Всего 49 фото
Вторая часть моего очерка о Голосовом овраге будет о тайнах и загадках Коломенского. В первой части мы насладились чудом сохранившимся уникальным природным уголком в удивительном пространстве заповедного Голосова оврага. Сейчас же мы добрались до «Святых камней» и с самого начала рассказ будет именно о них. Продолжим же нашу коломенскую прогулку.
Знаменитый Голосов овраг по количеству сложенных о нём легенд заметно опережает по востребованности все остальные местные коломенские достопримечательности. Там где он находится - это «дикая» часть заповедника Коломенское - заросшие травой холмы, небольшие рощицы и два старых фруктовых сада с большими валунами в овраге, напоминающими образы древних седых языческих религий. По дну оврага течет небольшой ручей (Голосов - он же Коломенский), образованный родниками, которых здесь великое множество. Предание гласит, что родники эти - следы коня самого Георгия Победоносца, когда-то проскакавшего здесь с вестью о своей победе над темным змием. Вода в ручье очень студеная. Утверждают, что ее температура круглый год одна и та же - плюс 4 градуса, что наделяет ее свойствами наибольшей плотности и живительной силы. Зимой ручей не замерзает даже в суровые морозы, чему никто пока не дал вразумительного объяснения.
02.
Москва, как известно, расположена и стоит на так называемой Русской платформе, очень прочном геологическом образовании. Однако у каждой такой платформы есть свои разломы (гигантские трещины). Один из самых больших разломов как раз и проходит под Голосовым оврагом. Здесь даже были обнаружены следы древней вулканической деятельности. Так что эти места с полным основанием можно считать «воротами в подземное царство». Получается, что через этот разлом на поверхность прорываются мощные энергетические поля, а ориентировка оврага с запада на восток рассекает естественное магнитное поле Земли. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге более чем в 12 раз, а вблизи «святых валунов» - более чем в 27 раз. Замечено, что здесь иногда внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр «заколдованного» оврага...
Альтернативные исследователи даже рассказывают, что однажды при замере этих самых электромагнитных полей один из ученых был резко поднят неизвестной силой в воздух на высоту 2,5 метров и брошен на почти отвесный склон оврага. Сам магнитометр вышел из строя, а «измеритель лептонных полей» (и такой у них есть) зафиксировал кратковременное наличие «критической массы», якобы влияющей на сознание людей.
03.
Русло Голосова ручья
Святые камни
Одна необычная и важная достопримечательность этих мест - два огромных камня-валуна в глубине оврага весом около пяти тонн каждый. Причем основная масса этих валунов-песчаников находится в толще земли. На поверхность выходят лишь небольшие их части. Один из камней лежит на дне оврага, другой - на его высоком склоне. История этих каменных исполинов уходит в глубь веков. Считается, что им поклонялись еще языческие племена, жившие здесь около полутора тысячелетий назад. Считается, что именно тогда камни и получили свои имена. Нижний из камней (он нам встретится первым) называют «Гусь-камень». Считается, что он покровительствует мужчинам, даруя воинам силу и удачу в бою. Верхний (на склоне) - «Девичий камень». Он, соответственно, приносит счастье прекрасной половине человечества во всех смыслах. "Вот сейчас вы видите «Гусь-камень» издали.04.
Вид в сторону начала (истока) Голосова-оврага
Вероятно, название "Гусь-камень" появилось от ассоциаций с его формой - камень действительно в чём-то походит на лежащую крупную птицу-гуся.
05.
С камнями в овраге связана легенда (современная) о Георгии Победоносце, который якобы бился именно на этом месте со змием (драконом), а камни - это останки коня и дракона (или одного из них; наиболее распространён вариант, в котором нижний (по высоте) камень (то есть Гусь-камень, «мужской») - остатки головы коня, а верхний (то есть «пупырчатый» Девий, «женский») - его внутренностей). По материалам М. Гривы, легенда начала обретать популярность в 1980-е годы и полностью закрепилась к концу 1990-х.
06.
Интерес в частности неоязычников к камням связан с именем А.С. Чигрина, который, будучи студентом исторического факультета Московского педагогического института им. В.И. Ленина, с 1985 года также работал экскурсоводом музея-заповедника «Коломенское». В своей курсовой и дипломной работах, «Языческое святилище в Коломенском», Чигрин предложил гипотезу о том, что «священные камни … уходят своими корнями в далекое языческое прошлое» и популяризировал эту теорию во время своих экскурсий к камням, которые проводил с 1989 года. Однако по мнению М. Гривы, «достоверные сведения о камнях восходят ко времени не ранее конца 1940-х - начала 1950-х годов». Наиболее вероятно, что почитание этих камней было привнесено извне - москвичами «из города» или другим пришлым населением - и лишь затем частично воспринято жителями близлежащего села Дьяково.
07.
«Гусь-камень» (с углублениями, размером открытой части около 2×1,5 метра) считается мужским и по утверждению «компетентных специалистов», приносит мужскую силу, доблесть и вообще, успех в мужских делах и предприятиях. Также утверждается, что этот камень исцеляет телесные проблемы у мужчин, особенно в половой сфере. Отмечается, что и женский пол получит у Гусь-камня поддержку в делах и карьере. Кроме всего прочего оба камня используется эзотериками «для контактов с потусторонним миром», с собственной душой, языческими богами и прочими невидимыми сущностями (нетрудно догадаться какими). Часто рядом можно увидеть людей, разговаривающих с камнями, вот как примерно этот молодой человек ведущий с Гусь-камнем незримый диалог о вечном.
08.
На другой стороне оврага напротив Гусь-камня лежит еще один крупный обломок песчаника, к нему к моему удивлению тоже «прикладываются»)
09.
Девий (Девичий) камень находится недалеко от Гусь-камня на том же крутом склоне оврага, но повыше. Со всех сторон Девий камень окружен вытоптанными тропинками его почитателей. Камень пользуется гораздо большей популярностью, догадайтесь у кого!?)
10.
Девий камень (возможно изначально именно Дивий камень, от слова дивный) «сохранил внешне в своей форме окаменевший рельеф морского дна». Он затейливой пузырчатой формы и имеет размер открытой своей части около 2×2 метра. В дождливую погоду к нему почти невозможно добраться потому как основательных лестниц здесь фактически нет.
11.
Обычно Девичий камень густо и истово облюбован женщинами самых разных возрастов. Считается, что камень лечит женские проблемы как на физическом плане так и в отношениях с мужским полом, способствует замужеству и удачному зачатию. Если Гусь-камень мне-таки удалось в субботний день отснять свободным от присутствия людей в кадре, то Девичий как раз наоборот, дамы (что на фото на первом плане) заявили, что собираются не сходить с камня очень долго. Тогда, сказал им, что ж, буду фотографировать камень вместе в с вами) На том мирно и порешили)
12.
Есть некоторые упоминания, что Девий камень содержит на своих пузырчатых участках некие загадочные письмена. Таковые есть, но это все досужие художества любителей граффити запечатлеть свое имя в вечности на реликтовых артефактах)
13.
Вот здесь, например, в верхней строке явно с тщанием выбито, МГИ, т.е. Московский горный институт...)
14.
Все старательно и чинно отсиживают нужное время на Девьем камне. Кроме всего прочего принято повязывать на окружающей эти камни растительности цветные ленточки как приношения потусторонним духам. Наглядный пример рожденной городской легенды и процветания неоязычества. Тут же сидя на Девьем камне ведутся эзотерические диспуты и поучения как правильно жить, быстро придти к здоровью и истине)
15.
Иногда Девий камень даже толком не виден из-за большого количества желающих припасть нему третьей точкой.
16.
Но нам все же идти дальше по течению Голосова ручья...
17.
На открытых от растительности участках вдоль русла ручья и тропинок буйно расцветают полевые травы и яркие симпатичные цветы
18.
19.
Немного ниже по течению ручья есть некоторый перепад высот, тут же бьют заметные сильные ключи. Место проистекания ключей щедро отделано «булыжными камнями», здесь похоже постоянно принимают водные процедуры и пьют воду несмотря на предупреждающие таблички о том, что эта вода не предназначена для питья.
20.
Однако, вернемся к легендам и тайнам Коломенского
Татарская конница - перемещение во времени
В Софийском временнике описано вот такое событие. В 1621 году у ворот государева дворца появился небольшой отряд татарских всадников. Их тут же пленили стрельцы, охранявшие ворота. Пленные рассказали, что они воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Отряд крымцев, спасаясь от преследования, спустился в глубокий овраг, окутанный густым туманом. Татары погрузились в него, а вышли обратно лишь через 50 лет!
21.
Татары провели в тумане, как им показалось, несколько минут, однако когда они поднялись из оврага на поверхность, то оказались в будущем, а несколько минут обернулись полувеком! Один из пленных татар так и говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней за ними на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание с пристастием, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.
22.
Немного отвлечемся по ходу прогулки по Голосову оврагу. Здесь встречается в больших количествах чрезвычайно примечательное и красивое растение - Недотро́га железконо́сная, или желе́зистая (лат. Impátiens glandulífera), - однолетнее травянистое растение; вид рода Недотрога. Другие названия: бальзамин железистый, бальзамин железистоносный, бальзамин желёзконосный, недотрога Ройля. Предпочитает тенистые влажные места, растёт по сырым оврагам (всё так и есть), пустырям, лесным дорогам в ельниках и смешанных лесах, на вырубках, по берегам ручьев и рек.
23.
Происходит Недотрога из Западных Гималаев, где растет вдоль берегов рек, в пойменных лесах и на рудеральных местах, на высотах 1600-4300 м над уровнем моря. Завезённое как декоративное растение, легко дичает и ныне распространено в умеренных широтах Северного Полушария и на некоторых островах Австралазии. Впервые было завезено в Европу (Великобритания) в 1838 г. как садовое декоративное растение, а в 1855 г. этот вид уже был зарегистрирован в Англии как сбежавший из культуры. В европейской части России один из широко распространенных адвентивных видов, от Мурманской области и Карелии на севере до Кавказа на юге. В Азии растение расселилось в азиатской части России, Казахстане и Японии.
24.
В Московском регионе растение впервые было описано близ Сенежского озера (Солнечногорский р-н), где росло «в большом количестве особей…, захватывая всё больший район». К 1960-м гг. в Москве и Московской области вид являлся, по-видимому, ещё редким: «культивируется в садах, иногда дичает» (в те же годы описывается как недотрога Ройля (I. roylei) и в составе адвентивной флоры Приморья (о. Русский, Седанка).
25.
Ситуация резко изменилась в 1970-х гг., когда недотрога желёзконосная стала встречаться по сорным местам в городах и посёлках, у заборов кладбищ, в канавах, на железнодорожных насыпях. В начале 1980-х гг. вид стал оккупировать ивняки по берегам р. Москвы на протяжении десятков километров в Можайском, Рузском и Одинцовском районах, а в последние годы отмечено активное расселение по сырым лесным дорогам в ельниках и смешанных лесах, на вырубках, у лесных болот, вдоль ручьев.
26.
Исчезновения жителей соседних сел и появление через длительное время не постаревшими
Мистические истории с временными парадоксами продолжались и в более позднее время. В XIX веке в документах Полицейского управления Московской губернии отмечались многочисленные случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Одно из таких происшествий было описано в июле 1832 года в газете «Московские ведомости». Двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, возвращаясь ночью домой из соседней деревни, решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне долины клубился густой туман, в котором неожиданно возник какой-то «коридор, залитый бледным зеленым светом».
27.
Мужики вошли в этот туман и тут же встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут крестьяне вышли из тумана и продолжили свой путь. Когда они пришли в родную деревню, оказалось, что прошло уже два десятилетия. Жены и дети, постаревшие на 20 лет, с трудом их узнали. В дело вмешалась полиция. По настоянию дознавателей в овраге провели следственный эксперимент, в ходе которого один из путешественников во времени прямо при свидетелях снова растворился в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой. Случай был описан в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832 года. Документы Полицейского управления за период 1825-1917 гг. свидетельствуют, что в Московской губернии и конкретно в Коломенской волости, неоднократно происходили загадочные исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Садовники, Дьяково и Новинки.
28.
Снежный человек или Волохатый
Как мы помним, Голосов овраг называли еще и «Волосов», возможно, в честь древнего божества Волоса или Beлеса (Влеса) - властителя подземного мира, покровителя домашних животных и достатка. Имя божества происходит от слова «волохатый», то есть мохнатый. В Голосовом овраге неоднократно видели неких «волосатых людей», принимая их за нечисть или призраков. Описание таких случаев есть в хрониках времен Ивана Грозного. Уже в советской России, в 1926 году один милиционер наткнулся в густом тумане на «заросшего шерстью дикаря» в 2,5 метра ростом и, очевидно от страха, выпалил в него все, что было в обойме пистолета, но вреда мохнатому не причинил, а призрак просто растаял на глазах. К поиску необычного гостя подключились местные школьники, пионеры, и произвели собственное следственное дознание. Однако следов «дикаря» пребывания обнаружить им так и не удалось. Зато на страницах одной из столичных газет появилась статья журналиста А. Рязанцева «Пионеры ловят Лешего».29.
Вот кстати как оригинально и симпатично укреплен один из откосов Голосова оврага
30.
По дороге вдоль ручья попадаются вот такие милые полянки с полевыми травами и цветами
31.
32.
Наше время
Но это все было тогда, а как обстоят дела на сегодня? Оказывается, до сих пор люди могут потеряться в загадочном тумане парка Коломенское, но об этом просто не говорят. Вот что произошло сравнительно недавно. Двое школьников умудрились исчезнуть в Голосовом тумане и вернуться обратно только через два дня. Как говорит один из юных пострадавших от петли времени, в овраге появился туман светло-зеленого цвета, который стал расползаться по округе. Мальчишкам показалось, что в тумане они пробыли совсем немного, всего около получаса. Поплутав по дорожкам оврага, они увидели церковь и только тогда смогли выйти из парка. Вернувшись домой, дети узнали, что родители их искали уже около двух суток. В их рассказ о таинственном тумане родители не поверили.
33.
Призраки Стеллецкого
Еще одна легенда утверждает, что совсем рядом с оврагом, в тайниках под
Церковью Усекновения Главы Иоанна Предтечи якобы хранится Библиотека Ивана Грозного. Именно в Коломенском искал эту таинственную библиотеку известный археолог Игнатий Стеллецкий. В 1938 году, обследовав холм, который венчает Храм Усекновения главы, Стеллецкий обратил внимание на участок между крутым обрывом и Москвой-рекой. Геологические исследования показали, что это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда исследователь сделал вывод - на Дьяковском холме в процессе строительства Храма велись весьма масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, якобы по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть.
34.
Исследователи альтернативного профиля утверждают, что в районе Храма Усекновения Иоанна Предтечи и старого погоста появляются привидения (в том числе и в наше время), особенно характерны «девы в белом и с распущенными волосами» (энтузиасты обозначили их «жертвами Ивана Грозного»), якобы они и оказали мистическое воздействие на Стеллецкого который неожиданно резко свернул свои изыскания около Иоанновского храма и прилегающего погоста.
35.
Загадочная лестница Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи
В преддверии московской Олимпиады-80 главный инженер управления «Мособлстройреставрация» В. Поршнев руководил ремонтными работами в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, тогда бесхозной и заброшенной. В центре храма, ближе к алтарной части, была обнаружена снятая белокаменная плита пола, а под ней утрамбованный песок. Когда рабочие начали его разгребать, открылись ступени из белого камня, под острым углом уходившие вниз, в сторону западной стены. Над этими ступенями выявили свод из крупного кирпича. По мере выемки песка открывался нисходящий каменный ход - и лестница не заканчивалась. Главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н. Свешников распорядились установить в портале пола на эту таинственную галерею металлический люк и навесить на него замки. Пока согласовывали, что делать дальше с обнаруженным поземным сооружением, неизвестные сорвали ночью замки с люка и прокопали лаз вглубь еще на четыре метра. Не имея средств на продолжение работ и в связи с варварскими попытками вскрыть подземелье, Свешников с Поршневым решили все же обезопасить этот интересный объект - снова засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место пресловутую белокаменную плиту... - библиотека царя Иоанна так и не была найдена)36.
О поисках Стеллецкого бывший главный хранитель музея «Коломенское» В. Суздалев говорил, что археолог искал Либерию поначалу в шатровой церкви Вознесения. Закладывая шурфы в фундамент сооружения, он очень раздражал реставратора Коломенского, архитектора П. Барановского, который неоднократно обращался к властям с требованием запретить Стеллецкому портить памятник. Что же касается подземных пустот в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, то церковь была оборудована печно-воздушной системой отопления, и, скорее всего, полагает Суздалев, на один из каналов этой системы и наткнулись строительные рабочие в 1980 году. Да еще старожилы музея рассказывали, что в 1929 г. (через три года после того, как в тех местах видели «лешего») сам Барановский раскопал под алтарем усыпальницу священника Дьяковской церкви.
37.
Мы выходим из тени густых зарослей Голосова оврага на солнечный свет. Эта большая поляна предположительно и является тем местом откуда появился татарский конный отряд Девлет-Гирея плененный впоследствии царскими стрельцами.
38.
Исчезновение племени меря
Добавим еще одну загадку Коломенского. Археологи установили: именно на холме близ Голосового оврага поселились первые жители столицы - угро-финское племя меря. По одной из версий «меря» всех чужеземцев приносили в жертву своим богам, и часто находимые кости в овраге - следы ритуальных жертвоприношений. Впоследствии первые древние «коренные москвичи» и сами исчезли бесследно всем племенем - в начале VIII века нашей эры, за 300 лет до официального основания Москвы, их культура уже не фиксируется археологами. В летописях и в преданиях история этих трех веков тоже никак не отображена.
39.
Теперь мы идем вдоль Голосова ручья которому скоро впадать в Москва-реку. Крутые склоны оврага уже не довлеют, он стал просторным, не таким загадочным и всё еще нахождение в его объеме уже почти не замечается. Начиная с этого места Голосов овраг превращается в обычную и привычную парковую зону.
40.
Еще фото этого же места но из времен Золотой Осени 2018
41.
Проходя вдоль ручья нам встречается Верхний Коломенский пруд - это один из двух прудов по левому берегу ручья в низовьях Голосова оврага, на территории музея-заповедника Коломенское. Пруд прямоугольной формы. Его длина 50, ширина 20 м. Площадь примерно 0,1 га. Это декоративная копань с забетонированным берегом.
42.
Голосов ручей здесь как бы за прудом
Пруд окружен стриженым газоном с отдельными деревьями, в том числе шаровидными ивами. Населен рыбой и прудовыми лягушками) Вероятно, пруд создан недавно (1980 гг.), т.е к Олимпиаде - 80.
43.
Голосов ручей незаметно течет к Москве-реке, теперь он уже не привлекает особого внимание гуляющих, их внимание скорее приковано к этим двум Коломенским прудам...
44.
Нижний Коломенский пруд - один из двух прудов по левому берегу Коломенского ручья в низовьях Голосова оврага. Пруд овальной формы. Его длина 45, ширина 20 м. Площадь примерно 0,1 га.45.
Почти у самого устья Голосова ручья (официально Коломенского) его акваторию облюбовали дети, но в данный момент как ни станно больше китайские)
46.
Под занавес, один крупный план Голосова ручья у его устья
47.
Вот и место впадения Голосова ручья в Москву-реку, а наша прогулка по Голосову оврагу почти закончена
48.
Москва-река, набережная, вид на восток
49.
Наверное следует что-то сказать в итоге. Возможно добавить многое, но мысль все же одна. Всех нас привлекают тайны и загадки, всё будоражещее сознание и удивительное (те кто говорят, что не привлекает, в этом просто не сознаются). А все от того, что хочется раскрасить унылую безцветную жизнь в этом теле, чтобы в ней появился высокий смысл, чувства удивления, обретения чего-то большого, значимого и теплого, радостного и светлого. Это все признаки того, что именно наша душа побуждает вспомнить о ней, понять, принять саму мысль, что вечно она живая в нас существует, что именно душа является смыслом нахождения в этом теле, в этом воплощении, на этой планете. Каждый сам может набраться воодушевления и смелости услышать этот зов, понять, принять, что именно навязываемый извне и неосознаваемый страх смерти заставляет нас верить в чудеса и тайны, попытаться отвлечься от нестерпимой мысли конечности этого земного существования и привязанности к материальному миру в наше время переполненного искушениями... И вообще, наверное каждый может дополнить сказанное именно своим смыслом и своим пониманием...)
Источники:
Голосов овраг // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Р.А. Агеева, Г.П. Бондарук, Е. М. Поспелов и др.; авт. предисл. Е. М. Поспелов. - М.: ОГИ, 2007.
Грива М. Новый культ камней в Коломенском // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. - М.: Новое издательство, 2006.
Чигрин А.С. Камни рождающие, камни плодоносящие // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4.
© Vladimir d’Ar, 2019
Голосов овраг, или Светлая поэзия заповедной природы Коломенского. Часть 1. Голосов овраг зимой. Часть 3.