Часть 1.
Всего 30 фото
Удивительно, но выход в продажу именно этого объектива я ждал как никогда, с особенным нетерпением. Я снимаю, в основном, на фокусных от 16 до 35 мм, поэтому появление объектива Sony FE 16-35/4 CZ T* как кандидата в компанию к моей новой полнокадровой системной камере Sony Alpha A7R стало целым событием и глубокой интригой. Дело в том, что корпорация Сони доказала себе и всему мировому фотосообществу, что этот новый класс компактных, довольно легких беззеркальных полнокадровых системных фотокамер имеет право на жизнь, запустив год назад в плавание целое их семейство - Sony Alpha A7, A7R, A7S, а совсем недавно, к тому же, анонсировав камеру Sony Alpha A7 II с 5-ти осевым стабилизатором матрицы... За год раскуплено фантастическое количество этих камер во всем мире. Оно и понятно - эти фотокамеры, кроме всего прочего, позволяют использовать и множество превосходных сторонних мануальных объективов, которых у фотолюбителей и профессионалов с годами скопилось великое множество. И все было бы ничего, вот только с «родной» оптикой вышла заминка - линейка объективов E-mount сейчас довольно скудна, и все достоинства этого нового высокого класса беззеркальных фотокамер, более или менее, восполняют сейчас лишь два «соневских» стекла с фиксированным фокусным расстоянием - Sony FE 35 mm f/2.8 ZA и Sony FE 55 mm f/1.8 ZA. Новые же зум-объективы, выпущенные Сони, не выдерживают серьезной и требовательной критики, особенно же, досталось пресловутому Sony FE 24-70 mm F/4.0 ZA, основным недостатком которого, с моей точки зрения, является цена, которая не соответствует выдаваемым им результату а, по большому счету, этот объектив, всего лишь, не оправдал завышенных ожиданий фотографов, за, что и получил от них нагоняй...).
Анонсировав новый широкоугольный зум Sony FE 16-35/4 CZ T* корпорация Сони подбросила масла в огонь всех этих сетевых страстей. Зумы 16-35 более востребованы, чем 24-70 и, похожая ситуация с 16-35 как с 24-70 уже могла бы реально попортить репутацию не только Сони, но и уважаемого Цейса. А для меня же, лично, главным был вопрос, состоявший всего из двух основных пунктов:
1. Будет ли этот новый широкоугольный зум-объектив выше по качеству своего собрата - умеренного широкоугольного зума
Sony FE 24-70 mm F/4.0 ZA ?… Этот вопрос был очень злободневен, поскольку объявленная розничная цена нового сабжа в 62 900 руб. исходно не вызвала восторгов ни у кого, и если анонсированный объектив последует по сути примеру своего умеренного и «одиозного» собрата - станет совсем грустно…
2. Приблизится ли, сравнится ли уровень качества выдаваемой картинки
фотокамеры Sony Alpha A7R с Sony FE 16-35/4 CZ T*, с уровнем качества, получаемого с помощью моей уже традиционной связки полнокадрового Canon 5D Mark II с объективом Canon EF 16-35 mm F/2.8 L II USM, который, по большому счету, является для меня эталоном широкоугольника-зума с принятием, разумеется, присущих его недостатков!...?
Вот на эти вопросы мы и попробуем ответить в этом обзоре.
Во второй части обзора будет представлена не только целая галерея фотографий, снятых этими двумя вышеупомянутыми любопытными парочками в одно и тоже съемочное время, но и множество других, здесь же - разбор достоинств и недостатков объектива Sony FE 16-35/4 CZ T*, в том числе, в сравнении с 24-70 от Сони и 16-35 от Кэнон, а также - моя эмоциональная и субъективная оценка этой новинки с соответственно вытекающими выводами.
P.S. Материал не претендует на исключительность, профессионализм и отражает лишь мои первые впечатления и ощущения от объектива, которые могут не совпадать с мнением других и, возможно, изменятся с течением времени... Обзор пришлось разделить на две части, поскольку ЖЖ не принял его целиком. Основная фотогалерея снимков представлена во
второй части обзора.
Что интересно, этот объектив появился в России гораздо раньше (на 7-8 дней), чем объявленный официально релиз на B&H или Amazon, что было неожиданно и, откровенно, порадовало. Я не стал прельщаться бесплатной доставкой и поехал в магазин, выбирать свой объектив. При съемке с мишенью с точечной фокусировкой, первый экземпляр дал не точную наводку автофокуса и, существенную, что по определению не должно было быть, но факт есть факт. Второй экземпляр был более точен и вызвал мое условное принятие) Надо сказать, что сходная ситуация у меня была и с объективом Sony FE 24-70 mm F/4.0 ZA, который я приобрел летом вместе с камерой A7R.
02.
Чисто внешне этот объектив вызывает очень теплые и позитивные ощущения - шикарный лаконичный дизайн, корпус добротный, металлический, с металлическими же кольцами ручной наводки фокуса и изменения фокусного расстояния с тонкой прецизионной нарезкой их поверхности. Кольца поворачиваются плавно, мягко, как в масле, гораздо тяжелее, чем у Sony FE 24-70 mm F/4.0 ZA.
03.
Кольцо зуммирования медленное, тугое, качественное - и, качественное до такой степени, что люфт (легкий «прокрут» стекла в байонете) может теперь проявиться не только на крайних пределах диапазона изменения фокусного расстояния, как у Sony FE 24-70 mm F/4.0 ZA, но и, на любом его участке при резком «провороте» этого кольца. Многие владельцы «семерок» уже давно жалуются на подобный неприятный эффект, особенно, почему-то, фотолюбители из-за границы. В Копии наличие люфта мрачно «откомментировали», что это «нормально» и дефектом объектива не является) Недавно я, все же, выяснил, что это вина вовсе не объектива, а байонета. Дело в том, что у А7 и A7R - облегченный металлический байонет с пластиковой его подложкой - в Америке уже продаются качественные металлические байонетные кольца для замены «соневского» - люфт исчезает, но исчезает и фирменная гарантия, поэтому повременю пока его менять. A7S, кстати, «идет» уже с полноценным металлическим кольцом байонета без подобного неприятного эффекта/дефекта - работа над ошибками производителем все же проводится.
04.
Оптическая система объектива открытая, как и у Sony FE 24-70 mm F/4.0 ZA - с изменением размеров стекла при зуммировании, т.е. это - легкий тромбон. Но, надо сказать, что увеличение длины объектива на минимальном широком конце небольшое - всего на 17 мм. В отличие от «закрытого» 16-35 II L от Кэнон - объектив потенциально может набрать пыли и представить съемку с ним, скажем, в пустыне, довольно сложно из-за губительных песчаных порывов ветра и вездесущей пыли... - можно за один раз стать клиентом сервисного центра)
05.
Объектив этого ценового уровня, естественно, стабилизированный и авто фокусный. Двигатель стабилизатора тихий, его почти не слышно, что важно при видеосъемке. При долгой и непрерывной реальной фотосъемке при естественной минусовой температуре в 7 град. мороза привод автофокуса стал работать заметно громко, слегка позвякивая и «покрякивая») Лишь однажды пропал автофокус. Но это все вылечилось включением/выключением - вынимать батарейку для перезапуска камеры не пришлось.
Как и в случае с 24-70, на корпусе объектива нет и намека, на какие-либо кнопки или переключатели - все управление этого стекла осуществляется через камеру - такова примета времени.
06.
В анонсах заявлена пыле- и влагостойкость объектива. Не сильно в это верится, поскольку с моим с 24-70 уже был неприятный прецедент - капля дождя, в совсем не катастрофических погодных условиях, умудрилась просочиться на матрицу через контакт с байонетом и, естественно, высохла, что окончилось платной чисткой матрицы в сервисном центре... Конструкционно внешне, объективы - близнецы-братья.
07.
Объектив Sony FE 16-35/4 CZ T* не сильно тяжелый - всего 518 г. На самой камере он выглядит аккуратно, достойно и особо не привлекает чужого внимания. Можно, даже, сказать, что в целом, фотокамера смотрится гармонично, сдержанно и со вкусом.
08.
Объектив "идет" в традиционной оранжевой упаковке...
09.
... в знакомом тонком чехле "Sony", который несет скорее имиджевую , чем защитную функцию.
10.
Еще в комплекте бленда...
11.
...и стандартный набор документации с цейсовским талоном приемки.
12.
Сразу приобрел к нему ультрафиолетовый защитный фильтр B+W 010 SLIM UV-HAZE 72 mm, поскольку защитный фильтр B+W без ультрафиолетовой защиты с Sony FE 24-70 mm F/4.0 ZA, похоже, иногда, давал проявляться проблемам с контровым светом.
13.
Вот здесь, немного отвлекусь. Этот защитный фильтр просто покорил своим почтительным отношением к клиенту - фильтр «идет» с фирменной «шнайдеровской» пластиковой крышкой и накручивается на объектив прямо вместе с ней, а когда резьба заканчивается - крышка мягко остается у тебя в руках - удобно, достойно и с уважением - ничего не скажешь!)
14.
С фирменной соневской передней крышкой объектива пришлось распрощаться - не одевается она на этот фильтр. Шнайдеровская крышка сидит не очень хорошо, часто сваливается. И с такой одетой крышкой на объективе бленду в обратном направлении сразу не навернуть. В этом варианте применения такого фильтра сначала одеваем обратную бленду, затем - одеваем и крышку. Знал бы заранее - купил бы фильтр попроще)
Бленда аккуратная, компактная, накручивается легко, но обязательно требует жесткой фиксации до щелчка, иначе на широком конце в углах кадра проявятся ее черные края. Поначалу, осуществляя съемку первых кадров, я подумал, что зафиксировал бленду, но визуально картинки показали черные угловые тени незафиксированной бленды. Так, что накручивать бленду нужно обязательно до тугого щелчка. Фиксация бленды жесткая, будьте внимательны.
По длине 16-35 почти такой же, как и 24-70, только, чуть длиннее.
15.
Если сравнить их с одетыми прямыми блендами, так 16-35 даже и короче выходит. Общее ощущение в руках камеры с этим объективом комфортное и не вызывает никаких вопросов.
16.
Наш герой этого обзора является объективом принципиально отличающимся от вышеупомянутого и традиционного Canon EF 16-35 mm F/2.8 L II USM, поскольку основные задачи при его проектировании ставились несколько иные - уменьшение габаритных размеров оптики, снижение ее веса, создание имиджевого дорогого продукта под новые компактные полнокадровые системные камеры с полностью электронным управлением всеми функциями камеры и объектива. Все эти исходные маркетинговые требования не могут не сказаться на получаемых результатах - уменьшение размеров оптической системы должно повлечь создание более тонкой компромиссной ее архитектуры и, соответственно, по определению, вызвать снижение качества выдаваемой картинки по сравнению с топовыми профессиональными аналогами зеркального сектора и определить высокую цену, поскольку эти объективы, скорее всего, разрабатывались с нуля. Кроме того, это первые стекла (читай, предтечи) возможно, пока еще "не отшлифованы", не доведены по нужной кондиции и, вполне, могут быть воспринимаемы нами как экспериментальные образцы, тестируемые, правда, за наш счет) Что я этим хочу сказать, исходя из первых полученных результатов в практическом тестировании сабжа!?
17.
Новый Sony FE 16-35/4 CZ T* от Сони является качественным шириком-зумом с возможными некоторыми недоработками, которые вполне могут броситься в глаза. Но, давайте, все-таки, поподробнее разберем его возможности и попробуем выявить приятные достоинства и досадные недостатки.
Фокусировка, стабилизатор
Передняя линза объектива не вращается при изменении фокусного расстояния. Ничего удивительного - сейчас это практически норма для нового дорогого объектива. Немного «ломало», что, возможно, придется покупать slim-полярик к нему, но оказалось, что старый Hoya, использовавшийся когда-то с кропнутым объективом Canon EF-S 15-85 mm f/3.5-5.6 IS USM, подошел идеально. Напомню, что диаметр резьбы объектива под фильтры - 72 мм.
Фокусировка с A7R из-за мощной плотной матрицы немного медленней, чем с A7 или A7S исходно, поэтому выявить максимальную скорость автофокуса мне не удастся. Скажу лишь, что она, даже, с A7R довольно быстрая и не вызывает раздражения в процессе наводки на объект съемки. Иногда объектив по непонятной своей внутренней логике не попадает в полный фокус - происходит это довольно редко и выявляется уже при обработке. В плохом свете автофокус работает медленней, но это не критично, с моей точки зрения. Автофокус ловит объект в довольно некомфортных по свету условиях, где другие объективы часто пасуют.
Стабилизация реально работает на критических выдержках. Но, я все же стараюсь держать ее при возможности на показаниях 1/125 - 1/200, как минимум, с поправкой на более мощную и капризную матрицу A7R и ее затейливый затвор, во избежание микросмазов.
18.
Резкость, детальность, контровой свет и некоторые нематериальные характеристики объектива
Понравилось главное - Sony FE 16-35/4 CZ T* резче и детальней Sony FE 24-70 mm F/4.0 ZA, в нем нет его «рыхлости» и приближается он по этим показателям к уровню 16-35 от Кэнон - что ж, уже добрая весть. Объектив хорош в центре кадра. По периферии - резкость немного падает, как и у всех шириков, особенно зумов, но без каких-либо особых критических замечаний. По-хорошему, периферия Sony FE 16-35/4 CZ T*кадра гораздо лучше, чем у 16-35 от Кэнон. У Сони чуть больше, чем у Кэнон, захватываемое поле кадра - это можно заметить на сравнении парных фоток Кэнон и Сони во второй части обзора; пока не могу сказать, это за счет большой матрицы или оптики...
Присутствует некоторая мыльность деталей на диафрагме 4 (но, я стараюсь на четверке не снимать без необходимости, как и многие), на 5-8 - результат очень хороший, после 11-13 и выше - мыльность проявляется заметно, хотя так, все же, не должно быть в топовых стеклах.
Здесь можно посмотреть одну и туже картинку на разных диафрагмах и составить сугубо свое мнение о резкости и детальности этого объектива. Оригинал, при желании, можно рассмотреть в ЯФ нажав на активную ссылку под фото.
Диафрагма 4.0, выдержка 1/8000
19.
Оригинал Диафрагма 5.0, выдержка 1/5000
20.
Оригинал Диафрагма 5.6, выдержка 1/4000
21.
Оригинал Диафрагма 6.3, выдержка 1/3200
22.
Оригинал Диафрагма 7.1, выдержка 1/2500
23.
Оригинал Диафрагма 8.0, выдержка 1/2000
24.
Оригинал Диафрагма 9.0, выдержка 1/1600
25.
Оригинал Диафрагма 10, выдержка 1/1000
26.
Оригинал Диафрагма 11, выдержка 1/800
27.
Оригинал Диафрагма 13, выдержка 1/400
28.
Оригинал Объектив капризен в прямом и боковом контровых светах - можно легко засветить или затемнить углы или стороны кадра при съемке. Кэнон же более предсказуем - там просто знаешь, что получишь в сходных условиях, к Сони же я пока не приноровился до конца. Надо, все же, отметить, что контровой свет объектив держит, и можно, даже, поколдовав, изловчиться и получить хороший и впечатляющий результат. "Зайцы" с ним случаются, но у меня есть ощущение, что их меньше, чем с 24-70 в сходных условиях. Объективу характерны аристократическая капризность и требование хорошего света. 16-35 от Кэнон более стабилен и предсказуем в этом смысле.
29.
Вообще, заметил некие общие субъективные черты у новых цейсовских стекол от Sony: это семейство FE-зумов привередливо к заполнению светом окружающего пространства. Как только становится пасмурно, снижается освещенность, появляется прямой и боковой контровой, резкий, жесткий, искусственный свет и, тому подобные осложнения для съемки - объективы в связке с камерой ведут себя не слишком стабильно, - сразу снижается детальность картинки, может усилиться цифровой шум (если ISO установлена на «авто») и, в целом, картинка начинает немного "подмыливать" (появляется что-то вроде легкой дымки) и т.п... L-стекла такого эффекта не допускают, при работе с ними всегда получаешь в подобных осложняющих условиях, хоть и не самый лучший, но более стабильный и предсказуемый результат. Например, Sony FE 24-70 в жестком искусственном освещении или при съемке в тени дает на лице модели какой-то землистый оттенок, чего L-оптика никогда себе не позволит... Возможно, что еще и контрастные датчики в A7R (а фазовых у камеры нет) хуже срабатывают при фокусировке в плохом свете и в этих условиях. Также, становится существенным влияние вибрации от действия двойного механического затвора камеры...
Хроматические аберрации
Уж какой ширик был осуждаем за ХА, так это как раз Canon EF 16-35 mm F/2.8 L II USM. Но, хоть он и является довольно старой моделью, неся высокие ХА и проявляя сильно тянутую и мутноватую картинку по периферии кадра, при обработке итоговых карточек вызывает, все же, ощущение какой-то монолитности, капитальности и масштабности, да и, просто обладает некоей магией получаемой картинки. Это мое любимое стекло уже довольно давно и, было очень интересно, как сможет потягаться новый цейсовский объектив 16-35 с ветераном? На удивление, объектив Sony FE 16-35/4 CZ T* практически избавлен от ХА. В сложных условиях по свету они, конечно же, проявляются, но после Кэнон и в сравнении, этот показатель и результат чрезвычайно порадовали.
Геометрические искажения
Здесь большой прогресс по сравнению с Sony FE 24-70 mm F/4.0 ZA - геометрические искажения минимальны. Только, что вышедший профиль для этого объектива в обновлении Лайтрум версии 5.7, дает совсем небольшую коррекцию дисторсии картинки при его применении, с 24-70 же, была просто беда. Однако, есть и ложка дегтя - образно говоря, - присутствует "легко уязвимая" геометрия картинки при собственных манипуляциях по компенсации геометрических искажений сложных архитектурных объектов и перспективы в целом, при обработке в редакторе. Поэтому 16-35 от Сони требует исходно повышенного внимания к съемке по вертикалям, горизонталям и «центрам») при построении кадра и, в отличие от Кэнон - можно от невнимательности легко "угробить" фото с уникальным моментом или интересным объектом. С Кэноном же, как-то все проще, "устойчивей", плавней, да и просто, привычней) Очевидно, это и есть обратная сторона новой компромиссной "архитектуры" оптической системы объектива, когда запаса по приемлемой коррекции геометрических искажений в обрез.
Здесь объектив - с накрученным защитным ультрафиолетовым фильтром B&W...
30.
Общие соображения
В общем и целом, объектив Sony FE 16-35/4 CZ T* приближается к уровню 16-35 от Кэнон. Сказать сейчас - это лучше, или это хуже - было бы большим упрощением. 16-35 от Сони и Кэнон - совсем разные «нишевые» коммерческие продукты. Если 16-35 от Кэнон является типично профессиональным, универсальным, "ломовым" и предсказуемым инструментом, то 16-35 от Сони - качественным зумом для съемки на прогулках, в путешествиях с требуемыми комфортными съемочными условиями по свету и погоде. При хорошем свете, удачном стечении обстоятельств и существенной доле ответственности и увлеченности фотографа, Sony FE 16-35/4 CZ T* формирует классную живую естественную картинку, полную воздуха с массой возможностей по светам и теням, а главное - дает совершенно необычное ощущение - ты как будто видишь "полный кадр" по-новому, появляется удивительный специфический эффект объемности, присутствия и естественной свежести кадра. Это особенно наглядно видно тогда, когда ты уже обработал снимок - при его "отсмотре" на полном экране монитора. Возможно этот эффект добавляет здесь именно 36-ти мегапиксельная матрица A7R.
Sony FE 16-35/4 CZ T* - «новый» продукт в том плане, что он пытается использовать именно возможности передовых цифровых матриц и вывести беззеркальные фотокамеры на новый виток своего развития - используя новые прогрессивные средства улучшения самого процесса съемки - стабилизированные объективы, электронные видоискатели, управление всеми функциями аппарата электронными методами с интеллектуальной помощью фотографу и т.п. И это продукт нашего времени, и воспринимать его, возможно, следует скорее не как объектив, который за свои не маленькие деньги должен выдавать нам максимум того, о чем мы мечтаем и хотим требовать, исходя из собственных иллюзорных ожиданий, а новый инструмент, который воплощает передовую мысль, новые технологии, новые идеи, новые провалы и победы производителя, принятие и осознание того, что ты являешься лишь частью этого естественного процесса... А это я уже к тому, что объектив хороший, к покупке определенно рекомендуется, а недостатки можно бесконечно обсуждать и их опасаться, главное же, по моему убеждению - снимать, снимать и снимать и, получать удовольствие от того, что ты максимально можешь выразить себя с ним, показать свое ви́дение и понимание этого Мира...
Я не считаю, что настал закат зеркалок, до этого еще явно не дошло, но то, что Время приходит - это точно и Sony FE 16-35/4 CZ T* это мне доказал. Пока в системе E-mount нет объективов-шедевров бескомпромиссных по качеству получаемого результата и соответствующих новым полнокадровым матрицам - но к этой цели делаются действенные шаги, и довольно конкретные. Многие как раз и отмечают, что эти новые объективы не могут реализовать возможности матрицы A7R. Вполне возможно, что, к примеру, мартовский стабилизированный фикс Sony FE 35/1,4 станет первым таким объективом, что сможет это свершить; посмотрим, время покажет... Если честно, сильно опасался, что новый 16-35 будет произведен таким как 24-70, но нет - в случае с 16-35 - цена, более или менее, отвечает получаемому результату и, сама картинка доставляет удовольствие, а это - главный и основной вывод моих впечатлений об этом симпатичном объективе.
По традиции - достоинства и недостатки.
Достоинства:
1. Качественный широкоугольник-зум от Сони/Цейс.
2. Воздушная, естественная, объемная и свежая картинка с возможностями глубокой ее обработки по светам и теням.
3. Резкость и детальность приемлемые. Сходны и приближаются по уровню резкости к Canon EF 16-35 mm F/2.8 L II USM. У Сони 16-35 немного больший угол обзора, чем у 16-35 от Кэнон.
4. Отличная цветопередача.
5. Минимальные хроматические аберрации.
6. Минимальные геометрические искажения.
7. В комфортных условиях по свету может дать исключительно качественный результат.
8. Полностью моторизованный и компьютеризированный объектив с управлением всеми его функциями через интерфейс камеры.
9. Стабилизатор, который реально работает на критических выдержках.
10. Прекрасный дизайн, высокое качество примененных для его изготовления материалов и неповторимые тактильные ощущения.
11. Приемлемые габаритные размеры для беззеркальной полнокадровой камеры.
12. Выглядит довольно компактно, аккуратно, как с одетой прямой блендой, так и с обратной.
13. Вместе с камерой A7, A7R, A7S не сильно привлекает внимание.
Недостатки:
1. Высокая цена.
2. Некоторая «мыльность» деталей на диафрагме 4 и после 11.
3. Капризен при съемке в сложных условиях по свету. Требует вдумчивого отношения и повышенного контроля в формировании кадра по вертикалям, горизонталям и усилий во избежание засветок углов и сторон кадра.
4. Уязвим по геометрическим искажениям как при съемке, так и в процессе их коррекции в редакторе в сравнении со своими аналогами - объективами из зеркального премиум-сегмента. Запас возможностей по приемлемой коррекции геометрических искажений минимален.
5. При съемке в темных помещениях с повышением ISO и при наличии искусственного галогенового света, резко теряет приемлемую детальность и контраст.
6. Нет прямой ручной фокусировки. Специфическая точная электронная фокусировка в ручном и полуавтоматическом режимах с применением OLED-дисплея.
7. Некоторая неравномерность резкости поля кадра по его периферии, но не очень значительная.
8. «Зайцы» ловятся, но не часто.
9. Выезжающий «хобот». Как следствие, объектив может набирать пыль.
10. Отсутствие пыле- и влагозащиты, несмотря на заявления производителя. Не совсем применим для съемки в сложных погодных условиях.
11. Приличный люфт объектива в байонете. Хотя это относится не к объективу, а к байонету E-mount камер A7 и A7R.
Поскольку обзор пришлось разделить на две логические части (первая - собственно обзор, вторая - фото-галерея снимков снятых с применением этого объектива), то второй части я выложу, в основном, тестовые фото.
Продолжить знакомство с объективом) © Vladimir d’Ar
Вторая часть обзора