Всего 90 фото
Мы продолжаем осмотр Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.
В первой части было много истории монастыря, деталей жизнеописания преподобного Саввы, слово о древнейшем Рождественском соборе. Но сейчас будет более светлый, светский, красочный материал поскольку речь пойдет о светлых храмах, Дворце Алексея Михайловича, Царицыном дворце, стенах, башнях монастыря и прочих строениях этой удивительной обители. В первой части я намеренно не описывал свои эмоции чтобы не мешать академическое с личным. Здесь будет все по иному. Итак, продолжим.
Обитель светлая, радостная, полная, не побоюсь сказать, благодати. Это состояние присутствовало во мне все это время пребывания здесь, но и впоследствии.
02.
Во многих монастырях я побывал пытаясь почувствовать души обителей, услышать их благословенный отклик в своей. Но такого полного контакта, радостной и умиротворяющей энергетики как здесь я наверное не испытывал нигде, даже в Троице-Сергиевой Лавре. Как только ты попадаешь на эту святую землю тебя охватывает нечто мягкое, родное, принимающее, прощающее и благословляющее. Нверное только так можно отразить хоть часть того, что ощущаешь здесь в себе.
03.
Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца - спасением царя на охоте от лютого медведя.
04.
Сюда, поклониться мощам преподобного Саввы, приезжали Иван Грозный и его сын Федор Иоаннович. При богомольном царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей. При царе Федоре Алексеевиче он назывался «комнатным государевым и первостатейным». Монастырь стал одной из загородных резиденций московских царей. Здесь были возведены царский дворец и Царицыны палаты, а территория обители обнесена каменными стенами и бойницами. Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном.
Дворец Алексея Михайловича был возведен в 1650-х годах и неоднократно перестраивались (на фото ниже справа). Для своего времени они были крупным зданием - до 100 метров длиной. Царь ведь обычно приезжал сюда на богомолье с большой свитой.
05.
В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Как упоминалось дворец был построен в царствование Алексея Михайловича: детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени правления царевны Софьи. В 1686-1687 гг. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом, в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей. Мы его еще осмотрим подробней. Дворец ранее на уровне второго этажа соединялся с собором крытым переходом, который вел в царскую соборную молельню. Впоследствии переход был разобран.
Рождественский собор
06.
Дворец сильно пострадал от пожара 1721-го года и долгое время стоял без кровли. Здание было возобновлено при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, в 1775 г. подписавшей указ о создании в нем семинарии. Северная часть дворца «за ветхостью» была разобрана. В XIX в. окна второго этажа декорировали алебастровыми наличниками, сохранившимися на северном фасаде (на фото ниже справа).
07.
В XIX в. верхний этаж дворца был отведен под покои настоятелей и наместников обители. Здесь же находились парадные залы с галереей царствующих и духовных особ: в большом зале были представлены портреты всех царей, начиная с Иоанна Грозного, а в покоях, выходивших окнами на Москву-реку, помещены портреты патриарха Никона, митрополита Платона и других церковных иерархов.
В 1861 г. в стенах дворца был дан обед государю Императору Александру II. Во время неоднократных посещений им обители, он и его дети располагались для отдыха во Дворце - в архиерейских покоях и келье наместника.
08.
После Великой Отечественной войны помещения Дворца, отреставрированные по проекту архитектора В.И. Федорова, были заняты военным санаторием. Краткий период, на рубеже 1970-х - 1980-х гг., в верхнем этаже Дворца располагалась художественная галерея народного художника России Б.Н. Яковлева. В современном виде Дворец возобновлен Звенигородским музеем и Саввино-Сторожевским монастырем по проекту архитектора В.М. Пустовалова. В настоящее время в нем находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека монастыря, монастырские лавки, паломническая служба.
09.
Наверное самым заметным и ярким строением обители после Рождественского собора являются так называемые Царицыны палаты. Палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века.
10.
В настоящее время они представляют собой выходящую фасадом на соборную площадь нарядную бело-красную одноэтажную постройку из большемерного кирпича, стоящую на склоне холма и имеющую со стороны крепостной стены полных два этажа. В планировке и оформлении палат прослеживается влияние деревянного зодчества.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Деление фасада напоминает трехоконные деревянные клети, что хорошо сочеталось с существовавшим прежде верхним деревянным этажом.
18.
Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью, которая стала домовым храмом царицы. В центральной части располагались покои царицы. Парадная часть оформлена нарядными наличниками и крыльцом, сложенным из кирпича и белого камня, декорированным затейливой резьбой и деталями, напоминающими женские украшения.
19.
Главный вход украшен уникальным белокаменным резным порталом с одноглавым орлом в центре, заставляющим вспомнить о литовско-польском происхождении рода Милославских, и двуглавыми орлами - русскими гербами - по сторонам.20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Восстановленные реставраторами на XVII век интерьеры палат разделены на три части с отдельными входами. Каждая часть состоит из сеней с примыкающими к ним комнатами. Вдоль всего здания с востока проходит коридор, предназначенный для хозяйственных целей.
28.
29.
30.
Чу́дный сказочный образ монастыря, не правда ли!?)
31.
В XVIII веке в палатах размещались кельи архимандрита, в XIX столетии - братская трапезная. Здание лишилось деревянного этажа, было перепланировано, окна были растесаны.
В настоящее время в Царицыных палатах располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В северной части на основании письменных источников и аналогий восстановлены интерьеры боярских покоев с включением артефактов эпохи: предметов мебели, посуды, тканей, женских украшений XVII века. Особая гордость реставраторов - воссозданные в палатах изразцовые печи разных типов, украшенные зелеными поливными - «муравлеными» и многоцветными изразцами. В связи с нехваткой времени посетить экспозиции музея не удалось - в следующий раз уже.
32.
Теперь продолжим наше исследование затейливых храмов Саввино-Сторожевского монастыря.
Одной из первых построек семнадцатого века в монастыре считается Надвратная церковь Живоначальной Троицы.
33.
34.
35.
36.
В середине семнадцатого века была разобрана древняя церковь преподобного Сергия Радонежского, престол которой был перенесён во вновь построенную, и таким образом сохранилась духовная связь между древней и обновляемой Обителью.
37.
1 декабря 1651 года надвратная церковь была освящена во имя преподобного Сергия.
38.
В приезды на богомолье царской семьи церковь становилась домовым храмом царицы.
39.
Троицкий храм можно отнести к одному из последних шатровых типа «восьмерик на четверике»: в 1652 году патриархом Московским становится Никон, запрещающий строить шатровые храмы, как несоответствующие церковному канону.
Красные ворота - главные ворота монастыря. Подклет церкви удачно использован для оформления лестницы, ведущей на парадный двор-прием, не имеющий повторений в русской архитектуре.
40.
41.
42.
43.
Это вид Троицкой церкви "со двора".
44.
В 1807 году иждивением Наталии Владимировны Шереметевой к церкви пристроена трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (родители Наталии Владимировны были погребены под нижним сводом трапезной). Здание желтого цвета.
В храме и трапезной после реставрационных работ открыли росписи девятнадцатого столетия.
45.
46.
47.
Здесь же у фасада трапезной находится "язык" знаменитого 35-тонного Большого Благовестного колокола.
48.
Звонница
Звонница построена в 1650-е годы. Она замыкает кольцо соборной площади с севера, непосредственно примыкает к трапезной палате и играет большую роль в организации ансамбля монастыря XVII в.
49.
Симметрию нарушает башня - часозвон, пристроенная к звоннице для вывезенных из Смоленска и подаренных царем монастырю военных трофеев - часов и часового колокола. В центральном пролете звонницы висел знаменитый 35-тонный Большой Благовестный колокол. При падении в 1941 г. он повредил своды звонницы, восстановление которых в послевоенное время стало серьезной реставрационной задачей.
50.
51.
52.
Самая высокая монастырская постройка, она отделяла соборную площадь от больничного (слева от фасада) и хозяйственного дворов. Родственна псковским звонницам - стенам-башням с проемами для колоколов. Знаменитый путешественник XVII в. Павел Алеппский свидетельствовал, что «своей красотой, архитектурой и стройкой» она превосходила колокольни столицы. Многоярусная, поставленная на высокий постамент (включающий подвалы и два этажа), она имеет четыре ассиметричные башенки с шатровыми покрытиями.
53.
В среднем ярусе звонницы в середине XVII в. была устроена церковь, освященная в честь Живоначальной Троицы, переименованная в 1825 г. в честь преподобного Сергия Радонежского.
На звонницу ведет широкая лестница с парадным крыльцом, являющаяся одновременно входом в большую трапезную палату.54.
55.
Со среднего яруса начинается лестница, ведущая к колоколам. На первом ярусе звона висит Большой колокол, ранее здесь находился его предшественник - знаменитый Большой Благовестник. Продолжение лестницы в следующие ярусы звонницы идет из правой башни в толще задней стены. На верхнем ярусе звонницы помещены все вновь отлитые колокола.
56.
Преображенская церковь (1650-е годы)
Церковь во имя Преображения Господня сооружена в 1650-е годы в царствование Алексея Михайловича. Она примыкает к трапезной с восточной стороны. Одноглавая, двухапсидная, она поставлена на высокий подклет с таким расчетом, чтобы ее западный портал выходил в столовую палату.57.
А теперь прогуляемся вокруг Рождественского собора и осмотрим детали дворца Алексея Михайловича, монашеские кельи, монастырские башни и кое какие любопытные закоулки.
58.
59.
60.
61.
62.
Житная башня (XVII в.)
63.
64.
Братские корпуса (2-я пол. XVII в.)
65.
66.
67.
68.
69.
70.
Мы обходим Рождественский собор и уже видим южную часть Царицыных палат.
71.
Между Царицыными палатами и Братским корпусом замечена часто здесь встречающаяся табличка "Хода нет".
Но ведь любопытно же!) В общем для нас "ход" есть)
72.
Здесь интересные старые "непричесанные" монастырские строения и...
73.
...Водовозная башня (XVII в.).
Не зря заглянули)
74.
Теперь мы неспеша возвращаемся к северным воротам монастыря.
75.
Заглянем еще в одно место куда "хода нет". Это Красная башня (XVII в.).
Главный вход в обитель - Святые ворота - находится под Красной башней, которая вместе с надвратной Сергиевской (ныне - Троицкой) церковью, была включена зодчими в ансамбль Святого хода. Два разной величины сводчатых проезда ворот вели во внутренний дворик, который соединен с подклетом надвратной церкви.
76.
С наружной стороны Красную башню украшают сохранившиеся с XVII в. киоты с изображениями Богоматери, преподобных Сергия и Саввы. Башня сооружена по всем правилам фортификационного искусства: имела несколько рядов ворот и опускающуюся металлическую решетку.
Из-за нехватки времени не удалось обойти монастырь вокруг и снять все башнию Но тоже в следующий раз.
77.
Сейчас мы поднимемся на крепостные стены монастыря.
78.
Вход для итнтересующихся находится рядом с Северо-восточной башней.
79.
Справа от нее - Казначейский корпус (2-я пол. XVII в.).
80.
Лестница на стены узкая и крутая.
81.
Вот сейчас со стен хороша видна со двора Церковь во имя Преображения Господня (чуть левее от центра кадра на фото ниже). На первом плане Трапезный корпус, на дальнем - монастырская Звонница.
82.
Находясь на стене ощущения испытываешь захватывающие.
Реставрация проведена качественно и совсем не видно привычных халтурных огрехов.
83.
Бойницы верхние...
84.
...и нижние.
85.
А сейчас мы окажемся в Северо-Западной башне. Тот кто в ней не был - ждет сюрприз)
86.
Башня восхитительно стилизовано отделана и украшена.
87.
Здесь находится магазин по продаже монастырских хлебо-булочных изделий и выпечки.
88.
89.
90.
Ну что ж, Саввино-Сторожевский монастырь нами подробно в деталях осмотрен. Надеюсь что не утомил вас большим количеством фото. Но иначе не смог - так хотелось показать всю эту Красоту и Благолепие. В монастыре присутствует сильная как говорят сейчас энергетика. Она мягкая светлая и добрая, как руки матери. Ну, не знаю как еще сказать. От всей души рекомендую оказаться здесь. Оно того стоит.
Источники:
Официальный сайт Саввино-Сторожевского монастыря.
© Vladimir d’Ar, 2017
Первая часть