Радонежское городище, село Радонеж, или Где рождалась духовная сила Сергия Радонежского

Jun 27, 2017 19:58



Всего 44 фото

Хочу поделиться светлым впечатлением от посещения села Радонеж, что находится в Сергиево-Посадском районе Московской области в 55 километрах от Москвы. Приехали мы туда c целью фото и видео съемки городища Радонежское, фиксации археологических памятников с использованием аэрофотосъемки. Место оказалось чрезвычайно живописным, наполненным в ощущениях каким-то светлым радостным чувством. Его история примечательна многими значимыми событиями. Кроме всего прочего здесь прошла юность Сергия Радонежского, произошли многие известные чудесные эпизоды из его жизни. Стоит упомянуть и о значении этой не только исторической личности, святого, но его роли в объединении русских земель и духовном становлении единого могучего русского государства.

Будет много фото села Радонеж с высоты птичьего полета и не только, а также рассказ об интереснейшей истории этих мест. Вот так я и увидел воочию все то что связано с жизнью Сергия Радонежского. «На местах» многие удивительные события его жизни о которых я только читал или помнил обрели таким образом реальные образные представления. Поэтому, наверное, будет правильным попытаться рассказать об истории села Радонеж с подробным визуальным рядом чтобы у читателя как я и говорил появилась реальная привязка "к земле", к этой благословенной местности, где ступала нога этого великого святого Земли Русской. Ну, пожалуй, начнем.
Радонеж занимает особое место в истории русской культуры. Основанный первыми славянскими поселенцами, он стал впоследствии пограничным форпостом на северных рубежах Московского княжества, затем - центром целой исторической области. Здесь прошли годы юности Сергия Радонежского, основавшего рядом с Радонежем Троицкий монастырь.
02.



Радонеж расположен на мысу, на берегу реки Пажи. На его месте обнаружено городище дьяковского типа (начало н. э.). Издревле на берегах Вори, Пажи и Торгоши, селились финно-угорские племена - меря и балты, а позднее сюда пришли славяне. Заселение будущего Радонежского края шло по реке Воря (притока Клязьмы). В 1-м тысячелетии на Воре существовал укрепленный родовой поселок финно-язычного населения. В конце XII в. на средней Воре сложилась группа селений славян-кривичей, известная благодаря памятникам курганного быта. Большая часть этих поселении погибла в период монгольского нашествия в середине XIII в. и никогда не возобновлялась впоследствии.

Селение Радонеж было основано славянами примерно в XI веке на пересечении дороги и реки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал её «Радонеж», как принадлежащую ему, Радонегу. Более северные земли Радонежа не подверглись разорению в 1238-1240 гг. под натиском орды хана Батыя. Заселение Радонежа во время татаро-монгольского ига во второй половине XIII в. - первой половине XIV в. Проходящая через Радонеж Переяславская дорога стала основным направлением расселения славян на восток от Москвы к Переславлю-Залесскому.
03.


Вид на городище с запада

Радонеж входил в Ростово-Суздальское, затем Московское княжество. В первые десятилетия татарского ига там сидели татарские баскаки, о чём свидетельствует как местный фольклор, так и названия урочищ «Ханская пустошь» и «Баскаково». Впоследствии там появился двор княжеского тиуна (управителя), с церковью Рождества.
04.


05.


Вид на городище с востока

Археологические исследования достоверно подтвердили, что Радонеж возник раньше, чем в 1336 году, когда впервые попал на страницы документов. Самая древняя среди находок в Радонеже - это бронзовая поясная подвеска в виде медведя, найденная на Радонежском городище.
06.


Подвеска-медведь VII-VIII вв. связана с населявшим Радонеж финно-угорским племенем меря - предшественником славян в Верхнем Поволжье. У мери, как известно, существовал медвежий культ, и по-видимому, не случайно Сергий Радонежский предстает в житии как укротитель медведя. Этот эпизод жития мог быть отголоском распространенного в этих краях медвежьего культа.

Существование в Радонеже мерянского населения подтверждает также находка бронзовой шумящей подвески IX века, характерной для мерянской одежды. В заполнениях подпечных ям построек Радонежского посада XIV-XV вв. найдены фрагменты образцы московской керамики того времени: горшки с характерным орнаментом «косая волна» на горловине и столовые миски, а также глиняные пряслица, кузнечные изделия - сложные, т. н. цилиндрические замки и ключи к ним, инструменты радонежских ремесленников: сверла, молоточек-зубильце, ножи серпы. Один из ножей, привезенный, как видно, из Западной Европы, имеет на лезвии фигурное клеймо в виде бегущего волка. Железный сошник был наконечником деревянной двузубой сохи. О высоком уровне специализации гончаров Радонежа свидетельствуют частые находки керамических игрушек. Это традиционные для московских гончаров 14-15 вв. птички-свистульки, коньки-погремушки, покрытые белым ангобом (специальное покрытие из жидкой глины наностимое перед обжигом).
07.


Село Радонеж

Раскопками исследовалось Радонежское городище - остатки городского детинца, построенного в период наибольшего расцвета города, в XIV веке, при владельце - князе Владимире Андреевиче Серпуховском (Храбром), одном из героев Куликовской битвы, в Радонеже находился торг и таможенная застава, при его сыне Андрее Радонежском город становится центром небольшого удельного княжества. Городище - треугольная площадка на высоком мысу, в крутой петле реки Пажи, в древности была окружена по краю валом, достигающим шестиметровой высоты.
08.



09.


Радонежская крепость (реконструкция)

10.


Вид на городище с запада

Было выяснено, что конструкция Радонежской крепости, контролировавшей оживленную Переславльскую дорогу, была следующей: проход на городище был искусственно сужен прокопанным с юга рвом. На треугольном периметре стен располагались две башни - воротная, у входа на городище, и на остром углу, с юга, откуда вероятно, велся фланкирующий обстрел вдоль юго-восточной стены, где были дополнительные укрепления: в 10 метрах перед стеной, по краю горизонтальной площадки-бермы: проходил, очевидно, частокол - бревенчатая стена, а у подножия склона был прорыт ров, на дне которого были укреплены заостренные колья - «частик».
11.

Вид на городище с юга

В середине XIV село Радонежское входит в состав Московского княжества. В это время в селе располагалась укрепленная усадьба княжеского наместника - административный центр Радонежской волости. В 1341 году по смерти великого князя московского Ивана I Калиты (внука Александра Невского, 1283-1341) село Радонежское отходит к его вдове, великой княгине московской - Ульяне с воспитываемыми ею несовершеннолетними сыновьями от его первого брака и всеми незамужними дочерьми Калиты, но, видимо, из-за смерти некоторых детей, имения были перераспределены, в результате чего Радонежем и управлял Андрей Иванович. Селом в то время называлась усадьба с прилегающим храмом.

В 1340 году туда на службу к Андрею из-за обнищания вследствие голода в Ростовской земле переселился ростовский боярин Кирилл - отец св. Сергия Радонежского, впоследствии основавшего Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа.
12.


После смерти Ульяны (1374) Радонежское принадлежало её внуку Владимиру Андреевичу Серпуховскому; затем (после его смерти в 1410 году) - принадлежало как центр удела его сыну Андрею Владимировичу Радонежскому, который и превратил Радонеж в городок, насыпав крепостные валы (основанием 5 м, и высотой 3 м; валы песчаные, обложенные дёрном) и построив на них деревянный кремль. Село теперь стало называться Городок Радонежский. Городок был центром двух волостей - Радонежской и Бели. Во время эпидемии чумы в 1426 году Андрей Владимирович умирает, не оставив наследника, после чего городок отходит его племяннику Василию Ярославичу Серпуховскому.
13.


Вид на Радонежское городище с юго-востока

Расцвет Радонежа наступил с его переходом в начале 1370-х годов к князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. В годы княжения сына кн. Владимира Андрея Владимировича (1410-1425) Радонеж стал центром самостоятельного княжества. В последней четверти XIV - первой четверти XV в. градостроительная композиция и структура расселения Радонежа обретают законченность и совершенство. Это было связано с двумя обстоятельствами: превращением Радонежа в город и формированием сел, визуально связанных с храмами удельной столицы. Можно предполагать, что после построения в 1374 г. укреплений в Серпухове кн. Владимир Андреевич, возвел валы и в Радонеже. В годы его княжения и в период правления его сына посад города вырос примерно до тех границ, которые фиксируются археологически. Об этом свидетельствует совпадение на территории посада ареалов красноглиняной (XV в.) и белоглиняной (XVI в.) керамики.
14.


Что прискорбно, - прямо на территории городища располагается большое сельское кладбище в нарушение всех общепринятых норм. Из-за этого утрачен культурный слой и захоронения сейчас уже осуществляют прямо на валах городища.

Елена Ольгердовна (1353-1438), дочь великого князя литовского и мать Андрея Владимировича, в своей духовной благословила своего племянника, Василия Ярославича селом Ковезинским в Радонеже. Василий был сыном одного из сыновей Владимира Андреевича, Ярослава Владимировича (1388-1426), умершего от чумы и единственного, оставившего из наследников.
15.



Иван III сделал Радонежский городок центром особого уезда. В 1491 Иван III перевёл в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 завещал город своему сыну Василию. При Василии или вскоре после его смерти (в 1530-х годах) в городе создается ям (почтовая станция), и при Иване Грозном там было 40 ямщиков. В царствование Ивана Грозного город приходит в упадок. В время похода Сапеги на Троице-Сергиев монастырь (1608-1610) Радонеж был дотла разорен польскими отрядами и больше не оправился.16.



В 1617 году Михаил Фёдорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. Город превратился во владельческое село.
В это царствование, на месте Радонежа было 10 дворов крестьянских да 13 дворов бобыльих. Село «Радонежский городок», или просто Городок, принадлежало монастырю (c 1744 - лавре) до 1764 года, когда церковные земли были секуляризованы и отошли в казну. В 1842 году в селе была выстроена каменная Преображенская церковь. В октябре 1989 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж.
17.

Вид на городище северо-востока

18.



До нашего времени сохранились достоверные данные о трех храмах Радонежа. В крепости располагалась церковь Рождества. Около 1418 г. Епифаний Премудрый писал о ней как о существующей; она сохранялась еще в 1669 г. В 300 м к востоку от нее, на территории посада, господствуя над окружающей местностью, стояла церковь Спасо-Преображепия. В 1616 г. По просьбе архимандрита Троицкого монастыря Дионисия и келаря Авраамия Палицына государь отписал на ее возобновление «повалушку» со своего двора в с. Воздвиженском. Пространство между церквами представляло собой возвышенную гряду, вдоль которой, по данным раскопок, стояли жилые строения горожан. У подножия этой гряды и напольного вала крепости проходила древняя Переяславская дорога («путь вселюдскый»).
19.


Вид на городище с юго-востока

Путнику, двигавшемуся по ней со стороны Москвы, вид на Радонеж открывался с водораздела Вори и Пажи. Застройку города скрывали леса, над которыми господствовали лишь шатры и островерхие кровли церквей. Далее дорога спускалась лесом к долине Пажи. У реки неожиданно открывалась полная панорама города: крепостные стены, застройка посада по гребню холма, храмы Рождества и Преображения.

Имя третьей церкви Радонежа сохранилось в названии Афанасова поля (на фото ниже - нижняя часть кадра).
20.



По воспоминаниям жителей, которые подтверждаются описаниями 1622-1624 гг., церковь стояла на месте нынешнего урочища Погост, в северной части поля. Учитывая ее посвящение святым Афанасию и Кириллу Александрийским, можно предположить, что церковь была освящена в честь рождения в 1389 г. сына кн. Владимира Андреевича Ярослава-Афанасия. Данные о могильнике в урочище Погост и то обстоятельство, что Переяславская дорога была ориентирована на церковь Афанасия, свидетельствуют о древности южной части посада.

Сергий Радонежский

Важной вехой в истории Радонежа является 1337 год, когда боярин Кирилл, отец Варфоломея (в иночестве Сергия), переселился сюда из оскудевшего от татарских разорений Ростова. «И таковыя ради нужа рабъ Божий Кирилъ, - повествует «Житие Сергия Радонежского», - воздвижеся из веси... Ростовскыя; и събрася всъм домом своим, и съ всЬм родом своим... и преселися от Ростова в Радонъжъ».
21.


Смотровая площадка

Период жизни Кирилла и его семьи в Радонеже исчисляется четырьмя-пятью годами. Это был краткий срок, но он пришелся на годы юности Варфоломея, время, когда духовное зрение человека необыкновенно обострено. Около 1341 г. вместе с братом Стефаном Варфоломей поставил «церквицу малу», которая вскоре (в начале княжения Симеона Гордого) была освящена «въ имя святыа Троица... от Феогноста митрополита». 7 октября, видимо 1342 г., Варфоломей был пострижен в «ангельский образ» под именем Сергия.
22.



На протяжении последовавших за тем 15 лет пустынножительства Радонеж (в котором жил брат Сергия Петр), лежавший на пути от Троицы к Москве, не мог не восприниматься Сергием и иноками монастыря как единственное в своем роде место, где «мир» сходится с «пустыней». Все это объясняет, почему в Радонеже с именем преподобного Сергия связано так много преданий, которые приурочены к конкретным местностям древнего ландшафта.
23.


Здесь у нас странноватое водяное колесо (не работающее) очевидно призванное демонстрировать его паломникам. Эта задумка не имеет ничего общего к воссозданию исторического облика села Радонеж и скорее служит визуальным и не удачным маркетинговым объектом для привлечения посетителей)

Сейчас мы направляемся к роднику Сергия Радонежского.
24.



Предположительно где-то здесь и находилась Афанасьевская церковь.
25.



26.



27.



28.



29.



Мы выходим на древнее Афанасово поле. Здесь еще продолжается благоустройство территории.
На дальнем плане Радонежское городище.
30.



31.



Справа купальня с часовней.
32.



Еще один вид на родник уже с Афанасова поля.
33.



А вот еще крупным планом.
34.



Если еще дальше пройти по тропинке по полю - выйдем к симпатичному озеру. Здесь купаются, есть приличное место для переодевания.
35.



А теперь вид сверху на те места где мы с вами побывали.
36.



Поднимаемся по той же деревянной лестнице к Преображенской церкви. На смотровой площадке рядом с храмом можно перекусить и познакомиться с Радонежским котом)
37.



38.



Церковь Преображения Господня стиля ампир построена в 1834-1840 гг. на средства прихожан и пожертвования. Кирпичное здание с применением белого камня в деталях, обладает характерной для своего времени композицией. Бесстолпный одноапсидный четверик храма, с боковыми портиками дорического ордера, увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкает трапезная и трехъярусная колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона.
39.



Интерьеры украшают деревянные резные иконостасы: главный пятиярусный 1890-х гг., двухъярусный придельный - 1862 г. Стены и своды покрыты масляной живописью 1870-х гг. Кирпичная церковная ограда восстановлена в 1969 г. по образцу прежней (1855 г.).
40.



Соборный храм крепости и ранее носил название Преображенского. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела - Сергия Радонежского и Михаила Малеина. В XVIII веке село приобрело новое название - Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах.
41.



Рядом с храмом большая просторная бесплатная парковка. Все очень удобно.
Кстати, на фото выше - слева маленькая часовенка Матроны Московской. Там находится и крест с ее могилы.
42.



43.



Памятник Сергию Радонежскому в селе Радонеж расположен рядом с Преображенской церковью и был установлен 29 мая 1988 года (авторы: скульптор В. М. Клыков и архитектор Р. И. Семерджиев). Представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика и символизирует чудесную встречу, изменившую жизнь отрока Варфоломея, будущего преподобного Сергия.
44.



Источники:

С.3. Чернов. Исторический ландшафт древнего Радонежа. Происхождение и семантика.
Википедия

Благодарю доктора исторических наук археолога Сергея Заримовича Чернова за обстоятельный интереснейший и увлекательный рассказ об этих благословенных местах. Благодарности археологу durasik за организацию поездки, историку sergeyurich и всем участникам поездки в Радонеж, городище "Белые боги" за теплую дружескую компанию.

Зайти ко мне на Проза.ру

Или на мой сайт

© Vladimir d’Ar

#радонеж, сергий радонежский, радонежское городище, радонеж, #сергий радонежский, #радонежское городище

Previous post Next post
Up