Всего 84 фото
Главное здание Археологического музея Стамбула находится в пределах территории султанского дворца Топкапы и если пройти музейные ворота оно расположено чуть дальше и правее
Музея Народов Востока экспозиции которого мы с вами уже осмотрели. Сам музей вообще был основан в конце XIX века по инициативе видного турецкого живописца и археолога Османа Хамди-бея. Часть этой экспозиции хранилась прежде в
церкви Святой Ирины. Строительство же основного здания в стиле классицизма началось в 1881 году по проекту франко-турецкого архитектора Александра Воллори и окончательно завершилось в 1902 году. Открытие Археологического музея в его новом качестве состоялось 13 июня 1891 года. В 1903 году и 1907 году к основному зданию были добавлены правое и левое крыло, в результате чего здание обрело свой нынешний облик. Это один из самых крупных археологических музеев мира.
К великому сожалению основной фасад Главного археологического музея Стамбула в момент моего посещения был полностью закрыт строительно-реставрационными конструкциями, как и артефакты выставленные рядом с ним. Так что фотографировать снаружи главное здание смысла не имело. Музей очень большой, современный с просторными "воздушными" экспозиционными площадями, что чрезвычайно приятно и комфортно для осмотра. Коллекцим же музея в целом удивляют и потрясают. На первом этаже кстати также происходило что-то досадное связанное то ли с ремонтом, то ли со сменой экспозиции - весь первый этаж был перегорожен, так что парадного вида Стамбульского археологического музея как снаружи так и изнутри вначале нашего осмотра не будет.
С некоторым удивлением я понял, что не замечаю некоторых знаменитых артефактов, что обычно на виду и на слуху́. Может быть я что пропустил в процессе осмотра, впрочем это и не удивительно - музей огромен и здесь при доле интереса и желания возникает порыв остаться как можно дольше, то есть, не на один день) Очевидно приезжать в Стамбул "на Поиски Константинополя" придется еще раз, в том числе и посетить этот музей снова. Показать артефакты читателю в хронологическом порядке опять же сложно. Например, результаты раскопок Трои Шлимана находятся на третьем этаже и рассмотреть их внимательно после первых двух уже не хватает никаких эмоциональных и физических сил, но я собрал их остатки и отснял-таки находки из Трои. Таким образом в первой части вы увидим некоторые артефакты периода архаики, результаты археологических раскопок Трои Генрихом Шлиманом, другими занаменитыми археологами и мы также затронем период элллинизма. Короче, все то, что было примерно до возникновения на этом месте столицы Византийской империи. Ну, приступим уж, наконец.
Так сейчас выглядит изнутри главный вход Археологического музея Стамбула с уровня второго этажа. Как мы видим сейчас посетитель упирается на входе в выставочные перегородки и его по "стрелочкам" направляют начать осмотр со стороны левого крыла музея.
02.
Мы же с вами сейчас окажемся все же на третьем этаже (фото ниже, верхняя часть) и сначала увидим артефакты добытые Шлиманом в ходе его раскопок Трои и много чего еще.
03.
Экспонаты разных периодов истории. От архаического до романского.
04.
В 1829 году, будучи восьмилетним мальчиком, Шлиман впервые услышал рассказ о Троянской войне. Этот рассказ настолько потряс ребенка, что маленький Шлиман поклялся себе в том, что однажды раскопает Трою. Первую часть своей жизни он посвятил коммерции, зарабатывая деньги на предприятие, мечте о котором он не изменял ни на минуту (поставляя в частности селитру в Россию в годы Крымской войны). Уже будучи сорокалетним Шлиман поступил в Сорбонну для изучения археологии. В 1868 году он посетил Турцию и отметил там тот самый холм Гисарлык. Именно он привлек внимание Шлимана как возможное местонахождения Трои, а не Пинарбаши, который большинство ученых того времени считали наиболее вероятным. Вскоре Генриху Шлиману представилась возможность доказать свои предположения с лопатой в руках. Неожиданно для всех гипотеза Шлимана получила убедительнейшее подтверждение. В мае 1873 года Шлиман писал своей жене Софии о том, что обнаружил огромную сокровищницу у городской стены. Эту находку он окрестил “клад Приама”...
05.
Рельеф с Богом Рек (скорее всего это Ксанф). Один из речных богов охранявших Трою. Мрамор. Раскопки Шлимана. Романский период. I-II вв. до н.э.
Генрих Шлиман провел предварительные раскопки в апреле 1870 года, а с 1871 по 1873 года он провел три крупные кампании общей продолжительностью девять месяцев. Ежедневно на месте раскопок работало от 80 до 160 человек. Шлиман вел разрезную траншею через курган с севера, извлекая сотни тонн грунта, безжалостно срывая позднейшие постройки.
06.
Находки Шлимана в Трое. "Дома Трои".
Он пришел к выводу, что гомеровская Троя - это второй снизу город (Троя II), который погиб в результате большого пожара и получил название “Сожженный город”. 31 мая 1873 года Шлиман обнаружил “сокровищницу Приама”. Тогда находку контрабандой вывезли из Турции и доставили в Этнографический музей в Берлине. Оттуда “сокровищница Приама” в апреле 1945 года попала в руки трофейной команды Красной Армии и в настоящий момент находится в коллекциях Пушкинского музея изящных искусств в Москве и питерском Эрмитаже.
07.
Находки Шлимана на раскопках в Трое.
Шлиман вновь вернулся в Гисарлык и провел там еще две крупные кампании в 1878-1879 гг. Затем последовал сезон раскопок 1882 года, в котором также участвовал Вильгельм Дёрпфельд (1853-1940), который терпеливо разобрался во всей той мешанине, что оказалась в руках у Шлимана после первых кампаний.
08.
Находки Шлимана на раскопках в Трое. "Дом с колоннами".
В период 1889-1890 гг. прошла последняя кампания. В это время обнаружены руины “мегарона” в слое Троя VI за пределами большой насыпи у Трои II, которую, как полагают, троянцы насыпали "для затаскивания" в город Троянского коня.
09.
Находки Шлимана на раскопках в Трое. "Дом с колоннами".
К ужасу Шлимана вскоре выяснилось, что Троя II процветала на тысячу лет раньше Троянской войны, то есть в 2450-2200 гг. до н.э.
10.
Большие сосуды. Находки Шлимана на раскопках в Трое.
В 1893-1894 гг. Дёрпфельд раскопал Трою VI, обнаружив массивные каменные стены, на некоторых участках достигавшие толщины 4,5 м, с характерными башнями и массивным северо-восточным бастионом. Германские и турецкие археологи полагают, что этот богатый и хорошо укрепленный город и был Троей Приама.
11.
Троя - реконструкция
12.
Находки Шлимана на раскопках в Трое. Фаза IIIb. Помещение 300.
Работу Шлимана и Дёрпфельда продолжил К.У. Блеген (1887-1971), который считал, что гомеровской Троей была Троя VIIa, а не Троя VIh. Блеген вел раскопки с 1932 по 1938 год, выявив до 46 культурных слоев, которые он распределил между девятью “городами”. Древнейший слой относится к 2900-2450 гг. до н.э., а последний датирован 550 г. н.э.
13.
Находки Шлимана на раскопках в Трое. Фаза IIg.
14.
Находки Шлимана на раскопках в Трое. Фаза IIg.
Современные историки единодушно считают, что события, известные нам под названием Троянской войны, имели место около 1250 г. до н.э. и представляли собой набег микенских греков на побережье Анатолии. На протяжении последних 20 лет удалось сделать множество новых открытий, позволивших по-новому взглянуть на старые гомеровски песни и переоценить уже известные археологические находки.
15.
Находки Шлимана на раскопках в Трое. Фаза IIg.
В 1982 году на побережье в 8 км к юго-западу от "Трои" немецкие археологи под руководством Манфреда Корфмана из Тюбингского университета провели масштабные раскопки гробницы позднего бронзового века рядом с коническим холмом Бешик-Тепе. Гробница находилась всего в нескольких метрах от песчаного побережья. В античные времена она была известна как “Ахиллесова гробница”. Известно, что к этой гробнице совершали паломничество Александр Македонский, Мехмет Завоеватель и лорд Байрон.
16.
Находки Шлимана на раскопках в Трое. Фаза IIg.
Выяснилось, что “Ахиллесова гробница” в действительности представляет собой комплекс из почти трехсот захоронений, окруженных по периметру стеной. Захоронение не связано ни с одним ближайшим поселением. Многие гробницы представляют собой огромные сосуды (pithoi), сверху закрытые плоскими камнями. Идентифицированны останки мужчин, женщин и детей. Некоторые подвергались кремации, другие были погребены как есть. В более чем 50 захоронениях обнаружены предметы микенской культуры наряду с местными изделиями. Обнаруженная в гробницах керамика позволяет датировать их периодом перехода от Трои VIh к Трое VIIa, то есть наиболее вероятной эпохой троянской войны.
17.
Находки Шлимана на раскопках в Трое. Фаза IIb.
Кладбище, обнаруженное Корфманом, доказывает, что в районе Трои наблюдалась торговля и военная деятельность микенцев во времена Трои VIh. Другими словами, эта находка свидетельствует в пользу исторической достоверности Троянской войны.18.
Находки Шлимана на раскопках в Трое. Первые поселения.
19.
Стела с рельефом. Находки Шлимана на раскопках в Трое. Первые поселения.
В 1988 году Корфман перенёс свою деятельность на саму Трою. Многочисленный коллектив археологов, включавший в себя специалистов из Германии, Америки и Турции, ведет там раскопки и по сей день.
20.
Находки других (кроме Шлимана) археологов в Трое.
Проект “Троя” поддерживают более сотни археологов. Кроме традиционных раскопок, практикуются и более современные научные и технические методы. Одним из наиболее важных этапов раскопок стали работы на плато к югу от цитадели на Гисарлыке. Эта область была густонаселена не только в греко-романский период (Novum Ilum), но и в период позднего бронзового века. Здесь находился нижний город Трои Лаомедона и Приама, окруженный кольцевой стеной. С помощью магнитометра удалось обнаружить линию укреплений, примыкавшую к массивным стенам Трои VI.
21.
Находки других (кроме Шлимана) археологов в Трое.
22.
Находки других (кроме Шлимана) археологов в Трое.
23.
Находки других (кроме Шлимана) археологов в Трое. Погребальные дары.
Таким образом, гомеровская Троя превращается в крупнейший город бронзового века, стоящий в одном ряду с Хаттуссо-Богазкёем и Микенами. Площадь города достигала 27 Га вместо предполагавшихся прежде 20 000 кв. м. Шлиман обнаружил только цитадель огромного города. В очередной раз убеждаемся в правоте Гомера, который рисовал нам Трою как огромный город, окруженный стеной.
24.
Глиняные сосуды в форме животных и других форм.
Бронзовые наконечники копий. Вторая половина третьего тысячелетия до н.э.
25.
Бронзовые ножи, топоры. Вторая половина третьего тысячелетия до н.э.
26.
Бронзовые топоры с отверстием и керамика.
27.
Стела с памятной надписью на греческом из Трои. Мрамор.
28.
Перенесемся в Хатуссу - столицу древнего Хеттского царства. Городище расположено около современной турецкой деревни Богазкале в центральной Анатолии недалеко от реки Кызылырмак (в древности Галис) в 145 км восточнее Анкары. Городище обнаружено в 1834 году, раскопки ведутся с 1906 года.
Глиняные таблички с клинописью. Хаттуса. XIII век до н.э. Копии с более древних табличек - XVI век до н.э.
29.
Глиняные таблички с клинописью. Хаттуса. XIII век до н.э.
Раскопки в окрестностях Богазкале имеют суммарную площадь около 160 Га и могут быть подразделены на несколько участков. В центре - две скалы Бююккале (тур. Büyükkale, «Большая крепость»), в 500 м к северу от них «Большая скала» Бююккая (тур. Büyükkaya). К востоку от Бююккале на относительно ровной площадке располагался «Нижний город» - самая древняя часть хеттской столицы. К югу от Бююккале располагался «Верхний город» - собственно укрепления столицы.
30.
Глиняные таблички с клинописью. Хаттуса. XIII век до н.э.
31.
Глиняные таблички с клинописью. Хаттуса. XIII век до н.э.
32.
Глиняные таблички с клинописью. Хаттуса. XIII век до н.э.
Изделия из бронзы.
33.
34.
Бронзовые застежки, иглы, наконечники стрел, котлы, подставки. VIII-VII век до н.э.
Погребальные дары из саркофагов курганного типа. Бронза.
35.
А здесь - уже совсем древности... Конец VI тысячелетия до н.э.
36.
Теперь продолжим осмотр экспозиции музея времен Эллады уже на первом этаже.
Курос из Тенея. Мрамор.
37.
Курос (др.-греч. κοῦρος) - тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э. - 500 г. до н. э.).
Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Теней - древнегреческий город-государство на северо-востоке Пелопоннеса, в 20 км на север от Микен. Древнегреческое слово κοῦρος, (мн. ч. κοῦροι) означает «юноша». Оно использовалось Гомером для обозначения молодых солдат. С V века до н. э. оно применяется для обозначения подростков, безбородых мужчин - но уже не детей. Женский аналог куроса - кора.
Голова куроса. Мрамор. Архаический период. VI век до н.э.
38.
Статуя стоящей коры. Мрамор. Родос. Архаический период. VI век до н.э. Кора - это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.
39.
Статуя Афины. Богиня войны и мудрости. Город Лептис-Магна. Сиртика. Ливия. Мрамор. Конец V века до н.э.
40.
Рельеф с колесницей. Проконнесский мрамор. Архаический период. Последняя четверть VI века до н.э.
41.
Погребальная стела c острова Тасос. Мрамор. Тасос. Ранний классический греческий стиль. 470-460 гг. до н.э.
42.
Каменный блок с рельефом с церемониальными сценами. Борцы и музыканты. Известняк. Недалеко от Ксантоса. Архаический период. Последняя четверть VI века до н.э.
43.
Стоящий атлет держащий сосуд с маслом и стригиль. Мрамор.
44.
Стригиль - в античности до изобретения мыла - серповидный скребок для очищения поверхности кожи от пота и грязи. Изготавливался из бронзы или другого металла. Для этого тело предварительно намазывалось маслом.
Надгробная стела со сценой Прощания. Мрамор. Amisus. Классический период. Конец V века до н.э.
45.
Надгробная стела. Мрамор. Dascyleium - город в Hellespontine, Фригия, в Малой Азии. Анатолийско-Персидский период. V век до н.э.
46.
Статуя льва. Галикарнас (Бодрум). Мрамор. Из мавзолея позднего классического периода. Середина IV века до н.э.
47.
Мавзолей в Галикарнасе. Галикарнасский мавзолей - надгробный памятник карийского правителя Мавсола (греч. Μαύσωλος), сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе, современном Бодруме (Турция), одно из античных чудес света. Как сооружение он являлся сложным сочетанием династического памятника Гекатомнидов, героона и усыпальницы Мавсола.
Голова Александра Великого. Мрамор. Пергам. Эллинистический период. Первая половина II века до н.э.
48.
Статуя гермафродита. Мрамор. Пергам. Эллинистический период. III век до н.э.
49.
Гермафродит (др.-греч. Ἑρμαφρόδιτος) - персонаж древнегреческой мифологии, сын Гермеса и Афродиты, брат Абдера, Автолика, Еврита и Пана, единоутробный брат Эрота. Юноша необычайной красоты, чьим именем стали называть двуполые тела. Гермафродитов считали либо богами, которые время от времени появляются среди людей, либо чудовищами.
Фрагмент надгробной стелы из Аттики. Мрамор. Поздний классический период. IV век до н.э.
50.
Кариатида времен архаики. Колонна в женском образе. Мрамор. Tralles (Aydin). Ранний римский период. Первый век до н.э. Правление Августа. Возможно подражание греческой архаике времен Августа.
51.
52.
Статуя Эфеба. Юный атлет. Мрамор. Tralles (Aydin). Ранний римский период. Первый век до н.э. - первый век н.э.
53.
Статуя нимфы. Мрамор.
54.
Статуя Марсия. Это фригийский сатир очарованный своим талантом игры на флейте и осмелившийся бросить вызов богу Апполону в искусстве исполнения музыки. Мрамор. Tarsus. Римский период.
55.
Когда Марсий проиграл состязание богу, Аполлон в назидание подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу...
56.
Апполон играющий на кифаре. Мрамор. Милет. Римский период. II век.
57.
Герма Гермеса. Ге́рма (др.-греч. ἔρμα) - четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда и название), затем других богов (Вакха, Пана, фавнов), а с V века до н. э. и портретными изображениями государственных деятелей, философов и пр.
58.
Копия Алкамена. Мрамор. Пергам. V век до н.э. Алкамен - ведущий скульптор Древней Греции второй половины V века до н. э.
Гермес - защитник путешественников. Такие гермы возводились в местах отсчета дистанций на дорогах.
59.
Нередко при изготовлении герм изображался с лицевой стороны фаллос - символ плодородия (как и в этом случае как раз).
60.
Герма. Мрамор. II-III век н.э.
61.
Бюст императора Августа (27 год до н.э. - 14 год н.э.). Мрамор. Пергам. Римский период.
62.
Бюст Агриппины Старшей. Мрамор. Пергам. Римский период. Первый век до н.э. - первый век н.э.
63.
Агриппина Старшая (14 до н. э., Афины - 18 октября 33 года, Пандатерия) - дочь Марка Випсания Агриппы и Юлии Старшей, жена Германика, мать императора Калигулы.
Бюст императора Марка Аврелия (161-180 гг н.э.). Мрамор. Village Kandilli. Римский период. Династия Антония.
64.
Голова поэтессы Сапфо. Мрамор. Смирна. Римский период. Копия из эллинистического периода. Сапфо - древнегреческая поэтесса и музыкант, автор монодической мелики (песенной лирики). Была включена в канонический список Девяти лириков.
65.
Статуэтки Афродиты. Богиня любви и красоты. Мрамор. Priene. III-II век до н.э.
66.
Статуя женщины. Мрамор. Afrodisias. Римский период. II век.
67.
68.
Статуя императора Нерона. Мрамор. Germencik. Ромский имперский период. Первый век до н.э. - первый век н.э.
69.
Симпатичные грифоны у него на императорских доспехах...)
70.
Статуя Асклепия. Асклепий - бог медицины и целительства. Мрамор. Cos. Эллинистический период. II век до н.э.
Копия скульптуры V века до н.э.
71.
Статуя Океана. Бог великой реки, омывающей Ойкумену. Мрамор. Эфес. Римский период. II век.
72.
Статуя Посейдона. Бог моря. Мрамор. Библос. Ранний римский период. Первый век до н.э. - первый век н.э.
73.
Статуя Артемиды. Богиня Луны, лесов и охоты. Мрамор. Metilene, Lesbos. Римский период. Копия скульптуры V века до н.э.
74.
Erotes depicted in a cock fighting. Эроты запечатленные в сцене петушиного боя. Мрамор. Tarsos. Римский период. II век.
75.
Ко времени Марка Аврелия относится происходящая из Антиохии в Писидии статуя некоей Корнелии Антонии. Стройная женская фигура закутана в плащ, край которого накинут ей на голову. Этот тип статуи, восходящий к скульптурам раннего эллинизма, с большой тонкостью и мастерством воспроизведен малоазийским скульптором. С исполненной в духе классических образцов фигурой хорошо гармонирует увенчивающая ее красивая женская голова. Правильные черты округлого лица, несомненно, идеализированы скульптором.
76.
Статуя Корнелии Антонии. Мрамор. Писидия. Римский период. Династия Антония. Вторая половина II века н.э.
Голова богини
77.
78.
Сосуд и амфоры. Tassos. Пелика. Из дворца. IV-III век до н.э.
79.
Статуэтка Афродиты. Мрамор. Гульхане. Римский период.
80.
Торс Диониса. Мрамор. Римский период.
81.
Торс статуи мужчины. Мрамор. Гульхане. Римский период.
82.
Слева направо статуэтка Афродиты, голова бога (Посейдона или Диониса)(дворец Топкапы), голова Зевса (Султанахмет), голова Зевса (Стамбул). Мрамор. III век.
83.
84.
Во пятой части мы уже подступимся к византийским временам.
© Vladimir d’Ar, 2018
Часть 1. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Хетты. Ворота Иштар. Часть 2. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Гении-ангелы города Кальху. Часть 3. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Древнеегипетская коллекция. Часть 5. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Римский период. Византия. Часть 6. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Византия. Христианство. Часть 7. Археологический музей Стамбула. Археологический парк под открытым небом.