межегорская фаянсовая мануфактура. 1840-е годы. Фаянс, окрашенный в массе.
На втором плане правее - кувшин с вакханальными сценами. Англия. Стаффордшир. Хэнли. Завод Ч. Мэя. 1844 - 1850-е годы. Каменная масса.
56.
Сервиз чайный с рельефом в стиле шинуазри. Россия. Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд. с. Морье. Завод С.Я. Поскочина 1830-е годы. Фаянс, окрашенный в массе, золочение.
57.
Ваза для фруктов. Россия. Московская губерния. Бронницкий уезд. д. Речицы. Завод Тереховых и Киселева. 1830-е - 1840-е годы. Фаянс.
58.
Восхитили фигурки грифонов, выполненных в качестве опорных ножек вазы.
59.
60.
Тарелка с рельефным изображением двуглавого орла. Англия. Стаффордшир. Кембридж. Завод братьев Клюз. 1825 - 1830 годы. Фаянс, окрашенный в массе.
61.
Кружка с крышкой со сценой охоты. Россия. Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд. с. Морье. Завод С.Я. Поскочина 1830-е годы. Фаянс.
62.
Чайник. Англия. 1830 - 1840 годы. Фаянс, окрашенный в массе.
Чашка с блюдцем с рельефным декором, выполненным по английским образцам. Россия. Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд. с. Морье. Завод С.Я. Поскочина 1830-е годы. Фаянс.
63.
Вот мы и осмотрели значительную часть выставки «Английский завтрак в России. Конец XVIII - XIX век». Для продолжения осмотра
перейдем ко второй части моего репортажа.
© Vladimir d’Ar
Часть 2