Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, или архитектурная жемчужина Коломенского

Mar 17, 2016 20:55



Всего 52 фото

Наверное, именно этот Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове является для меня одним из немногих особенных архитектурных сооружений православной архитектуры, который хочется постоянно изучать, рассматривать, фотографировать и, вообще, наслаждаться его красотой и совершенством форм, в которые вложены одухотворенные замыслы и чувства его создателей. Что удивительно, несмотря на его весомое место среди архитектурных шедевров XVI века, достоверных и точных сведений об этом храме совсем немного, а точнее, много самых разных версий, часто противоречащих друг другу. Конечно, очень хотелось бы знать точно, кто его построил, по чьему «повелению» и духовный и светский контекст, связанный с этим архитектурным шедевром. Но, по большому счету, это не столь уж и важно, а важно то, что церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове уцелела в огне революционных пожаров и воинствующего безбожия. И, сейчас мы можем любоваться этим архитектурным чудом на высоком берегу Москвы-реки в музее-заповеднике Коломенское.

Я хорошо помню, когда холм, на котором возведена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, был полностью, плотно и, почти, до середины его высоты заполнен захоронениями села Дьяково. Это было причудливое и захватывающее зрелище - великое множество старинных белокаменных надгробий вокруг храма создавали удивительное ощущения причастности к истории нашей страны и погружали тебя в размышления о бренности этого мира и собственном предназначении. К сожалению, в 1980-м году это старинное средневековое кладбище как и само село Дьяково были уничтожены к Олимпиаде-80 и уже в который раз был утерян очередной совершенно потрясающий уголок памяти и истории Старой Москвы.

Главной своей задачей, которую я поставил в этот раз - не акцентировать внимание на версиях - кто построил этот удивительный храм, по какому поводу, полемике узких специалистов, а дать читателю некоторую возможность насладиться красотой храма, его внутренней силой, заложенными в его стремительные и небесные формы замыслами царственных заказчиков и талантливых зодчих, воплотивших эти самые замыслы; попытаться подать образ церкви Усекновения с самых разных ракурсов, в разное время года, и именно так, как я его вижу. Таким образом, я сделаю скромную попытку дать читателю и созерцателю чувственный образ этой удивительной церкви. Конечно, в материале будет, по возможности и необходимости, изложена и наиболее полная информация о храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, так, что в зависимости от целей, поставленных уже перед читателем, он сможет узнать как об истории этой церкви, так и совершить прогулку в эту древнюю часть Коломенского, куда, иногда, бывает довольно утомительно добираться.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи расположен на территории музея-заповедника Коломенское, в бывшем селе Дьякове, на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция.
02.



Добраться до Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи лучше от ст. метро Каширская - по пути вы осмотрите реконструированный дворец царя Алексея Михайловича...
03.



...и реликтовые овражные места Коломенского, захватывающие дух, где у подножия высокого берега Москва-реки селились многочисленные племена наших предков еще задолго до рождества Христова.
04.



05.



Это вид на северо-восток от холма, где как раз и находится Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
06.



Вот мы и подошли к ограде, ограничивающей территорию бывшего кладбища села Дьяково.
07.



А вот и он - красавец - Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Пожалуй, начнем рассказ об этой удивительной церкви.
08.



09.



Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой.
10.



11.



Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы.
12.



По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на запад, расположена двух пролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников.
13.



14.



Это главный западный портал храма.
15.



16.



Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Сейчас мы обходим храм - это вид с севера.
17.



18.



19.



20.



21.



Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружнего декора церкви Вознесения в Коломенском.
22.



Приделы храма
23.



Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.
24.



Русские искусствоведы в дьяковской церкви видели первую в русском зодчестве многопридельную столпообразную церковь - композиционного предшественника собора Покрова на Рву. Считается, что он родился на стыке двух эволюционных рядов - собственно шатровых храмов (церковь Вознесения в Коломенском, храм Преображения в селе Остров) и столпообразных церквей «иже под колоколы» (колокольня Ивана Великого) или чудом уцелевшего столпообразного собора святителя митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре.
25.



Я намеренно не раз снимал эту церковь именно весной или поздней осенью потому как летом - густая зелень не дает всецело охватить масштабы этого удивительного храма. Однако, без летних снимков было бы грустновато, поэтому вот и они - летом и в золотую коломенскую осень.
26.



Немного о датировках сооружения храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

Ф.Ф. Рихтер, при реставрации храма в XIX веке, обратил внимание на сведения клировой летописи и связал его постройку с зачатием либо рождением в 1530 году долгожданного престолонаследника - будущего Ивана IV.

К.К. Романов в 1925 году поднял вопрос о передатировке церкви, связав строительство обетной церкви с летописным известием о том, что в 1531 году была выстроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове.

Поскольку в дальнейшем её следы теряются, В.В. Кавельмахер предположил, что ваганьковская церковь сгорела во время пожара 1547 года, а её престолы были перенесены во вновь построенный храм в Дьякове. Надгробные плиты 1534 и 1535 годов, использованные при постройке церкви (очевидно, взятые с близлежащего кладбища), косвенно указывают на то, что она строилась после 1535 года.
27.



А.И. Некрасов пытался приурочить её возведение к венчанию Ивана IV на царство в 1547 году.

М.А. Ильин склонялся к дате 1553-54 гг., считая церковь моленной о рождении наследника, Ивана Ивановича.

А.Л. Баталов в 1998 году высказался за то, что дьяковская церковь представляет собой упрощённую реплику Покровского собора и последний - вовсе не усложнение и развитие столпообразной групповой композиции, впервые применённой в Дьякове.
28.



По мнению А.Л. Баталова, вторичные итальянизмы дьяковской церкви не согласуются с художественным языком русской архитектуры конца 1540-х и 1550-х годов со свойственной тому времени тенденцией к намеренной архаизации (соборы Симонова, Авраамиева, Брусенского монастырей, Медведевой пустыни).
29.



Согласно А.Л. Баталову, жёстко геометризованный декор сближает данный памятник с произведениями придворной школы 1560-х и 1570-х годов, к которым он относит многостолпный Борисоглебский собор в Старице, Сретенский собор Московского кремля, приделы Благовещенского собора.
30.



Однако, войдем в церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
31.



Знаменитый купол храма. Признаков знаменитой солярной свастикообразной спирали уже нет.
32.



"На внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах этот знак пламеневидной спиральной свастики в XVI веке иногда заменяет образ Христа на своде главы и символизирует духовное открытие человеческой души к небу и вечное движение к Богу" - пишет Елена Лебедева. Вот как это выглядело ранее. Жаль, что этот символ уже сейчас не виден после реставрационных работ.
33.


Фото ниже - реконструкция М.П.Кудрявцева. Середина XVI века. Грандиозно выглядел храм, не правда ли?

Здесь возникает вопрос - почему шлемовидная глава церкви и главы приделов выглядят сейчас неестественно "приплюснутыми"? Объяснений "сходу" я не нашел, но могу предположить, что шатер церкви Усекновения снесли ввиду того, что церковь Вознесения к некому моменту стала играть более важную роль нежели дьяковская..., а без этой реконструкции - она бы перетягивала к себе внимание зрителя от Вознесенской...
34.


Кое-что о тайнах и легендах, связанных с этим местом, где находится Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Церковь расположена на высоком холме, где заканчивается Голосов овраг и его ручей впадает в Москва-реку. Это таинственное место с полным набором легенд и мистических историй Старой Москвы. Голосов овраг считается реликтовым и, по некоторым сведениям, именно под ним находится крупный геологический разлом, благодаря которому, по многим сведениям, и происходили известные мистические события, на которых мы и остановимся.
35.



В 1621 году, недалеко от дворца Михаила Федоровича, неожиданно появился отряд татарской конницы Девлет-Гирея. Основные силы Девлет-Гирея были разбиты еще в 1571 году и с тех пор ни одного набега не было на московскую землю. Татар пленили. Михаил Федорович приказал учинить пристрастный допрос. Оказалось, что татары, спасаясь от преследовавших их русских ратников, скрылись в Голосовом овраге и прошли сквозь зеленоватый туман и вышли из него, по их словам через несколько минут… Их вооружение и экипировка отличались от того, которое применяли их современники и, действительно напоминало вооружение XVI века…
36.



В XIX веке также отмечались "исчезновения" двух крестьян близлежащих деревень с появлением в том же возрасте через двадцать лет. По их словам, они также видели туман, белый коридор «белесоватого цвета» и волосатых людей в тумане, что пытались им помочь вернуться. Что интересно, полиция, проводя следственный эксперимент, зафиксировала появление вышеупомянутого «тумана» и исчезновение одного из "путешественников во времени", который назад уже так и не вернулся окончательно. Неоднократно в районе Голосового оврага видели волосатых человекообразных существ огромного роста, проще говоря, снежных людей. Задокументированных свидетельств было очень много, в том числе, и в советское время.
37.



"Голосов овраг" (возможно Велесов), издревле являлся «нечистым местом», считавшимся переходом в потусторонний мир. Здесь находятся два древних камня, также, возможно, являвшихся священными для широко распространенной в этих местах Дьяковской культуры (VIII до н.э.). Дьяковская культура с VII веку исчезает, а славянские племена вытесняют или ассимилируют эту культуру к VII-XI вв. - к этому времени племена балтов, так и фино-угорские племена.

Вода ручья, который уже тысячелетиями течет по Голосову оврагу, считается целебной, ручей не замерзает в любую морозную погоду (его температура всегда составляет 4 градуса по Цельсию).

Далее пять "бытовых" фоток 2010 года, чтобы хоть как-то проиллюстрировать текст о Голосовом овраге...
38.



Здесь два специфических камня - один, как-бы покрытый окаменевшими пузырями - Девичий-камень (женский), и камень с относительно ровной поверхностью - Гусь-камень (оба находятся на склоне оврага, и Гусь-камень ниже по расположению, чем Девичий).

Девичий камень.
39.



40.



По местным легендам Гусь-камень (на фото ниже) является окаменевшими останками сказочного змея, которого поразил Георгий-Победоносец. Традиционно считается, что Гусь-камень инициирует мужскую силу, а Девичий,соответственно, - девичью. Вот эти множественные ямки на фото выше, по легенде, являются, якобы, следами коня Георгия-Победоносца... Дева - это финно-угорская женская богиня поземного мира, а Гусь - священная птица финно-угорской мифологии, плавающая в подземном океане и сотворившая некогда все сущее.

Гусь-камень. В выходные и в комфортную погоду, довольно затруднительно снять эти реликтовые камни без присутствия людей.
41.



Но, вот, нашел старую фотку, где поверхность Гусь-камня почти открыта...
42.



Однако, самое интересное касается именно Церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
43.



Есть версии, что именно в его подвалах фундамента находится знаменитая библиотека Иоанна Грозного.  В 1938 году археолог И. Стелецкий, обследовавший на предмет наличия указанной библиотеки и Храм Вознесения, обнаружил некое рукотворное строение на территории старого дьяковского кладбища. Производя в этом месте раскопки, он наткнулся на семиметровой глубине на массивную белокаменную кладку, но вынужден был прекратить все работы в связи с протестами местных жителей.
44.



Еще одно интересное событие. Как уже упоминалось - в преддверии Олимпиады-80 в Коломенском проводились масштабные работы по приведению объектов культурного назначения «в приемлемый» для туристических целей вид. Управление «Мособлстройреставрация» (под руководством главного инженера управления В. Поршнева) проводила ремонтные работы в основании фундамента храма Усекновения. В центре церкви, ближе к его алтарной части, была вскрыта белокаменная плита пола, просевшая от времени, а под ней обнаружился утрамбованный чистый песок. Когда рабочие начали его вынимать, проявились белокаменные ступени, уходившие круто вниз, в направлении западной стены храма.
45.



Над этими ступенями выявили свод из крупного кирпича. По мере выемки песка открывался нисходящий каменный ход  - и лестница не заканчивалась. Главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н. Свешников распорядились установить в портале пола на эту таинственную галерею металлический люк и навесить на него замки. Пока согласовывали, что делать дальше с обнаруженным поземным сооружением, неизвестные сорвали ночью замки с люка и прокопали лаз вглубь еще на четыре метра. Не имея средств на продолжение работ и в связи с варварскими попытками вскрыть подземелье, Свешников с Поршневым решили обезопасить этот интересный объект - снова засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место пресловутую белокаменную плиту... - библиотека царя Иоанна так и не была найдена)
46.



Главный хранитель музея "Коломенское" В. Суздалев, комментируя эти события, предположил, что строители наткнулись на один из каналов печно-воздушной системы отопления храма… Кстати, коломенские старожилы сообщали, что еще в 1929 году архитектор П. Барановский обнаружил под алтарем усыпальницу некоего священника Дьяковской церкви. Но скорее всего, речь идет в захоронении вне стен алтаря. Как видим - захватывающих версий о подземных пространствах храма великое множество…
47.



Есть воспоминания Ивана Фёдоровича Барщевского и жителей села Дьякова (они хранятся в архиве ГХИАМЗ "Коломенское"), как небезызвестный архитектор, создатель и директор музея "Коломенское" Пётр Дмитриевич Барановский, вооружившись наганом, выгнал из храма священника и служителей и повесил на двери амбарный замок!!!)

В заключении осмотрим территорию бывшего дьяковского кладбища. Как вы видите, немногочисленные белокаменные надгробия - это все, что осталось от некогда захватывающего воображение этого некрополя. Мне довелось его видеть в целости исохранности.
48.



Сейчас здесь, фактически, пустырь...
49.



Кое-где остались редкие могильные кресты...
50.



А этот крест установлен в память о кладбище села Дьяково...
51.



52.



Ну, вот, пожалуй, и все. Надеюсь, что не перегрузил пост фотографиями, но каждая из них, по моему мнению, отражает частичку неповторимого образа этой величественной и удивительной церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково.

Источники:

А.Л. Баталов «О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове». 1998.
В.В. Кавельмахер. «К истории постройки именинной церкви Ивана Грозного в селе Дьякове.1990.
Е. Лебедева. «Храмы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи». 2007.
И другие

© Vladimir d’Ar

Коломенское

Previous post Next post
Up