Всего 59 фото
Вторая часть моего рассказа об Археологическом музее Стамбула - Музее Народов Востока посвящена в частности удивительным рельефам из дворца царя Ашшурнацирапала II. В этом смысле мы встречаемся с гениями (от лат. genius «дух», также - джинн, араб. جن «иджтинан», что означает «скрытность, невидимое сокрытие»). В искусстве гений изображался в виде юноши (иногда бородатого мужа). Отдельные области имели своих гениев (духов) места (лат. genius loci). По большому счету именно эти рельефы ассирийских гениев (ангелов, демонов) Стамбульского археологического музея в наибольшей степени меня и интересовали перед поездкой в Стамбул.
Вера в существование божеств, духов и демонов, покровительствующих человеку, очень древняя и встречается во многих культурах. Считается, что некоторые духи могут вдохновлять человека, внушая ему знание истины и наделяя талантами, которыми человек превосходит многих смертных. Отсюда и происходит понятие о человеческой гениальности, что буквально означает покровительство доброго духа-гения. Гений также защищает человека от воздействия злых духов, несущих болезни и неудачи. Некоторые альтернативные исследователи считают что на этих рельефах изображены прародители человечества, обращая внимание хотя бы на некие браслеты на руках гениев пронзительно знакомые нам как наручные часы на кожаном ремешке) Ну, в общем, давайте посмотрим, что нам увидится и почувствуется.
В ассирийской мифологии гении выполняют охранную роль. Они входят в тело человека или занимают определенное место (например, дворец или храм), чтобы воспрепятствовать проникновению туда злых демонов. «Ассириец совершенно не мог себе представить, чтобы место оставалось пустым: если дух, покровительствующий человеку, покидает его, им не замедлит завладеть злой гений», - пишет в «Ассирийской магии» Ш. Фоссе.
02.
Плиты с рельефами из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (современный Нимруд).
В качестве гениев по представлениям ассирийцев могли выступать или боги, или особый род добрых демонов: шеду и ламассу. Если человек прогневал своего духа-покровителя, гений удалялся, лишая человека своего покровительства: Аххазу встречают человека, на которого сердит его бог, они покрывают его как одежда, они набрасываются на него, наполняют его ядом, связывают его руки, связывают его ноги, терзают его бока, орошают его желчью (Шурпу, VII, 20-26). Поэтому лечение болезней сопровождалось ритуалами экзорцизма и приглашением гения вернуться обратно в тело человека.03.
Плиты с рельефами из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (современный Нимруд).
Дворцовое строительство Ассирии, занявшее после утверждения ее военного могущества ведущую роль в архитектуре, неизменно носило характер подавляющей монументальности, крепостной замкнутости (необходимой для защиты от народных возмущений), официального блеска и холодности. Хотя столицей по-прежнему считался Ашшур, но резиденцией царей IX-VIII вв. до н. э. чаще всего были Кальху, Ниневия или Дур-Шаррукин. Так, в IX в. до н. э. резиденцией царей становится Кальху (современный Нимруд), где сохранились остатки роскошного дворца. Нимруд (библ. Калах) - древний город в Месопотамии на территории современного Ирака. Его руины находились к юго-востоку от города Мосул, у реки Тигр.
Раскопанная часть представляет собой ряд вытянутых прямоугольных помещений вокруг центрального двора. Великолепный царский дворец Ашшурназирпала II (883-859 гг. до н.э.) в Нимруде (Калахе) вместе с зиккуратом и главными храмами занимал акрополь - частично естественное, частично искусственное возвышение всеверо-западном углу городских стен, образуя как бы крепость в крепости. Отделанный внутри драгоценными породами дерева, медью, золотом и резной слоновой костью, дворец Ашшурназирпала II был поистине прекрасен. Его кирпичные оштукатуренные стены украшали красочные росписи и вертикально стоящие каменные плиты с рельефными изображениями и надписями.
04.
Тронный зал дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе). Реконструкция О. Лейарда
В 1949 году английская экспедиция во главе с профессором М. Мэллоуном приступила к исследованиям центральной части городища. Был целиком раскопан весь комплекс дворца Ашшурназирпала II и составлен его точный план. Выяснилось, что дворец занимал площадь 2,4 гектара и делился на три части: административные помещения (ряд комнат вокруг большого внутреннего двора), церемониальный участок с великолепный приемным залом и тронной комнатой; наконец, жилое крыло, включавшее личный апартаменты царя, гарем, кладовые и туалетные комнаты.
Раскопки в Нимруде явились величашим археологическим открытием XX века. Однако в XXI-м Нимруд, а точнее дворец царя Ашшурназирпала II в Калахе был полностью уничтожен ИГИЛ в марте 2015 года (организация признана в России экстремистской и запрещена).
05.
Это невосполнимая культурная потеря для всего мирового сообщества. Нам только остается удивляться и восхищаться уцелевшим вывезенным во все главные музеи мира этим удивительным рельефам и скульптурам крылатых быков. Часть этого наследия Нимруда представлена и в Стамбульском Археологическом музее в Музее Народов Востока.
Перед нами крылатый бородатый гений-джинн(с) различными атрибутами, Нимруд, северо-западная часть дворца царя Ashurnasirpal II. 870 год до н.э. Наличие у гения ангельских крыльев нам уже понятно. Остается разобраться некоторыми атрибутами находящимися в руках гениев и что у них находится на запястье.06.
07.
Заметим, что большая часть площади рельефов гениев испещрена мелкой четкой клинописью.
Обычно бывает около 20-29 рядов строк.
08.
09.
Когда-то эти рельефы были искусно раскрашены. Изредка встречаются небольшие остаточные фрагменты красок.
10.
Обращают на себя внимание некие небольшие емкости-ведерки в левой руке гениев-джиннов.
Считается что они несут в них чистую священную воду - символ очищения.
11.
В правой же гений-ангел держит сосновую шишку как символ бессмертия или долголетия. Вообще же сосновая шишка, венчающая колонну, - эмблема месопотамского бога Мардука. Кстати, конические прически носили шумерские и египетские цари и священники.
12.
Если с атрибутами гениев что они держат в руках более или менее ясно, то вот с "наручными часами" находящимися на обоих руках не совсем. Конечно, это скорее всего некий браслет с символами солнца или зарождения всего сущего. Однако аналогия с наручными часами или чем-то необходимым в повседневном быту уж слишком явно бросается в глаза. Оставим пока этот вопрос открытым. Кстати, возможно читатель этого материала и подскажет по-точнее, что это за божественный инструмент гениев и чем он мог являться в действительности для того времени.
13.
По мне так, сам браслет "часов" очень уж напоминает кожаный ремешок для наручных часов прошитый двумя стежками)
14.
15.
Если предыдущие варианты "циферблатов" имеют ободок в окружности как и современные стильные наручные часы, но вот этот (на фото ниже) уже совсем другой. Здесь можно даже рассмотреть детали лучевой структуры рисунка по камню в окружности и без "ободка".
16.
Также обращает на себя внимание тончайшая резьба по камню в деталях отделки одежды ангелов и наличия священной символики. В частности в левой верхней части кадра (фото ниже) мы можем видеть символ Древа Жизни (символа изобилия и плодородия) наряду с орнаментами, фигурами гениев-хранителей с орлиными головами, изображениями цветов.
17.
(На фото ниже) уже видны изображения ассирийских божеств - крылатых быков.
18.
Здесь тот-же участок рельефа менее крупным планом.
19.
Материал из чего сделаны рельефы гениев-хранителей - известняк и мосульский мрамор, так называемый «восточный алебастр» .
20.
Около этой группы рельефов можно легко провести пол-дня с полным погружением, при наличии времени конечно)
21.
Плита с рельефом из северо-западной части дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху (совр. Нимруд).
Преклоненный гений пред Древом Жизни. Мрамор.
22.
Крылатых божеств-быков в музее нет, но есть фрагмент головы такого быка с реконструкцией передней части тела.
23.
Продолжим далее осмотр Музея Народов Востока.
Фрагменты бронзовых накладных блях на деревянных воротах дворца Салманаcара III. Новоассирийский период 1243-824 гг. до н.э.
24.
25.
26.
Часть опоры храма Иштар в Ассуре. 1243-1207 гг. до н.э.
27.
Варпалас, царь города Туванува (справа) молит бога грозы Тархуна, VIII век до н.э.
28.
29.
Бел-Харран, управляющий при Салманасаре IV. VIII век до н.э.
30.
Рельеф из дворца Тиглатпаласара III, 744-727 гг. до н.э.
31.
Портрет из дворца Тиглатпаласара III в Нимруде. 744-727 гг. до н.э.
32.
Царские стелы с рельефами и надписями.
33.
34.
Знакомый сюжет, но другие масштабы - Варпалас, царь города Туванува (справа) молит бога грозы Тархуна, VIII век до н.э.
35.
Стела с надписью и рельефом. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Базальт.
36.
Алтарь, посвященный богу Sibitti царем Саргоном II. 721-705 гг. до н.э. Dur-Sharrukin. Известняк.
37.
Жертвенник времен ассирийского царя Тукульти-Нинурта I (1244-1207 гг. до н. э., сын Салманасара I).
38.
Жертвенник времен ассирийского царя Тукульти-Нинурта I (1244-1207 гг. до н. э.).
39.
Арамейский алтарь с рельефом и надписями. V век до н.э. Arapsun. Базальт.
40.
Основание колонны. Из дворца царя Barrekup. Поздний хеттский период. VII век до н.э. Базальт.
41.
Стелы. Вторая стела (справа) со сценой пира. Поздний хеттский период. IX век до н.э. Marash. Базальт.
42.
Стела со сценой пира. Поздний хеттский период. IX век до н.э. Karabulshlu. Базальт.
43.
Стела. Поздний хеттский период. IX-VIII век до н.э. Um-Sherahuh. Базальт.
44.
Плиты с иероглифическим письмом. Поздний хеттский период. VII век до н.э. Хама (Сирия). Базальт.
45.
46.
Настенная плита с надписями.
47.
Стела с посвятительными надписями.
48.
Йемен
Во II веке до н. э. на северо-западе Аравии образовалось Набатейское царство со столицей в Петре, в котором арабы вытеснили древних идумеев. Помимо территории Иордании набатеи контролировали запад современной Саудовской Аравии (Мадаин-Салих), а также имели свои форпосты на Синае (Дахаб) и в южной Сирии (Эс-Сувейда). Набатейцы пользовались набатейским письмом, которое послужило основой для арабского алфавита. Спустя триста лет римляне захватили Набатейское царство и включили его в состав своей провинции Каменистая Аравия.
Курильницы (кадила), плиты с рельфами, изображения животных, змея и орел, погребальные статуэтки, водоотводные желоба.
49.
Рельефные надписи на стенных панелях зданий. II-VI век н.э. Йемен.
50.
Плита с надписью, с изображениями флоры и фауны. Йемен. II-й век нашей эры.
51.
Фрагмент рельефа колонны. Madain Saleh. II век н.э. Песчаник.
52.
Солнечные часы
53.
Настенная плита с архитектурным представлением многоэтажного жилого дома Йемена, III - I века до н. э.
54.
Головы, маски умерших - могильные камни. Отображение образа погребенных. III век до н.э. - I век н.э. Йемен. Алебастр.
55.
56.
57.
58.
59.
Теперь у нас осталось осмотреть Египетскую коллекцию Музея Народов Востока Археологического музея Стамбула и это будет уже третья часть моего рассказа о нем.
© Vladimir d’Ar, 2018
Часть 1. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Хетты. Ворота Иштар. Часть 3. Археологический музей Стамбула. Музей Народов Древнего Востока. Древнеегипетская коллекция. Часть 4. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Основная экспозиция. Троя, Эллада. Часть 5. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Римский период. Византия. Часть 6. Археологический музей Стамбула. Главное здание. Византия. Христианство. Часть 7. Археологический музей Стамбула. Археологический парк под открытым небом.