Всего 69 фото
Сегодня мы побываем в Саввино-Сторожевском монастыре. Вообще удивительно складываются собственные пути, как и пути Господни, что касаются лично тебя. Не планировал я в самое ближайшее время побывать здесь. Но так случилось, что, обсуждая со своим другом мршрут куда можно выехать в субботу в Подмосковье для осмотра достопримечательностей у меня каким-то непостижимым и нежданным образом тут же вырвалось слово Звенигород. И оказалось, что мой товарищ несмотря на богатую историю его путешествий по Московской области заявил, что не был там уже шесть лет и с удовольствием тут же согласился. Сразу скажу, что в этот день мы много чего увидели, но Саввино-Сторожевский монастырь инициировал в моей душе такое теплое спокойное и неповторимое воодушевление какого я очень давно не испытывал. Что любопытно, основал монастырь монах Савва, ученик Сергия Радонежского. А в воскресенье, то есть на следующий день я уже ехал на съемки в древний Радонеж, туда где все и начиналось для нашего государства, где формировались основы духовной крепости, единения и величия русского народа. Вот такая вот предистория этой поездки в Звенигород.
В общем пост будет большой, подробный и наполненный моими впечатлениями, которые я обычно и выражаю фото работами. Поэтому рекомендую с пониманием отнестись к достаточному количеству фотографий, что и являются для меня мерилом и глубиной моих личных впечатлений. Надеюсь обычное представление о том, что рядовой зритель и читатель смотрит только первые 15-25 фото, а потом теряет интерес в этот раз не проявит себя таким материальным образом. Этот материал для тех кто хочет поподробней и глубже ознакомиться с этим историческим местом.
Для начала немного о духовном основателе монастыря.
Са́вва Стороже́вский (Савва Звенигоро́дский; умер 16 декабря 1407) - преподобный Русской православной церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из первых (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.
02.
Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского в 1392 году был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.
03.
Первый деревянный храм Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода начали строить ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. По летописям, в 1395 году преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое и было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы.
04.
Основание монастыря на Сторожи можно отнести к 1396-1398 годам. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставил Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия пришёл в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.
Северные ворота монастыря
05.
Вид окрестностей монастыря со смотровой площадки.06.
В 1650-1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8-9 м, толщина около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось 6.
07.
Крепость строилась по царскому указу под руководством Н.М. Боборыкина и А. Шахова.
08.
В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651-1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.)
09.
Мы входим на территорию монастыря. Это Трапезная палата (1652-1654 гг.).
10.
11.
Трапезная (найденные при раскопках старая трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке) - четырёхэтажное строение, выдающееся достижение русской архитектуры XVII века, одна из крупнейших по площади каменных построек своего времени, которую с восхищением описал еще Павел Алеппский. В белокаменном подклете, углублённом на 6 м в землю, помещался ле́дник и имелся колодец глубиной 15 м. На втором этаже находилась кухня, вокруг которой были кельи для служителей.
На третьем этаже располагалась собственно столовая палата, перекрытая крестовыми сводами, площадью около 500 м² (для сравнения - площадь Грановитой палаты Московского Кремля - 495 кв. м). Трапезная освещалась «кругом» окнами, причём со стёклами, а не со слюдой. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей. В верхнем этаже хранилась монастырская казна. Передний фасад трапезной имел архитектурные украшения, в частности, карниз, что являлось новинкой для XVII столетия. В 1806 году, после того как перекрытия четвёртого этажа обрушились, здание было сильно перестроено. В XX веке проведена научная реставрация памятника.
12.
Для росписи этих храмов, построенных в так называемом «звенигородском» стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918-1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.
Напротив Трапезной палаты - Часовня-беседка построенная в 1989 году на старом фундаменте алтарной части храма преподобного Иоанна Лествичника.
13.
Часовня построена в память о больничном храме во имя прп. Иоанна Лествичника, который был разобран в XIX веке.
14.
В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника...
15.
Преподобный Савва Сторожевский умер 3 (16) декабря декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 (29) января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы произошло переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.
16.
С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое - это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты...,
17.
...а второе - явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.
18.
19.
20.
Около 1405 года был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 1406/1407 году был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.
21.
17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты и изъяты VIII отделом Народного комиссариата юстиции РСФСР. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.
22.
Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом (исследователем описания жития святых) и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое Житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин. Первая икона преподобного Саввы была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием. Памятник преподобному Савве открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.23.
Вид на другие храмы Саввино-Сторожевского монастыря (о них и не только будет идти речь во второй части моего рассказа).
24.
К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек.
25.
В ходе раскопок 1955-1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта апсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.
26.
27.
28.
29.
Надо сказать что мне удалось заглянуть внутрь за кованую решетку. Эти подвальные помещения очень глубокие - метров пять-шесть наверное и в хорошей сохранности. Дух захватывает...
30.
Рождественский собор - один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404-1405 гг.). Выстроен на месте деревянного храма из белого камня - известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры. Четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.
31.
32.
Собор Рождества Богородицы - композиционный центр всего монастырского ансамбля и редкий образец древнерусского зодчества, сохранившийся до наших дней.
33.
Он был построен на средства князя Юрия Звенигородского немногим позже собора Успения на Городке, также из белого камня, хотя и, по всей вероятности, другими мастерами, которые, по мнению исследователей, стремились скопировать собор в крепости князя, но обладали меньшим искусством, нежели строители последнего. Поэтому собор Рождества Богородицы более раздается вширь, нежели ввысь.
Храм увенчан одной главой. Изначально она была, по-видимому, шлемовидной, но в XVII веке ее заменили новой, луковичной формы. В массивном барабане прорезаны высокие узкие окна.
34.
35.
Во второй половине XVI века к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы. Это, по сути, небольшой храм с одной главой и отдельно выступающей апсидой. К тому же времени относится и новая двусторонняя паперть.
36.
37.
38.
Украшения стен храма - резной белокаменный пояс на уровне середины высоты фасадов и повторяющие тот же узор окаймления верха барабана и апсид.
39.
40.
Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV-XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.
41.
В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.
42.
Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых - Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.
43.
44.
45.
Перспективные порталы с килевидным завершением - также немаловажная часть декора храма. Схожие порталы можно увидеть и внутри собора.
46.
В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной - осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону. Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.
47.
48.
В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.
49.
Храмосданные доски собора.
50.
51.
52.
Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная - с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII - начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь прп. Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.
53.
54.
55.
Фотографировать в храме нельзя, но изловчиться таки можно)
56.
57.
58.
59.
С запада от собора находится великолепный Дворец Алексея Михайловича.
60.
Дворец царя Алексея Михайловича строился в три этапа. В 1652-1654 годах была сооружена северная часть дворца. В 1674-1676 годах дворец представлял собой одноэтажное строение на подклете из семи клетей с отдельными входами длиной около 100 м. Парадную центральную часть занимали покои царя, в северной части находились кухонные помещения, остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. У четырёх клетей был деревянный второй этаж, куда вели узкие внутристенные лестницы. В 1686-1687 годах при царевне Софье крышу и тесовые терема разобрали и надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж. Дворец сильно пострадал при пожаре 1742 года.
61.
62.
63.
64.
Обойдем Рождественский собор.
65.
66.
67.
68.
69.
Во
второй части я расскажу о других любопытных храмах Саввино-Сторожевской обители, еще о Дворце Алексея Михайловича, Царском дворце, стенах, башнях монастыря и о многом другом. Там будет больше Красоты, прогулок и меньше текста)
Источники:
Википедия
Официальный сайт Саввино-Сторожевского монастыря
Сайт "Соборы"
© Vladimir d’Ar, 2017
Часть вторая